Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика процесса исследования.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет: — объект и предмет исследования; — последовательность их решения; — применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования: а) эмпирический; б) теоретический. Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты. Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов. Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений. Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:
— осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; — классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними. В ходе этого этапа исследователь осуществляет: — критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей; — описание каждого факта научным языком; — отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; — классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему; — вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления. Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
“Изучать” — значит: — не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; — измерять все, что подлежит измерению; — определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; — находить закон; — составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; — проверять гипотезы опытом; — составлять теорию изучаемого”. Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их. Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит: — определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей; — сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки; — наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы. Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений. Доказательство — следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание. Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве — его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами. Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике. Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:
Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.01 с.) |