Понятие “классической» и «неклассической» философии, их основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие “классической» и «неклассической» философии, их основные черты.



Основные идеи философии марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.

Характерные черты:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики

– единства и борьбы противоположностей,

- перехода количественных изменений в качественные,

- отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе лежит определенный уровень производительных сил (средства производства +люди) и

производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил,

рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян,

капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат– рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Философия жизни».

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира ичеловека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостныйорганический «поток» («порыв», «длительность»), в которомнеразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизнинеобъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизмапредшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализмакак «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум нетождественные понятия! Жизнь– это процесс, свободное стихийное иинстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, вкотором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».

Главное в жизни – не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.

Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.

В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своейжизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэрссылается на положения древнеиндийской философии, зовущейчеловека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человекаи безнадежности его жизни и попыток познать законы природы иобщества. Ни о каком построении разумного и счастливогогосударства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речинет.

Ф.Ницше -выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир – это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя – самоутвердиться.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то

хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полу удачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство. Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютная порода людей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств. Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизнь может быть познана только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен на пространственную фиксацию.

Философия позитивизма.

Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественно-научного и социального материала. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общимипонятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающегомира; на научной (положительной)– человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутренних причин явлений невозможно).

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм или философия существования – это одно из самых популярных течений философии

ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер,

Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.

Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще.

Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимаетместо в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает своюсущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себяи представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек нетолько создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет онтоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самимсобой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая –формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает.Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своейответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюдаосновные определения человеческой экзистенции (существования) – забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д.

Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном, абсурдном (в терминологии А.Камю) мире man, где каждый изолирован от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать

его своей свободой и протестом.

Философия прагматизма.

Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos— «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70_х гг. XIX в. — содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последствиях.

Философия — общий метод решения проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях. Объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются сознанием в ходе решения практических задач. Мышление — средство приспособления организма к среде для успешного действия.

Понятия и теория — инструменты, орудия.

Истина — практическая полезность.

Человеческая сущность — в действии, жизненной практике.

Прагматизм оказало сильное воздействие на интеллектуальную жизнь американского общества; взаимосвязь с традициями западной философии. Тщательно разработаны понятийная система, широкий спектр специфических проблем. В рамках прагматизма — наиболее влиятельная в XX в. теория деятельности.

Развитие философского (философия Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественно-научного знаний (Ч. Дарвин) привело к пересмотру природы знания и истины: интеллектуальная деятельность — не понятийное воспроизведение объективной действительности, а средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей заинтересованного субъекта. Развитие и завершение — в прагматизме, созданном Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839—1914) — основатель, Уильямом Джеймсом (1842—1910), Джоном Дьюи (1859—1952).

В основе прагматизма:

1) теория «сомнения — веры»;

2) теория значения.

Первая основана на «прагматической вере» И. Канта («Критика чистого разума»): если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, приходится делать предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. Действие, основанное не на знании, а на «прагматической вере» — суть доктрины Ч. Пирса. Различают два состояния сознания: сомнение и веру.

Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние.

Вера — готовность действовать, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму — функция мысли. Вторая теория значения: содержание (значение) идеи или понятия — в практических последствиях, которые они вызывают.

У. Джеймс — понятие воли к вере. Волевой момент — основа продуктивной деятельности человека. Необходимость религиозной веры — в эмоциональном удовлетворении. Свои философские взгляды называл радикальным эмпиризмом, подчеркивая их практическую направленность.

Д. Дьюи — теория инструментализма; суть: понятия — инструменты преодоления сомнения на пути к вере. Истина — переход от ситуации проблематической к ситуации определенной. Истина — полезность. Практичный подход к науке: понятия и категории — инструменты действия в зависимости от ситуации. Наука — ключевое средство социальной реконструкции и совершенствования опыта с использованием передовых методов и высоких технологий. При определении истины акцент делается на аксиологию, т. е. ценностные характеристики. Повышенный интерес — к поведению человека: оно детерминировано верой, привычкой, убеждением. Лучший способ изменения социума и человека — изменение привычек. Прагматизм сближается с неопозитивизмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.018 с.)