Методология эконмической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология эконмической науки



Методология – это наука о методах изучения хозяйственной жизни. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, позволяет определить наилучшие приемы для раскрытия закономерностей развития экономической системы.

Методология использует различные методы

Методы – это инструменты (средства), применяемые для исследования экономических процессов и явлений. Методы не только позволяют изучить экономическую реальность, но и выступают средством познания.

Основные методы:

а) Сбор и систематизация статистического материала;

 

Метод основан на изучении конкретных данных, выявлений и обоснований, экономических закономерностей.

 

Анализом систематических данных позволяет выявить тенденции и спрогнозировать направления экономического развития. Главной задачей при обработке данных является нахождение взаимосвязи между различными экономическими показателями и выявление причинно-следственных связей и функциональных связей.

 

б) Единство исторического и логического;

 

Метод позволяет определить последовательность протекания экономических процессов, механизм их возникновения, развития и исчезновения. Метод раскрывает общественное развитие как процесс, который идет в определенной исторической и логической последовательности – от простого к сложному, от раннего к позднему.

 

 

в) Научная абстракция;

 

Основан на выделении главного, основного, отвлекаясь от всего второстепенного, случайного. Это позволяет проникнуть в суть.

 

г) Анализ и синтез реальных процессов;

 

Анализ – это осмысленное расчленение изучаемого явления на составляющие части и исследование отдельно каждой из этих частей.

 

Синтез – объединение отдельных частей в целостную систему.

 

При анализе сначала расчленяют и исследуют, а при синтезе сначала соединяют и изучают.

 

Индукция – переход от изучения единичных факторов к их обобщению. Дедукция, напротив, позволяет перейти от наиболее общих выводов к их обобщению

 

Индукция – от частного к общему, а дедукция – от общего к частному.

 

д) Моделирование и прогнозирование;

 

Метод основан на экономико-математических моделях, которые составляются на основе прогнозных оценок и позволяют решать экономические задачи прикладного характера. Метод раскрывает причины изменений экономических явлений, их закономерности и последствия.

 

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления. Большинство моделей выражаются в виде графиков и математических уравнений.

е) Экономический эксперимент;

 

Метод экономических экспериментов – это искусственное воспроизведение экономических явлений или процессов с целью их изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Метод не является распространенным, и используется, в основном в микроэкономике.

 

Дополнительные методы (в микроэкономике):

- Допущение «при прочих равных условиях». Микроэкономика формулирует законы, в которых указывается, что одно явление вызывает другое, но при равных условиях предполагается, что другие явления не значительны.

- Функциональный анализ. В ходе анализа выбирается характерная черта, а затем начинается поиск факторов, влияющих на нее, и определяется характер их взаимосвязи.

- Равновесный подход к изучению динамичных экономических явлений. Рассматривая постоянную динамику экономических явлений, микроэкономика пытается выявить такие их состояния, которые характеризуются относительной слабостью, т.е. равновесием.

- Предельный анализ позволяет определить, как каждая дополнительная операция, совершенная за определенный период времени, влияет на цель, достичь которую стремится экономический субъект.

 

3 Основные школы и
направления развития экономической мысли.

Теоретическая школа Представители Основные положения
Меркантилизм XVI – XVII вв. Ж.-Б. Кольбер, Т. Ман, А. Монкретьен («Трактат о политической экономии», 1615) Богатство нации – золото; его источником слежит внешняя торговля. Практические рекомендации: ввозить в страну как можно меньше товаров, а вывозить как можно больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства и внешней торговли
Физиократы XVIII в. Ф. Кенэ («Экономические таблицы», 1758 г), А. Тюрго Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. В нем создается тот дополнительный продукт за счет которого и образуется богатство нации. Промышленность – «бесплодная сфера», так как только она перерабатывает продукты земледелия.
Классическая политэкономия XVII – XVIII вв. У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662 г.), А. Смит («Исследование о причинах и природе богатства народов», 1776 г.), Д. Риккардо («Начала политической экономии», 1817 г.) Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условия рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуя свои личные цели, но, направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов
Марксистская политэкономия К. Маркс («Капитал», 1867 г.), Ф. Энгельс   Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство.
Маржинализм XIX в. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, Е. Бем-Баверк Предмет изучения экономики – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности
Неоклассическое направление конец XIX в. А. Маршалл («Принципы экономической науки», 1890 г.) А. Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, влияние различных факторов на спрос и предложение.
Институционализм начало XX в. Т. Веблен («Теория праздного класса», 1899 г.), Дж. Коммонс, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт Рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами определяется не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация и профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.
Кейнсианство XX в. Дж. М. Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.) Такие негативные экономические явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присуща рынку, и хотя рыночный механизм может самостоятельно справится с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Для их минимизации необходимо государственное вмешательство.
Монетаризм XX в. М. Фридмен («Количественная теория денег», 1956 г.) Между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Государство, обладающее прерогативой выпуска денег в обращение, может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении.
Неоклассический синтез XX в. П. Самуэльсон («Экономикс», 1948 г.) Существующая рыночная самонастройка должна дополнятся осторожным государственным регулированием. В реальной экономике важно добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов

 

4 Блага и их классификация. Ресурсы.
Безграничность потребностей.

Блага

Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

1) Материальные блага включают:

- естественные дары природы (земля, воздух, климат);

- продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.).

- внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);

- внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

2) Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

 

Экономические ресурсы

Экономические ресурсы – совокупность элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных баг. Это все, чем располагает общество для производства товаров и услуг

 

 

Виды экономических ресурсов:

Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства

Материальные ресурсы – вещи, созданные в результате производства

Трудовые ресурсы – рабочая сила, население в трудоспособном возрасте

Финансовые ресурсы – денежные средства, используемые для обеспечения производства

Информационные ресурсы – данные, сведения, факты, необходимые для организации производственной деятельности

Человечество постоянно сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов, которое выражается в законе редкости, который гласит, что почти все ресурсы являются ограниченными и должны использоваться рационально.

 

Закон редкости

Его сущность заключается в невозможности удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет их при этом рационально использовать ресурсы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.015 с.)