Формирование составляющих коммуникативной компетенции в контексте диалога культур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование составляющих коммуникативной компетенции в контексте диалога культур



В условиях интеграции (государств) особенно важен поиск механизма использования многообразия языков и культур и превращения его из фактора препятствующего диалогу между представителями разных лингвосоциумов в средство взаимного обогащения, в инструмент творческого развития и социальной активности. К такому механизму можно отнести языковое образование, базирующееся на межкультурной парадигме. Одним из средств, обеспечивающих достижение этой цели, является формирование у специалиста межкультурной коммуникативной компетенции, которая представляет собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей и норм поведения. Она создает основу для профессиональной мобильности, подготовке к быстро меняющимся условиям жизни, увеличивает возможность профессиональной самореализации на основе коммуникативности и толерантности.

Коммуникативные способности формируются как коммуникативный потенциал личности, основанный на совокупности средств общения, поведения, социального опыта, способности вступать в социальные контакты, регулировать взаимодействие, преследовать коммуникативные цели. Большую роль при формировании коммуникативной компетенции имеют психологические свойства личности (перцептивно- рефлексивные: эмпатия, чувство меры, такта, психологическая готовность к общению).

Многие исследователи отмечают, что в новых условиях глобализирующего мира начинает формироваться новая глобальная культура. В работе Елизаровой Г.В. и Халяпиной Л.П. [4] предлагается концепция обучения И.Я. с целью формирования поликультурной языковой личности, базирующаяся на теории концептосфер. Таким образом, эта цель объединяет исследования в области теории иностранного языка и в области методики преподавания иностранного языка.

 

Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции

• лингвистическая компетенция (linguistic competence) — знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание; •

• социолингвистическая компетенция (sociolinguistic competence) — спо­собность выбирать и использовать адекватные языковые формы и сред­ства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;

• дискурсивная компетенция (discourse competence) — способность пони­мать различные виды коммуникативных высказываний, а также стро­ить целостные, связные и логичные высказывания разных функциональ­ных стилей (статья, письмо, эссе и т. д.); предполагает выбор лингвисти­ческих средств в зависимости от типа высказывания;

• стратегическая компетенция (strategic competence) — вербальные и не­вербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась; такими средствами могут являться как повторное прочтение фразы и переспрос непонятого предложения, так и жесты, мимика, использование различных предметов;

• социокультурная компетенция (sociocultural competence) — знание куль­турных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; фор­мирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;

• социальная компетенция (social competence) — умение и желание вза­имодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению.

 

Лингвострановедческая

Общекультурная

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.004 с.)