Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №27: Репродуктивные установки и репродуктивные мотивы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Репродуктивная установка – психический регулятор поведения, предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивная установка означает готовность к определенному результату жизненного поведения, приемлемость для личности рождения того или иного числа сыновей и дочерей. Понятие «репродуктивная установка» введено в современную научную литературу в начале 1970-х и употребляется не только в демографии, но и в других социальных науках. Множества репродуктивных установок подразделяются на две основные группы. К первой относятся установки детности, регулирующие достижение главного результата репродуктивного поведения. Ко второй – все установки, так или иначе связанные с практикой контрацепции. О наличии репродуктивных установок можно говорить, если индивид обладает нормальной плодовитостью. При бесплодии сохраняющаяся готовность иметь детей свидетельствует о возникновении установок к усыновлению (удочерению). Данные репродуктивной установки обычно получают при опросах только женщин. Одновременные опросы мужей и жен показали, что в 30–50% семей наблюдается несовпадение репродуктивных установок супругов. Для репродуктивных установок характерно формирование их в детском возрасте – опросы детей обнаруживают у них четкие ориентации на число детей в семье. Репродуктивная установка состоит из трех компонентов: когнитивного (познавательного), аффективного (эмоционального) и поведенческого (побудительного). Сущность репродуктивной установки выявляется во взаимодействии всех трех компонентов и не сводима к одному из них. Когнитивный компонент репродуктивной установки позволяет отличать качественное своеобразие объектов установки на рождение детей – установки детности на предпочитаемый пол ребенка, на время протекания беременности и т.д. Количественные аспекты репродуктивной установки выражаются в ориентации на то или иное число детей, на интервалы между рождениями. Для установок на малодетность (1–2 ребенка) характерны увеличение интервала между рождениями, стремление к применению установок на применение средств контрацепции и абортов, равная приемлемость сына или дочери. Эмоциональный компонент репродуктивной установки составляют позитивные и негативные чувства, связанные с рождением того или иного числа детей. Социально-психологические методики ранжирования установок выявляют интенсивность репродуктивной установки. Эмоции измеряются при изучении репродуктивной мотивации. В демографии получили распространение показатели, измеряющие когнитивный компонент репродуктивной установки, например, желаемое число детей, ожидаемое число детей, планируемое число детей. Наиболее надежный среди них – показатель ожидаемого числа детей. Использование его во всероссийских обследованиях обнаружило уменьшение репродуктивной установки, особенно заметное в городах. Репродуктивные мотивы Репродуктивные мотивы представляют собой психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы, или мотивы рождаемости, подразделяются на экономические, социальные и психологические. Экономические мотивы рождения детей - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить экономический статус. Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих репродуктивных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Социальные мотивы существуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, означающие, например, укрепление или повышение социального статуса, рост авторитета и престижа в глазах окружающих и т.д. Скажем, в современной городской малодетной среде родители трех или более детей подвергаются негативным социально-психологическим санкциям, они могут становиться предметом насмешек, морального осуждения и пр. Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, как бы внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а исключительно личную заинтересованность в рождении определенного числа детей. Психологические мотивы четко разделяются на два класса в зависимости от того, идет ли речь об отношениях, в которых родители выступают как субъекты или как объекты. Первый класс мотивов (где родители - субъекты) связан с теми чувствами и стремлениями, которые идут от родителей к детям (желание проявить заботу о ребенке, любовь к нему, желание опекать его, направлять его развитие и т.д.). Другой класс мотивов (где родители - объекты) объединяет все, что через общение с детьми удовлетворяет потребность родителей быть объектами чувств, идущих к ним от детей (потребность в любви и уважении, в смысле жизни, обретаемом через детей и т.п.). Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономических, социальных и психологических мотивов не остается неизменным. Оно меняется от эпохи к эпохе, отражая глобальный процесс исторического отмирания многодетности. Общая тенденция здесь состоит в том, что постепенно ослабевают и даже сходят на нет экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей в семье, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.005 с.) |