Объект и предмет культурологии. Методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет культурологии. Методы исследования



Объект – это исследуемая сфера жизни, объективно наблюдаемая, а предмет – непосредственно изучаемый аспект данного объекта, его параметры и свойства, выделяемые в объекте среди прочих аспектов и свойств. До сих пор нет единого мнения об объекте и предмете культурологии, это связано и с различием во взглядах на культурологию как науку, и со сложностью самого феномена культуры. Есть две противоположные тенденции считать объектом исследования человека как творца и творения культуры или общество как продукт культурной деятельности. Чаще всего объектом культурологии считают происхождение, развитие и функционирование культуры как специфически человеческого способа жизни, данного в конкретных исторических формах, а её предметом — содержание социокультурной жизни в ценностно-смысловом, знаково-коммуникативном и нормативном аспектах.

Методы исследования культурологии предполагают такой анализ разнообразного культурного материала, который позволяет на основе системного, концептуального подхода выявить базисные структуры, ответственные за выработку, сохранение и передачу социкультурного опыта, за его изменение вслед за изменением условий жизнедеятельности.

Культурологи используют как общенаучные, так и собственно культурологические методы, привлекая при этом методы близких наук – истории, социологии, лингвистики, психологии, герменевтики и др. Из общенаучных – методы анализа и синтеза. Из культурологических - как диахронический (рассматривающий явления культуры в хронологической последовательности), так и синхронический (анализирующий две или несколько культур на протяжении определенного времени).

К основным методам культурологии относятся сравнительно-исторический (с его помощью различные явления культуры сравниваются в историческом разрезе), морфологический (от morfo – «форма», исследующий культуру со стороны тех форм, в которых она существует ), типологический (позволяющий выделять сходные, типологические черты в разных культурных феноменах), структурно-функциональный (при котором объект культуры исследуется как структура, все части которой объединены внутренними связями и выполняют определенные функции), ), семиотический (изучающий культуру как знаковую систему ), аксиологический (выявляющий в объекте культуры его ценностные свойства), метод моделирования (создание модели какого-либо культурного феномена или периода в развитии культуры для выявления характерных свойств) [5, с. 23].

Культурологи привлекают математические и статистические методы, методы социологического опроса и интервью, кросс-культурного анализа (сопоставления двух разных культур), включенного наблюдения, тестирования, метод интерпретации и метод семантического анализа и другие.

Обобщая культурологический материал, К.М. Хоруженко называет важнейшие задачи культурологического исследования: анализ культуры как системы культурных феноменов, выявление типов связей между элементами культуры, разрешение проблемы социокультурной динамики, исследование ментального содержания культуры, исследование типологии культур и культурных единиц, исследование культурных кодов и коммуникаций [5, с. 25].

В целом культурология как наука способствует выявлению тенденций и законов развития культуры, что позволяет понять прошлое и настоящее конкретной культуры, помогает выработке современного гуманистического мировоззрения, при котором человек воспринимает культуру как «дом своего бытия», дает возможность научно подходить к решению проблем управления культурными процессами в обществе, прогнозировать развитие культуры, оценивать результаты культурной деятельности общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.005 с.)