Комплекс неполноценности и комплекс превосходства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс неполноценности и комплекс превосходства



Мы видели, что каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике,то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое ибудущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда какпрошлое указывает на характер неполноценности или неадекватности, которую мыстараемся преодолеть. Вот почему комплекс неполноценности нас большеинтересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересует вего динамике, развитии. Более того, эти два комплекса естественным образомсвязаны. Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваемкомплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекспревосходства. С другой стороны, если исследуем комплекс превосходства вдинамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекснеполноценности.

Общие положения

Необходимо уяснить, что слово "комплекс", которое мы употребляем вотношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всегопреувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мыпосмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двухпротивоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно,что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняютдруг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должнобыть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввидутого, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, онине более противоречивы, чем обычные чувства. Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именнооно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь -- этодостижение цели или формы, а стремление к превосходству -- это движущая силадля достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал,который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у нихактивности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у насвпечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желаниепревосходить других, желание, которое заставляет их говорить: "Если бы я небыл так ленив, я мог бы стать президентом". Их развитие и стремление, еслиможно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и придерживаются-представления о том, что могли бы многое совершить и принести немалопользы, если бы...! Конечно же, это -- ложь, выдумка, но все мы знаем, чточеловечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенносправедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполнедовольствуются фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идутв обход, желая избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаряпостоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее иумнее, чем это есть на самом деле. Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства.Они полагают, что обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они,таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство оченьсильно выражено у преступников, которые считают себя героями. Мы уже рассматривали эту черту с другой точки зрения, как проявлениечастной логики. Это не имеет ничего общего со здравым смыслом илиобщепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое -- это егосубъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладитьдела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни.Следовательно, преступность -- это результат комплекса превосходства, а непроявление фундаментальной и изначальной порочности. Похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. Например,они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобысправиться с требованиями дела, которым они занимаются. Им кажется, чтоиз-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они не всостоянии справиться с тем, что могли бы исполнить. Они жалуются: "Вот еслибы я выспался, я бы вам показал!" Нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которых мучаетчувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют своютревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь долженнаходиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они не направлялись и такдалее. Близкие вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиямдепрессивного человека. Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье.Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Онибеспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, нонесмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей --факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь можетдавать определенную силу и власть. (И если бы мы задались вопросом, ктосильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить - младенцы.Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.) Давайте рассмотрим связь между комплексами превосходства инеполноценности, взяв для примера проблемного ребенка с комплексомпревосходства: дерзкого, самонадеянного и драчливого. Мы обнаружим, что онхочет казаться более значительным, чем он есть на самом деле. Все мы знаем,как дети со вспыльчивым характером, желая контролировать других, внезапнонападают на них. В чем причина их неуравновешенности? Дело в неуверенности всвоей силе. Они чувствуют свою неполноценность. В драчливых, агрессивныхдетях мы всякий раз обнаруживаем комплекс неполноценности и желание егопреодолеть. Все равно, как если бы они пытались приподнять самих себя заволосы, чтобы казаться больше, и таким простым способом достичь успеха,уверенности и превосходства. Для этих детей необходимо найти методы лечения Они действуют такимобразом, потому что не видят причинно-следственных связей, не понимаютестественного порядка вещей. И за это их нельзя осуждать, так как всякийраз, отвечая на вопросы, они будут упрямо давать понять, что чувствуют своепревосходство, а не неполноценность. Поэтому нам необходимо в дружескойформе объяснить им нашу точку зрения и постепенно помочь им уяснить ее. Если человек пускает пыль в глаза, то это только потому, что ончувствует неполноценность и не ощущает в себе достаточно сил для того, чтобысостязаться с другими в чем-то полезном. Вот почему он продолжает заниматьсябесполезными вещами. Его отношения с обществом не являются гармоничными, онне адаптирован социально и не знает, как решать социальные проблемы жизни.Поэтому, исследуя его детство, мы зачастую узнаем о непрекращающихся стычкахмежду ним и его родителями и учителями. Необходимо глубоко разобраться впричинах такого поведения и довести их до понимания детей. Ту же комбинацию комплексов неполноценности и превосходства мыобнаруживаем у больных неврозом. Часто невротик выказывает свой комплекспревосходства, напрочь не замечая свой комплекс неполноценности. Если в семье среди детей есть любимец, то у всех остальных мыобязательно находим комплекс неполноценности и стремление к превосходству.Пока их интересы касаются не только их самих, но и других людей, они решаютудовлетворительно жизненные проблемы. Но если их комплекс неполноценностинабирает силу, их жизнь становится подобной существованию в стане врагов:они всегда настороже в стремлении соблюсти свои интересы, интересы же другихдля них не существуют, а следовательно, и законы здравого смысла. Их подходк проблемам жизни в обществе не способствует их разрешению. И, стремясьоблегчить себе жизнь, они избирают путь бесполезного существования. Вдействительности, с точки зрения разрешения проблем, это ложная легкость;однако поддержка других дает им ощущение облегчения. Они подобны нищим,живущим на чужой счет. Их комфорт покоится на эксплуатации чужих слабостей спомощью невроза. По-видимому, это общее человеческое свойство -- это касается как детей,так и взрослых, -- что, когда они чувствуя себя слабыми, их чувство общностиугасает и они начинают стремиться к превосходству. Их способ разрешенияжизненных проблем направлен на достижение личного превосходства и никак неучитывает жизнь общества. Пока человек, стремясь к превосходству, умеряетсвой пыл общественными интересами, его действия приносят пользу и егоактивность конструктивна. Когда же его чувство общности приглушено, онтеряет способность реально решать жизненные проблемы. Как мы уже говорили, ккатегории таких людей можно отнести проблемных детей, душевно больных,преступников, склонных к самоубийству и т. п. В заключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценности ипревосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно кнормальным людям. Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть укаждого человека. Оно не является психическим расстройством, но, напротив,стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Патологическим же эточувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувствонеадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает егодепрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекспревосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей.Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть насамом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности,ставшее для него невыносимым. У нормального человека нет ни тени комплексапревосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле,что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока этостремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим воснове душевных расстройств.

Случаи

В контексте обсуждаемой нами темы весьма показателен случай навязчивогоневроза одной молодой девушки, которая находилась в тесном общении со своейстаршей сестрой. Благодаря своему очарованию ее старшая сестра пользоваласьвсеобщей благосклонностью. Этот факт весьма значим, так как если один изчленов семьи выделяется среди других, эти последние будут страдать. Иневажно, кто именно окажется в более благоприятной ситуации -отец, один издетей или мать: на других членов семьи это ложится бременем, которое иногдакажется им непосильным. Девушка, о которой мы говорим, с детства чувствовала себя обделеннойлюбовью. Если бы у нее были развитые социальные интересы, если бы онапонимала то, что понимаем мы, она могла бы самостоятельно избрать иной путьразвития. Так, она начала учиться музыке, однако постоянно пребывая всильном напряжении из-за комплекса неполноценности, причиной которого былинепрекращающиеся мысли о ее предпочитаемой сестре, она не преуспела в этомначинании. Когда ей было двадцать лет, старшая сестра вышла замуж, и онатакже устремилась к замужеству с тем, чтобы не уступить в этом плане своейсестре. Она все более увязала в этом соперничестве, дрейфуя в сторону отздоровой, полезной жизнедеятельности. Затем у нее развилась идея о том, чтоона злая и что она наделена магической силой, с помощью которой способнаотправить человека в ад. В этой магической силе мы видим проявление комплекса превосходства. Сдругой стороны, говоря о своей силе. девушка подчас высказывала жалобыподобно тому, как иногда богатый человек жалуется на свою тяжелую судьбу --быть богатым. Она чувствовала, что обладает богоподобной силой не толькоотправлять людей в ад, но временами у нее было ощущение, что она может идолжна спасти этих людей. Конечно, обе эти претензии были смехотворны, нопосредством этой системы фикций она убедила себя в обладании властью высшей,чем власть ее более удачливой сестры. Она могла превзойти свою сестру тольков этой игре И чем больше она жаловалась на свою магическую силу, тем болееправдоподобным казалось, что она действительно ею обладает. Если бы онасмеялась над ней, претензии на обладание властью были бы под вопросом.Только жалобы давали ей ощущение счастья от своей участи. В данном случае мывидим то, что комплекс превосходства может быть скрыт, что его наличие можетне признаваться, в то время как на самом деле он присутствует каккомпенсация комплекса неполноценности. Старшая сестра -- скажем о ней несколько слов -- пользовалась гораздобольшей благосклонностью, ведь было время, когда она как единственныйребенок в семье являлась центром внимания и ей во всем потакали. Младшаясестра родилась, когда ей было три года, и этот факт полностью изменилобстоятельства жизни старшей девочки. Если прежде она безраздельно владелавсеобщим вниманием, то теперь внезапно она почувствовала себя низвергнутой спривычно занимаемого места. В результате она стала драчливой, правда,проявлялось это только в компании более слабых детей. На самом деледрачливость вовсе не признак смелости, такой ребенок дерется только противболее слабых. Попав в окружение тех, кто сильнее его, он умеряет своюдерзость и становится капризным или подавленным, и, вероятно, по этойпричине в домашнем кругу он менее любим. В подобных случаях старший ребенок чувствует, что его любят уже не такбеззаветно, как раньше, и в признаках изменившегося к себе отношения видитподтверждение своего мнения. Виноватой более других в сложившейся ситуациидевочка считает свою мать, так как именно она принесла в дом сестру. Этимобъясняется то, что ее выпады в основном направлены против матери. Младенец же оказывается в положении любимца без всяких усилий и борьбы,ибо за ним, естественно, нужно постоянно присматривать, ухаживать, баловатьего, как любого другого младенца. Таким образом, младшая сестренка, купаясьв любви, развивается как очень милое, очень нежное созданье: она -- центрсемьи. Иногда добродетель торжествует в форме послушания! Но попробуем проанализировать, что полезное сулят жизни это очарование,нежность и доброта. Можно предположить, что девочка была столь послушна иподатлива, только потому, что ее баловали. Однако наша цивилизация неслишком благосклонна к избалованным детям. Иногда отец, понимая это, желаетпрекратить такое положение вещей, а иногда в ситуацию вмешивается школа.Положение такого ребенка всегда неустойчиво, поэтому избалованные детичувствуют свою неполноценность. Пока они находятся в благоприятной ситуации,это чувство остается незаметным, но как только возникают сложности, мывидим, что у таких детей развивается подавленность или комплекспревосходства. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства имеют нечто общее, аименно то, что они всегда на бесполезной стороне жизни. Высокомерный,дерзкий ребенок, ребенок с комплексом превосходства всегда будет чуждполезной стороне жизни. С поступлением в школу благоприятная ситуация для избалованных детейзаканчивается. С этого момента мы можем наблюдать, что они неуверенноприспосабливаются к жизни, никогда при этом ничего не доводя до конца. Такбыло и с младшей сестрой, о которой мы говорили в начале нашегоповествования. Она начинала учиться шить, играть на рояле, но бросала всеэти занятия некоторое время спустя. Вдобавок она потеряла интерес к общению,ей не хотелось покидать пределы дома, и она все более и более чувствоваласебя подавленной. Ей казалось, что ее затмила сестра, обладавшая болеепривлекательными достоинствами. Неуверенность и вечные сомнения сделали еееще слабее и послужили причиной разрушения ее характера. В дальнейшей жизни она постоянно сомневалась в выборе занятия, никогдане доводя до конца свои начинания. Сомнения преследовали ее также в любви ивыборе супруга, несмотря на то, что здесь был момент соперничества ссестрой. В тридцатилетнем возрасте в своем окружении она нашла мужчину,страдающего туберкулезом Нетрудно догадаться, что свой выбор она сделалавопреки желанию родителей. И тут можно было обойтись и без ее склонностиничего не доводить до конца, так как родители воспрепятствовали ее начинаниюи свадьба не состоялась. Год спустя она вышла замуж за человека старше неена тридцать пять лет. Поскольку на мужчину в таком возрасте уже не смотряткак на мужчину, подобный брак, который уже не был похож на брак, казалсябессмысленным. Довольно часто комплекс неполноценности проявляется в выборебудущего супруга, который намного старше, или человека, который попросту неможет состоять в браке например, женатого мужчины или замужней женщиныЗамужество девушки, о которой мы говорим, не укрепило ее чувствопревосходства, и поэтому она нашла для этого другой способ. У нее появилось убеждение, что самая важная вещь в этом мире -- долг. Унее возникло навязчивое желание мыться. Если кто-то или что-то дотрагивалисьдо нее, ей приходилось мыться снова и снова. Таким образом, она пришла кполной изолированности. В конце концов ее руки стали такими грязными, какиетолько можно вообразить. Причина вполне очевидна: из-за непрекращающегосямытья ее кожа стала очень грубой и собирала грязь в большом количестве. Все это кажется проявлением комплекса неполноценности, однако оначувствовала себя единственным чистым человеком в мире, и постояннокритиковала и порицала других из-за того, что у них отсутствовала еенавязчивая потребность мыться. Она играла свою роль великолепно: всю жизнь ей хотелось превосходить всех и сейчас с помощью фикции ейэто удалось. Она была самым чистым человеком в мире. Мы видим, как еекомплекс неполноценности превратился в ярко выраженный комплекспревосходства. Тот же феномен мы наблюдаем у людей, страдающих манией величия, которыемнят себя Иисусом Христом или императором. Такие люди действуют набесполезной стороне жизни и играют свою роль весьма правдоподобно. В жизниони крайне изолированы, и если мы вернемся к их прошлому, то обнаружим у нихчувство неполноценности, приведшее к развитию комплекса превосходства. Интересен случай пятнадцатилетнего мальчика, который поступил впсихиатрическую лечебницу по причине галлюцинаций. Это было незадолго довойны, он вообразил, что австрийский император умер, хотя это было не так; он также утверждал, что император явился ему во сне, призывая егоповести австрийскую армию против врагов. Но он был невысокого ростамальчиком! И хотя ему показывали газету, в которой говорилось, что императоростановился в своем дворце или выехал на своем автомобиле, которым сам иуправлял, убедить его было невозможно: он настаивал, что император умер иявился ему во сне. В то время индивидуальная психология занималась исследованиямивзаимосвязи положений тела во время сна и наличия комплексов неполноценностиили превосходства у человека. Подобная информация может оказаться отнюдьнебесполезной. Некоторые люди засыпают, свернувшись клубочком и укрывшись сголовой. Такое положение указывает на комплекс неполноценности.Действительно, трудно поверить, что такой человек храбрец? И наоборот, есличеловек во сне принимает распрямленную и исполненную значительности позу,трудно поверить, что он слаб и придавлен жизнью? Как в прямом, так и впереносном смысле он кажется значительным, как и во сне. Что же касаетсялюдей, которые спят на животе, наблюдения показывают, что им свойственныупрямство и склонность к ссорам. Юноша, о котором мы говорим, был обследован на предмет корреляции междуего дневным поведением и положением во сне. Было обнаружено, что подобноНаполеону, он спит со скрещенными на груди руками. Картины, изображающиеНаполеона в такой позе, общеизвестны. На следующий день, когда мальчикаспросили, кого ему напоминает эта поза, он ответил: "Моего учителя".Поначалу ответ показался странным, пока не возникла мысль, что его учительмог быть похожим на Наполеона. Так и оказалось. Более того, любовь мальчикак своему учителю внушила ему желание самому стать учителем. Но из-занедостатка средств семья вынуждена была отдать его работать в ресторан, гдеон стал постоянной мишенью насмешек хозяев из-за своего небольшого роста. Онбыл не в состоянии выносить это и стремился избавиться от чувства унижения.Но это привело его к бесполезному существованию. Нетрудно понять, что же произошло с этим мальчиком. Из-за небольшогороста и постоянных насмешек посетителей ресторана у него возник комплекснеполноценности. Он же стремился к превосходству: он хотел быть учителем.Так как путь к этой цели был прегражден, он нашел для себя другую цельпревосходства, скатившись к бесполезной жизнедеятельности: он сталпревосходить других во сне и мечтах. Таким образом, мы видим, что превосходство как цель может вести как кполезной, так и бесполезной жизнедеятельности. К примеру, если человеквеликодушен, это может означать одно из двух: либо то, что он хорошосоциально адаптирован и действительно стремится помочь, либо он попростухочет возвыситься в чужих глазах. Психологу часто приходится встречатьлюдей, основное стремление которых заключается в желании покрасоваться ипохвастаться. Мне известен случай с мальчиком, у которого не ладились дела вшколе настолько, что в конце концов он опустился до прогулов и воровства.Это, однако, не мешало ему беспрестанно предаваться хвастовству. Причинойвсему - его комплекс неполноценности. Он хотел быть непревзойденным вчем-либо: пусть даже это оказалось бы дешевым тщеславием! Он воровал деньги,на которые покупал цветы и другие подарки проституткам. Однажды, заехав намашине в далекий городок, он потребовал экипаж, запряженный шестью лошадьми.Он разъезжал по городу с помпой до тех пор, пока не был арестован. Во всемего поведении прослеживалось главное стремление: дать другим почувствоватьсвое превосходство, казаться значительнее, чем он был в действительности. Нечто подобное мы можем обнаружить в поведении преступников - претензиюна легкий успех, - черта, которую мы уже обсуждали в другом контексте.Недавно нью-йоркские газеты рассказывали о случае, когда вор, вломившись вквартиру, в которой жили школьные учительницы, затеял с ними дискуссию. Онпытался втолковать женщинам, сколь обременительны обычные занятия честныхлюдей. Гораздо легче быть вором, чем работать. Этот человек избрал для себяпуть бесполезности, но, идя по этой дороге, он выработал своего родакомплекс превосходства. Он чувствовал себя сильнее многих, в частностипотому, что он был вооружен, в то время как другие - нет. Но понимал ли онсвою трусость? Для нас она очевидна, и на это указывает его бегство отсвоего комплекса неполноценности на путь бесполезного существования. Однакосам он считает себя не трусом, а героем. Некоторые люди прибегают к самоубийству, желая, таким образом, разомпокончить со всем миром с его трудностями. Может показаться, что им нетникакого дела до жизни, а посему они обнаруживают свое перед нейпревосходство. Однако в действительности -- это трусость. Таким образом,комплекс превосходства -- это второй этап: компенсация комплекса неполноценности. Всегда необходимо найтиорганическую связь, связь, которая может показаться противоречием, нокоторая, как мы уже показали, присуща человеческой природе. Когда эта связьнайдена, мы можем приступать к лечению как комплекса неполноценности, так икомплекса превосходства.

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепиласьна вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного итого же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева -- это егоиндивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении.Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что вследствие окружения он несовпадает с нашими ожиданиями и понимаем при этом, что у каждого дерева естьсвоя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции наокружение. В основном, это справедливо и для человека. Перед нами жизненный стильв определенных условиях, окружающих его, и нашей задачей является тщательнопроанализировать его связь с обстоятельствами, ведь с изменениями вокружении меняется и сознание. Пока человек находится в благоприятнойситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью.Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стильжизни вырисовывается ясно и отчетливо. Только опытный психолог может сбольшой долей вероятности определить стиль жизни человека, если тотпребывает в благоприятных условиях, когда же субъект попадает внеблагоприятное и даже тяжелое положение, его жизненный стиль становитсяочевиден каждому. Жизнь редко похожа на игру, и чего-чего, а трудностей в ней хватает.Человек то и дело оказывается перед препятствием, и именно в таких ситуацияхмы и должны изучать его, отмечать его разнообразные движения и определятьего отличительные качества. Как мы уже говорили раньше, жизненный стиль --это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пережитыхв детстве, и основывается на стремлении к цели. Но наши интересы касаются не столько прошлого, сколько будущего людей,понимать которое можно только понимая их стиль жизни. Даже если мы понимаемих инстинкты, стимулы, влечения и так далее, мы не в силах предсказать, чтодолжно произойти. Некоторые психологи пытаются делать выводы, исследуяинстинкты, влечения или травмы, но при ближайшем рассмотрении можнообнаружить, что все эти элементы предполагают определенный стиль жизни. Ипоэтому, что бы ни служило стимулом поведения человека, оно являетсястимулом только к сохранению и фиксации стиля жизни. Каким же образом понятие стиля жизни связано с тем, что мы рассмотрелив предыдущих главах? Мы видели, как у людей с ослабленными органами илифизическими недугами при столкновении с трудностями жизни из внутреннейнеуверенности развивается чувство или комплекс неполноценности. Но посколькуэто чувство вскоре становится невыносимым, оно побуждает к каким-либодействиям. В результате у человека появляется цель. В индивидуальнойпсихологии такое упорное движение к цели давно уже обозначено понятием"жизненный план". Но так как это название часто приводило к ошибочномупониманию, сейчас оно называется "жизненным стилем". То, что человеку свойственно иметь стиль жизни, дает возможностьпредсказывать его будущее, при этом мы основываемся на беседах с ним и егоответах на вопросы. Это похоже на просмотр пятого акта пьесы, в которомраскрываются все тайны. То, что мы знаем фазы, трудности и вопросы жизни,дает нам возможность делать такого рода предсказания. Таким образом, изопыта и знания нескольких фактов мы можем сказать, как в дальнейшем сложитсяжизнь детей, которые постоянно ищут уединения, всегда нуждаются в поддержке,детей избалованных, которых в любой ситуации преследует чувствонеуверенности. Что происходит с человеком, чья цель заключается в том, чтобынаходить поддержку у других? Не в силах преодолеть колебаний оностанавливается на полпути или избегает решения жизненных проблем. Все этиколебания, остановки и увертки нам хорошо известны, так как нам приходилосьнаблюдать все эти вещи тысячу раз. Мы знаем, что он не хочет действоватьсамостоятельно и ждет, чтобы о нем заботились. Он хочет остаться в сторонеот серьезных жизненных проблем, и занимает себя бесполезными вещами, вместотого, чтобы перейти к делу. Его чувство общности неразвито, в результатечего мы можем получить проблемного ребенка, невротика, преступника илисамоубийцу Понимание всех этих вещей теперь стало гораздо более глубоким,чем раньше. Так, мы понимаем, что при исследовании жизненного стиля человекавозможно использовать нормальный жизненный стиль в качестве основы, меры.Пример хорошо социально адаптированного человека служит нам в качествесвоего рода стандарта, нормы и меры для индивидуальных вариаций этой нормы.

Понимание стиля жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.007 с.)