ТОП 10:

Понятие стратегической зоны хозяйствования



Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1. Понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).

4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения.

4.3. Жизненные циклы спроса и технологий.

 

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

 

Понятие стратегической зоны хозяйствования

Многие организации годами работали над проблемой создания соответствующих структур для стратегиче­ского планирования.

В 1968 году компания "Дженерал электрик" состояла из децентрализованных производств и обычной штаб-квартиры. Ответственность за соотношение прибылей и убытков сосредоточивалась на уровне отделений, которых насчитывалось около 170. Отделения были сведены в 50 филиалов, составлявших, в свою очередь, 10 групп в соответствии с обычной иерархической схемой.

Последующая реорганизация концентрировалась вокруг внедренного в компании стратегического планирования. Для целей оперативного управления и контроля была сохранена существовавшая структура отделений.

Для решения задач планирования будущего организации было создано 43 стратегических зоны хозяйство­вания (СЗХ). Они определялись как"... такие направления или группа смежных направлений хозяйственной деятельности с выраженной специализацией, конкурентами, рынком и так далее, что ответственность за это направление как в кратко-, так и в долгосрочном аспектах может быть реально возложена на одного управляющего. Этот управляющий отвечает за стратегию своей СЗХ, но при распределении ресурсов его план уточняется с целью балансирования интересов компании в целом".

СЗХ может представлять собой отделение, филиал или группу, то есть находиться на любом уровне иерархии.

Например, в компании "Дженерал электрик" СЗХ формируются вокруг таких продуктов, как предметы домашнего обихода: телевизоры, звуковоспроизводящая аппаратура, транспортные средства: локомотивы, транзитные вагоны, дизельные двигатели; вспомогательные транспортные средства; аэрокосмическая продукция.

Таким образом, СЗХ организуется для стратегического планирования, вследствие чего происходит наложение еще одной организационной структуры на уже существующую.

Хотя существующая иерархическая структура и сохраняется в целях управленческого контроля, создаются новые рамки для стратегических нововведений, новый организационный подход, позволяющий объединить под руководством одного линейного управляющего все факторы стратегического порядка.

Очевидный успех СЗХ в компании "Дженерал электрик" был превзойден компанией "Вестингауз электрик". На основе концепции СЗХ, разработанной в "Дженерал электрик", 110 отделений корпораций были объединены в 37 базовых СЗХ, каждую из которых возглавил генеральный управляющий. Еще 120 отделений остались на правах центров прибыли, но стратегические плановые решения, которые касаются роста рынка и капиталовложений, сосредоточились на уровне СЗХ. Группировка отделений "Вестингхауз электрик" по рыночным сферам в неявном виде существовала в течение нескольких лет. Заключительным шагом в этом направлении явилось создание СЗХ.

Используя результаты проведенного ранее анализа внешней среды, оцените будущую нестабильность по каждой СЗХ. Рассчитайте уровень нестабильности, проявляющийся через благоприятные тенденции и через неблагоприятные тенденции в условиях деятельности организации.

Таблица 4.2.2

Благоприятные тенденции

Условия деятельности организации     Характеристики Развитие пищевой промышленности Появление высококвалифицированных специалистов Создание собственной плантации какао-бобов в Никарагуа   Расширение партнерских связей и рынков сбыта  
СЗХ СЗХ СЗХ СЗХ  
Привычность событий 3,5 3,3 3,0 2,9 4,0 1,1 1,9 2,0 2,8 3,7 1,2 1,6 1,5 1,0 1,8 4,6 4,2 4,1 3,8 4,8
Темп изменений 3,0 2,3 1,6 1,8 3,3 1,2 2,1 2,4 1,9 3,8 1,0 1,5 1,5 0,6 1,6 4,2 4,0 3,5 3,4 4,0
Предсказуемость 2,3 1,9 2,0 4,0 3,6 1,5 2,9 1,6 3,8 4,0 2,3 2,1 2,0 1,6 1,8 3,6 3,8 4,0 3,2 4,5
        Общий балл: 29,5 31,6 24,2 30,8 40,9
                                             

 

Таблица 4.2.3

Неблагоприятные тенденции

Условия деятельности организации     Характеристики Проникновение на рынок нового мощного конкурента Снижение спроса на продукцию Снижение платежеспособности населения Изменение вкусов потребителей
СЗХ СЗХ СЗХ СЗХ
Привычность событий 4,7 2,0 3,8 4,6 4,5 4,7 1,2 2,3 4,8 3,1 2,4 2,1 1,9 2,3 3,2 4,3 4,1 4,6 3,2 3,6
Темп изменений 4,5 2,9 2,0 4,4 3,8 3,8 2,7 2,1 3,9 3,2 1,5 2,0 1,6 2,0 2,7 3,2 3,6 3,0 2,7 3,1
Предсказуемость 4,5 3,5 1,8 4,5 3,7 4,2 1,9 3,5 3,5 3,5 1,6 1,8 2,1 3,0 2,5 2,2 2,9 3,0 3,0 4,6
        Общий балл: 41,6 30,7 31,7 41,9 41,5

 

Результаты расчетов объедините в таблице.

Таблица 4.2.4

  Уровень нестабильности, проявляющийся через тенденции
благоприятные неблагоприятные
СЗХ-1 2,46 3,47
СЗХ-2 2,63 2,56
СЗХ-3 2,02 2,64
СЗХ-4 2,57 3,49
СЗХ-5 3,41 3,46

Тема 5. МАТРИЦА БОСТОНСКОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ (БКГ) И ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЗХ В ВЫБОРЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.1. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ).

5.2. Оценка привлекательности СЗХ.

 

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

 

Параллельно с эволюцией организационных систем стратегического планирования специально раз­рабатывался и формировался и его методологический аппарат. В него вошли разнообразные приемы и методы планирования, программирования, стратегического анализа экономической и социально-поли­тической информации.

Системы стратегического планирования сформировались в рамках доминирования в стратегическом менеджменте рационалистической модели управления, отличающейся акцентированным примене­нием формальных методов анализа в качестве основы для важнейших управленческих решений. Несом­ненно, использование таких методов несет в себе позитивное зерно организующего начала. Они фокуси­руют внимание на осязаемых пропорциях и параметрах рыночного воспроизводства и формируют современный инструментарий систем управления.

Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1. Понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).

4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения.

4.3. Жизненные циклы спроса и технологий.

 

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

 

Понятие стратегической зоны хозяйствования

Многие организации годами работали над проблемой создания соответствующих структур для стратегиче­ского планирования.

В 1968 году компания "Дженерал электрик" состояла из децентрализованных производств и обычной штаб-квартиры. Ответственность за соотношение прибылей и убытков сосредоточивалась на уровне отделений, которых насчитывалось около 170. Отделения были сведены в 50 филиалов, составлявших, в свою очередь, 10 групп в соответствии с обычной иерархической схемой.

Последующая реорганизация концентрировалась вокруг внедренного в компании стратегического планирования. Для целей оперативного управления и контроля была сохранена существовавшая структура отделений.

Для решения задач планирования будущего организации было создано 43 стратегических зоны хозяйство­вания (СЗХ). Они определялись как"... такие направления или группа смежных направлений хозяйственной деятельности с выраженной специализацией, конкурентами, рынком и так далее, что ответственность за это направление как в кратко-, так и в долгосрочном аспектах может быть реально возложена на одного управляющего. Этот управляющий отвечает за стратегию своей СЗХ, но при распределении ресурсов его план уточняется с целью балансирования интересов компании в целом".

СЗХ может представлять собой отделение, филиал или группу, то есть находиться на любом уровне иерархии.

Например, в компании "Дженерал электрик" СЗХ формируются вокруг таких продуктов, как предметы домашнего обихода: телевизоры, звуковоспроизводящая аппаратура, транспортные средства: локомотивы, транзитные вагоны, дизельные двигатели; вспомогательные транспортные средства; аэрокосмическая продукция.

Таким образом, СЗХ организуется для стратегического планирования, вследствие чего происходит наложение еще одной организационной структуры на уже существующую.

Хотя существующая иерархическая структура и сохраняется в целях управленческого контроля, создаются новые рамки для стратегических нововведений, новый организационный подход, позволяющий объединить под руководством одного линейного управляющего все факторы стратегического порядка.

Очевидный успех СЗХ в компании "Дженерал электрик" был превзойден компанией "Вестингауз электрик". На основе концепции СЗХ, разработанной в "Дженерал электрик", 110 отделений корпораций были объединены в 37 базовых СЗХ, каждую из которых возглавил генеральный управляющий. Еще 120 отделений остались на правах центров прибыли, но стратегические плановые решения, которые касаются роста рынка и капиталовложений, сосредоточились на уровне СЗХ. Группировка отделений "Вестингхауз электрик" по рыночным сферам в неявном виде существовала в течение нескольких лет. Заключительным шагом в этом направлении явилось создание СЗХ.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.006 с.)