Французский материализм 18 века. Руссо, Вольтер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французский материализм 18 века. Руссо, Вольтер



В сознание проникли идеи философского материализма. Этому явлению противостоял силы католицизма. До буржуазной революции 1789г. во Франции возникло движение, известное под названием Просвещение. Цель: в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за свободу исследования, за критику против апологики.

Видными деятелями французской философии 18в. были: Жюльен Ламетри, Поль Анри Гольбах, Клод Гельвеций и др.

Ламетри доказал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция в конечном счете сводится к материи, которая находиться в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Труды: «Трактат о душе», «Человек-машина», «Человек-растение» и др.

Поль Анри Гольбах. Трактат «Система природы». Главная идея – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение – способ существования материи. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. В природе все необходимо.

Вольтер(1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при этом признает существование бога-творца. Критикует дуализм, говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения и опыт. Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце жизни - республика.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание --- сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи. Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой подчинено развитие и общества, и природы.

Методами научного познания французские материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Выступали против идеалистически-теологического понимания истории человечества. Они доказывали, что движущей силой истории человечества являются человеческие разум, прогресс. Человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Физические удовольствия – самые сильные, но они не постоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные – более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

Различие между народами обуславливается политическим строем. Не существует такого образа правления, который бы вполне удовлетворял требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода – к своеволию; концентрированная власть становиться опасной, власть разделенная – слабой. Средство избавления от недостатков существующих способов правления в просвещении общества. Они утверждали, что процесс воспитания человека оказывает решающее влияние на его физические, умственные и нравственные способности, и оставались в этом вопросе утопистами

Философия И. Канта

Иммануил Кант является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.

Философия Канта может быть условно разделена на два периода: докритический период; критический период.

Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики, социальной философии. Объявление скрыто. Философия Канта критического периода связана с тремя большими работами.

Речь идет о «Критике чистого разума», «Критике практического разума», а также «Критике способности суждения».

Как уже было сказано выше, в докритический период Канта интересовали проблемы природы, естествознания. Важными для него были и проблемы бытия. По сути дела, все новаторство Канта заключается в том, что он первым стал рассматривать все эти проблемы с большим акцентом на проблему развития.

Философия Канта сдержала революционные для того времени выводы. Он заявил, что вся наша вселенная возникла из огромного первоначального облака, которое состояло из разреженных частиц. Он утверждал, что природа имеет свою историю во времени, и что у нее есть свое начало, а также свой конец. При всем этом природа постоянно развивается и меняется. Меняется все живое, а значит, и сам человек.

Человек по Канту – это естественный результат эволюции. Философия Канта имеет большой отпечаток мировоззрений того времени, это выражается в том, что он утверждает, что механические законы имеют свою первопричину и не заложены в материи. Также здесь стоит сказать, что первопричиной он считал Бога. Современники считали открытия Канта по значимости равносильными открытиям, которые в свое время сделал Коперник.

Философия Канта критического периода напрямую связана с проблемами познания.

В «Критике чистого разума» философ отстаивает свои идеи агностицизма – доказывает то, что действительность познать невозможно. Он выдвигает идею, что мир нельзя познать в первую очередь не потому, что он постоянно меняется, а именно потому, что человеческий разум слаб и просто-напросто на это не способен. Познавательные способности человеческого разума слабы.

Трансцендентальная философия Канта уверяет, что выходя за свои рамки, разум человека тут же сталкивается с многочисленными противоречиями. Таких противоречий Кант указал четыре. Назвал он их антиномиями. Самая первая антиномия непосредственно связана с ограниченностью пространства, вторая называется простое и сложное, третья – свобода и причинность, четвертая – наличие Бога.

Разум дает возможность доказать сразу обе противоположности-антимонии. По этой причине мыслящий и оказывается в тупике. Кант утверждал, что существование антимоний подтверждает ограниченность познавательных способностей человека.

В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой познавательной деятельности, а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о: апостериорном знании; знании априорном: «вещи в себе».

В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором – об изначальном. «Вещь в себе» - это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.

Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами: какой должна быть истинная мораль; каким бы должно быть моральное поведение человека.

Проведя анализ, он делает следующие выводы: чистая нравственность – общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное; чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии; мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.

Гегель и законы диалектики.

Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. В котором он впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир) в виде бесконечного, постоянного процесса изменения и развития, При этом, развитие:

а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник развития - противоречия (в первую очередь - внутренние, т.е. лежащие в самом предмете, явлении).

Например: проблемы России, семья.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики:

Три закона диалектики:

1) Закона количественно-качественных изменений:Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

2) Другой закон - взаимопроникновение противоположностей - позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

3) Закон отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

Различают:

1. метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Д иалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена людей в коллективе.

Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина - это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Так же Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера - это качественное количество или количественное качество», «действительность - единство сущности и существования», «случайность - то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.5

Философия марксизма

Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм).

Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения.

Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение

Понятие диалектического материализма, которое выступает в марксизме ключевым, отображает природу, как целое, где обьекты и явления взаимообусловлены между собой. Мир вокруг нас быстротечный и изменяемый – все течет и движется, что-то появляется и что-то исчезает, но эти события связаны между собой. Борьба и единство противоположностей – это закон, который отображает источник развития. Все явления и обьекты природы имеют противоположные основы в своей сути и только благодаря их вечной борьбе происходит такое таинство жизни, как развитие, движение вперед. Закон, который отображает механизм развития в полной мере – это переход количественных изменений в качественные. Постепенные количественные изменения, которые накапливаются в природе, переходят в резкий качественный скачек. Третьим законом диалектического материализма является отрицание отрицания. Каждый новый этап в своей сути отрицает пройденный ранее этап. Таким образом перед нами предстает направление развития. Впервые была предложена система восходящей, спиралевидной модели развития. Каждый предыдущий этап помнит и имеет в своем запасе качества предыдущего, но переходя на новый виток, дает нечто новое, не похожее, отрицающее уже полученное ранее.

Исторический материализм – толкование истории на марксистских начала – в полной мере отображает суть этих трех законов. Во-первых, история имеет цикличный процесс, а также человек выступает как субьект общественной деятельности. Труд формирует человека. Он помогает переходить ему на новую ступень развития, новый качественный этап, но в то же время и отдает самого человека от сути. Мы обосабливаем свое отношение к другим людям, к социальным группам, и таким образом осознаем себя, как личность, как человека трудового. Отчуждение трудового человека происходит в результате того, что он (человек) не властвует над теми товарами, которые являются результатом его трудового действия. Буржуа полностью поработили рабочий класс, поэтому, находясь в отчуждении, человек чувствует себя изгоем. Чтобы разрушить это отчуждение, человеку нужно работать ради результатов своего труда и получать от этого удовольствие. Таким образом, провозгласив первенство пролетарского (рабочего) класса, Маркс и Энгельс доносят идеи коммунистического общества, где пропадет надобность потреблять товары, а их появление и распространение будет естественным товарообменным путем, поэтому труд не будет довлеть над человеком, а будет его качественной характеристикой, формирующим фактором.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.015 с.)