Разделяйте ролевые функции и личностные реакции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделяйте ролевые функции и личностные реакции



С проблемой смешения личностных и ролевых реакций часто сталкивают­ся представители многих профессий, которые по долгу службы вынуж­дены принимать или выполнять непопулярные решения: милиционеры, судьи, транспортные контролеры, учителя, налоговые инспектора и т. д. Чтобы сохранить в таких условиях душевное равновесие и не стать жерт­вой стресса, нужно уметь отделять свою социальную роль от собственной личности. Для этого нужно осознать, какие ваши поступки являются ро­левыми (фактически независящими от вас), а какие вы принимаете исхо­дя из своих личных пристрастий и установок. Мысленно сравните свою профессиональную роль с профессиональной одеждой (мундиром, спе­цовкой), и когда вы вынуждены выполнять неприятные для других дейст­вия, представляйте себе, что эти действия идут не от вас, а от вашей спец­одежды. Когда же люди будут направлять на вас поток отрицательной энергии, пусть она также уходит в ваш мундир. Раз в неделю вытряхивай­те вашу рабочую одежду или чистите ее, представляя, как вместе с пылью с нее слетают все негативные чувства и пожелания.

«Принцип зебры»

Счастье и несчастье перемешано не только в пространстве, но и во време­ни. Вслед за чередой проблем и неприятностей неизбежно наступает поло­са светлых дней и хорошего настроения. Если судьба уж слишком энер­гично «прессует» вас, не давая передышки, замрите на некоторое время, отступитесь от борьбы и переведите дух. Может быть, ваше время просто еще не наступило и вам следует не биться насмерть с неприступной фор­туной, а накопить сил и хорошенько подумать, какой дорогой вы идете.


1 76 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов


6.2. Способы саморегуляиии психологического состояния во время стресса 1 77


 


Имейте в виду: очень часто подобные черные полосы посылает нам не чуждый нам рок, а наше' собственное подсознание, которое таким образом просто хочет показать, что мы выбрали неверную цель. В этом случае не следует всеми силами упираться, сопротивляясь своей сущности, а есть смысл подкорректировать свои намерения.

Прагматизаиия стресса

Если кто-то критикует вас или говорит вам неприятные вещи, то прежде чем выпускать из надпочечников порцию разрушительного адреналина, сделайте эмоциональную паузу (для этого можно выдохнуть и на время задержать дыхание), после чего спросите себя: «Какую пользу я могу из­влечь из данных слов?» Поверьте, что при желании пользу извлечь можно из чего угодно: из навоза получается прекрасное удобрение, зубная боль служит источником доходов для стоматолога, а из бытового мусора в Япо­нии получают электричество. Точно так же и из запальчивой критики вы, если постараетесь, можете извлечь какую-то новую информацию о себе или о собеседнике. А дальше нужно совершить самый трудный, но увлека­тельный поступок: похвалить своего оппонента! За что? Это вы можете придумать сами, например:

* за то, что он помогал вам тренировать выдержку и терпение; ф за то, что он помог вам посмотреть на себя со стороны; + за радость победы над собой и над ситуацией (если вы все-таки не под­дались на провокацию и не дали волю гневу и раздражению).

Диссоциирование от стресса

Существует несколько методов отстраненного (диссоциированного) восприятия событий.(рис. 42).

Рис. 42. Способы диссоииаиии

Первый прием диссоциации связан с изменением масштаба со­бытия.

К примеру, если у человека вскочил прыщ на лбу, это может показаться до­вольно неприятным делом, особенно если он рассматривает его в упор


в зеркало, да еще через увеличительное стекло. Его эмоциональное напря­жение уменьшится, если он представит себе, как этот прыщ будет-выгля­деть с другой стороны улицы или с расстояния в километр? Вас задел за живое сокурсник, который списал у вас ответы контрольной работы и по­лучил пятерку, в то время как вам преподаватель поставил только «четы­ре». Вы вне себя от ярости и праведного гнева? Замечательно. Л теперь представьте, как эта ситуация выглядит с борта Международной космиче­ской станции? А с поверхности Марса? Какие-то маленькие червячки ки­пятятся непонятно из-за чего.

Второй прием диссоциации связан с изменением не пространст­венного, а временного масштаба [22]. Подумайте, как вы будете ду­мать о своем эмоциональном порыве через месяц? Наверное, он пока­жется мелкой стычкой по забытому поводу. А через год вы будете помнить, из-за чего у вас сегодня подскочило давление? Вряд ли. А через пятьдесят лет?

Третий прием связан с изменением так называемых «субмодаль­ностей», т. е. характеристик нашего восприятия окружающего мира [7, 8, 22].

Например, человек может представить ситуацию, которая вызывает у него стресс, в виде черно-белой неподвижной картинки. Он также может изме­нить пропорции картинки, сделать одних персонажей крупнее, а других мельче, чем они были на самом деле. При этом образы людей или предме­тов, которые являлись источником стресса, обычно уменьшают или дела­ют изображение нечетким и блеклым.

Четвертый прием диссоциации может подойти для людей, за­трудняющихся при создании зрительных образов.

В этом случае вы можете взять несколько мелких предметов (скрепок, пу­говиц, шахматных фигурок и т. д.) и смоделировать стресс, изобразив себя и других участников стрессовой ситуации в игровой форме. Взгляд со сто­роны и свое превращение в маленькую фишку сыграют свое положитель­ное дело, и вы сможете гораздо спокойнее посмотреть на все происхо­дящее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.006 с.)