Состояние и перспективы развития регионального потребительского рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития регионального потребительского рынка



Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.

Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.

Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых, - это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабоналаженных каналов распределения, повышенных цен. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось..По данным Госторгинспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров.

Несмотря на спад отечественного производства, насыщенность рынка товарами постоянно растет не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса.

В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество - один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Однако такое осознание пришло еще далеко не ко всем производителям, что оказывает негативное влияние на имидж российских товаров в целом.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения. Решение этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний - в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.

По мере обретения регионами реальной самостоятельности формируется новая собственно региональная сфера интересов и ответственности, которая реализуется на конкретной территории в характерных для нее специфических условиях. Регионы выступают основой обеспечения воспроизводственного процесса в соответствии с присущим им потенциалом экономического роста. Региональные интересы заключаются, прежде всего, в достижении стабильности экономики за счет выявления, сохранения и преумножения точек роста региона, в противном случае при нарушении стабильного процесса воспроизводства регион может перейти в разряд депрессивных. Для восстановления же подорванного потенциала депрессивного региона требуются десятилетия, а затраты будут многократно выше, чем на поддержание стабильного характера воспроизводства. Переход к рыночным отношениям, изменение каналов и форм поступления необходимых для развития экономики ресурсов, поставили перед регионами проблему самоопределения их роли в общей системе воспроизводственных отношений.

В круг задач, решаемых в условиях повышения эффективности регионального воспроизводственного процесса, входит формирование потребительского рынка, ориентация производителей на его конъюнктуру с учетом происходящих на нем изменений. Достижение сбалансированности спроса и предложения товаров народного потребления является одной из важнейших целей региональной экономики и служит определенным индикатором уровня экономического развития в регионе.

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, безусловно, повлияли на условия жизни людей и потребовали радикальных перемен во всех секторах экономики, что в конечном итоге отразилось на уровне и структуре потребления. За последние десять лет в стране удалось сформировать потребительский рынок, для которого характерна высокая насыщенность товарами, а структура потребительского спроса определяется преимущественно денежными ресурсами домохозяйств и уровнем цен на отдельные товары. Потребительский рынок региона представлен рынком продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок непродовольственных потребительских товаров не получил должного развития в годы начала реформ, хотя роль отраслей, принадлежащих данному рынку весьма значительна и во многом определяет экономическую безопасность страны и региона. Известно, что исторически развитию отраслей тяжелой промышленности в ныне развитых рыночных странах предшествовало широкое развитие производства жизненных средств, обеспечивающее накопление для этой цели значительных стартовых капиталов. Нашей экономике неизбежно предстоит повторить этот исторический путь, обойти его не удастся. Следовательно, чем быстрее это будет осознано и реализовано на практике, тем успешнее будут решены задачи возрождения реального сектора экономики и возобновления экономического роста.

Проблема региональных рынков, их состояния и перспектив развития является для России малоисследованной сферой научных исследований. Впервые определения регионального потребительского рынка, в литературе встречаются с начала 90-х гг. К первым работам посвященным российским региональным потребительским рынкам следует отнести монографии и статьи Р. И. Шнипера, фундаментальный труд и А. С. Новоселова «Региональные рынки», именно названными авторами было сформулировано первое определение изучаемой категории. На данный момент времени изучением региональных рынков занимаются И. М. Шабунина, О.Д. Ломовцева и М. Ю. Трубина и др. В работе Тамбиева А.Х., Кетова Н.П., Мамбетова М.А. рассмотрены механизмы становления и развития регионального потребительского рынка. Вопросы государственного регулирования регионального потребительского рынка рассматриваются в работах Акбашева Р.Х., Мищенко А.Л., Литвинюк А.А. Однако, в проведенных исследованиях рассматриваются только отдельные вопросы, касающиеся функционирования регионального потребительского рынка, в связи с этим возникает необходимость в обобщении материала по изучению данного рынка и его комплексного анализа с учетом специфики развития регионов, что и определило направление нашего исследования.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Экономическое содержание категории потребительского рынка региона

Важной составной частью социально-экономическою комплекса региона является потребительский рынок. Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляет собой взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он является динамичной системой причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающей всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления, материальных благ и услуг потребительской ориентации.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется структурой связей: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплениями; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.

Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. К первым работам о российских региональных потребительских рынках следует отнести монографии и статьи Р. И. Шнипера и А. С. Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер и А. С. Новоселов пишут, что он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения (Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынкаведения. Экономический аспект. -Новосибирск, 1993).

В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок рассматривается этими учеными как совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально - административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Авторы опускают такие сферы как производство и распределение, желая придать наибольшую важность потреблению и обмену. Но нам представляется, что рассмотрение распределения и производства не менее важное, поскольку производство во многом определяет насыщенность рынка продукцией, а распределение влияет на структуру потребления.

Нами под потребительским рынком понимается система социально — экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления, формируемых под влиянием региональных особенностей спроса и предложения.

Изучение потребительского рынка мы осуществляем с позиций системного подхода, в рамках которого нами изучены:

- цель потребительского регионального рынка;

- задачи изучения потребительского регионального рынка;

- функции потребительского регионального рынка;

- структура потребительского регионального рынка;

- методы воздействия на потребительский региональный рынок;

- субъекты регионального потребительского рынка и их интересы.

Целью потребительского рынка региона является максимальное удовлетворение потребностей населения данной территории в товарах и услугах на основе максимального использования товарно - денежных отношений через рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения и обеспечение эффективного развития функционирования регионального воспроизводственного процесса.

Основными задачами изучения потребительского регионального рынка являются следующие:

1. Определение места потребительского рынка в более высокой рыночной организации региона.

2. Рассмотрение механизмов функционирования основных элементов потребительского рынка.

3. Анализ рыночных организационных структур.

4. Определение основных перспектив развития потребительского рынка.

Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть функции потребительского рынка региона. В литературе наиболее полно этот аспект освещен в работе Гутмана Г.В. «Управление региональной экономикой» (Управление региональной экономикой/Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, СВ. Федин; Под. ред. Г.В. Гутмана. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 176с.), в которой выделены следующие функции:

- насыщение потребностей населения и других участников регионального рынка в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями;

- согласование разноплановых экономических интересов продавцов и покупателей на основе эквивалентно — возмездных форм рыночных отношений;

- определение количественных и качественных пропорций в структуре спроса и предложения на потребительском рынке и регулирование цен.

Представляется, что последняя функция выступает конкретизацией, первой в связи с этим нами были сформулированы следующие функции:

- насыщение потребностей населения и других участников регионального рынка в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями, через определение количественных и качественных пропорций в структуре спроса и предложения;

- согласование разноплановых экономических интересов продавцов и покупателей на основе эквивалентно - возмездных форм рыночных отношений через регулирование цен.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения».

Один из специалистов по изучению регионального товарного рынка И. Арженовский рассматривает региональный товарный рынок как сферу обращения товаров, которая обладает такими характерными признаками, как наличие разных групп покупателей, отличие товаров по их потребительским свойствам, территория обращения. «Функционирование региональных товарных рынков несовместимо с натурализацией обмена, проявлениями местничества, так как нарушается основополагающий принцип единого экономического пространства страны. Региональный товарный рынок не «вместе», а «наряду» с национальным, общероссийским при определяющей роли последнего».

При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления. (Федько В.П. Инфраструктура товарных рынков: состояние и концепция развития. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. - Ростов н/Д, 1998.)

На наш взгляд стоит согласится с определением, данным И. М. Шабуниной, О.Д. Ломовцевой и М. Ю. Трубиным: потребительский рынок региона — это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления (Шабунина И.М., Ломовцева О.А., Трубин М.Ю. Теория и практика региональной экономики. - Волгоград, 1996.).

Региональные регулирующие органы используют следующие методы воздействия на потребительский рынок:

- прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;

- установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;

- снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизированных секторах экономики и т. д.

Таким образом, региональный потребительский рынок — это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители — удовлетворить собственные потребности. Разрешение возникающих противоречий осуществляется рынком путем достижения сбалансированности спроса и предложения, а также государственным регулированием региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.

Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.

Поскольку региональная экономика имеет открытый характер, логично говорить о двухмерности подхода к экономическому пространству, в рамках которого осуществляется воспроизводственный процесс. Учитывая, что экономическое пространство является категорией социально-экономической, можно говорить о наполнении экономического пространства конкретным содержанием через реализацию интересов субъектов регионального воспроизводственного процесса, развитие рыночных отношений, производственно-экономических связей и зависимостей. «Вся эта «начинка» экономического пространства приводится в движении механизмом региональных рынков, что обеспечивает целевую направленность процесса развития и функционирования региональной экономики».

Региональный потребительский рынок воздействует на ряд элементов цепочки удержания потребителей, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона — производство (предложение) — денежные доходы населения — реализация (торговля) — потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выполняет функцию формирования заявок производству, ориентирует его на определение объема и структуры производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.

Каждая из указанных фаз процесса формирования и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Состыковка фаз формирования и конечного использования фонда потребления осуществляется через потребительский рынок. Именно реальный спрос населения на товары нужного ассортимента стимулируют производителей. Сделаем несколько замечаний к построенной автором структуре: первое, если в основе рынков лежат потребности населения, то и схему нужно начинать с конечного потребления и только потом останавливаться на производственном элементе; второе, необходимо разделить рынок товаров на продовольственный и непродовольственный и отобразить их взаимное влияние.

Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъектная определенность регионального потребительского рынка.

Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион — это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. В России в качестве региональных правомерно выделять следующие потребительские рынки:

- экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область), однако произошедшие за последние годы административные изменения, которые привели к передаче ряда функций полномочным представителям президента по округам, изменили форму подачи информации государственным комитетом по статистики, теперь она группируется по семи округам.

- края, области, республики;

- города;

- района;

- отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.

В настоящем исследовании рассмотрены два уровня региональных потребительских рынков на примере:

- во-первых, потребительского рынка Приволжского Федерального округа, как крупной таксономической единицы производственно территориального устройства страны (округ состоит из шести республик и девяти областей);

- во-вторых, потребительских рынков Республики Татарстан и являющихся самостоятельными субъектами РФ, и входящими в состав округа.

Потребительский рынок РТ избран в качестве объекта исследования в связи с тем, что он развивается в условиях, имеющих отличные потенциальные возможности для развития рыночных отношений в рамках самой республики, а также в рамках связей с другими регионами России и другими странами.

Субъектами регионального потребительского рынка являются производители потребительских благ и услуг и их потребители: население данного региона, а также потребители из других регионов страны и зарубежные граждане, пользующиеся этими благами и услугами.

Потребительский спрос на региональном потребительском рынке определяется платежной способностью населения данного региона и других участников рынка, выраженной в денежной форме, а также их потребностью и потребительскими предпочтениями.

Предложение на потребительском рынке определяется возможностями производителей региона, а также других поставщиков потребительских товаров и услуг на региональный рынок при определенном уровне цен на них.

Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания в данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.

Речь идет о стимулировании производства и распределении социально значимых товаров и услуг льготной налоговой, кредитной, имущественной политикой; формировании региональных схем товаропотоков внутри регионов и между регионами; о ценовом регулировании товаров регионального рынка, обеспечении пропорциональности между денежными доходами населения и товарной массой, информационном обеспечении участников регионального товарного рынка; о демонополизации и развитии конкуренции на региональных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.03 с.)