Тема 2. Система Российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Система Российского права



Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

      Структура нормы права      
гипотеза диспозиция санкция
это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции
      Основной элемент правовой нормы      
               


4. Виды правовых норм

Основания для классификации Наименование видов Их сущность
По субъектам правотворчества Нормы, исходящие от государства Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны
По социальному назначению Учредительные Нормы — принципы
Регулятивные Нормы — правила поведения
Охранительные Нормы — стражи порядка
Обеспечительные Нормы — гарантии
Декларативные Нормы — объявления
Дефинитивные (от лат. definitio — опреде­ление) Нормы — определения
Коллизионные (от лат. collisio — столкнове­ние противоположных сил) Нормы — арбитры
Оперативные Нормы — инструменты
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения Обязывающие Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия
Управомочивающие Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий
Запрещающие Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий
По функциональной роли Общие Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права
Специальные Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы
По методу правового регулирования Императивные (лат. imperativus — повели­тельный) Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении
Диспозиционные Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений
Рекомендательные Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения
Поощрительные Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования
По сфере и субъектам действия Общего действия Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства
  Ограниченного действия Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами
  Локального действия Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


5. Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.


6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

Социальные нормы, с которыми взаимодействует право Проявления взаимодействия
Мораль Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
Обычаи Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
Религия В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественных организаций По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Наименование признака Его сущность
Социальность Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
Нормативность (нормативный характер) Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
Общеобязательный характер Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
Государственно-волевой характер Право — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
Системность Система права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов
Формальная определенность Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства
Обеспеченность государством Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

Функции права

Наименование функции Ее сущность
Культурно-историческая Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое
Воспитательная Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания
Социального контроля Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения
Регулятивная Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми
Охранительная Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития

 

Функции конституции

Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

 

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

 

Смена политического режима в государстве Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства Образование нового государства

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерацииэто основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Особенности Конституции РФ

Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе Их подтверждение
Принимается народом (или от его имени) 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства
Обладает высшей юридической властью Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону
Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней
Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

 

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

№ главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
  Основы конституционного строя 1—16 Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
  Права и свободы человека и гражданина 17—64 Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
  Федеративное устройство 65—79 Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
  Президент Российской Федерации 80—93 Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
  Федеральное Собрание 94—109 Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
  Правительство Российской Федерации 110—117 Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
  Судебная власть 118—129 Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
  Местное самоуправление 130—133 Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
  Конституционные поправки и пересмотр Конституции 134—137 Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

 

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

 

Основные задачи Конституции РФ  
 
Преобразование России в демократическое правовое государство Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами  
   

 

Федеральные законы

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

 

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

 

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы

1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

 

Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 10. Право на предвыборную агитацию

Статья 11. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы

Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

 

Глава 7. Статус кандидатов

Статья 45. Равенство кандидатов

Статья 46. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

Статья 47. Гарантии деятельности кандидатов

Статья 48. Доверенные лица политических партий

Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов

Глава 10. Голосование

Статья 72. Помещение для голосования

Статья 73. Избирательный бюллетень

Статья 74. Открепительное удостоверение

Статья 75. Порядок голосования

Статья 76. Досрочное голосование

Статья 77. Порядок голосования вне помещения для голосования

Виды договоров

Основания для классификации Наименование видов Их сущность
По юридической направленности Окончательные (основные) Порождают права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ
Предварительные Порождают право на заключение окончательного договора в будущем
По распределению прав и обязанностей Односторонние Права возникают только у одной стороны, у другой — только обязанности
Взаимные Права и обязанности имеются у каждой из сторон
По способу заключения Взаимосогласованные Условия устанавливаются всеми участниками договора
Присоединения Условия устанавливаются только одной стороной договора, другая сторона присоединяется к нему
По лицам, требующим исполнения договора В пользу участников Участники требуют исполнения договора
В пользу третьих лиц Третье лицо вправе требовать исполнения договора
По характеру перемещения материальных благ Возмездные Имущественному предоставлению с одной стороны противостоит встречное имущественное предоставление с другой
Безвозмездные Имущественное предоставление с одной стороны не обусловлено встречным имущественным предоставлением с другой
По основанию заключения Свободные Заключение осуществляется всецело по усмотрению сторон
Обязательные Заключение является обязательным хотя бы для одной стороны

Нормы гражданского права гарантируются такой формой государственно-принудительного воздействия, как гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственностьустановленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что влечет за собой нарушение субъективных гражданских прав другого лица.

Имущественные права

Имущественные права - это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.). Имущественными правами являются правомочия собственника, право оперативного управления и обязательственные права (в из числе и права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина вследствие утраты заработка, а также вреда, причиненного имуществу физического или юридического лица), права ав торов, изобретателей, рационализаторов на вознаграждение (гонорар) засозданные ими произведения (результаты их творческого труда), наследст венного права.

 

1. В качестве объектов гражданских правоотношений выступают вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Вещи  
 
     
недвижимые движимые  
земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без непосредственного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения; а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги    
 
     

2. Одним из основных понятий гражданского права является понятие «собственность».

Собственностьэто отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.

Формы собственности в РФ

Формы собственности и их субъекты Определение понятия и объект права собственности Источники права собственности
     
Частная собственность физического лица Форма собственности, при которой средства и результаты производства принадлежат физическим лицам. Это любое имущество, за исключением того, что в соответствии с законом исключено из права частной собственности. Количество и стоимость имущества не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом Труд физического лица в качестве наемного работника; собственная экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли; предпринимательская деятельность
Частная собственность юридического лица Форма собственности, при которой средства и результаты производства принадлежат юридическим лицам. Это любое имущество, за исключением того, что в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам. Количество и стоимость не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности
Государственная собственность РФ или ее субъектов Форма собственности, при которой государству принадлежат средства и продукты производства. Это имущество, которое принадлежит всему обществу в целом. Земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности у граждан. Налоги, пошлины и сборы — это правовые формы изъятия у части собственников определенной доли их имущества для общегосударственных нужд[1].
Муниципальная собственность Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Это имущество предназначено для удовлетворения общих интересов жителей муниципального образования Выделена из государственной собственности и во многом схожа с ней по источникам

 

Личные неимущественные права – разновидность гражданских прав (наряду с имущественными правами). Возникают по поводу нематериальных благ, неотделимы от личности, не имеют экономического содержания. Личные неимущественные права включают права:

· на имя;

· на собственное изобретение;

· авторства;

· выбирать место жительства;

· на защиту чести и достоинства.

 

Особые способы приобретения права собственности:

реквизиция (от лат. requisitio — требование) — принудительное изъятие частного имущества в собственность государства или во временное пользование;

конфискация (лат. confiscatio) — принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества;

национализация (лат. natio — нация, народ) — переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т. д.

Тема 9. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

Интересно? Расскажите друзьям

    Вконтакте    

Трудовое правоотрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателем, возникшие на основе трудового договора, а также тесно связанные с ними другие отношения в сфере применения труда работников.

Источниками трудового права являются:

1) Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные трудовые права граждан и гарантии их реализации;

2) федеральные законы, важнейшим из которых является Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г.;

3) законы субъектов Российской Федерации;

4) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития и др.);

5) договорные акты (генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения, заключаемые представителями работников и работодателей при участии (в некоторых случаях) компетентных государственных органов).

1. Право на труд относится к основным правам и свободам человека и гражданина.

Время отдыха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.092 с.)