История развития стандартизации зарубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития стандартизации зарубежом



Содержание

 

1 Цель работы……………………………………………………………………….......4

2 Краткая теория вопроса................................................................................................4

2.1 Основные понятия стандартизации……………………………………………......4

2.2 История развития стандартизации зарубежом…………………............................6

2.3 История развития стандартизации в России………………………………............8

2.4 Цели стандартизации……………………………………………………………...10

2.5 Задачи стандартизации……………………………………………………............10

2.6 Принципы стандартизации……………………………………………………......11

2.7 Государственная (национальная) система стандартизации РФ ……………......11

2.8 Органы и службы стандартизации РФ ………………………………………......12

2.9 Документы в области стандартизации ………………………………………......13

3 Программа работы……………………………………………………………….......15

4 Вопросы для самоподготовки и обсуждения...……………………………............16

5 Тесты для самоподготовки и обсуждения…………………………………………17

Список использованных источников…………………………………………...........19

Приложение А………………………………………………………………………….20

Цель работы

Познакомиться с основными понятиями в области стандартизации, узнать историю развития стандартизации во всем мире и в России в частности. Изучить цели и принципы стандартизации, национальную систему стандартизации и функции органов и служб по стандартизации.

 

Краткая теория вопроса

Основные понятия стандартизации

Стандартизация по определению Федерального закона РФ «О техническом регулировании» - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Объекты стандартизации – продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Стандартизация может касаться всего объекта или ограничиваться определенными аспектами. Классификация объектов стандартизации приведена на рисунке 1 [2].

 

Объекты стандартизации

 
 

Продукция (товары народного потребления, средства производства)

Услуги (бытовые, производственные)

 
 

 


Процессы (работы)


 
 

 


       
   

 


Сырье и природное топливо Материалы и продукты Готовые изделия Отдельные аспекты однородных групп продукции: термины, обозначения; параметры и размеры; технические требования; методы контроля; правила приемки; правила маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Материальные Нематериальные (социально-культурные) Отдельные аспекты однородных групп услуг: термины; технические требования; методы оценки; классификация предприятий; требования к персоналу Бизнесс-процессы Поддерживающие процессы Процессы управления

 

 

Рисунок 1 – Классификация объектов стандартизации


 

Результатом работ по стандартизации является нормативный документ.

Нормативный документ (НД) – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы общества.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (классами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией.

Правило – положение НД, описывающее действие, которое должно быть выполнено.

Рекомендации – положение НД, содержащее совет.

Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования, конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Например, «Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке и утверждению и применению стандартов» - важнейший документ, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО.

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Руководство работами по стандартизации на государственном уровне осуществляет национальный орган по стандартизации, функции которого выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организаций).

Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях [4]:

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

 

Задачи стандартизации

Основными задачами стандартизации являются [4]:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;

- установление требований к качеству продукции с учетом её безопасности;

- установление метрологических правил и норм, требований по совместимости, взаимозаменяемости, требований к технологическим процессам, нормативно-техническое обеспечение контроля, испытаний, оценки качества продукции;

- обеспечение вопросов стандартизации по всем стадиям жизненного цикла продукции;

- совершенствование системы информационного обеспечения в области стандартизации.

 

Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами [4]:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации, указанных в статье 11 ФЗ «О техническом регулировании»;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Программа работы

Необходимо прочитать историю развития стандартизации, изучить национальную систему стандартизации и функции органов и служб по стандартизации. В рабочую тетрадь выписать основные понятия, цели, принципы и задачи стандартизации. Ответить на вопросы (глава 4) и тесты (глава 5) для самоподготовки.

4 Вопросы для самоподготовки

 

1. Где и когда была создана первая национальная организация по стандартизации?

2. Когда и кем в России была введена Международная метрическая система мер?

3. Для чего необходима реорганизация системы стандартизации?

4. Дать определение стандартизации.

5. Что является объектом стандартизации?

6. Что такое стандарт?

7. Что такое «кодекс установившейся практики»?

8. Какой закон РФ является основополагающим в области стандартизации? Когда был принят этот закон?

9. Перечислить цели стандартизации.

10. Перечислить принципы стандартизации.

11. Перечислить задачи стандартизации.

12. Перечислить функции Национального органа по стандартизации.

13. В каких случаях международный стандарт не может быть основой для разработки национального стандарта?

14. На какие стандарты не распространяется действие ФЗ «О техническом регулировании?

15. Какую деятельность осуществляют технические комитеты?

16. Чем подтверждается применение национального стандарта?

17. Перечислить основные документы в области стандартизации.

18. Что понимается под опубликованием национального стандарта?

19. В каких областях социально-экономической деятельности необходимо применение общероссийских классификаторов?

20. Кто устанавливает порядок разработки, принятия и введения в действие общероссийских классификаторов социально-экономической информации?

21. Обязательно ли представление проекта стандарта организации в технический комитет для экспертизы?

 

 

5 Тесты для самоподготовки

1. К службам стандартизации относятся:

a) технический комитет;

b) ЦСМ;

c) научно-исследовательская организация;

d) Госстандарт РФ.

2. В каком году в России была создана Государственная система стандартизации:

a) 1992;

b) 1993;

c) 2003?

3. Что входит в сферу деятельности национального органа по стандартизации:

a) утверждение национальных стандартов;

b) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

c) составление новых стандартов и обновление действующих?

4. Сколько территориальных органов по стандартизации функционирует на территории РФ:

a) 23;

b) 91;

c) 99?

5. В каких формах должен быть опубликован национальный стандарт:

a) в печатном издании на русском языке;

b) в общедоступной электронно-цифровой форме;

c) в печатном издании на английском языке?

6. К документам национальной системы стандартизации относятся:

a) стандарты организаций;

b) международные стандарты;

c) национальные стандарты;

d) отраслевые стандарты.

7. Стандарт может содержать требования к:

a) символике;

b) упаковке;

c) маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

8. Одной из основных задач стандартизации является:

a) установление требований к качеству продукции с учетом её безопасности;

b) установление требований к безопасности продукции.

9. Какой из нормативных документов устанавливает качественные или количественные критерии, которые должны быть выполнены:

a) правило;

b) норма;

c) рекомендации;

d) классификатор?

10. Национальная система стандартизации должна возглавляться:

a) государственной организацией;

b) негосударственной организацией;

c) Правительством РФ;

d) научно-исследовательским институтом стандартизации?

11. Какой характер носят национальные стандарты:

a) обязательный;

b) добровольный?

Приложение А

(справочное)

 

Правильные ответы на тесты

1. – a),c).

2. – a).

3. – a),b).

4. – c).

5. – a),b).

6. – c).

7. – a),b),c).

8. – a).

9. – b).

10. – b).

11. – b).

Содержание

 

1 Цель работы……………………………………………………………………….......4

2 Краткая теория вопроса................................................................................................4

2.1 Основные понятия стандартизации……………………………………………......4

2.2 История развития стандартизации зарубежом…………………............................6

2.3 История развития стандартизации в России………………………………............8

2.4 Цели стандартизации……………………………………………………………...10

2.5 Задачи стандартизации……………………………………………………............10

2.6 Принципы стандартизации……………………………………………………......11

2.7 Государственная (национальная) система стандартизации РФ ……………......11

2.8 Органы и службы стандартизации РФ ………………………………………......12

2.9 Документы в области стандартизации ………………………………………......13

3 Программа работы……………………………………………………………….......15

4 Вопросы для самоподготовки и обсуждения...……………………………............16

5 Тесты для самоподготовки и обсуждения…………………………………………17

Список использованных источников…………………………………………...........19

Приложение А………………………………………………………………………….20

Цель работы

Познакомиться с основными понятиями в области стандартизации, узнать историю развития стандартизации во всем мире и в России в частности. Изучить цели и принципы стандартизации, национальную систему стандартизации и функции органов и служб по стандартизации.

 

Краткая теория вопроса

Основные понятия стандартизации

Стандартизация по определению Федерального закона РФ «О техническом регулировании» - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Объекты стандартизации – продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Стандартизация может касаться всего объекта или ограничиваться определенными аспектами. Классификация объектов стандартизации приведена на рисунке 1 [2].

 

Объекты стандартизации

 
 

Продукция (товары народного потребления, средства производства)

Услуги (бытовые, производственные)

 
 

 


Процессы (работы)


 
 

 


       
   

 


Сырье и природное топливо Материалы и продукты Готовые изделия Отдельные аспекты однородных групп продукции: термины, обозначения; параметры и размеры; технические требования; методы контроля; правила приемки; правила маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Материальные Нематериальные (социально-культурные) Отдельные аспекты однородных групп услуг: термины; технические требования; методы оценки; классификация предприятий; требования к персоналу Бизнесс-процессы Поддерживающие процессы Процессы управления

 

 

Рисунок 1 – Классификация объектов стандартизации


 

Результатом работ по стандартизации является нормативный документ.

Нормативный документ (НД) – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы общества.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (классами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией.

Правило – положение НД, описывающее действие, которое должно быть выполнено.

Рекомендации – положение НД, содержащее совет.

Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования, конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Например, «Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке и утверждению и применению стандартов» - важнейший документ, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО.

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Руководство работами по стандартизации на государственном уровне осуществляет национальный орган по стандартизации, функции которого выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организаций).

История развития стандартизации зарубежом

Ещё в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, «стандартного» размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные памятники греческой архитектуры - знаменитые храмы, их колонны, портики собраны из сравнительно небольшого числа «стандартных» деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов - трубы этих водопроводов были постоянного размера.

В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.

В 1785 году французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, каждый из которых обладал важным качеством - взаимозаменяемостью, и его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки.

Во второй половине XIX века работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели, - получение более высоких прибылей. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и даже международная. В 1891 году в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на её территории большого числа маленьких государств имелось, как отмечал Энгельс, столько типов мер и весов, сколько дней в году.

Единицы измерения устанавливались случайно: например, «локоть» соответствовал длине скипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины «фут» соответствовала длине ступни Карла Великого. Поиски более обоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 году во Франции была создана единица длины «метр», равная десятимиллионной части четверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17 государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 году в Париже, согласились принять в качестве единицы измерения длины метр. Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явились важными вехами на пути научно-технического прогресса.

На исходе XIX века и в начале XX века были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику.

Усиленная милитаризация многих стран в начале XX столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).

После первой мировой войны стандартизация стала все больше восприниматься как объективная экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии (1928 г.).

С развитием монополистического капитализма стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 году работа ИСА была прервана второй мировой войной.

В 1943 году в рамках Организации Объединенных Наций был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных международных технических организаций (её члены - 91 страна).

Помимо ИСО работы по стандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональных организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали, которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия, строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная промышленность и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.084 с.)