ТОП 10:

Общественно-политические течения в Европе в 19 веке.



В XIX в. В За­пад­ной Ев­ро­пе офор­ми­лись три ос­нов­ных об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских те­че­ния: ли­бе­ра­лизм, кон­сер­ва­тизм и со­ци­а­лизм.

Конец XVII в. – идеи ли­бе­ра­лиз­ма (лат. liberalism – «сво­бод­ный») по­яв­ля­ют­ся в трак­та­тах Джона Локка («Два трак­та­та о прав­ле­нии», «По­сла­ние о ве­ро­тер­пи­мо­сти»). Они легли в ос­но­ву фи­ло­со­фии Про­све­ще­ния XVIII века и были на­прав­ле­ны про­тив фе­о­да­лиз­ма и аб­со­лю­тиз­ма. Ос­нов­ные по­ло­же­ния идео­ло­гии ли­бе­ра­лиз­ма были оформ­ле­ны в XIX веке.

Ос­но­во­по­ла­га­ю­щие идеи и цен­но­сти ли­бе­ра­лиз­ма:

· Идея аб­со­лют­ной цен­но­сти че­ло­ве­че­ской лич­но­сти и из­на­чаль­но­го (по рож­де­нию) ра­вен­ства всех людей.

· Сво­бо­да лич­но­сти. Сво­бо­да, огра­ни­чен­ная рам­ка­ми за­ко­на, то есть не угро­жа­ю­щая сво­бо­де дру­гих.

· Ин­ди­ви­ду­а­лизм. От­дель­ный че­ло­век це­нит­ся боль­ше, чем груп­па или со­об­ще­ство. Ин­ди­вид рас­смат­ри­ва­ет­ся как са­мо­цель и дви­жу­щая сила об­ще­ства, а го­су­дар­ство – сред­ство для до­сти­же­ния ин­ди­ви­дом цели.

· Ра­вен­ство. Речь идет о ра­вен­стве воз­мож­но­стей, на ос­но­ва­нии ко­то­рых каж­дый до­би­ва­ет­ся раз­ных ре­зуль­та­тов в за­ви­си­мо­сти от спо­соб­но­стей и тру­до­лю­бия.

· При­зна­ние опре­де­лен­ных неот­чуж­да­е­мых прав че­ло­ве­ка (на жизнь, сво­бо­ду слова, пе­ча­ти, со­бра­ний и т.п.). При­вер­жен­ность де­мо­кра­тии, пар­ла­мен­та­риз­му и идее пра­во­во­го го­су­дар­ства. Идея го­су­дар­ства – «ноч­но­го сто­ро­жа», глав­ные функ­ции ко­то­ро­го охра­на по­ряд­ка и за­щи­та от внеш­ней опас­но­сти.

· То­ле­рант­ность. Идея то­ле­рант­но­сти пред­по­ла­га­ет на­ли­чие плю­ра­лиз­ма – по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го раз­но­об­ра­зия в рам­ках еди­но­го об­ще­ства.

· В эко­но­ми­ке ли­бе­ра­лизм от­ста­и­ва­ет идеи сво­бод­но­го рынка и сво­бод­ной кон­ку­рен­ции.

 

Конец XVIII в. – по­яв­ле­ние кон­сер­ва­тиз­ма (от лат. conservare – «охра­нять», «со­хра­нять»). Кон­сер­ва­то­ры вы­сту­па­ли за со­хра­не­ние су­ще­ству­ю­щих, ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся форм об­ще­ствен­ной жизни.

Ос­но­во­по­ла­га­ю­щие идеи и цен­но­сти кон­сер­ва­тиз­ма:

· Ори­ен­та­ция на тра­ди­цию. Муд­рость про­шло­го вы­ра­же­на и со­хра­не­на в ре­ли­гии, семье, мо­ра­ли. Опи­ра­ясь на свой разум, че­ло­век об­ре­чен на ошиб­ку, по­это­му он дол­жен опи­рать­ся на тра­ди­цию и опыт.

· Праг­ма­тизм. Ори­ен­та­ция на опыт и прак­ти­че­ские об­сто­я­тель­ства.

· Иерар­хия и нера­вен­ство. Кон­сер­ва­то­ры вы­сту­па­ли за со­хра­не­ние со­слов­ных раз­ли­чий.

· Ав­то­ри­тет вла­сти. Власть долж­на ис­хо­дить свер­ху и иметь непре­ре­ка­е­мый ав­то­ри­тет.

 

Пер­вая по­ло­ви­на XIX в. – по­яв­ле­ние кри­ти­че­ско­го уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма (А. Сен-Си­мон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Тео­рии трех ос­нов­ных пред­ста­ви­те­лей уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма объ­еди­ня­ет кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к со­вре­мен­но­му им об­ще­ству и мечты о его пе­ре­устрой­стве на более спра­вед­ли­вых на­ча­лах. Кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к об­ще­ству было вы­зва­но тя­же­лым по­ло­же­ни­ем ра­бо­чих в пер­вой по­ло­вине XIX в.: ра­бо­чий день длил­ся от 12 до 16 часов, жили они в очень пло­хих усло­ви­ях, часто недоедали.

Участ­ни­ки

Эд­мунд Бёрк – ос­но­во­по­лож­ник кон­сер­ва­тиз­ма. В книге «Раз­мыш­ле­ния о фран­цуз­ской ре­во­лю­ции» (1790) вы­ра­зил идеи при­вер­жен­но­сти тра­ди­ци­он­но­му об­ще­ствен­но­му по­ряд­ку.

Жозеф де Местр – по­ли­ти­че­ский фи­ло­соф кон­сер­ва­тив­но­го на­прав­ле­ния.

Джон Локк – фи­ло­соф-про­све­ти­тель, ос­но­ва­тель ли­бе­ра­лиз­ма.

Иере­мия Бен­там – юрист, один из ро­до­на­чаль­ни­ков ли­бе­ра­лиз­ма.

Джон Стю­арт Милль – фи­ло­соф, эко­но­мист, один из идео­ло­гов ли­бе­ра­лиз­ма.

Анри Сен-Си­мон – фран­цуз­ский мыс­ли­тель, пред­ста­ви­тель уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма.

Шарль Фурье – фран­цуз­ский уто­пи­че­ский со­ци­а­лист.

Ро­берт Оуэн – ан­глий­ский уто­пи­че­ский со­ци­а­лист.

Идеи, вы­ра­жен­ные в тру­дах ли­бе­ра­лов, кон­сер­ва­то­ров и со­ци­а­ли­стов, на­хо­ди­ли вы­ра­же­ние в ис­то­ри­че­ском и по­ли­ти­че­ском про­цес­се в Ев­ро­пе XIX в. Ли­бе­раль­ная идея все­об­ще­го ра­вен­ства вы­ра­зи­лась в борь­бе за из­би­ра­тель­ную ре­фор­му, а также за сво­бо­ду слова, пе­ча­ти и ма­ни­фе­ста­ций. В ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции 1848 г. во Фран­ции было вве­де­но все­об­щее из­би­ра­тель­ное право (для муж­чин, до­стиг­ших 21 года). Таким об­ра­зом, Фран­ция стала стра­ной с самым ли­бе­раль­ным на тот мо­мент по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом. По­сле­до­ва­тель Р. Оуэна, со­ци­а­лист У. Ло­ветт ос­но­вал Лон­дон­скую ас­со­ци­а­цию ра­бо­чих (1836). Идеи уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма по­вли­я­ли на дви­же­ние чар­тиз­ма в Ан­глии, ко­то­рое бо­ро­лось за по­ли­ти­че­ские права для ра­бо­чих и улуч­ше­ние их эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.205 (0.015 с.)