Новый курс фдр. Экономическая и социальная политика. Буржуазный реформизим в США. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый курс фдр. Экономическая и социальная политика. Буржуазный реформизим в США.



Презид. выборы 1932 г. - Р. потерпели поражение от Д. партии во гл. с изв. полит. деятелем того времени Ф. Д. Рузвельтом (яркий лидер; акт. гос. вмешательство; движение в сторону соц. гос-ва).

Рузвельт выдви­нул смелую широкомасштабную программу реформ - «Новый курс», призванную разрешить вставшие перед страной проблемы. Теоретической основой «Н.К.» явилось эконом. учение кейнсианства (для обеспечения норм. хода произв-ва необх. активное гос. регулир-е эк-ки); особое внимание Рузвельт уделял джефферсоновской концепции собственн. (право собственности оформилось исторически, ее возникновение невозможно без государстваà возникновение невозм. без гос-ва à гос-во должно бороться с издержками своб. развития собств.) и идее праве каждого поколения людей на на обновл. общественного договора в соотв. с меняющимися запросами и потреб. общества. «Мозговой трест»: Моли, Тагвел, Берли à склоняются к гос. регулир-ю и планир-ю круп. бизнеса.

В эволюции «Н.К.» было три этапа: 1) первый Н.К. (весна 1933 - 1935) – преодоление кризиса (приемы экон. регулир-я и планир-я, соц. нововвед. на 2-й план) è способств. «вытаскиванию» экон-ки из кризиса, но мало содейств. разрешению острых соц. проблем àвсплеск левого и правого радикализма; 2) второй Н.К. (1935-1936) – перенос тяжести на соц. программы; 3) третий Н.К. (1937-1940) – решение о приостановке радик. реформ и консол. того, что было сделано, новый экон. спад 1937 побудил к восстан-ю соц-эконом. экспериментов.

! Соц. и эконом. программы админ. пре­зидента ФДР в 1933-1939 привели к расш. вмеш-ва фед. правительства в важн. сферы жизни страны, особенно в эконом. и соц.; выступив против традиц.амер. поли­тики невмешательства гос-ва в экономику, «Новый курс» с самого начала основывался на признании необх-ти системы гос. регулирования экономикиà задача регул-я эконом. деятельности и со­ц. процессов в обществе; большая часть законодат. актов «Н.К.» разработана и принята в первые три месяца президентства Рузвель­та, которые получили название «100 дней».

 

Эконом. реформиро-е: первый шаг – меры по спасению Б. системы: 6.03.1933 - закрыты все банки è «банковские каникулы»à 9.03.1933 – чрзв Б. акт (разрешения на восстановл. финанс. операций выдавались только «здоровым» (крупным) Б.) è дальн. централизация банк. системы; с целью увел. доверия вкладчиков и предотвращения дальнейших банкротств вводилось гос. страхование депозитов; сосредоточ. в руках гос-ва зол. запаса страны; июнь 1933 - закон Гласса-Стигала (разгран. депозит. и инвестиц. фондов); контроль над фондовым рынком и деят-ю бирж.

В области промышленно-аграрной политики особое значение имели два закона: Национальный закон о восстановлении промыш-ти (NIRA) – 16.06.1933 – вводил систему кодексов честной конкуренции, опред. объемы и цену произв. продукции, min з/п рабочих и max продолжительность рабочего дня è укрепл. корпорат. структуры амер. эк-ки и принуд. картелир.; на время функционир-я закона – отмена антитрест. законод-ва.

Закон ААА (о восстановлении с/х) – 12.05.1933 – гл. цели закона: повышение цен на с/х продукцию; премир-е феремеров, добровол. огранич. V3 своего произв-ва; рефинанс.фермер. долгов путем сокращ. процента по ипот. задолж. и удлин. срока погаш. долга è затормозили процесс разор. фермер. хоз-в и немного стабилиз. с/х рынок.

1933 - создано управление долины реки Теннеси (TVA): строит-во ГЭС правление организовало лесонасаждения, боролось против эрозии почв, контролировало промышленность, получающую электроэнергию от станций Теннеси.

Профсоюз. движение: в профс. движении борьба за формы орг-ии, осн. напр-я и методы реализации à господ. позиции АФТ (цехов. принципы, соглаш-во с предпр.) – левое крыло (по произв. принципу) à 1936 – КПП (конгресс произв. профс) – рост членов

Социал-я политика: проблема №1 – безработица à март 1933 - закон о помощи безраб.: выделялись значительные средства на организацию «общественных работ» à организ. специальные трудовые лагеря для безработной молодежиà проект ССС(Корпус гражданского сохранения): проведение общ. работ под контролем армии с целью сниж.уровня безработицы и предотвр. роста преступности (рекруты насаждали деревья, работали в рыбных хозяйствах, очищали пляжи и парки от мусора) è строительство шоссе Блу Ридж, соединяющее Вирджинию и Теннеси + ряд др.работ, что позволило существенно сократить уровень безработицы в стране.

В условиях ширящегося рабочего и демократического движения правительство пошло на некоторые уступки народным массам è ст. 7 а закона NIRA – обязанность признавать профсоюзы + колл. договоры + организ-я общ. работà июль 1935 - «Национальный закон о трудовых отношениях» (закона Вагнера): признавал профсоюзы как независ. участников труд. отношений с опред. правами, запрещал преследовать их членов, заключение колл. договоров; ст. 7 – перечисл. прав рабочих, наруш. которых – «нечестная трудовая практика»; август 1935 – закон о соц. страховании по старости (с 65 лет) и б/раб. (10 нед. в году): начало федерал. системе соц. страх-я США (пенсии и пособия – федерал. – осн. масса населения) à ежегод. налог на инд. доходы работ. по найму = 1% ->выше на 0,5% каждые 3 года; 1938 – закон о справедл. условиях труда: min почасовая (0,25$/час) и max продолж. раб. дня + оплата сверурочных и запрет дет. труда.

! Соц. реформы – результат движения «снизу» à ФДР постоянно искал компромисс (рабочие ßà круп. предпр.).

ФДР – типич.представитель бурж. реформизма: уступки в част. вопросах ради сохранения главного – частнокапиталист. собственности на средства производства, но многие начинания ФДР противоречили интересам буржуазной реакции à оживление экономики - в Верховном суде США добились в 1935 отмены законов о восстановлении промышленности и регулировании сельского хозяйства; в рамках бурж. реформизма найдены способы ослабл. эконом. кризиса и достижения стабилизации, гос-во более гибко регулирует соц. процессы è укрепл. позиции страны в мировой капиталистической экономике è сист. гос. вмешательства в эконом. и соц.сферы постоянно расширялась и совершенствовалась, стала важным фактором развития американского государственно-политического строя.

Выборы 1936 и 1940 – победа ФДР (единств. в амер. истории президент, 3 раза выдвин. кандидатуру)

Внеш. политика: 1932 – установл. дипломатических отношений с СССР (бизнес+активиз. Японии); в отнош. колоний – «политика доброго соседа» - взаимовыгод. отношения, = наций, предост. тех. помощи, невмеш. во внутр. дела à войска ушли с Гаити, смягчен «кабал. договор» с Панамой; Панамерик. конгрессы – деклар. принципов континент. солидарности; 1935 – закон о нейтралитете США à 1939 – подтвержден.

Историография: борьба по вопросу об оценке реформ Н.К. развернулась в амер. истор. науке: ведущее место - историки неолиберального направления (Хофстедтер, Шлезингер-мл.): истор. развитие Америки идет по пути неуклонного развития и расширения либер. традиции и прогрессии. приспособления капитализма к потребностям общ. развития; одно из центр. мест в этом процессе они как раз и отводят Новому курсу.

В отеч. росс. историографии (Кобринская, Воронина, Лихачева, Согрин) за последние неск. десятилетий создан ряд научных трудов, посвящ. анализу Н.К. ФДР, но до конца 80-х годов в трудах российских ученых по новейшей истории, в том числе и по проблемам Н.К. ФДР, сохранялось немало догмат. положений, прочно вошедших в маркс. истор. В наст. время в российской историографии (Далин, Яковлев, Уткин) идет прогрессивный процесс критич. переоценки догматических концепций истории США - к истории Н.К

Вопрос №28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.008 с.)