Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные проблемы правосудияСтр 1 из 2Следующая ⇒
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСУДИЯ
Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция Квалификация выпускника «магистр» Профиль подготовки «Уголовное право», «Уголовный процесс» Форма обучения – заочная Срок освоения ООП 2 года 6 месяцев, год набора 2015
Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы правосудия»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» мая 2010 г. № 464.
Программу составил: _____________________ Волторнист О.А. – зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н.
Рецензенты:
____________________ Баранов Александр Михайлович начальник кафедры криминалистики Омской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник полиции;
_____________________ Чекмезова Елена Ивановна доцент кафедры уголовного права и криминологии Омского юридической академии, кандидат юридических наук.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цель освоения дисциплины………………………………………..4 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………..7 3. Структура и содержание дисциплины……………………….…. 12 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………….15 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….20
Приложения к рабочей программе дисциплины Приложение 1. Технологии и формы преподавания. Приложение 2. Технологии и формы обучения. Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины являются: привитие устойчивых навыков и умений применения уголовно-правовых норм; овладение магистрами глубокими и системными знаниями теории уголовно-процессуального права, раскрытие на этой основе содержания Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Изучение дисциплины «Актуальные проблемы правосудия» нацелено на формирование способности магистранта понимать и анализировать состояние уголовно-процессуального права, актуальные проблемы практики его применения, проблемы юридической науки. Студент должен уяснить также историческую и социальную обусловленность проблем теории и практики, закономерности и тенденции развития уголовно-процессуального права
Задачами дисциплины являются: а) формирование профессионально-необходимых в профессиональной деятельности инструментальных, межличностных, системных и специальных компетенций; б) удовлетворение потребности учащихся в научных знаниях о наиболее актуальных современных проблемах уголовно-процессуального права; в) формирование современных теоретических представлений о системе уголовно-процессуального права, основных тенденциях его развития; г) формирование навыков практического применения норм уголовно-процессуального права. д) формирование навыков исследовательской и педагогической деятельности. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение дисциплины «Актуальные проблемы правосудия» Изучив данную дисциплину обучающийся должен Знать и понимать: - состояние, закономерности и тенденции развития уголовно-процессуального правосудия, его историческую и социальную обусловленность; - влияние международного права и решений ЕСПЧ на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и практики его применения; - значение конституционных положений о правах и свободах личности для определения перспектив развития УПП; - основные проблемы уголовно-процессуального регулирования на современном этапе; - наиболее распространенные и типичные недостатки следственной и судебной практики - влияние назначения и принципов уголовно-процессуального права на механизм уголовно-процессуального регулирования - обусловленность решений Конституционного и Верховного судов РФ европейскими стандартами в области прав человека; - правовое и нравственное содержание законности, презумпции невиновности, состязательности других принципов уголовно-процессуального права и осознавать их значение для эффективной уголовно-процессуальной деятельности;
- причины теоретических разногласий в вопросах совершенствования уголовно-процессуального права. уметь: - состоятельно изучать и критически анализировать научную литературу; - применять полученные теоретические и правовые знания в ходе выполнения процессуальных действий; - обобщать, анализировать и объяснять нормы уголовно-процессуального права с учетом принципов международного права, решений ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ; - логически и теоретически обосновывать и отстаивать свою правовую позицию, аргументировано опровергать доводы оппонентов по актуальным проблемам уголовно-процессуального права; - на основе полученных знаний находить способы разрешения проблемных ситуаций; дополнительные аргументы для обоснования решения; нормативные акты и опубликованные решения Верховного и Конституционного Судов РФ, ЕСПЧ; владеть навыками: - системного, структурного, исторического, социологического анализа норм уголовно-процессуального права; - анализа и оценки обоснованности обсуждаемых в теории концепций развития уголовно-процессуального законодательства; - анализа и оценки состояния правоприменительной практики; - поиска путей разрешения сложных ситуаций, обусловленных недостатками правового регулирования; - разработки предложений, направленных на совершенствование норм УПП и практики их применения; - аргументированного объяснения спорных вопросов уголовно-процессуального права, приемами убеждения оппонента и активного слушания. Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций: Общекультурных осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Профессиональных в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); в экспертно- консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Актуальные проблемы правосудия»относится к вариативной части (дисциплины по выбору) цикла профессиональных дисциплин Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание методов и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; природы и сущности уголовно-процессуальной деятельности, основ уголовно-правовой политики государства, основных институтов уголовного процесса, умения применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, владение навыками сбора и обработки информации, уголовно-процессуальной терминологией; навыками работы с правовыми актами. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Актуальные проблемы уголовного процесса», «Актуальные проблемы доказательственного права», «Охрана и обеспечение прав личности в уголовном процессе» и служит основой для освоения дисциплин уголовно-правового цикла. В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. Из них 4 часа лекционных занятий, 16 часов практических занятий и 86 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература: 1. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 727 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
б) дополнительная литература: 1. Рыжаков А.П. Уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Рыжаков А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дело и сервис (ДиС), 2011.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4716.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Брагин А.П. Российский уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Брагин А.П., Пронякин А.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10818.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Орлова А.А. Концепция реабилитации и организационно-правовые механизмы ее реализации в российском уголовном процессе [Электронный ресурс]: монография/ Орлова А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 186 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18179.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Чашин А.Н. Особый порядок судебного разбирательства в уголовном процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чашин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2012.— 116 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9700.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 5. Зиннуров Ф.К. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зиннуров Ф.К., Казанцев С.Я., Хисамутдинов Ф.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 231 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18166.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы:
1. http://www.vsrf.ru Верховный Суд Российской Федерации 2. http://www.ksrf.ru Конституицонный Суд Российской Федерации 3. http://www.gov.ru Сервер органов государственной власти Российской Федерации 4. http://www.cbr.ru Банк России (ЦБ) 5. http://www.ombudsmanrf.ru Уполномоченный по правам человека России 6. http://www.genproc.gov.ru Генеральная прокуратура Российской Федерации 7. http://www.ach.gov.ru/ru Счетная палата Российской Федерации 8. http://www.cikrf.ru Центральная избирательная комиссия РФ 9. http://www.scrf.gov.ru Совет Безопасности РФ 10. http://www.gov.ru/main/page3.html Администрация Президента 11. www.kremlin.ru Президент Российской Федерации 12. http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html Федеральные органы исполнительной власти 13. http://www.gov.ru/main/page7.html Федеральное собрание РФ 14. www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс» 15. СПС Гарант v.7 – Справочно-Правовая Система 16. Внутривузовская поисковая система «Ирбис».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Компьютерный класс, мультимедийное оборудование.
Приложение 1 Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя I. Образовательные технологии Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий: Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. По модулю 1-4. Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе для выполнения практических заданий. По модулю 1-4. Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. По модулю 2-4. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. По модулю 1-4. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения. По модулю 2-4. Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. По модулю 1-4. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий. По модулю 1-4. Занятие 1. Практическая работа: Отрабатываемые вопросы. Суд как участник уголовного судопроизводства. Особый статус суда. Роль суда в состязательном процессе. Понятие и признаки правосудия.
Выполнение практического задания: решение задач. Управление самостоятельной работой студента. (См. Приложение 3) Занятие 1. Отрабатываемые вопросы. Формы участия суда в досудебном производстве. Судебно-контрольные функции суда. Процессуальный порядок деятельности суда при производстве, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Занятие 2. Отрабатываемые вопросы. Судебно-разрешительные функции суда. Порядок принятия процессуальных решений судом при даче согласия на производство процессуальных действий. Проверка судом законности и обоснованности производства процессуальных действий в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ: проблемы правоприменительной практики.
Выполнение практического задания: решение задач.
Управление самостоятельной работой студента. (См. Приложение 3)
Занятие 1. Отрабатываемые вопросы: Правосудие как форма (способ) реализации судебной власти Виды правосудия. Уголовный процесс как способ осуществления правосудия по уголовному делу.
Занятие 2. Отрабатываемые вопросы: Формы осуществления правосудия в уголовном процессе. Проблема процессуального равноправия, гарантии равноправия сторон.
Выполнение практического задания: решение задач. Управление самостоятельной работой студента. (См. Приложение 3) Занятие 1. Отрабатываемые вопросы. Пересмотр приговора, не вступившего в законную силу: значение, виды, недостатки и перспективы. Проблемы пересмотра приговора в порядке надзора. Условия поворота к худшему. Занятие 2. Отрабатываемые вопросы. Расследование новых и вновь открывшихся обстоятельств. Выполнение практического задания: решение задач. Управление самостоятельной работой студента. (См. Приложение 3) Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Рекомендации по освоению дисциплины для студента Трудоемкость освоения дисциплины составляет 108 часов, из них 16 часов аудиторных занятий и 86 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
Приложение 3 Фонды оценочных средств Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя: § вопросы к зачету; § комплекс практических заданий по модулю 1 «Суд как участник уголовного судопроизводства. Понятие правосудия»; § комплекс практических заданий по модулю 2 «Участие суда в досудебном производстве»; § комплекс практических заданий по модулю 3 «Рассмотрение дела по существу»; § комплекс практических заданий по модулю 4 «Актуальные проблемы пересмотра уголовных дел»; § комплекс тестовых заданий по каждому модулю.
Вопросы для подготовки к зачету. 1. Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение понятий «уголовное судопроизводство», «уголовный процесс», «правосудие». Уголовное судопроизводство – вид государственной деятельности. Соотношение уголовного судопроизводства с оперативно-розыскной деятельностью. Назначение уголовного судопроизводства. 2. Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа. 3. Публичность (официальность) производства по уголовным делам. Соотношение публичных и диспозитивных начал в уголовном судопроизводстве. Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании. 4. Принцип независимости судей. 5. Принцип всеобщего равенства перед законом и судом. 6. Суд. Особый статус и полномочия суда. 7. Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда. Сущность и значение. Нормативная основа. Субъекты обжалования. Действия и решения, подлежащие обжалованию. Право на пересмотр приговора вышестоящим судом. 8. Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения. Соотношение оснований и целей применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения. Условия и порядок избрания меры пресечения в отношении подозреваемого. 9. Задержание подозреваемого и обвиняемого. Понятие и сущность. Отличие процессуального задержания от административного. Цели и условия задержания. Основания и мотивы задержания. Процессуальный порядок задержания. Срок задержания и его исчисление. Процессуальное оформление задержания. Форма и содержание протокола. Основания и порядок освобождения подозреваемого. 10. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения. 11. Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Основания и условия применения. Порядок применения. Возбуждение ходатайства о применении заключения под стражу перед судом. Рассмотрение ходатайства судьей. Участие сторон. Виды решений принимаемых судом. Повторное обращение с ходатайством о заключении под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью заключения под стражей. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления. 12. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве. 13. Обыск (основания и цели производства обыска; роль оперативно-розыскных данных при принятии решения о производстве обыска; понятие случаев, обуславливающих возможность обыска без судебного решения; личный обыск, порядок его производства). 14. Выемка (понятие, соотношение с обыском; процессуальное оформление «перехода» выемки в обыск; порядок хранения предметов, денег и иных ценностей, изъятых при выемке и обыске). 15. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (понятие, сущность, соотношение с другими следственными действиями). 16. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. 17. Назначение и производство экспертизы (понятие, основания и порядок назначения; оценка заключения эксперта; допрос эксперта). 18. Получение образцов для сравнительного исследования (понятие, основания и процессуальный порядок, отличие от выемки, пределы принуждения при получении образцов). 19. Контроль и запись телефонных и иных переговоров (основания, процессуальный порядок, практика применения). 20. Возмещение вреда, причиненного преступлением как задача уголовно-процессуальной деятельности (виды вреда, способы возмещения вреда). 21. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. 22. Направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (понятие, основания; действия следователя (дознавателя) и прокурора в связи с окончанием предварительного расследования). 23. Основания и порядок возмещения ущерба реабилитированному лицу. 24. Стадия подготовки и назначения судебного заседания (понятие, значение, задачи, подсудность). 25. Предварительное слушание. 26. Стадия судебного разбирательства (понятие, задачи, значение, система). 27. Судебное следствие. Прения сторон и последнее слово подсудимого. 28. Приговор (понятие, виды, значение). Порядок постановления приговоров. 29. Стадия апелляционного производства (понятие, задачи, порядок, значение, основные черты; отличие от кассационного и надзорного производства). 30. Стадия кассационного производства (понятие, задачи, порядок, значение, основные черты кассационного производства, отличие кассации от апелляционного и надзорного производства). 31. Стадия надзорного производства. Проверка законности и обоснованности приговоров, вступивших в законную силу (виды, их сравнительная характеристика, значение, субъекты, процессуальный порядок). 32. Стадия возобновления уголовных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (понятие, задачи, значение, сроки). 33. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Особенности рассмотрения и разрешения заявлений о преступлениях несовершеннолетних. Специфика производства предварительного следствия и осуществление судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних. 34. Производство по применению принудительных мер медицинского характера (сущность, значение, соотношение с производством по уголовному делу в обычном порядке).
Сборник задач Кейс 1 Без проведения предварительного слушания судья вынес постановление о назначении судебного заседания, в котором разрешил ряд вопросов, в том числе избрал подсудимому меру пресечения – заключение под стражу. Копию постановления судья направил подсудимому. Оцените действия судьи. Кейс 2 При подготовке к судебному разбирательству судья, ознакомившись с материалами дела по обвинению Цицулина в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, вынес постановление о назначении судебного заседания. В постановлении указывалось, что вина Цицулина доказана показаниями свидетелей, заключением эксперта и другими доказательствами. Дайте анализ решения судьи. Раскройте сущность и значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Каков порядок назначения судебного заседания?
Кейс 3 В ходе предварительного слушания судьей Советского районного суда г. Энска было отказано подсудимому в удовлетворении ходатайства о вызове в качестве свидетеля из г. Канска его жены, которая могла бы подтвердить его алиби. Свой отказ судья обосновал тем, что в ходе предварительного расследования жена обвиняемого в соответствии со ст. 51 Конституции РФ и п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ отказалась от дачи показаний. Обосновано ли решение судьи?
Кейс 4 В ходе расследования уголовного дела Боркову предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Рассмотрев
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.154 с.) |