Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве



Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве

 

Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

 

Магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности»

 

Воронеж – 2014

 

 

Автор: Баева Н.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно- процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Ефанова В.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности Воронежского государственного университета, доцент

Дорофеева В.Ю., кандидат юридических наук, адвокат Воронежской областной коллегии адвокатов

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция магистерской программы «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности»

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 30 августа 2011 года)

Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 28 сентября 2011 года)

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2012 года)

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 28 августа 2013 года)

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2014 года)

 

 

© Баева Н.А.,2014

© Российская академия правосудия, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………......4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………....8

Тематический план………………………………………………………….........9

Программа курса…………….…………………………………………….…….11

Планы семинарских занятий………………….……………………………..….14

Планы практических занятий…………………………………………………...19

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя ………………………………..……….................27

Контрольные задания …….…………………………………………...………...30

Литература………………………………………….……………………..…..…40

Вопросы к зачету………………………………………………………………...47

 

Введение

Проблема обеспечения конституционного права личности на получение квалифицированной юридической помощи в современный период развития государственно-правовых институтов в России является одной из наиболее значимых. Исключительно важным для позиционирования изменившихся подходов к целям уголовно-процессуальной деятельности, закрепленным в ст.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года, в рамках которой наиболее остро по объективным причинам затрагиваются права личности, явилось определение назначения современного российского уголовного судопроизводства как равнозначной системы защитных мер: прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Закрепив на законодательном уровне принцип состязательности сторон, обозначив, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела по существу отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или должностное лицо, законодатель фактически определил неизбежность профессионального взаимодействия сторон в рамках уголовно-процессуальной деятельности, генезис которой заключается в диаметральной противоположности их функциональных задач и необходимости разрешения дела.

Формирование знаний, умений и навыков у студентов, получающих квалификацию магистр юриспруденции, в качестве неотъемлемого компонента предполагает обучение навыкам профессиональной деятельности, которой предстоит заняться по окончании ВУЗа, формирование профессиональных компетенций, непосредственно связанных с широким спектром юридических профессий. Юридическое образование, включая программы повышения квалификации, должно способствовать решению стоящих перед государством задач по обеспечению гарантированного права на получение квалифицированной юридической помощи.

В курсе «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» рассматриваются социальные предпосылки возникновения и развития института правозащиты, этапы развития Российской адвокатуры, современное состояние адвокатуры как института гражданского общества; комплексно излагаются концептуальные основы уголовно-процессуальных, психологических и тактических (криминали­стических) аспектов адвокатской деятельности, этические стандарты адвокатской деятельности, особенности публичной речи и ораторского искусства адвоката; анализируются положения действующего уголовно-процессуального законода­тельства и законодательства об адвокатуре, выявляются пробелы и коллизии в правовой регламентации статуса адвоката и адво­катской деятельности в уголовном судопроизводстве России.

Цель курса – подготовка магистров, обладающих профессиональными компетенциями в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в уголовном судопроизводстве.

Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучающимися сущности процессов становления и развития правозащиты в России, социальной значимости профессии адвоката в правовом демократическом государстве; воспитание у студентов гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня общей и правовой культуры; формирование понимания необходимости организации и функционирования судебной системы в соответствии с принципами, закрепленными в законодательстве; выработка навыков творческого анализа государственно-правовых явлений, институтов и норм, правильного их применения в процессе практической деятельности, связанной, прежде всего, с защитой нарушенных прав; формирование у обучаемых умения исследовать нормативно-правовые, нормативные акты, обстоятельства дела и давать им аргументированную правовую оценку. К ряду первостепенных задач курса относятся также усвоение студентами теоретико-правовых основ данной учебной дисциплины, создание у обучающихся прочной системы знаний о сущности и содержании защитной деятельности, предназначении адвокатуры в Российской Федерации, ее роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения прав и свобод личности.

В результате освоения курса «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» студенты должны знать:

международно-правовые и конституционные принципы защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве; социальные предпосылки возникновения, роль и место адвокатуры в правоохранительной системе государства; правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации; принципы организации и деятельности адвокатуры; предмет профессиональной защиты в современном уголовном процессе России; содержание правового статуса адвоката в уголовном судопроизводстве; этические стандарты профессиональной защиты; научно-теоретические основы деятельности адвоката; способы защиты прав и интересов доверителя; стандарты процессуальных действий адвоката; особенности профессиональной защиты от обвинения в совершении преступлений отдельных видов;

уметь: анализировать государственно-правовые явления, институты и нормы; правильного применять правовые нормы в процессе практической деятельности; исследовать нормативно-правовые, нормативные акты, обстоятельства дела и давать им аргументированную правовую оценку; формировать правовую позицию по делу; оценивать судебную перспективу дела.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в правоохранительной деятельности:

— готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

— способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

— способностью квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в сфере судебной защиты прав граждан (ПК-7);

— способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере судебной защиты прав граждан (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

— способностью квалифицированно проводить научные исследования в области уголовно-процессуального права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

— способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Выпускник должен владеть:

методикой творческого исследования уголовно-процессуальных явлений, институтов и норм; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой нарушенных прав граждан и юридических лиц в уголовном судопроизводстве; методикой формирования аргументированной правовой оценки защитной ситуации, формирования правовой позиции по делу; навыками публичного выступления.

Учебный курс рассчитан на два семестра, итоговой формой аттестации является зачет.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Экзаменационная сессия  
Форма итогового контроля зачет

 

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лек-ции   Семи- нары Практ. заня- тия С/р
1. Тема 1. Международно-правовые и конституционные принципы защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве   - -  
2. Тема 2. Правовые основы профессиональной юридической помощи   - - (интер-акт. ф.з.)  
3. Тема 3. Этика профессиональной защиты   -   -  
4. Тема 4. Научно-теоретические основы деятельности адвоката в уголовном процессе   - - (интер-акт. ф.з.)  
5. Тема 5. Конфликты в деятельности адвоката (основы предупреждения и разрешения) Тема 6. Реализация функции защиты в условиях состязательного процесса   -   -  
6.   Тема 7. Особенности профессиональной защиты прав и интересов граждан (защитные ситуации)   -   -    
7. Тема 8. Судо­производство с участием присяжных заседателей   - - (интер-акт. ф.з.)  

 

 

Программа курса

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный Закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ.2002. №23. Ст.2102.

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (ред. от 22.04.2013)// Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990г. в Гаване // Доклад Восьмого конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. – Гавана, 1990. – С.131-136.

Основные положения о роли адвокатов. Приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке // Адвокатская деятельность и адвокатура. Сборник нормативных актов и документов. – М.: Юрист, 2005. – С.20-28.

 

Основная:

Баев М.О. Тактико-этические начала деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве / М.О.Баев, Н.А.Баева. – М., Издательство «Юрлитинформ», 2009. С.302-318.

 

Дополнительная:

Бойков.А.Д. Адвокатура и адвокаты. – М. Издательство «Юрлитинформ», 2006. С.95-99.

Володина С.И. Этос в судебной речи адвоката // Адвокатская практика. 2013. N 1. С. 2 - 5.

Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве: учебник. – М.: Экзамен, 2005.С.249-266, 282-303.

Стецовский Ю.И. Адвокатура и государство / Ю.И.Стецовский. – М.: Юристъ, 2007. – С.158-223.

Семинарское занятие № 2

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013). //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (ред. от 22.04.2013)// Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

Рекомендация N R (85) 11 Комитета министров Совета Европы"О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" (принята 28.06.1985) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.- М.: СПАРК, 1998. С. 114 - 116.

 

Основная:

Адвокатура в России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.А, Власова, О.В. Исаенковой. - М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2008. С.135-158.

Баев М.О. Тактико-этические начала деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве / М.О.Баев, Н.А.Баева. – М., Издательство «Юрлитинформ», 2009. С. 203-286.

 

Дополнительная:

Анисимов В.Ф., Рудик О.С. Проблемы реализации адвокатской тайны при противодействии легализации (отмыванию) денежных средств // Адвокатская практика. 2013. N 2. С. 2 - 5.

Баева Н.А. Злоупотребление правом в уголовном судопроизводстве //Общество, право, правосудие: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», Центральный филиал; отв за вып. В.И.Филатов. – Воронеж: ООО Типография «ЛИО», 2010.- Ч.1. – С.201 – 210.

Гордейчик С. Злоупотребление правом на защиту / С.Гордейчик // Законность. – 2006. - №12.

Малиновский А.А. Недопустимость злоупотребления правом как общеправовой принцип / А.А.Малиновский // Право и политика. – 2006. - №9.

Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России. Опыт систематизации постановлений советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / А.Н. Марков. - М., 1913. С.422.

Семинарское занятие № 3

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Основная:

Баев М.О. Тактико-этические начала деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве / М.О.Баев, Н.А.Баева. – М., Издательство «Юрлитинформ», 2009. С.166-202, 329-369.

Зорин Г.А.Использование криминалистических игр, инверсий, эффектов и тактических ловушек при расследовании, обвинении и защите по уголовным делам / Г.А. Зорин. - М.: Юрлитинформ, 2002. С.

 

Дополнительная:

Баева Н.А. Психологические аспекты принятия решений процессуальными участниками досудебной сделки о признании вины // Досудебное соглашение о сотрудничестве (правовые и криминалистические проблемы): материалы научно-практической конференции (Воронеж, 21-22 декабря 2009года). – Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – Вып. 6. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2010. С.38-49.

Богданов В.П., Богданова И.С. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов и судов: некоторые вопросы теории и практики // Адвокат. 2013. N 1. С. 24 - 36.

Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. – С. 314-325.

Полянский Н.Н. Правда и ложь в уголовной защите / Н.Н. Полянский. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та., 2003. – С.40-88.

 

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный Закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ.2002. №23. Ст.2102.

Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990г. в Гаване // Доклад Восьмого конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. – Гавана, 1990. – С.131-136.

Основные положения о роли адвокатов. Приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке // Адвокатская деятельность и адвокатура. Сборник нормативных актов и документов. – М.: Юрист, 2005. – С.20-28.

О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 года №534 // СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.

О государственных юридических бюро Постановление Правительства РФ от 25.12.2008 N 1029 // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 229.

 

Основная:

Адвокатура в России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.А, Власова, О.В. Исаенковой. - М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2008. С.5-32.

 

Дополнительная:

Стецовский Ю.И. Становление адвокатуры в России. – М.:Волтерс Клувер, 2010. С.210-237.

Троицкий Н.А.Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904гг. –Тула: Автограф, 2000. – С.187-228.

Хатуаева В.В. Реализация диспозитивного начала при регламентации упрощенных форм уголовного судопроизводства / В.В.Хатуаева. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – С.17-28.

Яшина О.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. 2013. N 4. С. 35 - 40.

 

Практическое занятие № 2

Задание к задаче.

1. Проведите беседу с лицом, обратившимся к вам за юридической помощью, уточнив необходимые для дела обстоятельства.

2. Сформулируйте основные требования доверителя.

3. Определите наличие или отсутствие правовой позиции по делу.

4. Укажите лиц, участвующих в деле.

5. Определите круг доказательств по делу.

6. Оцените судебную перспективу дела, применив метод «Дерево решений».

 

Игровой этап: студенты обсуждают ситуацию в парах, следуя предложенному заданию, используя элементы ролевой игры.

Подведение итогов: ведущий обобщаетрезультаты обсуждения, обращая внимание на позитивные и негативные стороны работы каждой пары.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (ред. от 22.04.2013)// Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

 

Основная:

Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А.Воскобитовой. – М.: Волтерс Клувер, 2006. –

 

Дополнительная:

Зашляпин Л.А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности: прелиминарный аспект / Л.А.Зашляпин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.- С.139-172.

Конин В.В. Процессуальные и тактические аспекты деятельности защитника в состязательном процессе / В.В.Конин. – М.: Юрлитинформ, 2009.- С.7-83.

Быков В.М. Назначение следователем дополнительной или повторной судебной экспертизы по ходатайству участников со стороны защиты или потерпевшего // Адвокатская практика. 2013. N 2. С. 16 - 18.

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: Судо­производство с участием присяжных заседателей

Интерактивное занятие в форме ролевой игры

 

Подготовительный этап. Студенты выбирают одну из задач и заранее готовят выступление продолжительностью 7-9 минут. В процессе подготовки защитительной речи следует обратить внимание на:

1) цели и задачи стороны защиты;

2) способы осуществления поставленных задач, их законность и этичность;

3) возможный конфликт интересов;

4) коммуникативные качества речи.

Задача №1. Учащийся девятого класса Виктор Абрамов обвинялся в том, что, находясь в состоянии душевного волнения, тремя выстрелами из охотничьего ружья убил своего отца. Убийство было следствием длительных, травмирующих переживаний, вызванных грубым насилием и тяжкими оскорблениями со стороны отца по отношению к сыну, его матери и сестре. В день убийства отец Виктора пришел домой пьяным, стал дебоширить, сквернословить, выгнал жену, посылая ее продать кожаное пальто. Из показаний Абрамова: «Я взял ружье, отец пошел в ванную. Был момент, когда я колебался, был момент, когда я думал бежать с этим ружьем, но отец вышел из ванной и пошел на меня. Тогда я произвел один за другим два выстрела. Отец упал. Я постучал к соседям и сказал, что убил своего отца. Вернулся в комнату, отец лежал на полу и хрипел. И не знаю почему, я автоматически перезарядил ружье. … И я выстрелил в третий раз, чтобы раз и навсегда кончить».

 

Задача №2. В подъезде дома был найден окровавленный мужчина, стонавший от боли. Жильцы опознали его как приятеля проживающего на третьем этаже Горбачева. По его словам, они с приятелем - Бровко в этот вечер выпивали. Бровко быстро захмелел, отказался продол­жать выпивку и, сославшись на то, что он должен поскорее идти домой, поднялся из-за стола. Горбачев проводил гостя до входной двери и вернулся к себе. Это было в десятом часу вечера. Приблизительно через час после ухода Бровко в дверь Горбачева по­стучала соседка по квартире и сказала: «Идите скорее на лестницу, там ваш приятель корчится и стонет».

Горбачев, по его словам, вышел на площадку вто­рого этажа и увидел Бровко, который стонал и держал руки на животе. Подсудимый вышел на улицу и вызвал карету скорой помощи. При содействии Горбачева Бровко был доставлен в больницу. Несколько раз подсудимый приходил в больницу справляться о состоянии здоровья больного. Через два дня Бровко умер. Вскрытие показало, что у него была раздроблена печень на одну восьмую долю. Горбачев был привлечен к уголовной ответственности.

Свидетельница Жукова, допрошенная в стадии предварительного показала: «Я бы­стрым движением распахнула двери и увидела, что Горбачев ногой ударил по животу лежавшего чело­века».

На очной ставке с Горбачевым эта свидетельница уже говорила несколько иначе: «Когда, услышав стоны за дверью, я открыла ее, то увидела Горбачева с за­несенной над лежавшим Бровко ногой». В дальнейших своих показаниях свидетельница Жукова указывает: «Бил ли Горбачев ногой Бровко, я точно сказать не могу».

 

Задача №3. В детской палате отделения патологии беременных института клинической медицины был облит едкой жидкостью ребенок роженицы Малиновой, врача-ординатора терапевтического отделения этого же института. Тяжелые ожоги лица и глаз повлекли за собой полную потерю зрения в правом глазу и неизгладимое обезображение лица ребенка.

Следствие исключило преступную неосторожность. Обвинение было предъявлено педиатру Новинской. Основным мотивом, по мнению следствия, стала зависть к положению Малиновой и месть за высокомерное отношение. Новинская все отрицала.

Профессора Пхакадзе, который первым осмотрел ребенка, утверждает, что по характеру ожога можно сделать вывод, что он произошел не от того, что плеснули в лицо кислоту, а от вытирания ватой, намоченной в кислоте. Опытный врач Годунова, более двадцати лет работающая в акушерских отделениях, показала, что няни обычно промывают глаза новорожденным не так, как положено – от периферии к переносице, а выжимают ватку над переносицей и затем проводят ею по глазам ребенка от центра к периферии.

Таким образом, характер ожога свидетельствует о причастности к трагедии другого лица – няни Березовой.

Задание к задачам.

Избрать позицию защиты по делу. Изложить кратко защитительную речь, учитывая, что изложенные в фабулах обстоятельства установлены в ходе предварительного и судебного следствия и защитой не оспариваются.

Игровой этап: студенты выступают с защитительными речами.

Подведение итогов: группа, выступая в роли жюри присяжных заседателей, оценивает соответствие поставленных целей и задач защитника их практической реализации; способы осуществления поставленных задач, их законность и этичность; коммуникативные качества речи.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (ред. от 22.04.2013)// Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

 

Основная:

Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А.Воскобитовой. – М.: Волтерс Клувер, 2006. –

 

Дополнительная:

Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Р. Гаррис. – Тула: Автограф, 2001. – С.20-46, 63-79.

Судебные речи известных русских юристов / под ред. М.М.Выдри. – М., 1956. – 687 с.

Судебные речи знаменитых русских адвокатов / под ред. Е.Л. Рожникова. – М.: Гардарика, 1997. – 392с.

Сергеич П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тула: Автограф, 2000. – 320с.

Ватман Д.П.Судебные речи / Д.П. Ватман; Российская академия правосудия. - М.: Статут, 2006. - 270 с.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя

Спецкурс «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» относится к комплексным прикладным наукам, изучение которых требует от студентов знания материала, уже изученного в курсе теории государства и права, отраслевых и прикладных наук. Межпредметные связи спецкурса «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» с перечисленными видами юридических наук в большей или меньшей степени проявляются в каждой изучаемой теме, и изучение нового материала системно связано и базируется на остаточных знаниях. В целях более глубокого и полного усвоения материала, студентам рекомендуется повторять соответствующие темы, следуя указаниям преподавателя или самостоятельно, по мере необходимости, ориентируясь в тематическом плане.

Учебным планом предусмотрены аудиторные виды учебной работы - лекции, семинары, практические занятия, и внеаудиторные - самостоятельная работа, которые являются обязательной и необходимой учебной нагрузкой, включенной в общую трудоёмкость учебной дисциплины. Планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. К каждому занятию студентам следует, помимо конспекта лекции, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Практические занятия предназначены для закрепления знаний, умений, навыков, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. В целях формирования профессиональных компетенций, занятия проводятся в интерактивной форме: учебная дискуссия, ролевая игра, обсуждение конкретной практической ситуации.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения – один из видов учебной работы, предусмотренный учебным планом. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, углубления и расширения представлений об изучаемом предмете; формирования умений и навыков работы с нормативно-правовыми актами, научной литературой и другими источниками; развития познавательной самостоятельности студентов.

Контрольные задания предназначены для закрепления и углубления полученных знаний, формирования и развития самостоятельности, общих и специальных, теоретических и практических, учебных и творческих, коммуникативных и иных способностей.

Контрольные задания состоят из четырех вопросов. Первые вопросы задания направлены на закрепление и углубление теоретических знаний. Структура ответа должна быть основана на раскрытии сущности понятий, включенных в вопрос. Кроме того, теоретический вопрос содержит подвопросы, которые следует обязательно раскрыть в ответе.

Второй вопрос задания – практическая работа с нормативно-правовыми актами. Основное назначение этого вида самостоятельной работы – закрепление навыков работы с нормативно-правовыми актами, умений в использовании методов научного подхода к исследованию юридических документов. Работа оформляется в виде таблицы, что дополнительно способствует структурированию самостоятельно добытых знаний.

Третий вопрос задания - практическая работа с конкретными ситуациями, в ходе которой отрабатывается навык исследования нормативных правовых актов, обстоятельств дела, умение аргументировано оценивать ситуацию, формировать правовую позицию по делу.

Четвертый вопрос задания направлен на развитие познавательной самостоятельности студентов, навыков аргументации своей позиции в дискуссии, в публичном выступлении. На практике часто нужно не только сформулировать собственную позицию, но обосновать её. Часто юрист находится в ситуации противостояния и обязан принимать во внимание позицию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, позиция может отличаться от его собственной. Поэтому очень полезно и в дидактическом, и в развивающем аспекте взглянуть на проблему с разных сторон. Ответ рекомендуется изложить, следуя МОПС-формуле:

М - мнение (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что …

О – обоснование (на чем основываетесь, доводы в поддержку вашей позиции) – потому, что …

П – пример (2-3 факта, иллюстрирующие ваши доводы) – например …

С – следствие (вывод, или призыв к принятию вашей позиции, или необходимые действия) – поэтому…

Виды учебной работы и её объем соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение темы учебным планом. Индивидуальные и групповые консультации преподаватель проводит в соответствии с графиком, ознакомиться с которым можно на кафедре уголовно-процессуального права.

Примеры контрольных заданий

Вариант 1.

Вопрос 1.

Международно-правовые стандарты защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве.

Какие международные нормативные акты формируют стандарты защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве? Какие принципы они закрепляют? Что такое примат международного права? В каком нормативном правовом акте закреплен этот принцип? Какое влияние на национальную систему права оказывают нормы, закрепленные в международных нормативных актах?

Вопрос 2.

В соответствии с положением ч.1 ст.6 КПЭА, профессиональная тайна обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией РФ? В чем вы видите системную связь конституционных положений и корпоративного нормативного акта?

Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3.

Несовершеннолетний Степанов обвинялся в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ. Следователь принял меры по назначению защитника, но Степанов от назначенного адвоката отказался. Не смотря на это, следственные действия производились с участием адвоката.

Дайте правовую оценку ситуации. Почему отказ от защитника, в соответствии с ч.2 ст.52 УПК РФ не обязателен для дознавателя, следователя и суда? К чему может привести отсутствие такой нормы? Чьи интересы охраняет закон в таких случаях?

Вопрос 4.

Известный русский юрист Е.В.Васьковский в своей работе «Организация адвокатуры» (1893г.), писал: «Адвокаты играют роль уполномоченных общества, подобно тому, как прокуроры представляют уполномоченных государства». Обоснуйте мнение Е.В.Васьковского, применив МОПС-формулу (см. раздел «Методические рекомендации»).

 

Вариант 2.

Вопрос 1.

Конституционные принципы защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве.

Перечислите нормы Конституции РФ, обеспечивающие защиту прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве.Какие нормы Конституции РФ создают правовую основу деятельности адвокатуры?

Какое значение имеют решения Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве?

Вопрос 2.

Исследуйте нормы законодательства Российской Федерации об адвокатуре, закрепляющие полномочия адвоката-защитника. Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3.

Адвокат А.Митрофанова и Н.Федорова заключили письменное соглашение на оказание юридической помощи на предварительном следствии супругу Н.Федоровой – Р.Федорову, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30 - п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.

В рамках исполнения данного поручения адвокат Митрофанова участвовала на основании выданного ордера в судебном заседании Ленинского районного суда г. Оренбурга по рассмотрению ходатайства ст. следователя 1 отдела СС УФСКН РФ по Оренбургской области о продлении срока содержания под стражей Р.Федорову. По условиям заключенного с адвокатом соглашения, Н.Федорова обязалась оплатить гонорар в размере <...> руб., в случае посещения адвокатом Митрофановой подзащитного Р.Федорова в СИЗО. Н.Федорова обязалась выплатить адвокату дополнительное вознаграждение в размере <...> руб.

Впоследствии Ф. обратилась в Адвокатскую палату Московской области с жалобой на адвоката М., в которой указала, что 24 октября 2009 г. на ее вопрос о том, как обстоят дела у Ф.Р. и почему адвокат до сих пор не посетила его в СИЗО, М. ответила, что это адвокатская тайна и ничего пояснять она не будет.

Дайте правовую оценку действиям адвоката.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.162 с.)