Развитие культуры в пореформенное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в пореформенное время



Во второй половине XIX века в 'России наблюдался подъем культуры. В Вятской губернии в порефор­менное время выросло число школ и учащихся. Особенно большую роль в строительстве сети учебных заведений сыграло Вятское земство, обратившее особое внимание на рас­пространение начального и профессионального образо­вания. Напротив, городская дума почти ничего не де­лала в этом направлении. Губернская земская управа неоднократно обращалась к ней с требованием участво­вать в школьном строительстве или хотя бы финанси­ровать его, но дума отклоняла эти требования, ссыла­ясь на отсутствие средств.

Реорга­низовывались существовавшие и создавались (новые средние учебные заведения. К концу XIX века их (насчи­тывалось 18..Грамотность среди жителей губернии вы­росла c 6 до 16 процентов. Однако основная масса населения, особенно 'крестьянства, была неграмотной. Около 3000 селений не имели ни одного грамотного.

В пореформенный период земство открыло в Вятке несколько начальных школ, стремясь охватить учением всех детей города. Вместе с двумя дореформенными при­ходскими училищами в Вятке стало функционировать 15 начальных учебных заведений. Городская дума лишь в 1883 году предоставила помещения для двух из них и этим ограничилась. Добиться всеобщего начального образования в Вятке земству не удалось, но грамотность населения все же заметно повысилась с 6 до 16 процентов. Однако основная масса населения, особенно 'крестьянства, была неграмотной. Около 3000 селений не имели ни одного грамотного.

Губернское и уездное земства проявляли большое внимание к профессиональному обучению. В 1872 году в Вятке открылось училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей, которое обычно име­новалось учительской семинарией. Для нее было построено учебное здание на Спасской улице (улица Дрелевского, 67 В учительскую семинарию принимались молодые лю­ди с образованием четырехклассного уездного училища. Здесь работали луч­шие педагоги города во главе с директором кандидатом математических наук П. А. Германом. Преподаватели И. В. Ишорскни, В. Г. Котельников, М. Л. Песковский и другие. В 1880 году семинария была преобразована в реальное училище, которое существовало до октября 1917 года. В 1889 году было открыто ремесленное училище, в 1891 году - сельскохозяйствен­ное. Срок обучения длился четыре года, в течение которых учащиеся получали достаточную общеобразова­тельную и агрономическую подготовку. Земство открыло также в 1870 году акушерское учебное заведение (шко­лу для повитух), женскую и мужскую фельдшерские школы (1877 и 1896 гг.) и школу ветеринарных фельд­шеров (1897 г.). Таким образом, в Вятке стали гото­виться кадры среднего медицинского персонала.

Епархиальное ведомство в 1863 году основало жен­ское епархиальное училище, являвшееся средним учеб­ным заведением, но с более сокращенной программой по сравнению с женскими гимназиями.

К концу XIX века в Вятке имелось пять средних учебных заведений, восемь низших и несколько началь­ных. Высших учебных заведений не было. Но многие окончившие средние школы уезжали учиться в универ­ситеты, духовные академии и различные институты, а девушки поступали на высшие женские курсы. Большин­ство вятских студентов и курсисток училось в Казани, Москве и Петербурге.

Помимо школьного образования, большую роль в развитии просвещения и культуры в пореформенное время играли библиотеки. Продолжала функциониро­вать Публичная библиотека, связанная с именем А. И. Герцена. После некоторого упадка, который она переживала в 50-х годах, наступил новый подъем, чему особенно способствовал видный вятский чиновник и об­щественный деятель П. В. Алабин, ставший ее директо­ром в 1862 году., В 1899 году, в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пуш­кина, Вятская городская дума учредила библиотеку, ко­торой было присвоено имя поэта.

В пореформенное время наблюдалось известное оживление в развитии периодической печати. Продол­жали выходить «Вятские губернские ведомости». В не­официальной части газеты печаталось много статей краеведческого содержания, особенно когда редактора­ми были Н, И. Вершинин и А. С. Верещагин. В 1863 году появилась вторая газета - «Вятские епархиальные ведомости».

Большую издательскую деятельность развернул гу­бернский статистический комитет. С 1854 года он стал выпускать краеведческие сборники, выходившие под названием памятных книжек и календарей Вятской губер­нии. С 1854 по 1880 год их вышло 13. Составителями их были сек­ретарь статистического комитета В. А. Короваев, член этого комитета В. И. Фармаковский и др. С 1880 года сборники стали выходить ежегодно.

«Вятская незабудка» 1878 г.
Стремление передовых людей Вятки вести борьбу с пороками и язвами существующего строя, добиваться политической свободы и демократического устройства государства вызвало появление в свет публицистических сборников «Вятская незабудка». Это изда­ние было создано по инициативе и под руководством книгоиздателя, Флорентия Федоровича Павленкова, отбывавшего политическую ссылку в Вятке с 1869 по 1877 год. Павленков составил и из­дал в Петербурге в 1877-1878 годах три выпуска «Вят­ской незабудки». Авторами статей были вятские литераторы: публицист М. П. Бородин, статистики П. А. Голубев, В. Я. Заволжский, учителя В. И. Обреймов, Р. Н. Рума, И. П. Селивановский, врачи С. И. Сычугов, В. О. Португалов, А. Н. Радаков, чиновники В. А. Шубин, А. А. Сырнов, лесничий Э. Валленбургер, редактор «Вятских губерн­ских ведомостей» П. М. Залесский, адвокат В. В. Белов, священник Н. Н, Блинов и другие.

В 90-х годах создало свой печатный орган и вятское земство. В 1894 году оно стало издавать «Сельскохозяй­ственную и кустарную газету».

Либеральные круги вятского общества стремились создать свой орган, независимый от губернских властей. Благодаря энергии вернувшегося из ссылки П. А. Голубева такой орган удалось организовать в 1895 году в виде газеты «Вятский край», стоявшей на позициях ли­берального народничества. Но она просуществовала недолго и за свое направление и некоторые критические статьи была закрыта губернатором в 1898 году.

В пореформенное время в Вятке было уже много об­разованных людей, способных заниматься научными ис­следованиями. Однако необходимых условий для разви­тия науки не было. В известной степени исследователь­скую работу вел губернский статистический комитет, изучавший преимущественно хозяйство и быт населения.. Крупной заслугой статистического комитета было издание двухтомного сборни­ка «Столетие Вятской губернии», подготовленного в 1880 году в связи с юбилейной датой. Одновременно комитет из­дал сборник «Древние акты, относящиеся к истории Вятского края», в котором напечатаны документы по истории Вятской земли XV-XVII веков.

Известный вклад в научное краеведение внес Вят­ский публичный музей, основанный в 1866 году по ини­циативе Петра Владимировича Алабина и при его не­посредственном участии. Основными фондами музея стали коллекции по минералогии, зоологии, ботанике, истории и археологии, находившиеся в «музеуме», воз­никшем в 1842 году. Вновь организованный музей поме­щался первоначально при Вятской публичной библиоте­ке, а в 1874 году его передали училищу для распрост­ранения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей. В 1889 году музей был оконча­тельно оформлен, как самостоятельное учреждение, и -открыт для посетителей.

Изучение края значительно продвинулось вперед. Большую работу по геологии Вятской губернии проде­лал П. И. Кротов (1852-1914), исследованием растительности Вятской земли зани­мался Н. А. Буш (1869-1941),ботаническими исследованиями в губернии занимался также П. Н. Крылов. Ценный труд по географии кран (учебный курс) написал Р. Н. Образцов.

Особенно успешно развивалась краевая историогра­фия. В 1870 году преподаватель Н, Бехтерев в соавтор­стве с С. Васильевым написал двухтомный труд «Исто­рия Вятского края с древнейших времен до конца XVIII века». Первый том этого сочинения был издан.

Крупный вклад в изучение истории и археологии края внес А. А. Спицын (1858-1931). Им было опубликовано около 70 работ, посвя­щенных истории Вятской земли до XVIII века и архео­логическим памятникам бассейна реки Вятки. Крупнейшим исследователем истории Вятского края был А. С. Верещагин (1835-1908). Над вопросами истории местного края работали также В. П. Юрьев (1851 - около 1920), А. А. Андриевский, Н. Спас­ская, П. Н. Луппов.

Вопросами статистики занимался видный про­светитель и общественный деятель Н. Н. Блинов (1839- 1917). Его труды по статистике, исклю­чительно правдиво и ярко рисующие быт и нужды наро­да, обратили на себя внимание широкой общественности России.

К.Э. Циолковский
Из Вятки вышли многие выдающиеся деятели рус­ской науки, Годы детства и ученья в гимназии провел в Вятке великий ученый, основоположник теории меж­планетных сообщений и ракетной техники К Э. Циол­ковский. Из Вятской семинарии вышел упомянутый вы­ше выдающийся геолог и геоморфолог П. И. Кротов, В Вятке провел свои юные годы и учился в местной гимназии крупнейший невропатолог, физиолог, психи­атр и психолог В, М. Бехтерев (1857-1927). В семье вят­ского педагога родился Б. В. Фармаковский, ставший одним из крупных русских археологов (1870-1928). Уроженец Вятки П. Л, Драверт стал про­фессором минералогии и геологии (1879-1945), В поре­форменное время начали свою деятельность в Вятке крупный математик академик Д. М. Синцов (1867-1946), выдающийся этнограф, диалектолог и фолькло­рист Д. К. Зеленин и многие другие.

Известное развитие в пореформенное время получила в Вятке художественная литература, Однако условий для ее роста здесь было мало ввиду отсутствия журна­лов и литературных издательств. Вятские литераторы были вынуждены искать пути для публикации своих произведений в Москве, Петербурге и других крупных городах.

Из Вятки вышли писатели Николай Федотович Бажин (1843-1908), Мария Егоровна Селенкина (1845- 1923, со своими очерками, стихотворениями и рассказами вы­ступал в печати вятский адвокат Владимир Васильевич Белов (1850-1915), чаще всего писавший произведе­ния из охотничьего быта.

В.М. Васнецов
Город Вятка и Вятский край вырастили целую плеяду деятелей искусства. Вятскими уроженцами были выда­ющиеся русские художники Виктор Михайлович Вас­нецов (1848-4926) и его брат Аполлинарий Михайло­вич Васнецов (1856-1933), учившиеся в учебных заве­дениях губернского центра. В пореформенные годы в Вятке продолжал писать свои полотна и учить детей рисованию Дмитрий Яковлевич Чарушин. Три года жил в Вятке на положении политического ссыльного поль­ский художник Элывиро Андриолли (с августа 18-68 по октябрь 1871 года), продолжавший здесь рисовать свое картины и портреты. У него учился живописи А. М. Вас­нецов. В 80-90-х годах созрел талант вятского худож­ника Николая Николаевича Хохрякова (1857-1928). Как художник он формировался под.влиянием бра­тьев Васнецовых, учился живописи у замечательного художника-земляка И, И, Шишкина и стал выступать на выставках «передвижников». В 90-х годах начал свою деятельность в Вятке один из основоположников русской художественной фотографии Сергей Александ­рович Лобовиков (1870-1941), создавший сотни сним­ков-картин из народной жизни, с которыми он в конце XIX века стал выступать на выставках фотографий в России и за рубежом.

В 1877 году в Вятке открылся постоянно действую­щий театр. На центральной площади города был постро­ен деревянный «зрительный зал» по проекту архитек­тора Нефедьева. Первоначально здесь ставились спектакли силам местных любителей драматического искусства. Затем к ним присоединились прибывшие в Вятку акте­ры-профессионалы. В 80-х годах вятский театр оконча­тельно стал профессиональным. В нем уже работали постоянные труппы, которые, правда, часто менялись и не всегда были полностью укомплектованы артистами.

Для своего времени Вятка была важным культурным центром на северо-востоке Европейской России, хотя во многом и уступала крупнейшим русским городам вто­рой половины XIX века. Здесь сложилась хорошо обра­зованная, передовая интеллигенция, развивались про­свещение, научные знания, литература и искусство, бур­лила общественная мысль, поднимавшаяся на уровень века и стремившаяся к прогрессивному развитию об­щества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.01 с.)