Цель - закрепить знания о основных понятиях инновационного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель - закрепить знания о основных понятиях инновационного менеджмента



Инновационный менеджмент

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-8 – владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ;

ПК-15 – умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

содержание основных понятий, структуру современных инновационных процессов;

виды организационных структур;

основы оценки эффективности разрабатываемых инновационных процессов;

терминологический аппарат.

Уметь:

творчески, экономически мыслить по проблематике проводимых инноваций на предприятии, инновационных процессов в стране и за рубежом, давать правильную оценку мероприятиям инновационной политики, на основе анализа рыночной конъюнктуры находить новации, новые решения, уметь применять полученные знания для решения практических задач бизнеса инноваций;

применять экономико-математическое модели в процессе анализа инноваций, представлять алгебраические и графические модели различных инновационных концепций;

самостоятельно работать с литературой, писать рефераты, научные записки на актуальные темы по инновационным процессам;

использовать отечественный и международный опыт разработки инновационных проектов, внедрения инноваций, получения позитивных результатов с выходом на мировые рынки;

находить источники финансирования, т.е. где взять деньги на инновационные проекты. Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере.

Владеть:

философией менеджера-инноватора;

навыками чтения научных, аналитических, статистических отчетов и методами оценки инновационного развития.

 

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата

 

Курс «Инновационный менеджмент» органически связан с рядом экономических дисциплин, объектом изучения которых является изучение экономических законов развития общества и закономерностей общественного производства, функций управления экономикой: экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономика природопользования, организация производства, менеджмент, маркетинг, основы предпринимательства.

Данная дисциплина тесно связана с изучением теории эффективности, математических основ моделирования, а также с целым рядом технических дисциплин, знание основ которых необходимо будущим конкурентоспособным специалистам для определения эффективных направлений развития инновационной деятельности организаций (фирм).

Дисциплина «Инновационный менеджмент» относится к профессиональному циклу.

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестр)

Направление подготовки «Менеджмент»

Вид учебной работы всего часов/зачетн. ед. (3 сем) Семестр
1. Аудиторные занятия, всего:    
в том числе:  
лекции  
практические занятия (ПЗ)/семинарские занятия (СЗ)  
лабораторные работы (ЛР) -
2. Самостоятельная работа, всего:  
в том числе:  
курсовая работа  
расчетно-графические работы  
эссе  
реферат  
групповые проекты  
самостоятельные исследовательские проекты  
контрольные (домашние) работы и другие виды самостоятельной работы.  
3. Вид промежуточной аттестации - экзамен э  
4. Общая трудоемкость по дисциплине: Часы: 144 Зачетные единицы:4 примечание: 1 зач.ед.=36 часов    
       

 

5. Содержание дисциплины структурированное по темам, с указанием их объемов и видов учебных занятий

5.1. Содержание разделов (модулей) дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов. Инновацион­ная деятельность как базовый элемент экономической науки, эффективной стратегии предприятия, инструмент приобретения и сохранения конкурентных преимуществ. Классификации, свойства и функции инноваций. Инновационный про­цесс. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Длинные волны в экономике. Цели и основные направления, научно-методические ос­новы инновационного менеджмента (ИМ). Стратегия и тактика в инновационном менеджменте. Функции управления инновациями. Приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стра­тегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер. Современный сис­темный подход к роли инноваций в конкуренции. Организационные формы инновационного процесса: организационные структуры НИИ и КБ в России, бутлегерство, новые фирмы в рамках старых компаний, инкубаторные программы и сети малых фирм, технопарки и техно­полисы, альянсы и консорциумы, совместные предприятия. Инновационная политика предприятия.  
2. Инновационный проект и управление им   Маркетинг инноваций. Мотивация создания, продажи и покупки иннова­ций. Анализ спроса на нововведения. Решение дилеммы: необходимость разработки новых товаров – минимальные шансы на успех. Оценка иннова­ционного потенциала организации. Фронтирование рынка и продвижение то­вара. Понятие инновационного проекта. Структура, основные этапы создания (фазы разработки) и реализации инновационного проекта. Источники иннова­ционных идей. Инновационная стратегия. Система планирования: марке­тинга, производства, финансирования. Сетевые методы планирования и управления (СПУ). Управление рисками в инновационном менеджменте. Риск и доход. Клас­сификация рисков инновационной деятельности и методы их снижения: рас­пределение и диверсификация, страхование и хеджирование, лимитирова­ние. Инновационное управление персоналом.
3. Оценка эффективности инноваций Система комплексного анализа инноваций, инновационного проекта. Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная эффективность. Методы экспертизы. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности. Показатели оценки инновационных проектов: традиционные (финансовые), дисконтные, рисковые. Показатели оценки инновационной деятельности предприятия. Методы выбора инновационного проекта для реализации. Контроль за инновационной деятельностью в коммерческой организации. Методы учета и отчетности инновационной деятельности, требования МСФО. Налоговый учет.  
4. Финансирование инновационной деятельности Система финансирования науки и научно-технического прогресса. Многозвенность цикла «наука – производство- реализация». Источники и формы финансирования инноваций. Государственные и ча­стные, собственные, заемные и привлеченные источники финансирования. Система бюджетного финансирования. Кредитование. Внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Привлечение рискового (венчурного) капи­тала. Гранты. Методы финансирования инноваций за рубежом. Проектное финансиро­вание.
5. Информационное обеспечение инноваций.   Место и роль информации в инновационной деятельности. Понятие па­тента, ноу-хау, лицензии, товарного знака. Франчайзинг. Авторское право. Защита инновационных продуктов. Информационная, нормативно-правовая база инновационной деятель­ности. Экономическая разведка как часть инновационного менеджмента.
6. Инновационная деятельность в России Инновационная стратегия, политика России, хозяйствующего субъекта.
7. Международные аспекты инновационной деятельности Международные аспекты инновационной деятельности. Инновационная дея­тельность в США, Западной Европе, Японии, Южной Корее.

 

5.2 Учебно-тематический план

№п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. СРС Интерактивные час.   Форма контроля Всего час.
  Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента         Устный опрос, решение тестовых заданий  
  Инновационный проект и управление им         Коллективная дискуссия, устный опрос  
  Оценка эффективности инноваций         Устный опрос, презентация  
  Финансирование инновационной деятельности         Устный опрос, решение тестовых заданий  
  Информационное обеспечение инноваций         Устный опрос, презентация  
  Инновационная деятельность в России         Устный опрос  
  Международные аспекты инновационной деятельности         Устный опрос  
  Итого            

Содержание практических и семинарских занятий

Семинар 1

Тема: Основные понятия инноваций и инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-8 – владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ;

ПК-15 – умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

содержание основных понятий, структуру современных инновационных процессов;

виды организационных структур;

основы оценки эффективности разрабатываемых инновационных процессов;

терминологический аппарат.

Уметь:

творчески, экономически мыслить по проблематике проводимых инноваций на предприятии, инновационных процессов в стране и за рубежом, давать правильную оценку мероприятиям инновационной политики, на основе анализа рыночной конъюнктуры находить новации, новые решения, уметь применять полученные знания для решения практических задач бизнеса инноваций;

применять экономико-математическое модели в процессе анализа инноваций, представлять алгебраические и графические модели различных инновационных концепций;

самостоятельно работать с литературой, писать рефераты, научные записки на актуальные темы по инновационным процессам;

использовать отечественный и международный опыт разработки инновационных проектов, внедрения инноваций, получения позитивных результатов с выходом на мировые рынки;

находить источники финансирования, т.е. где взять деньги на инновационные проекты. Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере.

Владеть:

философией менеджера-инноватора;

навыками чтения научных, аналитических, статистических отчетов и методами оценки инновационного развития.

 

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата

 

Курс «Инновационный менеджмент» органически связан с рядом экономических дисциплин, объектом изучения которых является изучение экономических законов развития общества и закономерностей общественного производства, функций управления экономикой: экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономика природопользования, организация производства, менеджмент, маркетинг, основы предпринимательства.

Данная дисциплина тесно связана с изучением теории эффективности, математических основ моделирования, а также с целым рядом технических дисциплин, знание основ которых необходимо будущим конкурентоспособным специалистам для определения эффективных направлений развития инновационной деятельности организаций (фирм).

Дисциплина «Инновационный менеджмент» относится к профессиональному циклу.

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестр)

Направление подготовки «Менеджмент»

Вид учебной работы всего часов/зачетн. ед. (3 сем) Семестр
1. Аудиторные занятия, всего:    
в том числе:  
лекции  
практические занятия (ПЗ)/семинарские занятия (СЗ)  
лабораторные работы (ЛР) -
2. Самостоятельная работа, всего:  
в том числе:  
курсовая работа  
расчетно-графические работы  
эссе  
реферат  
групповые проекты  
самостоятельные исследовательские проекты  
контрольные (домашние) работы и другие виды самостоятельной работы.  
3. Вид промежуточной аттестации - экзамен э  
4. Общая трудоемкость по дисциплине: Часы: 144 Зачетные единицы:4 примечание: 1 зач.ед.=36 часов    
       

 

5. Содержание дисциплины структурированное по темам, с указанием их объемов и видов учебных занятий

5.1. Содержание разделов (модулей) дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов. Инновацион­ная деятельность как базовый элемент экономической науки, эффективной стратегии предприятия, инструмент приобретения и сохранения конкурентных преимуществ. Классификации, свойства и функции инноваций. Инновационный про­цесс. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Длинные волны в экономике. Цели и основные направления, научно-методические ос­новы инновационного менеджмента (ИМ). Стратегия и тактика в инновационном менеджменте. Функции управления инновациями. Приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стра­тегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер. Современный сис­темный подход к роли инноваций в конкуренции. Организационные формы инновационного процесса: организационные структуры НИИ и КБ в России, бутлегерство, новые фирмы в рамках старых компаний, инкубаторные программы и сети малых фирм, технопарки и техно­полисы, альянсы и консорциумы, совместные предприятия. Инновационная политика предприятия.  
2. Инновационный проект и управление им   Маркетинг инноваций. Мотивация создания, продажи и покупки иннова­ций. Анализ спроса на нововведения. Решение дилеммы: необходимость разработки новых товаров – минимальные шансы на успех. Оценка иннова­ционного потенциала организации. Фронтирование рынка и продвижение то­вара. Понятие инновационного проекта. Структура, основные этапы создания (фазы разработки) и реализации инновационного проекта. Источники иннова­ционных идей. Инновационная стратегия. Система планирования: марке­тинга, производства, финансирования. Сетевые методы планирования и управления (СПУ). Управление рисками в инновационном менеджменте. Риск и доход. Клас­сификация рисков инновационной деятельности и методы их снижения: рас­пределение и диверсификация, страхование и хеджирование, лимитирова­ние. Инновационное управление персоналом.
3. Оценка эффективности инноваций Система комплексного анализа инноваций, инновационного проекта. Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная эффективность. Методы экспертизы. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности. Показатели оценки инновационных проектов: традиционные (финансовые), дисконтные, рисковые. Показатели оценки инновационной деятельности предприятия. Методы выбора инновационного проекта для реализации. Контроль за инновационной деятельностью в коммерческой организации. Методы учета и отчетности инновационной деятельности, требования МСФО. Налоговый учет.  
4. Финансирование инновационной деятельности Система финансирования науки и научно-технического прогресса. Многозвенность цикла «наука – производство- реализация». Источники и формы финансирования инноваций. Государственные и ча­стные, собственные, заемные и привлеченные источники финансирования. Система бюджетного финансирования. Кредитование. Внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Привлечение рискового (венчурного) капи­тала. Гранты. Методы финансирования инноваций за рубежом. Проектное финансиро­вание.
5. Информационное обеспечение инноваций.   Место и роль информации в инновационной деятельности. Понятие па­тента, ноу-хау, лицензии, товарного знака. Франчайзинг. Авторское право. Защита инновационных продуктов. Информационная, нормативно-правовая база инновационной деятель­ности. Экономическая разведка как часть инновационного менеджмента.
6. Инновационная деятельность в России Инновационная стратегия, политика России, хозяйствующего субъекта.
7. Международные аспекты инновационной деятельности Международные аспекты инновационной деятельности. Инновационная дея­тельность в США, Западной Европе, Японии, Южной Корее.

 

5.2 Учебно-тематический план

№п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. СРС Интерактивные час.   Форма контроля Всего час.
  Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента         Устный опрос, решение тестовых заданий  
  Инновационный проект и управление им         Коллективная дискуссия, устный опрос  
  Оценка эффективности инноваций         Устный опрос, презентация  
  Финансирование инновационной деятельности         Устный опрос, решение тестовых заданий  
  Информационное обеспечение инноваций         Устный опрос, презентация  
  Инновационная деятельность в России         Устный опрос  
  Международные аспекты инновационной деятельности         Устный опрос  
  Итого            

Содержание практических и семинарских занятий

Семинар 1

Тема: Основные понятия инноваций и инновационного менеджмента.

Цель - закрепить знания о основных понятиях инновационного менеджмента

План семинара.

1. В чем состоит сущность получения нового знания? Новшества, инновации и инновационные процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов. Привести примеры инноваций, в которых вы участвовали.

2. Структура, этапы инновационного процесса, их характеристики. Приемы инновационного менеджмента.

3. Понятие «инновационного менеджмента» на предприятии. Нововведения как объект инновационного менеджмента. Функции инновационного менеджера.

4. Организационные формы инновационного процесса. Формы организации НИОКР. Технопарки, инкубаторы бизнеса.

5. Какова роль нововведений в процессе экономического развития? Что собой представляют длинные волны Кондратьева? Дайте характеристику рынка новшеств. Каковы особенности внедрения нововведений в командно-административной и рыночной экономике?

6. Каков характер взаимосвязи нововведений с предпринимательской деятельностью? Предпринимательство, рынок и инновационная деятельность. Маркетинг инноваций.

 

Рекомендуемые источники:

1. Суворов А.В., Модчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 308 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 382 с.

3. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное. Пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 176 с.

4. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент.- СПб.: Питер, 2014.

5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра, 2013.

 

Семинар 2

Тема: Управление инновационной деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.036 с.)