Спрос и факторы, его определяющие. Парадокс гиффена. Эффект веблена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и факторы, его определяющие. Парадокс гиффена. Эффект веблена.



Спрос – это платежеспособная потребность.

Спрос – это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

 

На спрос воздействует ряд рыночных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров.

Основными неценовыми факторами спроса являются: вкусы, привычки или предпочтения потребителей; число покупателей на рынке; денежные доходы покупателей; цены на сопряженные (заменяющие и сопутствующие) товары; потребительские ожидания изменения будущих цен и доходов.

 

Парадокс Гиффена— при снижении цены на товар, спрос на него снижается, а при повышении цены — увеличивается (картофель).

Эффект Веблена возникает, когда товары приобретаются для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других.

Предложение и факторы, его определяющие.

Предложение – это желание и способность производителей (продавцов) произвести и реализовать товар на рынке.

Рассмотрим, каким образом на объем предложения влияет изменение различных факторов:

1) Цены на факторы производства. При росте цен на факторы производства соответственно увеличиваются затраты на производство товара, что способствует снижению объема предложения. При этом кривая предложения смещается влево. Снижение же цен на факторы производства ведет к снижению затрат на производство, объем предложения увеличивается, кривая предложения смещается вправо.

2) Технологии. Внедрение новых технологий в производство способствует снижению затрат на производство. При неизменных ценах на факторы производства производственные издержки сокращаются, что способствует увеличению объема предложения по существующей цене. В этом случае кривая предложения смещается вверх.

3) Численность производителей. Численность производителей (продавцов) на рынке положительно влияет на изменение объема предложения, кривая предложения смещается вправо.

4) Налоги. Рост налогов ведет к увеличение затрат на производство, а следовательно к снижению объема предложения по существующим ценам. Кривая предложения смещается влево и вверх.

5) Ожидания производителей. Прогнозирование роста цен на производимую продукцию может привести к снижению объема предложения. В этом случае кривая предложения смещается влево и вверх.

 

Эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности изменения спроса на товар к изменению его цены. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент.

Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса.

Рисунок 1 – Точечная эластичность спроса по цене

 

Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:

Рисунок 4 – Дуговая эластичность спроса

 

Эластичность предложения.

Эластичность предложения определяет степень чувствительности предложения некоторого товара к изменению цены этого товара.

Рисунок 5 – Точечная эластичность предложения

Рисунок 6 – Дуговая эластичность предложения

 

??? 14 Влияние государства на рыночное равновесие путем введения налогов и дотаций.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S (рис. 2.1.1.3).

Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем – равновесными.

Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

- если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Рисунок 2.1.1.3 – Рыночное равновесия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.013 с.)