Глобальные проблемы современности и общественный прогресс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальные проблемы современности и общественный прогресс



1. Понятие социального прогнозирования и его типы.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

3. Перспективы социального развития.

 

Ключевые термины: глобализация, прогноз, будущее, глобальные проблемы.

Человеческая деятельность в своей основе представляет собой деятельность преобразующую. Человек в своем сознании не только отражает мир, не только приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразует мир своими практическими действиями. Вместе с тем, человек предвидит результаты своей деятельности, предвосхищает будущее. Люди не могут жить, не представляя в той или иной степени перспективу, будущее, которое придает смысл настоящему в его тесном единении с прошлым.

Проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике. Актуальность проблемы прогнозирования обусловлена следующими факторами: 1) усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТП; 2) усилился драматизм исторической ситуации: проблемы войны и мира, борьба с терроризмом, состояние окружающей среды, энергетические трудности, борьба со СПИДом и другими инфекционными заболеваниеми; 3) расширились объем и масштабы прогностической деятельности, количественное и качественное разнообразие объектов прогнозирования; 4) выросла социальная, экономическая, экологическая и информационная ценность прогнозов.

Получение социальных прогнозов в различных сферах общества имеет огромное значение для четкого ответа на вопрос о грядущей судьбе человечества. Для понимания сущности социальных прогнозов необходимо выяснить содержание таких понятий как «предвиденье», «предсказание» и «прогнозирование». В них зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) представляет собой выработку обоснованного предположения о будущем состоянии анализируемого объекта. Понятие «прогнозирование» выражает процесс получения знаний о будущем в виде прогноза на основе научного знания.

Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.

В отличие от прогнозирования понятия «предсказание» и «предвидение» относятся к знаниям о будущем, полученные любыми путями и методами, в том числе и ненаучными. Прогноз, собственно как и предсказание с предвидением, это не план или программа действий. Что-то из прогнозируемого сбывается, что-то остается не осуществленным или сбывается с принципиально иными следствиями, чем это прогнозировалось ранее.

Характерной особенностью социального прогнозирования будущего является то, что будущее в отличие от прошлого и настоящего не существует, а выступает как некоторая, далеко не единственная возможность. Графически это можно представить в виде прямой линии, протянувшейся от прошлого к некоторой точке – настоящему – и далее расходящееся во все стороны множество векторов, олицетворяющие возможные варианты будущего.

Исторически сложились следующие мировоззренческие подходы к изучению будущего: религиозный, утопический и философский.

Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что его можно познать путем гадания или божественного откровения. Выработанные религией идеи о конце света, о появлении в будущем мессии-спасителя оказывает мощное влияние на многие миллионы людей. Вырабатывая у них своеобразное представление о будущем.

Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего. Абсолютизируя будущее, утописты представляют его в виде завершенного феномена или системы, в которой будущим поколениям отводится роль пассивных исполнителей некогда провозглашенных истин и скрупулезно расписанных правил поведения.

Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития. Уже в древности философская мысль выработала определенные подходы к социальному прогнозированию, базирующиеся на следующих концепциях исторического процесса: 1) на круговороте (цикличности), повторяемости социального развития (Пифагор, живший VI в. до н.э.); 2) на пессимизме (ретроспективе), утверждающем, что человеческое счастье, разумное, справедливое устройство общества осталось где-то позади. (древнегреческий поэт Гесиод и древнеримский поэт Овидий); 3) на оптимизме, вере в постоянно совершаемый общественный прогресс. (Протагор, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Сегодня теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития общества и человека в будущем занимается футурология (от лат. futurum – будущее и гр. logos – учение). Этой сфере знания посвятили себя многие выдающиеся ученые. Особенное место среди футурологических организаций занимает Римский клуб – международная неправительственная организация, которая объединила озадаченных проблемой выживания человечества ученых, политиков, бизнесменов из разных стран. Сегодня, по определению первого его президента Аурелио Печчеи, «Римский клуб» – это «невидимый колледж», цель которого «способствовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали трудности человечества», а так же стимулирование установлению новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы помогали исправлению современной ситуации.

Основой научного предвиденья является познание объективных внутренних связей предметов и явлений. Это дает возможность в процессе познания переходить от известного к неизвестному, от прошлого и настоящего к будущему. Если закон развития какого-либо явления (процесса) известен, то, изучая данное явление (процесс), мы можем не только констатировать его настоящее состояние, но и сделать вывод о направлении и характере возможных изменений.

Социальное прогнозирование базируется на анализе информационного массива – совокупности данных, которые образуют определенную систему научных фактов и характеризуют объект прогнозирования. В состав информационного массива входят разные источники: масс-медиа, политические отчеты, статистические данные, радиопрограммы, данные анкетных опросов экспертов, личностные характеристики политических лидеров, оценки их мировоззренческих убеждений и т. д.

Важным в прогнозировании является учет того социального, экономического и научно-технического фона, на котором развивается объект прогнозирования. Именно этот фон как совокупность условий (внешних факторов) ограничивает развитие объекта прогноза в будущем, активно взаимодействует с ним.

Следствием прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов являются поисковые, нормативные, комплексные и системные прогнозы.

Поисковый прогноз представляет собой определение возможных состояний объекта в будущем на основе тенденций, присущих ему в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, в каком направлении происходит развитие, каким будет состояние объекта прогнозирования в определенный период будущего. Примером таких прогнозов могут быть прогнозы численности народонаселения планеты, развития коммуникаций до того или иного конкретного года.

Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных, желательных состояний объекта на основе определенных социальных норм, идеалов, потребностей, целей. В отличие от поискового, нормативный прогноз строится в обратном направлении, то есть от наперед заданного состояния объекта прогнозирования к изучению современных тенденций и их возможных изменений, которые обеспечивают достижение данного состояния. Нормативное прогнозирование является начальным этапом и необходимым условием научно обоснованного планирования, прогнозирования и проектирования.

Прогнозирование может быть применено как к управляемым, так и к стихийным процессам и явлениям. Различают следующие виды прогнозов: краткосрочное – на 1–2 года; среднесрочное – 5–10 лет; долгосрочное – 15–20 лет и сверхдолгосрочное – на 50–100 лет.

Прогнозы разрабатываются с помощью определенных методов прогнозирования, которые представляют собой совокупность способов и процедур отбора и анализа эмпирической информации с целью построения прогноза. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических способов познания будущего. Однако на практике используются не более 15–20 методов прогнозирования. Условно их можно разделить на пять групп:
1) экстраполяция; 2) экспертные оценки; 3) моделирование; 4) историческая аналогия; 5) сценарии будущего.

Метод экстраполирования основан на распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другие его части. Если для заданной системы в прошлом было характерным развитие с определенной постоянной скоростью или ускорением, то есть основания считать, что эта скорость или ускорение остается неизменным и на определенный промежуток времени в будущем. Однако неправильный выбор временных интервалов прогнозирования нередко приводит к несостоятельности продолжения в будущем тенденций прошлого времени.

Экспертные оценки – это метод анализа и исследования сложных проблем. Его суть заключается в проведении экспертами (ведущими специалистами в разных отраслях науки и техники) анализа проблемы с последующей формализованной обработкой результатов. Обобщенная мысль экспертов принимается как наиболее вероятное решение проблемы.

Метод моделирования позволяет с помощью модели сделать прогноз будущего состояния объекта. Существует несколько видов моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, имитационное или компьютерное.

Имитационное, компьютерное моделирование – экспериментальный метод исследования и прогнозирования динамики сложных систем с помощью ЭВМ. Его можно определить как процесс конструирования модели реальной системы с последующим исследованием и проведением экспериментов на этой модели. Это особенно важно при исследовании сложных социально-экономических процессов на региональном и глобальном уровнях, когда прямой эксперимент принципиально невозможен или может привести к непредвиденным последствиям.

Кроме имитационных моделей, которые сегодня являются самыми распространенными методами изучения и прогнозирования глобальных процессов, широко используются исторические модели – образы и сценарии будущего. Исторический подход заключается в определении объективных закономерностей и тенденций развития системы и опирается на принцип детерминизма будущего.

Сценарий представляет собой многовариантный прогноз, который объединяет системный и исторический подходы к изучению сложных систем; в большинстве случаев он носит описательный характер и широко используется при построении комплексных прогнозов. Сценарии выясняют: каким путем шаг за шагом может быть реализована определенная теоретическая ситуация; какие существуют варианты на каждом этапе для каждого участника событий для того, чтобы облегчить или избежать определенного развития событий.

На практике ни один из рассмотренных методов не может обеспечить высокую надежность прогноза. Поэтому обычно обращаются к комбинированным, комплексным методам. Такой подход дает возможность устранить недостатки отдельных методов, гарантировать большую точность и надежность прогнозов.

Типовая методика прогнозирования включает в себя следующие элементы: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, целей, задач, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); построение исходной модели прогнозируемого объекта; оценка прогноза; выработка рекомендаций для принятия решений.

Итак, прогноз дает возможность выявить возможные варианты развития и разрешения проблем будущего, его взаимоисключающие варианты, стихийные и сознательные процессы, определить временные и пространственные параметры. Прогнозирование выполняет определенные функции: социально-гносеологическую, эвристическую, интегрирующую, нормативную, коммуникативную, поисковую и т. п. Оно дает понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития, правильно ориентироваться в международных событиях.

Глобальные проблемы современности являются проблемами общечеловеческого масштаба.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.

Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выживания. Вторая группа – это проблемы использования достижений научно-технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа – это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией.

Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального (всеобщего) уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на стихийность в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия для человеческого выживания.

 

Решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений.

Социальный прогресс – это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.

Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса являетсявозрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны так же: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.

Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие «определенных» пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей. Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь – компьютерами, в будущем – новыми изобретениями и нововведениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека и в этом весь смысл.

Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса является возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, консолидация демократических сил в борьбе с терроризмом, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой.

На пути социального прогресса сегодня стали глобальные проблемы. Мир встал перед выбором – погибнуть или выжить. Никогда в прошлом исторический выбор не был таким ясным и однозначным. Ныне живущие поколения должны найти выход не в трагическом эпилоге, а вдохновляющем прологе общечеловеческой гуманитаризации, гуманизации и солидарности. Гуманистическая миссия социального прогресса – обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.89 (0.019 с.)