Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие культуры в пореформенное время ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Во второй половине XIX века в 'России наблюдался подъем культуры. В Вятской губернии в пореформенное время выросло число школ и учащихся. Особенно большую роль в строительстве сети учебных заведений сыграло Вятское земство, обратившее особое внимание на распространение начального и профессионального образования. Напротив, городская дума почти ничего не делала в этом направлении. Губернская земская управа неоднократно обращалась к ней с требованием участвовать в школьном строительстве или хотя бы финансировать его, но дума отклоняла эти требования, ссылаясь на отсутствие средств. Реорганизовывались существовавшие и создавались (новые средние учебные заведения. К концу XIX века их (насчитывалось 18..Грамотность среди жителей губернии выросла c 6 до 16 процентов. Однако основная масса населения, особенно 'крестьянства, была неграмотной. Около 3000 селений не имели ни одного грамотного. В пореформенный период земство открыло в Вятке несколько начальных школ, стремясь охватить учением всех детей города. Вместе с двумя дореформенными приходскими училищами в Вятке стало функционировать 15 начальных учебных заведений. Городская дума лишь в 1883 году предоставила помещения для двух из них и этим ограничилась. Добиться всеобщего начального образования в Вятке земству не удалось, но грамотность населения все же заметно повысилась с 6 до 16 процентов. Однако основная масса населения, особенно 'крестьянства, была неграмотной. Около 3000 селений не имели ни одного грамотного. Губернское и уездное земства проявляли большое внимание к профессиональному обучению. В 1872 году в Вятке открылось училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей, которое обычно именовалось учительской семинарией. Для нее было построено учебное здание на Спасской улице (улица Дрелевского, 67 В учительскую семинарию принимались молодые люди с образованием четырехклассного уездного училища. Здесь работали лучшие педагоги города во главе с директором кандидатом математических наук П. А. Германом. Преподаватели И. В. Ишорскни, В. Г. Котельников, М. Л. Песковский и другие. В 1880 году семинария была преобразована в реальное училище, которое существовало до октября 1917 года. В 1889 году было открыто ремесленное училище, в 1891 году - сельскохозяйственное. Срок обучения длился четыре года, в течение которых учащиеся получали достаточную общеобразовательную и агрономическую подготовку. Земство открыло также в 1870 году акушерское учебное заведение (школу для повитух), женскую и мужскую фельдшерские школы (1877 и 1896 гг.) и школу ветеринарных фельдшеров (1897 г.). Таким образом, в Вятке стали готовиться кадры среднего медицинского персонала.
Епархиальное ведомство в 1863 году основало женское епархиальное училище, являвшееся средним учебным заведением, но с более сокращенной программой по сравнению с женскими гимназиями. К концу XIX века в Вятке имелось пять средних учебных заведений, восемь низших и несколько начальных. Высших учебных заведений не было. Но многие окончившие средние школы уезжали учиться в университеты, духовные академии и различные институты, а девушки поступали на высшие женские курсы. Большинство вятских студентов и курсисток училось в Казани, Москве и Петербурге. Помимо школьного образования, большую роль в развитии просвещения и культуры в пореформенное время играли библиотеки. Продолжала функционировать Публичная библиотека, связанная с именем А. И. Герцена. После некоторого упадка, который она переживала в 50-х годах, наступил новый подъем, чему особенно способствовал видный вятский чиновник и общественный деятель П. В. Алабин, ставший ее директором в 1862 году., В 1899 году, в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, Вятская городская дума учредила библиотеку, которой было присвоено имя поэта. В пореформенное время наблюдалось известное оживление в развитии периодической печати. Продолжали выходить «Вятские губернские ведомости». В неофициальной части газеты печаталось много статей краеведческого содержания, особенно когда редакторами были Н, И. Вершинин и А. С. Верещагин. В 1863 году появилась вторая газета - «Вятские епархиальные ведомости». Большую издательскую деятельность развернул губернский статистический комитет. С 1854 года он стал выпускать краеведческие сборники, выходившие под названием памятных книжек и календарей Вятской губернии. С 1854 по 1880 год их вышло 13. Составителями их были секретарь статистического комитета В. А. Короваев, член этого комитета В. И. Фармаковский и др. С 1880 года сборники стали выходить ежегодно.
В 90-х годах создало свой печатный орган и вятское земство. В 1894 году оно стало издавать «Сельскохозяйственную и кустарную газету». Либеральные круги вятского общества стремились создать свой орган, независимый от губернских властей. Благодаря энергии вернувшегося из ссылки П. А. Голубева такой орган удалось организовать в 1895 году в виде газеты «Вятский край», стоявшей на позициях либерального народничества. Но она просуществовала недолго и за свое направление и некоторые критические статьи была закрыта губернатором в 1898 году. В пореформенное время в Вятке было уже много образованных людей, способных заниматься научными исследованиями. Однако необходимых условий для развития науки не было. В известной степени исследовательскую работу вел губернский статистический комитет, изучавший преимущественно хозяйство и быт населения.. Крупной заслугой статистического комитета было издание двухтомного сборника «Столетие Вятской губернии», подготовленного в 1880 году в связи с юбилейной датой. Одновременно комитет издал сборник «Древние акты, относящиеся к истории Вятского края», в котором напечатаны документы по истории Вятской земли XV-XVII веков. Известный вклад в научное краеведение внес Вятский публичный музей, основанный в 1866 году по инициативе Петра Владимировича Алабина и при его непосредственном участии. Основными фондами музея стали коллекции по минералогии, зоологии, ботанике, истории и археологии, находившиеся в «музеуме», возникшем в 1842 году. Вновь организованный музей помещался первоначально при Вятской публичной библиотеке, а в 1874 году его передали училищу для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей. В 1889 году музей был окончательно оформлен, как самостоятельное учреждение, и -открыт для посетителей. Изучение края значительно продвинулось вперед. Большую работу по геологии Вятской губернии проделал П. И. Кротов (1852-1914), исследованием растительности Вятской земли занимался Н. А. Буш (1869-1941),ботаническими исследованиями в губернии занимался также П. Н. Крылов. Ценный труд по географии кран (учебный курс) написал Р. Н. Образцов.
Особенно успешно развивалась краевая историография. В 1870 году преподаватель Н, Бехтерев в соавторстве с С. Васильевым написал двухтомный труд «История Вятского края с древнейших времен до конца XVIII века». Первый том этого сочинения был издан. Крупный вклад в изучение истории и археологии края внес А. А. Спицын (1858-1931). Им было опубликовано около 70 работ, посвященных истории Вятской земли до XVIII века и археологическим памятникам бассейна реки Вятки. Крупнейшим исследователем истории Вятского края был А. С. Верещагин (1835-1908). Над вопросами истории местного края работали также В. П. Юрьев (1851 - около 1920), А. А. Андриевский, Н. Спасская, П. Н. Луппов. Вопросами статистики занимался видный просветитель и общественный деятель Н. Н. Блинов (1839- 1917). Его труды по статистике, исключительно правдиво и ярко рисующие быт и нужды народа, обратили на себя внимание широкой общественности России.
Известное развитие в пореформенное время получила в Вятке художественная литература, Однако условий для ее роста здесь было мало ввиду отсутствия журналов и литературных издательств. Вятские литераторы были вынуждены искать пути для публикации своих произведений в Москве, Петербурге и других крупных городах. Из Вятки вышли писатели Николай Федотович Бажин (1843-1908), Мария Егоровна Селенкина (1845- 1923, со своими очерками, стихотворениями и рассказами выступал в печати вятский адвокат Владимир Васильевич Белов (1850-1915), чаще всего писавший произведения из охотничьего быта.
В 1877 году в Вятке открылся постоянно действующий театр. На центральной площади города был построен деревянный «зрительный зал» по проекту архитектора Нефедьева. Первоначально здесь ставились спектакли силам местных любителей драматического искусства. Затем к ним присоединились прибывшие в Вятку актеры-профессионалы. В 80-х годах вятский театр окончательно стал профессиональным. В нем уже работали постоянные труппы, которые, правда, часто менялись и не всегда были полностью укомплектованы артистами. Для своего времени Вятка была важным культурным центром на северо-востоке Европейской России, хотя во многом и уступала крупнейшим русским городам второй половины XIX века. Здесь сложилась хорошо образованная, передовая интеллигенция, развивались просвещение, научные знания, литература и искусство, бурлила общественная мысль, поднимавшаяся на уровень века и стремившаяся к прогрессивному развитию общества.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.01 с.) |