Изучение особенностей мышления. К теме 2.6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение особенностей мышления. К теме 2.6



1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.

2. Исследование особенностей мышления:

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления.

Методика 2. Исследование аналитичности мышления.

Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции.

Изучение эмоционального состояния фрустрации. К теме 2.7

1. Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

2. Исследование эмоционального состояния фрустрации. Методика исследования фрустрационных реакций (С. Розенцвейга).

Изучение волевых качеств личности. К теме 2.7

1. Формирование знаний и умений по изучению волевых качеств личности.

2. Исследование уровня выраженности волевых качеств личности.

Исследование типов темперамента. К теме 2.8

1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Исследование типов темперамента. Тест «Формула темперамента» (А. Белова).

Изучение акцентуаций характера. К теме 2.8

1. Формирование знаний и умений по изучению акцентуаций характера как индивидуально–психологических особенностей личности.

2. Исследование акцентуаций характера (Опросник Шмишека).

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

Реферат – это изложение в письменном виде информации из различных литературных источников (книг, статей, научных сборников и др.), которые раскрывают заданную тему.

План

1. Выбор темы. Стоит отметить, что она должна быть интересна автору и быть актуальной. Хорошо, если в теме содержится противоречие, благодаря этому будет легко отталкиваться, выстраивая повествование.

2. Найти литературные источники, в которых отражается сущность проблемы, имеющейся в теме. Составить список литературы.

3. Ознакомиться с точкой зрения различных ученых, выписать цитаты из книг и статей. Важно употреблять для изложения мысли только те слова, которые вам понятны. Значение непонятных терминов необходимо уточнять в словаре или справочнике. Таким образом, вы не только поймете тему глубже, но и пополните свой словарный запас.

4. Набросать черновой вариант работы.

5. Составить план.

6. Одобрить предварительный вариант у преподавателя.

7. Написать окончательный вариант работы.

Структура реферата и требования к его оформлению

Содержание реферата составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников.

Помните, что язык изложения материала должен быть простым и понятным. Не увлекайтесь терминологией. Все глаголы прописываются в форме второго лица множественного числа: мы думаем, мы считаем и т. д.

Допускаются речевые клише: «Стоит отметить», «Важно подчеркнуть», «Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…» и т. п.

Язык работы создает впечатление об общем уровне культуры автора, поэтому не жалейте времени на его доработку.

 

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

1. Мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

§ вступление

§ тезис, аргументы

§ тезис, аргументы

§ тезис, аргументы

§ заключение.

Правила написания эссе

Из формальных правил можно назвать только одно – наличие заголовка.

Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам..."» эссеэто реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

 

Темы рефератов и эссе

1. Методы психологического исследования.

2. Основные принципы психологии, анализ их развития.

3. Истоки научных психологических знаний.

4. Системный подход в психологии.

5. История развития психологической науки.

6. Характеристика основных психологических школ.

7. Значение психофизиологии для психологической науки.

8. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

9. Основные этапы развития психологии до середины XIX в.

10. Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX в.

11. Развитие психологии в первой половине XX в.

12. Психика как особая форма жизнедеятельности.

13. Мозг и психика.

14. Эволюционные предпосылки развития психики.

15. Основные этапы развития психики у животных.

16. Элементарные и высшие психические функции у человека.

17. Мотивация и эмоции у человека и животных.

18. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

19. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

20. Сфера бессознательного – домыслы и факты

21. Связь языка и сознания человека.

22.Теории периодизации развития психики.

23. Проблема возникновения сознания в психологии.

24. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке.

25. Специфика человеческой деятельности.

26. Виды деятельности человека.

27. Психические процессы как формы деятельности.

28. Образование умений и навыков.

29. Виды и функции речи.

30. Коммуникативная речь у животных.

31. Понятие внутренней речи.

32. Феномен эгоцентрической речи.

33. Исследование особенности выразительной стороны речи.

34. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

35. Виды общения у животных.

36. Виды общения у человека.

37. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

38. Классификация и содержание новейших теорий личности.

39. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

40. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.

41. Взгляд на личность с позиции различных психологических школ.

42. Защитные механизмы психики.

43. Теории мотивации.

44. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

45. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.

46. Мотивационная структура личности современного подростка.

47. Понятия малой группы и коллектива.

48. Социально-психологические явления в малых группах.

49. Межличностные отношения в малых группах.

50. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

51. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

52. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии группы на индивида.

53. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

54. Психологические проявления самочувствия личности в группе.

55. Сплоченность коллектива, пути и способы ее укрепления.

56. Как завоевывать друзей.

57. Ощущения и восприятия как основа познавательного процесса.

58. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

59. Основные параметры ощущений.

60. Ольга Скороходова «Как я воспринимаю мир»

61. Компенсаторные возможности психики.

62. Виды и свойства восприятия.

63. Факторы, влияющие на формирование образов.

64. Связь восприятия с движениями.

65. Восприятие и научение.

66. Восприятие и умозаключение (мышление).

67. Виды памяти у человека.

68. Теории памяти в психологии.

69. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

70. Ошибки Мнемозины. О памяти от А до Я

71. Пути, приемы, средства развития памяти человека.

72. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

73. Рассеянность внимания и способы борьбы с ней.

74. Индивидуальные особенности процесса памяти: способы тренировки и развития.

75. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

76. Теории мышления в психологии.

77. Теоретическое и практическое мышление в жизни людей.

78. Виды мышления и их связь с индивидуальными различиями людей.

79. Взаимосвязь мышления и речи в деятельности людей.

80. Психология творческого мышления.

81. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

82. Мышление и решение задач.

83. Творческое мышление, его особенности и условия развития.

84. Условия развития творчества и индивидуальные особенности его проявления.

85. Исследования внешних и внутренних факторов развития интеллекта.

86. Исследование взаимосвязи интеллекта, творческих способностей и особенностей личности.

87. Определение и функции воображения.

88. Воображение и индивидуальное творчество.

89. Влияние воображения на состояния организма.

90. Воображение и творчество.

91. Сновидения, галлюцинации и грезы.

92. Творческая функция представления и воображения.

93. Развитие воображения на различных этапах онтогенеза.

94. Внимание и его психологические свойства.

95. Физиологические основы внимания.

96. Психологические теории внимания.

97. Развитие внимания в онтогенезе.

98. Роль внимания в процессе познания.

99. Природа эмоций.

100. Психологические теории эмоций. Сравнительный анализ их.

101. Проявление эмоций в творчестве.

102. Функции и виды эмоций у человека.

103. Эмоция как ценность.

104. Эмоции и современное художественное творчество.

105. Роль различных эмоциональных процессов в регуляции деятельности человека.

106. Социальные переживания и их влияние на процесс социализации.

107. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

108. Основные направления и пути развития воли.

109. Теоретический анализ волевого действия.

110. Основные направления развития воли.

111. Становление волевых качеств личности.

112. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности.

113. Современные теории темперамента.

114. Индивидуальный стиль деятельности.

115. Представления о характере в истории психологии.

116. Психологический анализ связи акцентуаций характера и самооценки личности.

117. Особенность психологической работы с акцентуированными личностями.

118. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.

119. Типология социальных характеров по Э. Фромму.

120. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

121. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

122. Гендерные различия способностей.

123. Психологическая работа с одаренными детьми.

124. Диагностика развития творческих способностей.

125. Носители сверх гениальных способностей – кто они?

126. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

127. Особенности высших человеческих способностей.

128. Развитие способностей у человека.

6.3. Методические рекомендации по составлению кроссвордов

 

Составление кроссворда часто используется в случаях, когда преподаватель осуществляет текущий, рубежный или итоговый контроль знаний студентов. Кроссворд позволяет преподавателю разнообразить контроль знаний, оценивать усвоение терминологии изучаемого курса и т.д. При составлении кроссворда необходимо четко следовать нескольким правилам. Во – первых, составитель кроссворда должен использовать те термины и понятия, которые соотносятся с содержанием изучаемой дисциплины. Во – вторых, определения терминов и понятий должны быть сформулированы корректно и четко. В – третьих, составление композиции из отобранных терминов и понятий (не менее 35-40 слов) осуществляется по вертикали и по горизонтали. В – четвертых, форма и симметрия кроссвордов зависит от фантазии выполняющего задание. Наиболее удобными для составления кроссвордов программами являются Crossword Forge, EasyCross, Decalion. Так же для составления кроссвордов можно использовать Microsof Word, Excel, PowerPoint. Основная трудность в такой работе будет заключаться в большом количестве операций форматирования ячеек таблицы, из которой должен состоять кроссворд.

6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.06 с.)