Актуальные проблемы правосудия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы правосудия



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСУДИЯ

 

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника «магистр»

Профиль подготовки «Уголовное право», «Уголовный процесс»

Форма обучения – заочная

Срок освоения ООП 2 года 6 месяцев, год набора 2015


 

Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы правосудия»

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» мая 2010 г. № 464.

 

Программу составил:

_____________________ Волторнист О.А. – зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н.

 

 

Рецензенты:

 

____________________ Баранов Александр Михайлович начальник кафедры криминалистики Омской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник полиции;

 

_____________________ Чекмезова Елена Ивановна доцент кафедры уголовного права и криминологии Омского юридической академии, кандидат юридических наук.

 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Цель освоения дисциплины………………………………………..4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………..7

3. Структура и содержание дисциплины……………………….…. 12

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………….15

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….20

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Технологии и формы преподавания.

Приложение 2. Технологии и формы обучения.

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.

 

 


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины являются: привитие устойчивых навыков и умений применения уголовно-правовых норм; овладение магистрами глубокими и системными знаниями теории уголовно-процессуального права, раскрытие на этой основе содержания Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ).

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы правосудия» нацелено на формирование способности магистранта понимать и анализировать состояние уголовно-процессуального права, актуальные проблемы практики его применения, проблемы юридической науки. Студент должен уяснить также историческую и социальную обусловленность проблем теории и практики, закономерности и тенденции развития уголовно-процессуального права

Задачами дисциплины являются:

а) формирование профессионально-необходимых в профессиональной деятельности инструментальных, межличностных, системных и специальных компетенций;

б) удовлетворение потребности учащихся в научных знаниях о наиболее актуальных современных проблемах уголовно-процессуального права;

в) формирование современных теоретических представлений о системе уголовно-процессуального права, основных тенденциях его развития;

г) формирование навыков практического применения норм уголовно-процессуального права.

д) формирование навыков исследовательской и педагогической деятельности.

Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение дисциплины «Актуальные проблемы правосудия»

Изучив данную дисциплину обучающийся должен

Знать и понимать:

- состояние, закономерности и тенденции развития уголовно-процессуального правосудия, его историческую и социальную обусловленность;

- влияние международного права и решений ЕСПЧ на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и практики его применения;

- значение конституционных положений о правах и свободах личности для определения перспектив развития УПП;

- основные проблемы уголовно-процессуального регулирования на современном этапе;

- наиболее распространенные и типичные недостатки следственной и судебной практики

- влияние назначения и принципов уголовно-процессуального права на механизм уголовно-процессуального регулирования

- обусловленность решений Конституционного и Верховного судов РФ европейскими стандартами в области прав человека;

- правовое и нравственное содержание законности, презумпции невиновности, состязательности других принципов уголовно-процессуального права и осознавать их значение для эффективной уголовно-процессуальной деятельности;

- причины теоретических разногласий в вопросах совершенствования уголовно-процессуального права.

уметь:

- состоятельно изучать и критически анализировать научную литературу;

- применять полученные теоретические и правовые знания в ходе выполнения процессуальных действий;

- обобщать, анализировать и объяснять нормы уголовно-процессуального права с учетом принципов международного права, решений ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ;

- логически и теоретически обосновывать и отстаивать свою правовую позицию, аргументировано опровергать доводы оппонентов по актуальным проблемам уголовно-процессуального права;

- на основе полученных знаний находить способы разрешения проблемных ситуаций; дополнительные аргументы для обоснования решения; нормативные акты и опубликованные решения Верховного и Конституционного Судов РФ, ЕСПЧ;

владеть навыками:

- системного, структурного, исторического, социологического анализа норм уголовно-процессуального права;

- анализа и оценки обоснованности обсуждаемых в теории концепций развития уголовно-процессуального законодательства;

- анализа и оценки состояния правоприменительной практики;

- поиска путей разрешения сложных ситуаций, обусловленных недостатками правового регулирования;

- разработки предложений, направленных на совершенствование норм УПП и практики их применения;

- аргументированного объяснения спорных вопросов уголовно-процессуального права, приемами убеждения оппонента и активного слушания.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Профессиональных

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно- консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Актуальные проблемы правосудия»относится к вариативной части (дисциплины по выбору) цикла профессиональных дисциплин

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание методов и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; природы и сущности уголовно-процессуальной деятельности, основ уголовно-правовой политики государства, основных институтов уголовного процесса, умения применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, владение навыками сбора и обработки информации, уголовно-процессуальной терминологией; навыками работы с правовыми актами.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Актуальные проблемы уголовного процесса», «Актуальные проблемы доказательственного права», «Охрана и обеспечение прав личности в уголовном процессе» и служит основой для освоения дисциплин уголовно-правового цикла.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Общекультурные компетенции
  осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе, сравнительное правоведение  
  способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе, сравнительное правоведение  
  компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе, сравнительное правоведение  
Профессиональные компетенции
  способен разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реалиизовывать нормы материального и процесссуального права в профессиональной деятельности (ПК-2) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  готов выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе, сравнительное правоведение  
  способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8)   Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе, сравнительное правоведение  
  способен принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10)   Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе, сравнительное правоведение  
  способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)   Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе  
  способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15) Актуальные проблемы уголовного процесса, актуальные проблемы доказательственного права в уголовном процессе,  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. Из них 4 часа лекционных занятий, 16 часов практических занятий и 86 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

а) основная литература:

1. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 727 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

б) дополнительная литература:

1. Рыжаков А.П. Уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Рыжаков А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дело и сервис (ДиС), 2011.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4716.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Брагин А.П. Российский уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Брагин А.П., Пронякин А.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10818.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Орлова А.А. Концепция реабилитации и организационно-правовые механизмы ее реализации в российском уголовном процессе [Электронный ресурс]: монография/ Орлова А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 186 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18179.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Чашин А.Н. Особый порядок судебного разбирательства в уголовном процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чашин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2012.— 116 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9700.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Зиннуров Ф.К. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зиннуров Ф.К., Казанцев С.Я., Хисамутдинов Ф.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 231 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18166.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы:

 

1. http://www.vsrf.ru Верховный Суд Российской Федерации

2. http://www.ksrf.ru Конституицонный Суд Российской Федерации

3. http://www.gov.ru Сервер органов государственной власти Российской Федерации

4. http://www.cbr.ru Банк России (ЦБ)

5. http://www.ombudsmanrf.ru Уполномоченный по правам человека России

6. http://www.genproc.gov.ru Генеральная прокуратура Российской Федерации

7. http://www.ach.gov.ru/ru Счетная палата Российской Федерации

8. http://www.cikrf.ru Центральная избирательная комиссия РФ

9. http://www.scrf.gov.ru Совет Безопасности РФ

10. http://www.gov.ru/main/page3.html Администрация Президента

11. www.kremlin.ru Президент Российской Федерации

12. http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html Федеральные органы исполнительной власти

13. http://www.gov.ru/main/page7.html Федеральное собрание РФ

14. www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

15. СПС Гарант v.7 – Справочно-Правовая Система

16. Внутривузовская поисковая система «Ирбис».

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерный класс, мультимедийное оборудование.


 

Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Актуальные проблемы правосудия»

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. По модулю 1-4.

Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе для выполнения практических заданий. По модулю 1-4.

Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. По модулю 2-4.

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. По модулю 1-4.

Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения. По модулю 2-4.

Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. По модулю 1-4.

Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий. По модулю 1-4.

Занятие 1.

Практическая работа:

Отрабатываемые вопросы. Суд как участник уголовного судопроизводства. Особый статус суда. Роль суда в состязательном процессе. Понятие и признаки правосудия.

 

Выполнение практического задания: решение задач.

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

Занятие 1.

Отрабатываемые вопросы. Формы участия суда в досудебном производстве.

Судебно-контрольные функции суда. Процессуальный порядок деятельности суда при производстве, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Занятие 2.

Отрабатываемые вопросы. Судебно-разрешительные функции суда. Порядок принятия процессуальных решений судом при даче согласия на производство процессуальных действий.

Проверка судом законности и обоснованности производства процессуальных действий в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ: проблемы правоприменительной практики.

 

Выполнение практического задания: решение задач.

 

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

 

Занятие 1.

Отрабатываемые вопросы:

Правосудие как форма (способ) реализации судебной власти

Виды правосудия.

Уголовный процесс как способ осуществления правосудия по уголовному делу.

 

Занятие 2.

Отрабатываемые вопросы:

Формы осуществления правосудия в уголовном процессе.

Проблема процессуального равноправия, гарантии равноправия сторон.

 

Выполнение практического задания: решение задач.

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

Занятие 1.

Отрабатываемые вопросы. Пересмотр приговора, не вступившего в законную силу: значение, виды, недостатки и перспективы.

Проблемы пересмотра приговора в порядке надзора. Условия поворота к худшему.

Занятие 2.

Отрабатываемые вопросы. Расследование новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Выполнение практического задания: решение задач.

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)


Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«Актуальные проблемы правосудия»

 

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 108 часов, из них 16 часов аудиторных занятий и 86 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. (ЗЕ) Рекомендации
Модуль I. Суд как участник уголовного судопроизводства. Понятие правосудия.
Выполнение практических заданий Самостоятельное изучение вопросов: Суд как участник уголовного судопроизводства. Особый статус суда. Роль суда в состязательном процессе. Понятие и признаки правосудия. Решение задач по модулю.   1. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 727 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Рыжаков А.П. Уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Рыжаков А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дело и сервис (ДиС), 2011.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4716.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Выполнение теста по модулю Тест по модулю 1    
Итого по модулю 1      
Модуль II. Участие суда в досудебном производстве.
Выполнение практических заданий, анализ теоретического материала Самостоятельное изучение вопросов: Формы участия суда в досудебном производстве. Судебно-контрольные функции суда. Процессуальный порядок деятельности суда при производстве, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Судебно-разрешительные функции суда. Порядок принятия процессуальных решений судом при даче согласия на производство процессуальных действий. Проверка судом законности и обоснованности производства процессуальных действий в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ: проблемы правоприменительной практики. Решение задач по модулю.     Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 727 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Чашин А.Н. Особый порядок судебного разбирательства в уголовном процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чашин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2012.— 116 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9700.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Зиннуров Ф.К. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зиннуров Ф.К., Казанцев С.Я., Хисамутдинов Ф.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 231 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18166.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Выполнение теста по модулю Тест по модулю 2    
Итого по модулю 2      
Модуль III. Рассмотрение уголовных дел по существу
Выполнение практических заданий, анализ теоретического материала Самостоятельное изучение вопросов: Правосудие как форма (способ) реализации судебной власти. Виды правосудия. Уголовный процесс как способ осуществления правосудия по уголовному делу. Формы осуществления правосудия в уголовном процессе. Проблема процессуального равноправия, гарантии равноправия сторон. Вопросы: Проблема разграничения обвинительных и судебных полномочий. Независимость судебной власти. Обвинительная власть. Проблема процессуального равноправия, гарантии равноправия сторон. Решение задач по модулю.     Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 727 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Орлова А.А. Концепция реабилитации и организационно-правовые механизмы ее реализации в российском уголовном процессе [Электронный ресурс]: монография/ Орлова А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 186 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18179.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Выполнение теста по модулю Тест по модулю 3    
Итого по модулю 3      
Модуль IV. Актуальные проблемы пересмотра судебных решений
Выполнение практических заданий, анализ теоретического материала Самостоятельное изучение вопросов: Пересмотр приговора, не вступившего в законную силу: значение, виды, недостатки и перспективы. Проблемы пересмотра приговора в порядке надзора. Условия поворота к худшему. Расследование новых и вновь открывшихся обстоятельств. Вопросы: Уголовный процесс как способ осуществления правосудия по уголовному делу. Формы осуществления правосудия в уголовном процессе.   Решение задач по модулю.     Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 727 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Брагин А.П. Российский уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Брагин А.П., Пронякин А.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10818.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Выполнение теста по модулю Тест по модулю 4    
Итого по модулю 4      
ИТОГО      

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Актуальные проблемы правосудия»

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя:

§ вопросы к зачету;

§ комплекс практических заданий по модулю 1 «Суд как участник уголовного судопроизводства. Понятие правосудия»;

§ комплекс практических заданий по модулю 2 «Участие суда в досудебном производстве»;

§ комплекс практических заданий по модулю 3 «Рассмотрение дела по существу»;

§ комплекс практических заданий по модулю 4 «Актуальные проблемы пересмотра уголовных дел»;

§ комплекс тестовых заданий по каждому модулю.

 

Вопросы для подготовки к зачету.

1. Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение понятий «уголовное судопроизводство», «уголовный процесс», «правосудие». Уголовное судопроизводство – вид государственной деятельности. Соотношение уголовного судопроизводства с оперативно-розыскной деятельностью. Назначение уголовного судопроизводства.

2. Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.

3. Публичность (официальность) производства по уголовным делам. Соотношение публичных и диспозитивных начал в уголовном судопроизводстве. Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании.

4. Принцип независимости судей.

5. Принцип всеобщего равенства перед законом и судом.

6. Суд. Особый статус и полномочия суда.

7. Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда. Сущность и значение. Нормативная основа. Субъекты обжалования. Действия и решения, подлежащие обжалованию. Право на пересмотр приговора вышестоящим судом.

8. Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения. Соотношение оснований и целей применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения. Условия и порядок избрания меры пресечения в отношении подозреваемого.

9. Задержание подозреваемого и обвиняемого. Понятие и сущность. Отличие процессуального задержания от административного. Цели и условия задержания. Основания и мотивы задержания. Процессуальный порядок задержания. Срок задержания и его исчисление. Процессуальное оформление задержания. Форма и содержание протокола. Основания и порядок освобождения подозреваемого.

10. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.

11. Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Основания и условия применения. Порядок применения. Возбуждение ходатайства о применении заключения под стражу перед судом. Рассмотрение ходатайства судьей. Участие сторон. Виды решений принимаемых судом. Повторное обращение с ходатайством о заключении под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью заключения под стражей. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.

12. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве.

13. Обыск (основания и цели производства обыска; роль оперативно-розыскных данных при принятии решения о производстве обыска; понятие случаев, обуславливающих возможность обыска без судебного решения; личный обыск, порядок его производства).

14. Выемка (понятие, соотношение с обыском; процессуальное оформление «перехода» выемки в обыск; порядок хранения предметов, денег и иных ценностей, изъятых при выемке и обыске).

15. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (понятие, сущность, соотношение с другими следственными действиями).

16. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

17. Назначение и производство экспертизы (понятие, основания и порядок назначения; оценка заключения эксперта; допрос эксперта).

18. Получение образцов для сравнительного исследования (понятие, основания и процессуальный порядок, отличие от выемки, пределы принуждения при получении образцов).

19. Контроль и запись телефонных и иных переговоров (основания, процессуальный порядок, практика применения).

20. Возмещение вреда, причиненного преступлением как задача уголовно-процессуальной деятельности (виды вреда, способы возмещения вреда).

21. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве.

22. Направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (понятие, основания; действия следователя (дознавателя) и прокурора в связи с окончанием предварительного расследования).

23. Основания и порядок возмещения ущерба реабилитированному лицу.

24. Стадия подготовки и назначения судебного заседания (понятие, значение, задачи, подсудность).

25. Предварительное слушание.

26. Стадия судебного разбирательства (понятие, задачи, значение, система).

27. Судебное следствие. Прения сторон и последнее слово подсудимого.

28. Приговор (понятие, виды, значение). Порядок постановления приговоров.

29. Стадия апелляционного производства (понятие, задачи, порядок, значение, основные черты; отличие от кассационного и надзорного производства).

30. Стадия кассационного производства (понятие, задачи, порядок, значение, основные черты кассационного производства, отличие кассации от апелляционного и надзорного производства).

31. Стадия надзорного производства. Проверка законности и обоснованности приговоров, вступивших в законную силу (виды, их сравнительная характеристика, значение, субъекты, процессуальный порядок).

32. Стадия возобновления уголовных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (понятие, задачи, значение, сроки).

33. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Особенности рассмотрения и разрешения заявлений о преступлениях несовершеннолетних. Специфика производства предварительного следствия и осуществление судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних.

34. Производство по применению принудительных мер медицинского характера (сущность, значение, соотношение с производством по уголовному делу в обычном порядке).

 

Сборник задач

Кейс 1

Без проведения предварительного слушания судья вынес постановление о назначении судебного заседания, в котором разрешил ряд вопросов, в том числе избрал подсудимому меру пресечения – заключение под стражу. Копию постановления судья направил подсудимому.

Оцените действия судьи.

Кейс 2

При подготовке к судебному разбирательству судья, ознакомившись с материалами дела по обвинению Цицулина в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, вынес постановление о назначении судебного заседания. В постановлении указывалось, что вина Цицулина доказана показаниями свидетелей, заключением эксперта и другими доказательствами.

Дайте анализ решения судьи. Раскройте сущность и значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Каков порядок назначения судебного заседания?

 

Кейс 3

В ходе предварительного слушания судьей Советского районного суда г. Энска было отказано подсудимому в удовлетворении ходатайства о вызове в качестве свидетеля из г. Канска его жены, которая могла бы подтвердить его алиби. Свой отказ судья обосновал тем, что в ходе предварительного расследования жена обвиняемого в соответствии со ст. 51 Конституции РФ и п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ отказалась от дачи показаний.

Обосновано ли решение судьи?

 

Кейс 4

В ходе расследования уголовного дела Боркову предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Рассмотрев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.154 с.)