Роль античного театра в истории европейского театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль античного театра в истории европейского театра



 

Огромное наследие оставила нам античность в области литературы и искусства. Основные роды поэзии — эпос, лирика и драма — возникли на почве Греции. Античная архитектура, скульптура и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенства и церкви.

 

А когда в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию, оставленному античностью. Так, представители французской классицистской трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и к их обработке великими драматургами — особенно Еврипидом.

 

В предисловии к своей трагедии «Федра» (1677) Расин так говорит о влиянии на него трагедии Еврипида «Ипполит»: «Хотя в развитии действия я шел несколько иным путем, чем этот автор, я не преминул обогатить свою пьесу всем тем, что мне показалось наиболее блестящим в его пьесе. Если бы я не был обязан ему ничем, кроме общей идеи характера Федры,— я мог бы сказать, что обязан ему, быть может, самым мудрым, что я дал на сцене» 3.

 

В эпоху Просвещения культ античной литературы и театра находит яркое выражение в ряде европейских стран. В Германии горячими поклонниками античности были Лессинг (1729—1781), Гёте (1749-1832) и Шиллер (1759- 1805). Создавая свою теорию драмы, Лессинг изучает античную трагедию и комедию и «Поэтику» Аристотеля. Помимо заимствования ряда сюжетов из античной литературы Шиллер пишет драму «Мессинская невеста», в которой, как и в древнегреческой трагедии, имеются хоры. Гёте с живейшим интересом следит за успехами науки о греческой литературе. На основе сюжета, разработанного Еврипидом, он написал драму «Ифигения в Тавриде» (1779— 1786).

 

В Италии Альфьери (1749—1803) создает свои трагедии, подражая античным образцам. Гольдони (1707—1793) высоко ценил талант Теренция, которого он увековечил в одной из своих комедий, названной именем этого римского драматурга (1754).

 

Это увлечение античными классиками продолжалось и в первой половине XIX века. Произведения Байрона (1788—1824) полны отголосков античной литературы. Преклонение перед греческим искусством привело его в ряды борцов за независимость новой Греции от турецкого ига в благодарность за заслуги, оказанные человечеству Древней Грецией. Шелли (1792— 1822) пишет в 1819 г. лирическую драму «Освобожденный Прометей», вдохновляясь образом эсхиловского Прометея. В произведениях Пушкина и поэтов пушкинской эпохи неоднократно разрабатываются античные сюжеты.

 

Пушкин однажды высказал мнение, что «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». В. Г. Белинский в своих сочинениях неоднократно ссылается на произведения Гомера и великих греческих трагиков V в. до н. э., характеризуя мировое значение греческой литературы и театра.

 

На протяжении всего XIX в., как и в XX в., на европейских сценах шли античные пьесы. Во Франции в 80-х гг. прошлого века ставили «Царя Эдипа» Софокла в Оранже под открытым небом, в театре, сохранившемся еще от времен Римской империи.

 

Роль Эдипа исполнял знаменитый трагический актер Муне Сюлли. Трагедия Софокла «Царь Эдип» была также в репертуаре известного германского режиссера М. Рейнхардта (1873—1943).

 

Наш Художественный театр ставит в 1899 г. софокловскую «Антигону», в 1959 г. эта трагедия была поставлена Учебным театром-студией Московского дома народного творчества, а в 1966 г. в Киеве Театром имени И. Франко. На сцене советского театра неоднократно шел «Царь Эдип» Софокла: еще в 1918 г. он поставлен был в Петрограде Ю. М. Юрьевым. В 1956 г. эта трагедия была поставлена на грузинском языке в Театре имени Ш. Руставели в Тбилиси, в 1966 г.— в Москве, в Театре имени В. Маяковского.

 

В 1925 г. Музыкальная студия имени Вл. И. Немировича-Данченко показывает комедию Аристофана «Лисистрата». Театр имени Вахтангова в 1946 году поставил трагедию Софокла «Электра». В 1961 г. Театр имени В. Маяковского ставит «Медею» Еврипида, в 1962 г. эта трагедия была поставлена в Театре имени Марджанишвили в Тбилиси.

 

Таким образом, античное театральное наследие продолжало жить в европейском театре и много веков спустя после того, как само античное общество пало. Этой жизненностью античного театрального наследия объясняется то обстоятельство, что очень многие слова, относящиеся к театральному искусству, взяты из греческого или латинского языка. Слова: театр, сцена, просцений 4, драма, трагедия, комедия, пролог, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика — греческого происхождения, актер, акт, сатира, опера — латинского.

 

Что же именно привлекало к античной драматургии передовых деятелей театра и литературы?

 

Во времена своего расцвета античный театр, греческий и римский, был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр в Афинах собирал все свободное население города. И особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э. Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины— все это находило отклик у афинских драматургов.

 

Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга.

 

Несмотря на всю ограниченность афинской рабовладельческой демократии V в. до н. э., отстранявшей от политической жизни не только рабов, но и всех свободных женщин, она создавала для афинского гражданина необходимые условия, чтобы принимать участие в управлении государством и широко пользоваться духовными ценностями, выработанными предыдущим развитием культуры.

 

Театр поставил свое искусство на службу общества. Все большие идеи, волновавшие людей того времени, находили свое отражение в театре. Они облекались в совершенную художественную форму и раскрывались через показ больших человеческих характеров и страстей. В центре внимания античной трагедии был человек со всем богатством его интеллектуальной жизни.

 

Столкновение таких характеров создавало острые драматические конфликты, потрясающие ситуации, доставляя вместе с тем высокое эстетическое наслаждение зрителям.

 

Античное искусство — художественная литература, скульптура, архитектутура и театр — встречало высокую оценку у Маркса и Энгельса. Так, во введении к «Критике политической экономии» Маркс, имея в виду сопоставление античного и буржуазного искусства, говорит, что произведения античного искусства до сих пор сохраняют для нас «значение нормы и недосягаемого образца» 5. Известно, что Маркс любил перечитывать Эсхила в подлиннике и что особенно был ему близок образ Прометея.

 

В заключительном слове на Первом съезде советских писателей в 1934 году Горький призвал советских драматургов учиться у античного театра искусству преображать трагическое «в тех совершенных формах, как умели его изображать древние трагики» 6.

 

Ввиду того значения, какое имеет античный театр в развитии мирового театрального искусства, перед советским театром и театроведением стоит проблема освоения античного театрального наследия. Эта проблема шире, чем вопрос о внесении в современный репертуар античных пьес. Знание античного театра содействует более глубокому разрешению и некоторых вопросов истории и теории театрального искусства.

 

Если изучать историю только европейского театра, исключив страны Востока, то античный театр окажется древнейшим.

 

При изучении античного театра есть возможность проследить в общих чертах его эволюцию от самых первых ступеней до расцвета в творчестве величайших драматургов Греции и Рима и до его падения, обусловленного крушением всего рабовладельческого общества

 

. При изучении античного театра мы имеем возможность проследить зарождение драматических жанров — трагедии и комедии — и их дальнейшую эволюцию. Совершенно очевидно, что этот вопрос представляет громадный теоретический и исторический интерес для изучения истории западноевропейского театра. Некоторые же разделы последней (театр эпохи Возрождения, классицистский театр в европейских странах вообще) в полной мере могут быть уяснены лишь при условии знания истории античного театра, и в частности его драматургии, послужившей или непосредственно материалом для переработки, или образцом, по которому создавались собственные произведения.

 

Знание античного театра имеет большое значение при решении ряда вопросов теории театрального искусства — о сущности трагического и комического, о драматическом конфликте, о характерах и действии в драме и т. д.

 

Наконец, произведения античной драмы и до сих пор продолжают доставнаслаждение.

 

Естественно, что и теперь в какой- то мере они входят в репертуар современного театра, составляя в нем наряду с некоторыми произведениями более поздних эпох так называемую классику. Но античная драма возникла в отдаленную от нас эпоху, в иной социальной среде,— многое нам уже чуждо, непонятно и просто враждебно, например, рабство. Для нас важно, не искажая действительной картины античного мира, выявить прогрессивные черты в античном мировоззрении, античном искусстве, и прежде всего в искусстве театра.

 

Время от времени античные пьесы идут на современной сцене — советской и зарубежной — и до сих пор живейшим образом волнуют современного зрителя. Поэтому совершенно естественно возникает вопрос о более глубоком и правильном истолковании античного театрального наследия. Задачу истории античного театра можно определить следующим образом.

 

История античного театра ставит своей задачей:

 

1) изучить процесс развития театрального искусства в рабовладельческих обществах Древней Греции и Рима от его истоков до падения, обусловленного крушением античной рабовладельческой формации;

 

2) выявить при этом существенные особенности античного театра, отличающие его от театра других эпох (характер античной трагедии и комедии, эволюция театрального здания и т. д.);

 

3) установить некоторые закономерности, свойственные развитию античного театра;

 

4) и одновременно с этим способствовать разрешению вопроса о более глубоком и полном освоении советским театром и советским театроведением тех сторон античного театра, которые сохраняют свою ценность и в наши дни и продолжают доставлять нам эстетическое наслаждение (правдивое отражение общественной жизни и душевных переживаний человека, постановка больших вопросов, волнующих человечество и в наши дни, совершенство художественных форм произведений и т. п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.082 с.)