ТОП 10:

Проблема «русской идеи». Славянофилы, западники, евразийцы



Будучи учением о всеобщем, философия несёт в себе не только всечеловеческое, универсальное содержание, но и выражает особенности той или иной культуры. Так, русская философия несёт в себе черты российского менталитета, отражает особенности «русской души». Идейный ряд русской религиозной философии так или иначе связан с особенностями православного вероучения.

Будучи самосознанием культуры, философия может осознанно поставить своей задачей рефлексию над основами своей культуры. Такую цель и поставила российская философия, как упоминалось выше, в 30-е годы XIX века. Такая рефлексия актуальна и для современной отечественной философии в свете происходящих в последние десятилетия в России социально-экономических, политических и культурных изменений.

Термин «русская идея» введён В.С. Соловьевым и широко использовался философами на рубеже XIX–XX веков для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России. Первоначально эта проблема была поставлена как проблема «русского пути» в споре славянофилов и западников.

Славянофилыделали упор на самобытном развитии России, считали, что славянский мир должен не подражать западу, а наоборот, может обогатить его своими экономическими, нравственными и религиозными началами. Основы российской культуры: община, монархия и православие. Будучи единственной православной страной в мире, храня в себе христианскую идею (искаженную и католиками и протестантами), Россия несёт в себе миссию – заложить основы нового общеевропейского просвещения, вывести человечество на путь спасения.

Западникисчитали человечество единым, видели неизбежным и полезным для России пройти тем же путем, что и ушедшие вперед западные страны. В отличие от славянофилов, которые были религиозными мыслителями и усматривали в вере и в церкви основу исторического развития, западники, в своём большинстве, придерживались материалистических воззрений и идей секуляризма.

Проблема русской идеи для В.С. Соловьева – это проблема христианского наследия и будущности России, путей соединения народов и преображения человечества. Соловьев испытал разочарование в славянофильских надеждах на русский народ как на носителя будущего религиозно-общественного возрождения всего христианского мира. Согласно Соловьеву, ни государство, ни общество, ни церковь, взятые в отдельности, не выражают сущности русской идеи. Сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, то есть с христианской идеей. Соловьеву видится несостоятельным связывание «русской идеи» с какой-либо этнической ориентацией и с какой-либо христианской конфессией. Он призывает к единению востока и запада в рамках учения о всемирной теократии. Эта идея была органична в философии «положительного всеединства» и сыграла важную роль в дальнейших философских дискуссиях.

Дальнейшее развитие проблемы «русской идеи» идёт под знаком отказа от отождествления «русской идеи» с мессианизмом. Так Е. Н. Трубецкой считал: каждая культура имеет свои национальные особенности, а есть и всеобщее достояние человечества (религия, искусство, наука, философия). Христианство – корень, он первичней ствола или ветвей дерева – человечества. Миссия России – не объединение всего христианского мира, а реализация только одной необходимой особенности среди христианства.

 

Евразийство

В 20-е годы в «русском зарубежье», на основе осмысления опыта коммунистической революции 1917 года, возникает новое решение проблемы «русской идеи» – евразийство. В отличие от славянофилов, которые связывали судьбу России с судьбами славянских народов, и от западников, которые считали Россию частью западного мира, евразийцы рассматривали Россию как особый, самостоятельный мир – Евразию, судьба которой складывается из судьбы входящих в неё народов.

Особое значение среди других особенностей российской культуры евразийцы придавали «туранскому элементу» – ассимилированным в период монголо-татарского ига элементам восточной культуры. Евразийцы отрицательно относились к деятельности Петра I, положившим начало чуждой для России европеизации. В этом контексте революция 1917 года оценивалась как выход России из чуждого ей западного окружения и вступление на путь самобытного развития.

Будущее России евразийцы видели в идеократическом государстве с сильной централизованной властью, опирающейся на национальную идею как всебщее, массовое мировоззрение.

Основные теоретики евразийства: Н.С. Трубецкой (основатель), Карсавин, Савицкий. «Последним евразийцем» считал себя советский историк Лев Гумилев.

Ряд крупных философов русского зарубежья выступил с критикой евразийства, в частности, Н.А. Бердяев обвинил евразийцев в чрезмерном этатизме: стремлении подчинить личностное начало коллективному.

Завершением «классического жанра» исследований по «русской идее» и описанием истории этих исследований стали книги Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) и «Русская идея» (1946). Бердяев, не отказываясь от христианских перспектив, заявил о наличии у России собственных национальных духовных интересов. Русская идея есть, существует. И она, согласно Бердяеву, соответствует характеру и призванию русского народа.

Западная культура завершила свой путь развития, западноевропейская идея гуманизма находится в кризисе. Россия так и не смогла принять эту идею. Русские – либо нигилисты, либо апокалиптики. Большивики-нигилисты победили, потому что в силу радикализма своего духа оказались ближе к народу, чем либерально-религиозная интеллигенция. Поэтому коммунизм – судьба русского народа. Коммунизм должен быть побеждён не материально, а духовно: Россию ждет долгий путь к религиозному покаянию и возрождению.

 

Русские «космисты»

Направление отечественной философской мысли, обозначаемое как «космизм» – это совокупность достаточно разнородных концепций, которые объединяет осознание «преобладания вселенского над индивидуальным»
(Е.Н. Трубецкой), осознание единства всего человечества в решении, стоящих перед ним проблем.

Космизм в наиболее общем виде – это «идея коэволюции, то есть совместной эволюции человека и природы на основе разума и нравственных принципов» (С.Г. Семенова). Человек рассматривается как микрокосм, то есть средоточие всех макрокосмических сил, потенций, возможностей.

Среди космистов – не только философы, но и философствующие ученые. Космизм поэтому разделяют на естественно-научный (Циолковский, Вернадский, Чижевский) и религиозно-философский (Федоров, Ильин, Булгаков, Бердяев).

Религиозно-философский космизм восходит в своих истоках к учению отцов церкви об отношении Творца и творения, представление о космосе как о постоянном взаимодействии с творцом, о важной роли человека в этом взаимодействии.

Философскими основаниями русского космизма о живом организме являются концепция всеединства Соловьева, Булгакова, Карсавина, Флоренского и др., живознания Хомякова и Киреевского, цельного знания Соловьева, «цельного мировоззрения» П. Флоренского. Таким образом, для русских космистов характерно стремление к синтезу науки, философии и религии.

Своеобразным сочетанием религиозной веры с верой в прогресс науки и человеческого разума является концепция «первого космиста» Н.Ф. Федорова. Веря в будущее воскресение праведников и их вечную жизнь в грядущем Царстве Божьем, он считал, что именно развитие науки подготавливает почву для осуществления этого грядущего «воскрешения отцов».

Оба направления русского космизма выдвигают идею становления «сферы разума» (ноосферы по В.И. Вернадскому, пневматосферы по П.А. Флоренскому) как нового этапа в эволюции биосферы, основы вечной жизни человечества. Вся человеческая деятельность, в том числе и научная, становится планетарным явлением, огромной силой. В отличие от других живых существ планеты, чьё существование подчинено законам биологической эволюции и потому конечно, человек, несмотря на возможную в будущем трансформацию Земли и Солнечной системы, сделающую их непригодными для проживания живых существ, может благодаря разуму и нравственным основам освоить Вселенную и жить вечно.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику основных этапов развития русской философии.

2. Какое время можно считать началом самобытной отечественной философии?

3. Каковы особенности развития русской философии по сравнению с западноевропейской?

4. Какой вклад внесла русская философия в мировую философию?

5. В чём В.С. Соловьев усматривает цель своей философии?

6. В чём В.С. Соловьев усматривает назначение и идеал «цельного знания»?

7. Что означают понятия «положительное всеединство», «София» в философии В.С. Соловьева?

8. Каково место идеи «богочеловечества» в философии В.С. Соловьева?

9. В чём состоит проблема «русской идеи»?

10. В чём особенности концепций славянофилов, западников и евразийцев?

11. Какова главная идея русского космизма?

12. В чём состоит сущность концепции ноосферы?

13. Назовите предшественников и представителей русского космизма?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: Книга, 1991.

2. Вехи. Интеллигенция в России / Сост. А. А. Яковлева – М.: Правда, 1989.

3. Гиренок Ф.И. Русские космисты. – М.: Наука, 1990.

4. Гулыга А. Русская идея и её творцы. – М.: Соратник, 1995.

5. Диалог цивилизаций: Восток – Запад // Вопросы философии. 1993.

6. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.– М.: Наука, 1995.

8. Ильенков Э.В. Личность и творчество. – М., 1999.

9. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. – М., 1993.

10. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991.

11. Люкс Л. Интеллигенция и революция. Летопись триумфального поражения // Вопросы философии. – 1991. – № 11.

12. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. – М., 1991.

13. М.М. Бахтин как философ. – М., 1992.

14. Мир России – Евразия: антология. – М.: Высш. шк., 1995.

15. На переломе. Философские дискуссии 20-х гг. – М., 1991.

16. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

17. Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопросы философии – 1997. – № 11.

18. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея. – М., 1992.

19. Чаадаев П.Я. Философические письма // П.Я. Чаадаев. Сочинения. – М.: Правда, 1989.

20. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. – М.: Наука, 1993.

РАЗДЕЛ 7

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЫТИЯ

 

Как уже отмечалось во введении, понятие бытия – одно из древнейших и значимых в философии. Определением данного понятия можно считать целостность всего существующего. В качестве структурных компонентов бытия или его форм традиционно выделяют:

1) бытие материальных вещей (тел, предметов), процессов, которое различается в двух видах – бытие природы (природных вещей, процессов, состояний) и бытие вещей и процессов, созданных человеком;

2) бытие идеального, духовного, дифференцируемое на индивидуализированное духовное и надындивидуальное объективированное духовное;

3) бытие человека, которое представлено в виде бытия человека в мире вещей и специфически человеческого бытия;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие отдельного человека и бытие общества.

Рассмотрим диалектически связанные друг с другом формы бытия материального и идеального.

 

Материальное и идеальное

 

Материальное (от лат. materialis – вещественный) – состоящее из материи. Материя – от лат. materia – материал, вещество; греч. аналог хюле – лес, древесина, строительное сырьё, ил, а также греч. хора – «почти небытие», по Платону.

Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно («хюле») было введено Аристотелем, латинский перевод «materia» – Цицероном. Аристотель употребляет термин, излагая взгляды своих предшественников. По его утверждению «первоначало всего», о котором учили большинство философов-досократиков, есть именно материя (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, беспредельное – у Анаксимандра, огонь – у Гераклита, четыре элемента – у Эмпедокла, вселенская смесь частиц – у Анаксагора, атомы – у Демокрита). Главное стремление первых греческих натурфилософов – утвердить мир на единой незыблемой, вечной основе. В качестве такого вечного, всеохватывающего начала выступает у них материя; более того, она – живая, движущая и организующая, всемогущая божественная сила, обеспечивающая единство и стабильность космоса, неизменность и непреложность его законов – то, чего не могли обеспечить враждующие, преходящие и слабые божества традиционной мифологии.

Осмысление материи, близкое современному пониманию этой категории, обнаруживается в онтологии Гольбаха П.А., которая представляет собой, по сути, материалистический монизм. Согласно его учению, вселенная есть колоссальное соединение всего существующего, повсюду являющее человеку лишь материю и движение. Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»[49]. Всё существующее в природе образовано сочетанием мельчайших материальных частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда – атомами). Общие и первичные свойства материи – протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность, сила инерции. Движение – «это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи»[50]. Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, инерция – особый вид сил противодействия, свидетельствующий о внутренней активности тел. Движение Гольбах понимал преимущественно как пространственное перемещение, признавая в то же время скрытое внутреннее движение в телах, обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул материи. Идеи Гольбаха оказали влияние на последующее развитие материалистической философии.

В целом, французский материализм XVII века обязан своим учением о материи механистическим и атомистическим воззрениям, преобладавшим в естественных и прикладных науках того времени.

Под влиянием эмпирической философии и естествознания сложилосьфеноменалистическое учение о материи И. Канта. По выражению И. Канта, материя есть «субстанция явления», но не явление субстанции. Будучи явлением, материя существует в нас, она зависит от существования познающего субъекта, однако представляется чем-то внешним, объективным: она есть «чистая форма, или известный способ представления неизвестного предмета с помощью того созерцания, которое мы называем внешним чувством». Материя есть то, что наполняет пространство; протяженность и непроницаемость составляют её понятие. Материя, по И. Канту, это высший эмпирический принцип единства явлений.

Ф. Шеллинг в ранних работах развивает кантовское учение о силах отталкивания и притяжения как двух принципах реальности или формах материи. Позже у Ф. Шеллинга появляется «синтетическая сила» – сила тяжести как конструирующий материю момент. Сила тяжести, или материя, – это проявление спящего Духа; материя – есть дух, рассматриваемый в равновесии своих деятельностей. Реальность, бытие – это не дух и не материя, ибо оба они – два состояния одного бытия: материя сама есть угасший дух, или наоборот: дух есть материя в становлении.

Для Г.В.Ф. Гегеля материя есть первая реальность, наличное для-себя-бытие; она – не просто абстрактное бытие, но позитивное существование пространства, как исключающего другое пространство. Гегель диалектически развивает понятие материи из противоположности двух абстракций – положительной абстракции пространства и отрицательной – времени. Материя являет собой единство и отрицание этих двух абстрактных моментов, первое конкретное. Таким образом, материя отмечает границу, переход из идеальности в реальность. Сам переход, движение есть процесс – переход из пространства во время и обратно: напротив, материя, как отношение пространства и времени, есть покоящаяся самотождественность. Существенные определения материи составляют диалектическую триаду (отталкивание – притяжение – тяжесть). Тяжесть и есть, по Гегелю, субстанциальность материи: именно тяжесть выражает ничтожность вне-себя-бытия материи в ее для-себя-бытии, ее несамостоятельность.

Общенаучное понятие материи довольно существенно отличается от онтологического понятия. Оно складывается со становлением экспериментального естествознания XVII в. под влиянием как философских представлений, так и ради нужд эксперимента. Г. Галилей выделяет следующие первичные качества материи: арифметические (исчислимость), геометрические (форма, величина, положение, касание) и кинематические (подвижность) свойства. И. Кеплер усматривает в материи две изначальных, диалектически противопоставленных силы: силу движения и силу инерции. В классической ньютоновской механике основные свойства материи – это инерция (инертная масса), способность сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения и тяжесть – способность тяжелых масс взаимно притягиваться по закону гравитации. Материи противопоставляется энергия – способность совершать механическую работу или проявлять силу в движении. Другие признаки материи: сохранение массы во всех физических и химических процессах; тождество инертной и тяжелой массы, отличие материи от пространства и времени.

Уже у Г. В. Лейбница и И. Канта материя оказывается полностью сводимой к проявлениям силы. У И. Канта она зависима от пространства и времени как первичных форм чувственности. К началу XX в. понятие материи как носителя массы, отличного от силы и энергии, с одной стороны, от пространства и времени – с другой, расшатывается. В частности, например, сам процесс взвешивания, сведение массы к весу, устраняет барьер между инертностью как признаком вещества и силой. Уже второй закон И. Ньютона определяет массу через соотношение силы и ускорения. Открытие неевклидовых геометрий поставило вопрос об их физическом смысле и сделало проблематичным физическое понятие пространства. Кроме того, предпринимались попытки объяснить массу как чисто электромагнитно-индуктивный эффект, причем масса должна рассматриваться в этом случае как величина, зависимая от скорости. Наконец, теория относительности А. Эйнштейна поставила массу в окончательную зависимость от скорости. Масса и энергия в формуле Ε = me2 эквивалентны друг другу и взаимозаменимы. Закон сохранения действителен теперь лишь применительно к «сумме» массы и энергии, так называемой «массэнергии». В то же время пространство, или пространственно-временной континуум, утрачивает «онтологическое» отличие от материи. И то и другое рассматриваются теперь как различные аспекты той же реальности и в конечном счете отождествляются. В современной физике не сохранилось ни одного из классических определений материи. Однако как философия, так и физика предпочитают обходить это ставшее неопределённым и тёмным понятие, заменяя его другими – пространство-время, хаос, система и др.

Существенное развитие получила дефиниция материи в диалектическом материализме, который К. Маркс считал не специфически философским, а общенаучным методом исследования. Подчеркивалось, что естествоиспытателям необходимо овладеть этим методом для решения своих научных задач и преодоления идеалистических и метафизических заблуждений. При этом делались ссылки на великие естественнонаучные открытия XIX в. (открытие клетки, закон превращения энергии, дарвинизм, периодическая система элементов И.Д. Менделеева), которые, с одной стороны, подтверждают и обогащают диалектический материализм, а с другой – свидетельствуют о том, что естествознание приближается к диалектическому миропониманию. Диалектическая переработка предшествующего материализма состояла в преодолении его исторически обусловленной ограниченности: механистического истолкования явлений природы, отрицания всеобщности развития, идеалистического понимания общественной жизни. Солидаризируясь со старым материализмом в признании первичности, несотворимости, неуничтожимости материи, а также в том, что сознание есть свойство особым образом организованной материи, марксистская философия рассматривает духовное как продукт развития материи, притом не просто как природный продукт, а как социальный феномен, как общественное сознание, отражающее общественное бытие людей. Материя в этом контексте рассматривается как философская категория, вводимая для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от них.

Таким образом, в философской литературе встречается несколько аспектов понимания категории материи.

1. Субстанциональный аспект: материя – то беспредельное (или чистая возможность), из чего возникают и становятся любые определённости, вещи и качества; первичный хаос, бесформенный и безвидный; материальное начало мира.

2. В субстратном плане: предельно пластичное и элементарное строительное сырье, условно-наглядно сравнимое с глиной, «первым кирпичом», прахом, илом, водой, лесом, стихиями и т. п., либо относительно элементарная и протяженная часть того или иного уровня мироздания (элементарные частицы, атомы, молекулы, белковые тела и пр.). Первые философы понимали материю как простейший субстрат мира, а материальным называли то, что состоит из него.

3. В феноменальном смысле – совокупность оформленных и пространственно ограниченных объектов, твердость, упругость, непроницаемость и сопротивляемость которых внешним воздействиям обнаруживается органами чувств субъекта и запечатлевается в восприятиях; объективная реальность, не зависимая от человеческого сознания и данная человеку в его внешних ощущениях.

В настоящее время среди философов разных школ и направлений не достигнуто единогласия в трактовке понятия материи, вопрос о существе материальной грани действительности всегда остается актуальным.

Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

3) она есть causa sui, причина самой себя (по мысли Спинозы).

Разумеется, что названные свойства не исчерпывают всего перечня атрибутов материи, который включает также сущность, количество, качество и т. д.

Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей материей, различают еще и её модусы, т. е. такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т.п.).

Структурные уровни развития или организации материи представлены:

а) природой – вакуумом, элементарными частицами, атомами, молекулами, макротелами, планетами, галактиками, метагалактиками – на примере неорганической природы; ДНК, РНК, белками, клетками, многоклеточными организмами, популяциями, биоценозами – на примере органической природы;

б) обществом – человеком, семьёй, социальной группой, нацией, этносом, народом, человечеством.

Выделенные уровни в целом отражают сложившийся на современном этапе развития познания взгляд на окружающий человека мир природы и социальный мир с точки зрения их единства и генезиса. На основе научного знания о структурах материального мира можно привести условную схему иерархической организации материи (рис. 7.1).

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА:

-------------------------------?---------------------------------

МЕТАГАЛАКТИКА

Системы галактик и галактики

Планетные системы и планеты

Макротела

Молекулы

Атомы

 

Элементарные частицы, физический вакуум

-------------------------------?----------------------------------

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА:

-------------------------------?----------------------------------

Общество

Популяции

Многоклеточные организмы

Клетки

Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки)

-------------------------------?---------------------------------

Рис. 7.1. Условная схема иерархической организации материи

Идеальное – это динамический, подвижный образ объекта, в котором в субъективной форме выражено его объективное содержание и который свободен от всех его реальных социоприродных свойств. Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пища и т. д.) имеет собственную уникальную душу (нечто похожее на пар или тень), которая, в свою очередь, способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждая родоплеменная группа людей обязана своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

Определённый аспект анимистического взгляда на душу предмета как специфическую причину жизни был закреплён древнегреческой культурой в термине эйдос. Некоторые моменты тотемистических воззрений на дух рода, мировую душу закрепились в термине идея. У досократиков эйдос – внешний вид, наружность, видимое; у Эмпедокла – образ, у Демокрита – фигура атома, у Парменида – видимая сущность, у софистов – разновидность сущности. Древнегреческая культура была сориентирована на внешние формы познания; эйдосы и идеи наделялись свойствами внешней воспринимаемости и живой чувственности; отсюда и сохранение аспекта наглядности в современном понимании идеи. Напротив, античные, а затем и средневековые философы сместили акцент на внутреннюю данность идей мышлению человека, усиливая логический аспект их природы. В XVII–XVIII вв. на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм – со спонтанной деятельностью мышления. И. Кант называл идеи понятиями разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. По И.Г. Фихте, идеи – это имманентные цели, согласно которым Я творит мир. Для Г.В.Ф. Гегеля идея является объективной истиной и сущностью всякого качества (в том числе бытия в целом), совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс познания. Через философию Л.А. Фейербаха в марксистскую теорию познания вошло понимание идеального как субъективного образа объективного мира. Значимым достижением диалектического материализма стало четкое определение понятий материального и идеального в их соотнесении с категорией реальности, что позволило подчеркнуть противопоставленность и взаимополагаемость материального и идеального. Материя была определена как объективная реальность, существующая вне нашего сознания, идеальное – как реальность субъективная.

В современных исследованиях идеального сложились два основных подхода. В первом из них идеальное представляюткак субъективный феномен, как сугубо личностное психическое явление, в котором находят отражение психологические особенности индивида, его эмоционально-волевые качества, ориентации и установки.

Сторонники противоположного подхода полагают, что идеальное отличается от индивидуальных психических явлений и представляет собой совокупность способов и норм деятельности человека, вобравших в себя социально-исторический опыт. Следовательно, идеальное может считаться объективным феноменом. В этом смысле этот идеальный образ является внешним, объективным по отношению к индивидуальному сознанию, не зависящим от него. Наоборот, само индивидуальное сознание может существовать лишь потому, что существует сознание коллективное, общественное. Каждый отдельный человек обретает сознание лишь во взаимодействии с другими людьми, лишь благодаря исторически сформировавшемуся общественному сознанию, которое приобщает его к духовному богатству социума.

По всей видимости, эти подходы нельзя считать взаимоисключающими; они изучают идеальное в разных аспектах, акцентируя внимание на одной из сторон единого целого. Поэтому при рассмотрении этого феномена было бы правильным учитывать обе точки зрения.

В пространственно-временном отношении идеальное понимается либо как причастность образа к вечному, свободному, потустороннему и непротяжённому миру (объективный способ бытия прообраза), либо, напротив, как непротяжённое инобытие отражаемого в отражающем (например, в психике человека) в подчинённой, преходящей, положенной, растворённой, виртуальной, снятой форме (субъективный способ существования образа). В обоих случаях идеальное противопоставляется реальному, то есть протяжённому, вещественному существованию, и тогда идеальное определяется как отсутствие в образе вещества того предмета, который либо творится по мерке образа, либо копируется в форме образа.

В субстратно-содержательном плане идеальное также трактуется по-разному: а) как потенция образа творить вещь по своему подобию, выступать бестелесным геном отдельной вещи, архетипом класса вещей или сущностью качества, служить образцом (эталоном, принципом, идеалом, совершенством, планом), по которому воспроизводятся реальные предметы; б) как всеобщая способность предметов запечатлевать в своих внутренних структурах тени друг друга, воспроизводить друг друга в форме копий, выражаться друг через друга. В том и другом случае идеальное мыслится как свойство образа сопрягаться со своим предметом, содержательно походить на него, находиться с ним в отношении некоторого соответствия.

В аспекте данности человеческому сознанию идеальное получает разные определения: а) творящие первообразы или сущности вещей открываются субъекту благодаря своему просвечиванию сквозь явления, поэтому идеальное есть чувственно-сверхчувственный способ познания мира, имеющий наглядно-образный (эйдетический) и логический (идеализация, абстракция, понятие) уровни; б) объективные прообразы предметов и сущности вещей созерцаются только внутренним зрением, интуицией, даны нам непосредственно внутренне (имманентно), поэтому идеальное есть сугубо внутреннее и прямое усмотрение прообраза или сущности (оригинала); идеальное есть переживание индивидом информации о внешнем мире в «чистом виде», когда все посредники – носители информации внутри организма – не воспроизводятся в личном сознании.

Объяснение природы образа определяется мировоззренческой позицией философа; из-за различия таких позиций общезначимое понятие идеального пока не сформировалось. Чаще всего природу идеального пытаются выяснить через взаимосвязь категорий сознания, духа, души, материи, воплощения, отражения, творчества.

Таким образом, идеальное – философская категория, обозначающая характерные свойства образов предметов (эйдосов, идей, идеалов, идолов). Важнейшими из этих свойств являются:

– непротяжённость и невещественность, невоспринимаемость органами чувств, несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– содержательное сходство образа и сопряжённого с ним предмета;

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– нетождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные этапы в формировании категории «материя» можно выделить в истории философии? Дайте им краткую характеристику.

2. Какие определения можно привести для понимания категории «материя»? Можно ли сказать, что материя – это вещество?

3. Что такое «атрибут»? Каковы основные атрибуты материи?

4. Что такое «модус материи»? Приведите примеры модусов материи.

5. Как можно определить понятие идеального?

6. В чем проявляется объективность идеального?

7. Каковы наиболее важные характеристики идеального?

8. В чем проявляется субъективность идеального?

9. Абсолютно ли противопоставление материального и идеального в философии?

10. Герой фантастической повести И. Ефремова «Звёздные корабли» делает вывод о том, что форма человека, его облик как мыслящего животного не случаен, он наиболее соответствует организму, обладающему огромным мыслящим мозгом. Между враждебными жизни силами есть лишь узкие коридоры, которые использует жизнь, и эти коридоры строго определяют её облик. Поэтому всякое другое мыслящее существо должно обладать многими чертами строения, сходными с человеческими, особенно в черепе. Согласны ли вы с этим выводом и его обоснованием?

 

 

Пространство и время

 

К основным атрибутам материи относятся пространство и время, которые представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели по-разному.

Одной из концепций пространства и времени, нашедшей широкое распространение в философии и естествознании, стала субстанциальная концепция. Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяжённости и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает.

И пространство, и время выступали здесь самостоятельными, не зависимыми от материи субстанциями. Такое понимание взаимоотношения материи, пространства и времени укрепилось в философии и естествознании особенно после того, как Ньютон открыл законы классической механики, что дало ему основание для вывода об абсолютности пространства и времени. Сильные аргументы в пользу независимости и неизменности пространственно-временных характеристик от свойств движения и способа взаимодействия объектов между собой давала и геометрия Евклида, которая в то время была единственной геометрией, описывающей отношения и свойства реального, «физического» мира.

Другая наиболее известная концепция пространства и времени основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношения пространственных и временных характеристик материи как между собой, так и в зависимости от природы того или иного объекта. Вне взаимодействия пространство и время, согласно этой точке зрения, просто не существуют. Это так называемая реляционная концепция. Её философские корни уходят в теорию Г.В. Лейбница о пространстве и времени как особых отношениях между объектами и процессами, вне которых пространство и время не существуют. Своё естественнонаучное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и неевклидовых геометриях Лобачевского, Больяи и Римана. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта, показав, чт







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.026 с.)