Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория социального конфликта Г. ЗиммеляСтр 1 из 4Следующая ⇒
Понятие технологии. Содержание и функции социальных технологий. Технология и методология, методика, метод. Технология- определенный алгоритм какого-либо вида деятельности. Технология-способ реализации сложного процесса путем расщепления его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели. Характерные признаки ТЕХНОЛОГИИ: 1.расчленение процесса. 2. поэтапность действий, направленных на достижение результата. 3.однозначность выполнения операций Функции ТЕХНОЛОГИИ: 1. направляет ход процесса в нужное русло 2. контролирует деятельность субъекта 3.гарантирует достижение заданных свойств при соблюдении условий 4.обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Термин СОЦИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ возник в 70-е гг.20-го века. Первым из исследователей являлся американский философ Карл Поппер. Он рассмотрел проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью достижения целей для получения заданного результата. Специфика СТ: 1.субъект-субъект-сложность 2.операционализация процессов и единство процедур 3.высокое субъективное содержание СТ МЕТОДОЛОГИЯ-система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. МЕТОДОЛОГИЯ-общая теория метода, теория в действии. Методологическая основа конфликтологии-комплекс философских, политологических, социологических идей, аккумул-х в теории конфликта. 1.структурно-функциональный подход(равновесие, стабильность системы. Конфликт-временное явление) 2.конфликт как естественное явление в обществе,связанное с объективными противоречиями. МЕТОД-совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод конкретизируется в методике. МЕТОДИКА-совокупность приемов, методов деятельности.
Технологии – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата
Методология- учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методы – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Средства – Прием, способ действия для осуществления, достижения чего-л. Приемы - особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия Конфликт-неотъемлемая часть социума. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ-целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально-значимых задач. Управление конфликтом включает в себя(по Зенкину): 1.прогнозирование конфликтов 2.предупреждение одних и стимулирование других конфликтов 3.прекращение и подавление конфликтов 4.регулирование и разрешение Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть: • постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей; • соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности; • воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др. Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной. Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта может быть полным и неполным.
Конфликты возникли вместе с появлением первых человеческих сообществ, явившись их логическим следствием. Первые упоминания о причинах и путях преодоления конфликтов содержатся в мифах и преданиях, а также в идеях и высказываниях философов древности. Основным способом разрешения конфликтов в древнейшие времена являлась священная власть старейшин и вождей племени. Конфликты эволюционировали, изменялись вместе с изменениями условий жизни, и также менялись их физические, экономические и социальные последствия, отношение общества. Первые исследования природы конфликтов были совершены китайскими учеными в VII—VI вв. до н. э., которые считали причиной всех конфликтов сложные взаимоотношения инь и ян — отрицательной (темной) и положительной (светлой) сторон любого существующего на земле явления. Китайский философ Лао- цзы (579—499 гг. до н. э.) считал, что человеку необходимо соблюдение спокойствия. Первые подробные описания и оценка войн как одного из видов конфликта возникли в эпоху Античности. Философской основой анализа конфликтов было возникшее в Древней Греции учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей1. На основе этого учения свою теорию конфликта разработал Анак-симандр (ок. 610—547 гг. до н. э.), предполагающий, что возникновение вещей происходит благодаря постоянному движению «апейрона», под которым понимается единое материальное начало всех вещей, обусловливающее появление противоположностей. Первые попытки рационально осмыслить и познать сущность социальных конфликтов были предприняты древнегреческим философом Гераклитом (ок. 530—470 гг. до н. э.), который видел источник конфликта в самой сущности мира — его противоречивой природе, поэтому движение и борьба вещей и явлений являются необходимым закономерным процессом, который возникает из необходимой борьбы противоположностей. Гераклит одним из первых обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития, представив его в качестве
неотъемлемой и важной части общественной жизни. Именно Ге раклит своим пониманием конфликта как необходимой борьб] двух противоположностей положил начало диалектике, утверж^ дающей, что противоречие является неотъемлемой характерис тикой элементов единого целого, а борьба — это также и момен целостного состояния, или сосуществования этих элементов. Известнейший философ Древней Греции Платон(ок. 428— 348 гг. до н. э.) так сформулировал свое понимание конфликтов: война есть величайшее зло. Однако в созданной им теории идеального государства присутствуют воины, всегда готовые к военным походам1. Мнение Платона разделяли и другие древнегреческие философы, например Геродот(ок. 490—425 гг. до н. э.) и Эпикур(341—270 гг. до н. э.), который надеялся, что негативные последствия конфликтов и войн в конце концов спровоцируют у людей желание жить в мире друг с другом. Цицерон(106—43 гг. до н. э.) в своем труде «О Государстве», ввел понятие справедливой войны, целями которой могут быть изгнание врага с родной земли или справедливая месть.
Эпоха Средневековья, прошедшая под господством христианства, была ознаменована частыми конфликтами и конфронтаци-ями самой этой религии с другими религиозными и светскими! учениями. Видный христианский деятель и философ Фома Аквинский (1225—1274) развивал идею священной, справедливой войны и выделил следующее ее условие: для ведения такой войны необходима санкция государственной власти. Системный анализ социальных конфликтов был сделан фло-1 рентийским государственным деятелем Николло Макиавелли (1469—1527), который совершил попытку отказаться от преобладающих в те времена божественных взглядов на источники и силы общественного движения и развития. Макиавелли рассматривал конфликт следующим образом: — конфликт есть универсальное, постоянное и непрерывное состояние общества; — источник и причина этого состояния — не что иное, как противоречивая и во многом порочная сущность самого человека, который постоянно стремится к материальному обогащению; — знать — это один из сильнейших источников различных социальных конфликтов, так как именно в ее руках сосредоточена основная государственная власть;
— конфликт имеет не только разрушительную силу, но он также может быть и созидательным; — для уменьшения негативной, разрушительной роли конфликта необходимо правильное на него воздействие, и задачу такого воздействия должно выполнять государство. Другой видный средневековый мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), рассматривая природу конфликта, указал на наличие у него собственной логики развития, когда по мере разрастания в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. В качестве основной причины войны, как правило, выступают корыстные цели и желания правителей и властных структур, которые стремятся укрепить свою власть и могущество за счет нарушения согласия между народами. Философ считал, что примирение сторон всегда очень труднодостижимо, даже несмотря на то что часто конфликтующие стороны придерживаются сходных духовных воззрений. Допущение возможности ведения войны между двумя независимыми государствами, каждое из которых отстаивает собственную правоту, высказывает и Гуго Гроций (1583—1645), который заложил основы такого понятия, как нейтралитет. Английский философ Френсис Бэкон (1561—1626) проанали-, зировал все причины внутренних социальных конфликтов. Им были выделены материальные, политические и психологические условия возникновения социальных потрясений, приводящих к конфликтам. Так, важнейшими, решающими условиями, по мнению автора, являются материальные причины и факторы, а именно тяжелое материальное положение населения. В качестве политических факторов возникновения внутренних социальных конфликтов выступает пренебрежительное отношение государственных деятелей к мнению сената и сословий и их произвол в решении важнейших государственных вопросов, а также политические ошибки управления страной. Кроме материальных и политических причин возникновения конфликтов, Бэкон выдвигает и психологические причины конфликтов внутри страны. К таким причинам он относил неправильные речи и обидные слова государственных деятелей, зависть в общественной жизни, наговоры, наветы и ложные слухи в адрес правительства. Философ разработал и систему средств предупреждения конфликтов, которая включала в себя следующее: 1) устранение всех материальных причин возникновения конфликтов, изменение крайне невыгодного и неудовлетворительного положения некоторых сословий общества; 2) высокоразвитое умение политического маневрирования, политического «внушения» и умение успокоить недовольных правильными грамотными политическими речами и действиями; 3) недопущение появления у недовольных лидеров, которые
Эпоха Возрождения охватывает охватывает XIV - XVI века.
То, что конфликтность была одной из главных черт социальной и политической жизни, связано с определением сущности эпохи Возрождения. В это время происходит возрождение античных наук и искусств. Конфликтность эпохи отразилась в творчестве Никколо Макиавелли. Этим мыслителем были последовательно написаны два произведения, по своему содержанию «Государь» и "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия" являются полностью противоположными сочинениями. В «Государе» Макиавелли описывает такую форму правления, как монархия. Предпочтительной формой правления в "Рассуждениях" выступает республика. По мнению Макиавелли, народ всегда лучше судит, чем один человек, республика обеспечивает свободу, гражданское равенство, а при монархии или тирании народ портится, становится нечестным, жадным и утрачивает добродетельность. Конфликт между католицизмом и протестантизмом. Возникновение нового течения в христианстве связанно с идеями Мартина Лютера. Он утверждал, что отпущение грехов даётся благодатью по одной лишь вере. Католическая церковь активно сопротивлялась этому, и Европу охватили затяжные религиозные войны. Главной фигурой конфликта науки с католической церковью в начале XVII в. стал итальянский астроном, математик и физик Галилео Галилей. Он экспериментальным путем опроверг многие положения аристотелевской физики. Новые принципы исследования природы и общества сформулировал Фрэнсис Бэкон. Основной работой Бекона можно считать «Новый органон». Эта работа была направлена против средневековой схоластики, т.к. в ней используется такой метод доказательства, как дедукция (от частного к общему),Бекон противопоставил этому методу индукцию(от общего к частному).Ф.Бекон изучал причины социальных конфликтов. Он подробно рассмотрел социально-экономические, политические, психологические предпосылки возникновения социальных беспорядков, а также способы их преодоления. Важнейшей причиной возникновения социальных конфликтов он считает бедность, ухудшение материального положения народа. 2.2Антропоцентризм и его проявления Культура в эпоху Возрождения приобретает светский характер, в центре её оказывается человек. Эти тенденции получили название секуляризма (снижение роли церкви в сознании человека) и антропоцентризма. Для мыслителей эпохи Возрождения человек не «сосуд греха» и не «тварь дрожащая», а самое совершенное творение Бога, «созданное по образу и подобию». Мировоззрение Эразма Роттердамского характеризуется как христианский гуманизм. Эразм видел в христианстве прежде всего требования человеческой нравственности, а не соблюдение обрядов и ритуалов. Конфликты у мыслителя вызываются недостаточным знанием, если же люди будут разумны, то конфликты, как явления, исчезнут. Он полагал, что теологию должна сменить этика. Эразм видел в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. По его мнению, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа — это значит строго следовать естественным правилам нравственности. Главным культурным достижением эпохи стал гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Специфика эпохи Возрождения заключалась в самоутверждении человеческой личности.
Философы и мыслители Нового времени — английские демократы и французские просветители — открыто высказывались против вооруженных конфликтов, завоеваний и насилия. Они считали, что мир возможен только в том случае, если будут ликвидированы существующие феодальные порядки и устои. В работах мыслителей и философов Нового времени важное значение придавалось поиску и созданию таких рациональных форм организации общественной жизни, которые помогли бы устранить причины социальных конфликтов, основанных на отживших формах государственного устройства гражданского мира1. Осуществлялись попытки найти причины социальных конфликтов и выработать пути их преодоления. Так, решающая роль отводилась согласию между людьми в развитии общества, высказывались надежды на будущее общее мирное сосуществование людей на земле. Свои идеи о сущности конфликта развивали Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант, Г. Гегель, К. Клаузен-виц, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.
Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) развивал свою теорию конфликта в работе «Левиофан», где им дается негативная оценка человеческой природы, в которой преобладающим являются такие качества, как эгоистичность, завистливость и лень. Автор развивает свою концепцию «войны всех против всех», которую он называет естественным для человека состоянием, он выдвигает в качестве причины социальных конфликтов и войн стремление людей к равенству, что порождает стремление к завладению теми объектами и благами, которые есть у других людей, а это, в свою очередь приводит к соперничеству, порождает честолюбие и недоверие людей друг к другу2.
Жан-Жак Руссо(1712—1778), французский философ-просветитель, в полной мере отразил в своей философии тенденции современного ему времени, развивая идею целостности и этапно-сти процесса мирового исторического развития и рассматривая общественную жизнь в рамках мировой истории. Руссо выделял три этапа мирового исторического развития:
1) «естественное состояние», подразумевающее равенство и свободу всех людей;
2) развитие цивилизации, ведущее к потере равенства и свободы;
3) общественный договор, обеспечивающий установление гармоничных отношений, мира и согласия между людьми в обществе, который, однако, должен контролироваться самим народом, а не правительством и правителями, которым выгодно ведение войн.
В качестве причин социальных конфликтов Руссо называл пороки самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, а также частную собственность'.
Оппонентом Руссо выступал Иммануил Кант(1724—1804), который считал, что люди не могут жить в мире по собственной воле и инициативе, что войны являются неотъемлемой частью человеческого существования. Но, с другой стороны, Кант признавал, что установление мира, или «общественного договора», возможно, и оно должно быть установлено.
Адам Смит(1723—1790) рассматривал конфликт как многоуровневое социальное явление, в основе которого лежит разделение общества по классовому признаку, а также экономическое соперничество. Именно противоборство между существующими в обществе классами и является движущей силой развития общества, а сопровождающий это развитие социальный конфликт — не зло, а благо для человечества.
В более поздний период — в XIX в. — начинают происходить некоторые изменения во взглядах и оценках природы и причин социальных конфликтов. Так, немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) давал и положительную оценку конфликту, а причины его возникновения видел «в социальной поляризации между "накоплением богатства", с одной стороны, и "привязанного к труду класса" — с другой»2. Гегель был противником смут, беспорядков внутри страны и, являясь приверженцем и сторонником сильной государственной власти, возлагал на нее ответственность и задачу разрешения конфликтов, так как именно государство является представителем интересов всех слоев общества.
Новое понимание и оценка природы социальных конфликтов имели свои предпосылки, вытекающие из самого хода исторического процесса: главными из них явились глобальные изменения в развитии экономической, политической, духовной и других областей общественной жизни. Появившиеся в результате этого новые социальные теории рассматривают конфликты с иной точки зрения, как неизбежные явления новой социальной действительности. Некоторые теории ставят своей задачей обоснование «вечных» причин конфликтов, из чего вытекает невозможность устранить последствия конфликтов или каким-то образом избежать. Английский* экономист и священник Томас Мальтус (1766— 1834) рассматривал причины возникновения и усиления безработицы с точки зрения биологической обусловленности природы. Им был сформулирован «естественный закон», обеспечивающий рост численности населения на земле в геометрической прогрессии, а средств существования — в арифметической.Таким образом, безработица, бедственное положение трудовых классов и крестьянства и иные социальные проблемы общества обусловлены слишком активным размножением населения, а вовсе не историческими последствиями промышленной революции и обезземеливанием крестьян. Борьба за существование была краеугольным камнем теории английского биолога Чарльза Дарвина (1809—1882). Ученый выдвинул тезис о том, что живая природа развивается только в процессе борьбы за выживание в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Именно эта борьба с организмом и выступает естественным механизмом отбора, когда в результате выживают только сильные, хорошо приспособившиеся особи. Распространение эволюционной теории Дарвина на механизмы общественного развития нашло свое отражение в теории эволюционного дарвинизма, которая рассматривала биологические законы естественного отбора как обусловливающие и социальную, общественную эволюцию, когда в результате борьбы за существование в обществе выживают наиболее приспособленные.
Зигмунд Фрейд Карл Юнг Эрик Берн К. Томас предложил оригинальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации: 1. Изучение конфликта в рамках бихевиористского подхода. Основой для бихевиоризма (от латинского слова behavior - поведение) послужила теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов Классический бихевиоризм исходил из поведения: «ситуация =» конфликтное поведение». М. Дойч выделил два типа взаимозависимости целей и две основные формы действий индивида. Виды взаимозависимости целей следующие: 1) способствующая взаимозависимость 2) противоположная взаимозависимость Виды действий индивида: • эффективные действия • ухудшающие действия Анализ социальных отношений, приводит М. Дойча к «закона социальных отношений», в соответствии с которыми они имеют разные Аттитюды – установки.(Коммуникации\угрозы) М. Шериф конфликт формируется в реальных условиях человеческого взаимодействия. Но сами условия эксперимента и выводы касались в первую очередь внешней поведенческой реакции и не затрагивали мотивы, эмоции, представления.
2. Изучение конфликта в когнитивной психологии. К. Левин В соответствии с теорией поля ситуация должна описываться с позиции индивида, а не с позиции наблюдателя». Левин объединил факторы регуляции поведения, придав «внешним» факторам «внутренний», субъективный характер. Когнитивный конфликт в основе которого – столкновение несовместимых представлений. Например – «он мой друг» и «друзья так не поступают» Л. Фестингер. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых. Это и есть когнитивный диссонанс. Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем. Все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжёлым.
К.Маркса. Развивается общество на основе закона диалектики «о единстве и борьбе противоположностей», в данном случае – классов. Закон характеризуются постоянным распределением материальных и духовных ресурсов общества между классами, и они не могут происходить без ущемления, поэтому в отношениях возможны конфликты. Основные положения теории конфликта Маркса:
Маркс считал, что основу социального конфликта в обществе составляют экономические отношения и отношения, возникающие на производстве. Исторический процесс развития общества и отношений в нем основан на единственном стремлении индивидов и социальных групп– в справедливом распределении дефицитных ресурсов между классами.
Кеннет Боулдинг Он убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы. Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны. Противостоять этому могут:
Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:
В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:
При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта - лежит принцип бихевиоризма, «стимул– реакция». Конфликт в этой модели многообразен и динамичен. Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Разрешать или предотвращать конфликты в обществе можно, производить моделирование и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации, что в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.
Понятие технологии. Содержание и функции социальных технологий. Технология и методология, методика, метод. Технология- определенный алгоритм какого-либо вида деятельности. Технология-способ реализации сложного процесса путем расщепления его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели. Характерные признаки ТЕХНОЛОГИИ: 1.расчленение процесса. 2. поэтапность действий, направленных на достижение результата. 3.однозначность выполнения операций Функции ТЕХНОЛОГИИ: 1. направляет ход процесса в нужное русло 2. контролирует деятельность субъекта 3.гарантирует достижение заданных свойств при соблюдении условий 4.обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Термин СОЦИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ возник в 70-е гг.20-го века. Первым из исследователей являлся американский философ Карл Поппер. Он рассмотрел проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью достижения целей для получения заданного результата. Специфика СТ: 1.субъект-субъект-сложность 2.операционализация процессов и единство процедур 3.высокое субъективное содержание СТ МЕТОДОЛОГИЯ-система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. МЕТОДОЛОГИЯ-общая теория метода, теория в действии. Методологическая основа конфликтологии-комплекс философских, политологических, социологических идей, аккумул-х в теории конфликта. 1.структурно-функциональный подход(равновесие, стабильность системы. Конфликт-временное явление) 2.конфликт как естественное явление в обществе,связанное с объективными противоречиями. МЕТОД-совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод конкретизируется в методике. МЕТОДИКА-совокупность приемов, методов деятельности.
Технологии – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата Методология- учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методы – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Средства – Прием, способ действия для осуществления, достижения чего-л. Приемы - особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия Конфликт-неотъемлемая часть социума. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ-целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально-значимых задач. Управление конфликтом включает в себя(по Зенкину): 1.прогнозирование конфликтов 2.предупреждение одних и стимулирование других конфликтов 3.прекращение и подавление конфликтов 4.регулирование и разрешение Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть: • постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников; • подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей; • соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности; • воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др. Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной. Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта может быть полным и неполным.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.144 с.) |