Проблема объективного критерия возникновения психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема объективного критерия возникновения психики.



Проблема объективного критерия возникновения психики.

На дочеловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о "внутренней картине мира", которую мы привычно представляем себе, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека.

В качестве объективного критерия возникновения психики А. Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность, которая была названа чувствительностью, открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые позволяют реагировать на изменения внешней среды, учитывать в своем поведении ее новые свойства. Таким образом, о наличии психики можно говорить тогда, когда появляется возможность научения.

По А. Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение. В отличие от него С. Л. Рубинштейн считал первичной субъективной формой психического эмоцию. Развивая свою теорию, А. Н. Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое, неделимое целое. "Первоначальные формы чувствительности, в отличие от того, что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от “чувствований” и “аффектов”... Там нет деления на состояния, вызываемые объектом, которые мы называем “чувствованиями” и “воспринимаемыми” свойствами этого объекта. В первоначальной форме чувствительность в смысле “ощущения” и чувствительность в смысле “чувствования” слиты друг с другом. В широком смысле “чувственное” означает эмоционально- сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение", – суммирует А. Н. Леонтьев результат компромисса с точкой зрения С. Л. Рубинштейна.

 

 

Структура сознания

Сознание имеет сложное строение. Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей восходят к античности. Вспомним хотя бы миф о вознице Платона или трехкомпонентную теорию души Аристотеля (см. гл. 2). По А. Н. Леонтьеву, следует творить о трех различных по своему функциональному значению образующих сознания.

Чувственная ткань сознания

Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная ее функция заключается в создании "чувства реальности" внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его. С помощью чувственной ткани сознания преодолевается слитность субъекта и внешнего мира. А. Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минерами, которые потеряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное состояние – "утрату связи с реальностью". Чувственная ткань – это необходимая, но во многом второстепенная образующая сознания. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноценно, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения (дальтонизмом), видят мир лишенным ряда цветов и соответственно располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира.

Значение

Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.п. В универсальных значениях, которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей ("общественные") свойства предметов. Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти различия коренятся в первую очередь в несовпадении культурного опыта. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. За счет того или иного положения в системе индивидуальных значений слова приобретают коннотации, т.е. дополнительные значения, которые не зафиксированы в словарях. Например, слово "немец" еще долго после окончания Второй мировой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями "враг", "плохой человек".

Личностный смысл

В отличие от универсального значения "для всех" личностный смысл фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Например, одно дело рассуждать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно принимать меры по ее искоренению, и совсем другое – стать жертвой уличного ограбления. Одно и то же понятие "преступление" в нервом случае будет иметь универсальное беспристрастное значение, а во втором окрасится субъективным личностным смыслом. Таким образом, личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его "моим", поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.

"Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла – значения для индивидуальной жизни" (А. Н. Леонтьев).

Генезис, строение и функционирование конкретных систем значений изучает психосемантика (см. параграф 1.3). С помощью метода построения субъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей или представителей определенных социальных групп. Поясним технологию выявления структуры семантического пространства на примере конкретного и крайне информативного для методологов психологии исследования (Петренко, 2010). В данном исследовании испытуемым предъявлялся перечень направлений психологии. Каждое из направлений следовало оценить по 16 значимым для понимания сути этих направлений шкалам (например, по шкалам "эволюционизм – неизменность", "знаковое опосредствование – непосредственность", "активность субъекта – реактивность", "суверенитет психики как особой реальности" и т.д.). Поскольку ряд ответов показывал высокую корреляцию между собой (так, например, если какое-то из направлений получало высокие баллы по шкале "активность", то велика была вероятность, что ее также высоко оценят по шкале "эволюционизм"), группы шкал объединяли в факторы (подробнее о принципах факторного анализа см. гл. 10). Таким образом, каждое из направлений психологии получило свои координаты в семантическом пространстве методологических признаков.

Рассмотрим пространство, сформированное двумя факторами, которым были присвоены названия "активность и произвольность человека" (ордината) и "ориентация на исследование познавательных процессов – ориентация на исследования личности" (абсцисса). В первый фактор вошли пять шкал, а во второй фактор – три (рис. 3.5).

 

Рис. 3.5. Размещение направлений психологии в семантическом пространстве (Ф1, Ф2) методологических признаков (адаптировано из Петренко В. Ф., 2010)

Если проанализировать полученное пространство, станет видно, что респонденты воспринимают психоанализ, когнитивную психологию и гештальтпсихологию как достаточно близкие друг другу. При этом традиционный вариант деятельностного подхода А. Н. Леонтьева кажется им схожим со школой Ж. Пиаже с точки зрения ориентации на исследование познавательных процессов, а вот современное его состояние скорее тяготеет к гуманистической психологии, т.е. концентрирует свой интерес па исследованиях личности. Семантические пространства позволяют увидеть, насколько психологически "близки" или "далеки" друг от друга объекты, которые подверглись испытанию.

Аналогичный прием можно использовать для выяснения отношения, например, к политическим деятелям или партиям, странам или маркам товаров, размещая их в семантическом пространстве интересующих категорий.

 

Таблица 3.1

Проблема объективного критерия возникновения психики.

На дочеловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о "внутренней картине мира", которую мы привычно представляем себе, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека.

В качестве объективного критерия возникновения психики А. Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность, которая была названа чувствительностью, открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые позволяют реагировать на изменения внешней среды, учитывать в своем поведении ее новые свойства. Таким образом, о наличии психики можно говорить тогда, когда появляется возможность научения.

По А. Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение. В отличие от него С. Л. Рубинштейн считал первичной субъективной формой психического эмоцию. Развивая свою теорию, А. Н. Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое, неделимое целое. "Первоначальные формы чувствительности, в отличие от того, что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от “чувствований” и “аффектов”... Там нет деления на состояния, вызываемые объектом, которые мы называем “чувствованиями” и “воспринимаемыми” свойствами этого объекта. В первоначальной форме чувствительность в смысле “ощущения” и чувствительность в смысле “чувствования” слиты друг с другом. В широком смысле “чувственное” означает эмоционально- сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение", – суммирует А. Н. Леонтьев результат компромисса с точкой зрения С. Л. Рубинштейна.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.009 с.)