Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь противоположностей
Люди издавна замечали противоположности, которые составляют и на которые распадаются различные предметы и явления. Это день и ночь, лето и зима, различие полов, хищники и жертвы, добро и зло и т.д. В религии и философии это нашло отражение в противоположности ангела и дьявола, рая и ада, мировых начал инь и ян. Было очевидно, что конкретное единство может раздваиваться на две противоположности, которые определенным образом взаимосвязаны. Возник философский вопрос о том, какова взаимосвязь противоположностей и к чему приводит их противостояние. Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Тождество – это предельное равенство, оно характеризует отношение вещи к себе и к другим вещам как устойчивое,различие означает неравенство вещи себе и другим в силу ее изменчивости. Тождество и различие взаимосвязаны как противоположности любого единства и отдельно не существуют. Даже два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (например, по изотопам). Чем сложнее организация предмета, тем большую роль играют различия, но тождество на определенном уровне всегда сохраняется как устойчивое отношение к себе и другим объектам (например, у личности). В процессе развития различия могут становиться существенными и перерастать в противоположности, которые раздваивают конкретное единство (например, противоположности личных интересов в общем деле). Но для большинства предметов и явлений разделение на противоположности – способ их постоянного существования. Это положительно и отрицательно заряженные частицы на физическом уровне, ассоциация и диссоциация – на химическом, возбуждение и торможение, наследственность и изменчивость – для живых существ. Материалистическая диалектика исходит из того, что внутренние противоположности находятся не только в единстве, но и ведут между собой постоянную борьбу, которая служит источником саморазвития мира. При этом отношения любых противоположностей называются противоречиями, которые в процессе такого развития обостряются и, в конечном счете, разрешаются в форме конфликта, разрушающего старое и освобождающего место для нового. Положение о том, что противоречие является источником всякого развития, сформулировано еще Гегелем и поддержано в марксизме. Однако эта идея разделяется не всеми. Само понятие «противоречие» и его латиноязычные аналоги указывают на противоположность человеческих суждений (отношений, точек зрения). Другими словами, противоречия означают противо-речения людей. В силу этого они субъективны и в природе не существуют. Весьма трудно, не изменяя здравому смыслу, приложить понятие противоречия к природному процессу взаимосвязи теплового излучения и поглощения или ко взаимосвязи протона и электрона. Никакого противоречия как несогласованности и нестыковки здесь не наблюдается, наоборот, очевидны единство, взаимная дополняемость, невозможность одного без другого. Также неясно, каким образом обострение и разрешение отношений этих противоположностей через конфликт может привести к появлению нового природного качества. Классическим примером исследования «продуктивного» характера противоречий считается анализ К. Марксом сущности капитализма, в котором он вскрыл экономические и политические противоречия общественных классов. Но история ХХ века ярко показала деструктивный характер конфликтного разрешения противоречий в социальной сфере. Оно негативным образом нарушает и подрывает любую целостность, а переход к новому качеству оказывается максимально трудным и болезненным. Материалистическое понимание второго закона диалектики преувеличивает значимость борьбы противоположностей как источника развития, культивирует противоречия и конфликты и представляет универсальным этот простой и грубый способ развития. Определение причины развития имеет общефилософский характер. Оно зависит от различного отношения к миру вообще: деструктивного или конструктивного. В первом случае мир понимается как внутренне противоречивый, каждая клеточка которого раздирается неизбежными и в идеале непримиримыми противоречиями, происходит постоянная борьба и взаимное уничтожение противоположностей. В другом понимании мир целостен и в идеале упорядочен, он имеет устойчивые основания и стремится к единству и гармонии, взаимному соответствию внутренних элементов (формы – содержанию, возможностей – потребностям и т.д.). Противоречия оказываются в этом случае проявлением человеческого несовершенства и нуждаются в преодолении. Закон взаимосвязи противоположностей состоит в том, что они не могут существовать независимо друг от друга. Противоположности, на которые распадается некоторая целостность, не только взаимно исключают, но и взаимно предполагают друг друга. Смысл последнего понятия весьма точно отражает то, что без одной из противоположностей единство не может быть полным. Более того, при диссонансе противоположностей, т.е. при усилении одной из них, усиливается и другая, осуществляя принцип гармонизации и восполняя необходимую целостность. Как говорил древний философ, что сжимают – расширяется, кто выставляет себя напоказ, не добудет славы. В процессе развития противоположности могут проникать друг в друга, при этом вещи и люди оборачиваются другой своей стороной: в сильном замечается слабое, в плохом – хорошее, и наоборот. В более широком, универсальном смысле можно говорить не только о взаимосвязи противоположностей, но именно о гармонии, соразмерности всех составляющих любую целостность. Процесс естественной гармонизации будет при этом всеобщим источником развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.01 с.) |