Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как возобладать горячим пылом?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ничто так не разогревает пыл искателя знания, как непрестанное изучение того, что сообщили нам наши предшественники, и размышления над их образом жизни. Удивительно, как наши предшественники стремились к знанию, распространяли его, писали книги, как они умели использовать свое время, свою молодость и создали то, что потрясает ум, приводит в восхищение и разжигает пыл. Так давайте же изучать их образ жизни, руководствоваться их примером и следовать их пути! Ты рассказал о них мне, Са‘д, и полюбить меня заставил еще больше, Чем я любил их прежде. Так продолжай же, Са‘д, рассказывай подольше! Ибн аль-Джаузи сказал: «Дорога ищущего совершенства в знании – это знакомство с сочинениями, которые дошли до нас, так пусть же он читает как можно больше. Ведь, познакомившись со знаниями, которыми обладали те люди, и увидев их горячий пыл, он отточит свой ум, у него появится стремление к величию, и не окажется книга без пользы… Вы должны изучать путь жизни наших предшественников, читать их произведения и то, что они сообщают, ведь непрестанное чтение их книг позволит вам увидеть их воочию, как было сказано: Мне глазами увидеть те дома не случилось, Но, быть может, увидеть смогу я, услышав о них? Я расскажу о себе. Я не могу насытиться чтением книг. Если я обнаруживаю книгу, которую не видел прежде, то я как будто наткнулся на клад. Я просмотрел список книг, хранящихся в медресе Низамия, и обнаружил, что он содержит 6000 томов. В списке были книги Абу Ханифы, аль-Хумайди, книги нашего учителя-шейха Абдульваххаба ибн Насира, книги Абу Мухаммада ибн аль-Хашшаба, представлявшие собой довольно тяжелую ношу, и другие книги, которые я мог осилить. И если я скажу, что прочитал 20 000 книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать. Я познакомился с этими книгами и получил (огромную) пользу, увидев образ жизни людей, их горячий пыл, то, как они заучивали и поклонялись, увидев их удивительные знания. И это не дано познать тому, кто их не читал. И хвала Аллаху, я стал презирать то положение, в котором (сегодня) находятся люди, и нашел, что пыл тех, кто ищет сегодня знание, жалок»[104]. Ибн аль-Джаузи также сказал: «Если кто-нибудь спросит: “Что мне делать, если я пылаю желанием, но (Аллах) не дал мне того, что я ищу?”, то скажи: «Если (Аллах) лишает (человека) какого-то удела, то Он дает (ему) другой. Но невероятно, чтобы (Аллах) вознаградил тебя горячим пылом и оставил без помощи. Посмотри на себя, быть может, Он дал тебе что-то, но ты не возблагодарил Его, а, быть может, Он испытал тебя, (подвергнув искушению) страстью, а ты не удержался?».[105]
3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни [106]
Повтори для меня их рассказ, о сказитель, Их рассказ просветляет мой жаждущий ум. Ибн Джарир ат-Табари на протяжении сорока лет писал по сорок листов ежедневно. (Однажды) он спросил своих учеников: «Сможете ли вы осилить тафсир Корана?». Они спросили: «Каков его объем?». Ат-Табари ответил: «Тридцать тысяч листов». На что они воскликнули: «Жизнь прервется прежде, чем это осилишь!». Тогда он сократил его до трех тысяч листов. Затем он спросил: «Сможете ли вы осилить историю мира со времени Адама до наших дней?». Они сказали: «Каков ее объем?». И он назвал такое же количество листов, как и в тафсире, на что ему ответили так же, как и в первый раз. Он воскликнул: «О Аллах! Утерян пыл!». Затем он продиктовал ее в объеме тафсира». Абу Зар‘а сказал: «Я знаю наизусть 200 000 хадисов так же, как люди знают «Скажи: Аллах Един!»[107], а в тетради 300 000 хадисов». Также он сказал: «Ахмад ибн Ханбаль знал наизусть миллион хадисов, и его спросили: «Как тебе удалось это знание?». Он ответил: «Я заучил (хадисы) и разделил их по главам». Ар-Раби‘ сказал: «Аш-Шафи‘и здесь в Фустате жил четыре года и продиктовал 1050 листов. Вышла книга «аль-Умм» объемом в 2000 листов, книга «Сунан» и многие другие. И все это за четыре года, при этом он был очень сильно болен, и даже иногда, сидя верхом, он истекал кровью так, что она наполняла его штаны и обувь (т.е. он страдал от геморроя)». Ибн ‘Акиль аль-Ханбали написал книгу «аль-Фунун», которая состояла более чем из 400 томов, согласно тому, что рассказал аз-Захаби. А Ибн Раджаб сказал: «Я слышал, как некоторые наши шейхи говорили: «Она состоит из 800 томов». Ибн аль-Джаузи сказал: «Я собственной рукой написал эти 2000 томов книг, я стал причиной покаяния 100 000 человек, благодаря мне 20 000 иудеев и христиан приняли Ислам… и если я скажу, что прочитал 20 000 томов книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать».[108]
Шейху-ль-ислам Ибн Таймийа, составляя книги, в день писал столько, сколько переписчик пишет за неделю и более. Ознакомившись с биографиями ученых, особенно хафизов[109], узнаешь, что многие из них прочитывали огромные тома[110] (что, как правило, занимает очень долгое время) за несколько меджлисов[111] или дней. В биографии[112] аль-Маджд аль-Файруз Абади, автора «Аль-Камус», говорится, что он прочитал «Сахих Муслим» за три дня, когда находился в Дамаске, и произнес следующие строки: Хвалу воздаю я Аллаху за то, что в аш-Шаме, в Дамаске, Что центром Ислама прослыл, Рассказал я «Муслима» опоре Ислама имаму Бен Джахбалю, И хафизам известным ученым мужам. И с помощью Аллаха и с Его благодатью Мне достаточно было трех дней. Абу-ль-Фадль аль-‘Ираки в Дамаске прочитал Мухаммаду ибн Исма‘илу аль-Хаббазу сборник «Сахих Муслим» за шесть меджлисов подряд, а на последнем меджлисе прочитал более 1/3 книги. При этом присутствовал Зайнуддин ибн Раджаб, который сверялся со своим экземпляром книги. В книге «Тарих аз-Захаби» в биографии Исма‘ила ибн Ахмада аль-Хири ан-Нисабури говорится: «Аль-Хатиб аль-Багдади в Мекке за три меджлиса прочитал ему «Сахих аль-Бухари», услышанный им от аль-Кашмихани: первые два из них состоялись ночью после вечерней молитвы (магриб) и до утренней молитвы, а третий – с утра и до рассвета (следующего дня)». Аз-Захаби сказал: «Я не знаю в наше время никого, кто бы мог сделать нечто подобное». Ас-Сахави сказал: «Наш учитель-шейх Ибн Хаджар совершил еще более великое дело, чем его шейх аль-Маджд аль-Лугави. Он прочитал «Сахих аль-Бухари» за сорок песочных часов, «Сахих Муслим» – за четыре меджлиса, не считая заключительного, в течение двух с небольшим дней, «Сунан Ибн Маджа» – за четыре меджлиса, «Китаб ан-Насаи аль-кабир» – за десять меджлисов, каждый из которых продолжался около четырех часов, «Сахих аль-Бухари» – также за десять меджлисов по четыре часа каждый». Затем ас-Сахави сказал: «Самое быстрое, что ему удалось, произошло во время его поездки в аш-Шам, когда за один меджлис между полуденной и послеполуденной молитвами он прочитал книгу «Му‘джам ат-Табарани ас-сагир», в которой содержится около 1500 хадисов». Они есть мужи, и быть названным мужем тому, Кто с ними сравниться не в силах, не гоже.
Глава вторая Абсолютная преданность (знанию)
1. Сведение всех своих забот в одну. 2. Предпочтение знания всему остальному. 3. Ненасытность и страсть к знанию. 4. Жертвование своим имуществом на пути знания. 5. Отрешенность и довольство малым.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.006 с.) |