Теория социального конфликта Г. Зиммеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального конфликта Г. Зиммеля



Понятие технологии. Содержание и функции социальных технологий. Технология и методология, методика, метод.

Технология- определенный алгоритм какого-либо вида деятельности.

Технология-способ реализации сложного процесса путем расщепления его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Характерные признаки ТЕХНОЛОГИИ:

1.расчленение процесса.

2. поэтапность действий, направленных на достижение результата.

3.однозначность выполнения операций

Функции ТЕХНОЛОГИИ:

1. направляет ход процесса в нужное русло

2. контролирует деятельность субъекта

3.гарантирует достижение заданных свойств при соблюдении условий

4.обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Термин СОЦИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ возник в 70-е гг.20-го века. Первым из исследователей являлся американский философ Карл Поппер. Он рассмотрел проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью достижения целей для получения заданного результата.

Специфика СТ:

1.субъект-субъект-сложность

2.операционализация процессов и единство процедур

3.высокое субъективное содержание СТ

МЕТОДОЛОГИЯ-система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ-общая теория метода, теория в действии.

Методологическая основа конфликтологии-комплекс философских, политологических, социологических идей, аккумул-х в теории конфликта.

1.структурно-функциональный подход(равновесие, стабильность системы. Конфликт-временное явление)

2.конфликт как естественное явление в обществе,связанное с объективными противоречиями.

МЕТОД-совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод конкретизируется в методике. МЕТОДИКА-совокупность приемов, методов деятельности.

 


2. Основные понятия дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира». Основные технологии управления конфликтом.

Технологии – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата

Методология- учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Методы – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

Средства – Прием, способ действия для осуществления, достижения чего-л.

Приемы - особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия

Конфликт-неотъемлемая часть социума.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ-целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально-значимых задач.

Управление конфликтом включает в себя(по Зенкину):

1.прогнозирование конфликтов

2.предупреждение одних и стимулирование других конфликтов

3.прекращение и подавление конфликтов

4.регулирование и разрешение

Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей.

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д.

Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным.


3. Представления о природе и способах регулирования конфликтов в древнее время.

Конфликты возникли вместе с появлением первых человече­ских сообществ, явившись их логическим следствием. Первые упо­минания о причинах и путях преодоления конфликтов содержат­ся в мифах и преданиях, а также в идеях и высказываниях фило­софов древности. Основным способом разрешения конфликтов в древнейшие времена являлась священная власть старейшин и вождей племени. Конфликты эволюционировали, изменялись вместе с изменениями условий жизни, и также менялись их фи­зические, экономические и социальные последствия, отноше­ние общества.

Первые исследования природы конфликтов были совершены китайскими учеными в VII—VI вв. до н. э., которые считали при­чиной всех конфликтов сложные взаимоотношения инь и ян — отрицательной (темной) и положительной (светлой) сторон лю­бого существующего на земле явления. Китайский философ Лао- цзы (579—499 гг. до н. э.) считал, что человеку необходимо со­блюдение спокойствия.

Первые подробные описания и оценка войн как одного из ви­дов конфликта возникли в эпоху Античности. Философской ос­новой анализа конфликтов было возникшее в Древней Греции учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей1. На основе этого учения свою теорию конфликта разработал Анак-симандр (ок. 610—547 гг. до н. э.), предполагающий, что возник­новение вещей происходит благодаря постоянному движению «апейрона», под которым понимается единое материальное на­чало всех вещей, обусловливающее появление противоположно­стей. Первые попытки рационально осмыслить и познать сущ­ность социальных конфликтов были предприняты древнегрече­ским философом Гераклитом (ок. 530—470 гг. до н. э.), который видел источник конфликта в самой сущности мира — его проти­воречивой природе, поэтому движение и борьба вещей и явле­ний являются необходимым закономерным процессом, который возникает из необходимой борьбы противоположностей. Ге­раклит одним из первых обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития, представив его в качестве

неотъемлемой и важной части общественной жизни. Именно Ге раклит своим пониманием конфликта как необходимой борьб] двух противоположностей положил начало диалектике, утверж^ дающей, что противоречие является неотъемлемой характерис тикой элементов единого целого, а борьба — это также и момен целостного состояния, или сосуществования этих элементов.

Известнейший философ Древней Греции Платон(ок. 428— 348 гг. до н. э.) так сформулировал свое понимание конфликтов: война есть величайшее зло. Однако в созданной им теории иде­ального государства присутствуют воины, всегда готовые к воен­ным походам1. Мнение Платона разделяли и другие древнегре­ческие философы, например Геродот(ок. 490—425 гг. до н. э.) и Эпикур(341—270 гг. до н. э.), который надеялся, что негативные последствия конфликтов и войн в конце концов спровоцируют у людей желание жить в мире друг с другом.

Цицерон(106—43 гг. до н. э.) в своем труде «О Государстве», ввел понятие справедливой войны, целями которой могут быть изгнание врага с родной земли или справедливая месть.


4. Представления о природе и способах регулирования конфликтов в средневековье.

Эпоха Средневековья, прошедшая под господством христиан­ства, была ознаменована частыми конфликтами и конфронтаци-ями самой этой религии с другими религиозными и светскими! учениями. Видный христианский деятель и философ Фома Аквинский (1225—1274) развивал идею священной, справедливой войны и выделил следующее ее условие: для ведения такой вой­ны необходима санкция государственной власти.

Системный анализ социальных конфликтов был сделан фло-1 рентийским государственным деятелем Николло Макиавелли (1469—1527), который совершил попытку отказаться от преобла­дающих в те времена божественных взглядов на источники и силы общественного движения и развития. Макиавелли рассмат­ривал конфликт следующим образом:

— конфликт есть универсальное, постоянное и непрерывное состояние общества;

— источник и причина этого состояния — не что иное, как противоречивая и во многом порочная сущность самого чело­века, который постоянно стремится к материальному обога­щению;

— знать — это один из сильнейших источников различных социальных конфликтов, так как именно в ее руках сосредоточе­на основная государственная власть;

— конфликт имеет не только разрушительную силу, но он так­же может быть и созидательным;

— для уменьшения негативной, разрушительной роли конф­ликта необходимо правильное на него воздействие, и задачу та­кого воздействия должно выполнять государство.

Другой видный средневековый мыслитель Эразм Роттердам­ский (1469—1536), рассматривая природу конфликта, указал на наличие у него собственной логики развития, когда по мере раз­растания в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. В качестве основной причины войны, как правило, выступают корыстные цели и желания правителей и властных структур, которые стремятся укрепить свою власть и могущество за счет нарушения согласия между народами. Фило­соф считал, что примирение сторон всегда очень труднодости­жимо, даже несмотря на то что часто конфликтующие стороны придерживаются сходных духовных воззрений.

Допущение возможности ведения войны между двумя незави­симыми государствами, каждое из которых отстаивает собствен­ную правоту, высказывает и Гуго Гроций (1583—1645), который заложил основы такого понятия, как нейтралитет.

Английский философ Френсис Бэкон (1561—1626) проанали-, зировал все причины внутренних социальных конфликтов. Им были выделены материальные, политические и психологические условия возникновения социальных потрясений, приводящих к конфликтам. Так, важнейшими, решающими условиями, по мнению автора, являются материальные причины и факторы, а именно тяжелое материальное положение населения. В качестве политических факторов возникновения внутренних социальных конфликтов выступает пренебрежительное отношение государ­ственных деятелей к мнению сената и сословий и их произвол в решении важнейших государственных вопросов, а также поли­тические ошибки управления страной. Кроме материальных и политических причин возникновения конфликтов, Бэкон выд­вигает и психологические причины конфликтов внутри страны. К таким причинам он относил неправильные речи и обидные сло­ва государственных деятелей, зависть в общественной жизни, на­говоры, наветы и ложные слухи в адрес правительства.

Философ разработал и систему средств предупреждения кон­фликтов, которая включала в себя следующее:

1) устранение всех материальных причин возникновения конф­ликтов, изменение крайне невыгодного и неудовлетворительно­го положения некоторых сословий общества;

2) высокоразвитое умение политического маневрирования, политического «внушения» и умение успокоить недовольных пра­вильными грамотными политическими речами и действиями;

3) недопущение появления у недовольных лидеров, которые
могли бы организовать их и повести за собой, нейтрализацию таковых в случае их появления и в то же время наличие людей, ко­торые способны были бы вовремя подавить мятеж.


5. Представления о природе и способах регулирования конфликтов в Возрождение.

Эпоха Возрождения охватывает охватывает XIV - XVI века.

То, что конфликтность была одной из главных черт социальной и политической жизни, связано с определением сущности эпохи Возрождения. В это время происходит возрождение античных наук и искусств.

Конфликтность эпохи отразилась в творчестве Никколо Макиавелли. Этим мыслителем были последовательно написаны два произведения, по своему содержанию «Государь» и "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия" являются полностью противоположными сочинениями. В «Государе» Макиавелли описывает такую форму правления, как монархия.

Предпочтительной формой правления в "Рассуждениях" выступает республика. По мнению Макиавелли, народ всегда лучше судит, чем один человек, республика обеспечивает свободу, гражданское равенство, а при монархии или тирании народ портится, становится нечестным, жадным и утрачивает добродетельность.

Конфликт между католицизмом и протестантизмом. Возникновение нового течения в христианстве связанно с идеями Мартина Лютера. Он утверждал, что отпущение грехов даётся благодатью по одной лишь вере.

Католическая церковь активно сопротивлялась этому, и Европу охватили затяжные религиозные войны.

Главной фигурой конфликта науки с католической церковью в начале XVII в. стал итальянский астроном, математик и физик Галилео Галилей. Он экспериментальным путем опроверг многие положения аристотелевской физики.

Новые принципы исследования природы и общества сформулировал Фрэнсис Бэкон. Основной работой Бекона можно считать «Новый органон». Эта работа была направлена против средневековой схоластики, т.к. в ней используется такой метод доказательства, как дедукция (от частного к общему),Бекон противопоставил этому методу индукцию(от общего к частному).Ф.Бекон изучал причины социальных конфликтов. Он подробно рассмотрел социально-экономические, политические, психологические предпосылки возникновения социальных беспорядков, а также способы их преодоления.

Важнейшей причиной возникновения социальных конфликтов он считает бедность, ухудшение материального положения народа.

2.2Антропоцентризм и его проявления

Культура в эпоху Возрождения приобретает светский характер, в центре её оказывается человек. Эти тенденции получили название секуляризма (снижение роли церкви в сознании человека) и антропоцентризма. Для мыслителей эпохи Возрождения человек не «сосуд греха» и не «тварь дрожащая», а самое совершенное творение Бога, «созданное по образу и подобию».

Мировоззрение Эразма Роттердамского характеризуется как христианский гуманизм. Эразм видел в христианстве прежде всего требования человеческой нравственности, а не соблюдение обрядов и ритуалов. Конфликты у мыслителя вызываются недостаточным знанием, если же люди будут разумны, то конфликты, как явления, исчезнут. Он полагал, что теологию должна сменить этика. Эразм видел в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. По его мнению, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа — это значит строго следовать естественным правилам нравственности.

Главным культурным достижением эпохи стал гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Специфика эпохи Возрождения заключалась в самоутверждении человеческой личности.


6. Изучение конфликта в Новое время с точки зрения технологичности разрешения противоречий.

Философы и мыслители Нового времени — английские де­мократы и французские просветители — открыто высказывались против вооруженных конфликтов, завоеваний и насилия. Они считали, что мир возможен только в том случае, если будут лик­видированы существующие феодальные порядки и устои. В ра­ботах мыслителей и философов Нового времени важное значе­ние придавалось поиску и созданию таких рациональных форм организации общественной жизни, которые помогли бы устра­нить причины социальных конфликтов, основанных на отжив­ших формах государственного устройства гражданского мира1. Осуществлялись попытки найти причины социальных конфлик­тов и выработать пути их преодоления. Так, решающая роль от­водилась согласию между людьми в развитии общества, выска­зывались надежды на будущее общее мирное сосуществование людей на земле. Свои идеи о сущности конфликта развивали Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант, Г. Гегель, К. Клаузен-виц, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.

 

Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) развивал свою теорию конфликта в работе «Левиофан», где им дается негатив­ная оценка человеческой природы, в которой преобладающим являются такие качества, как эгоистичность, завистливость и лень. Автор развивает свою концепцию «войны всех против всех», ко­торую он называет естественным для человека состоянием, он выдвигает в качестве причины социальных конфликтов и войн стремление людей к равенству, что порождает стремление к зав­ладению теми объектами и благами, которые есть у других лю­дей, а это, в свою очередь приводит к соперничеству, порождает честолюбие и недоверие людей друг к другу2.

 

Жан-Жак Руссо(1712—1778), французский философ-просве­титель, в полной мере отразил в своей философии тенденции со­временного ему времени, развивая идею целостности и этапно-сти процесса мирового исторического развития и рассматривая общественную жизнь в рамках мировой истории. Руссо выделял три этапа мирового исторического развития:

 

1) «естественное состояние», подразумевающее равенство и

свободу всех людей;

 

2) развитие цивилизации, ведущее к потере равенства и свободы;

 

3) общественный договор, обеспечивающий установление гар­моничных отношений, мира и согласия между людьми в общест­ве, который, однако, должен контролироваться самим народом, а не правительством и правителями, которым выгодно веде­ние войн.

 

В качестве причин социальных конфликтов Руссо называл пороки самой социальной организации, заблуждения и предрас­судки людей, а также частную собственность'.

 

Оппонентом Руссо выступал Иммануил Кант(1724—1804), ко­торый считал, что люди не могут жить в мире по собственной воле и инициативе, что войны являются неотъемлемой частью человеческого существования. Но, с другой стороны, Кант при­знавал, что установление мира, или «общественного договора», возможно, и оно должно быть установлено.

 

Адам Смит(1723—1790) рассматривал конфликт как много­уровневое социальное явление, в основе которого лежит разделе­ние общества по классовому признаку, а также экономическое соперничество. Именно противоборство между существующими в обществе классами и является движущей силой развития обще­ства, а сопровождающий это развитие социальный конфликт — не зло, а благо для человечества.

 

В более поздний период — в XIX в. — начинают происходить некоторые изменения во взглядах и оценках природы и причин социальных конфликтов. Так, немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) давал и положительную оценку конфликту, а при­чины его возникновения видел «в социальной поляризации между "накоплением богатства", с одной стороны, и "привязан­ного к труду класса" — с другой»2. Гегель был противником смут, беспорядков внутри страны и, являясь приверженцем и сторонником сильной государственной власти, возлагал на нее ответственность и задачу разрешения конфликтов, так как имен­но государство является представителем интересов всех слоев общества.

 

Новое понимание и оценка природы социальных конфликтов имели свои предпосылки, вытекающие из самого хода историчес­кого процесса: главными из них явились глобальные изменения в развитии экономической, политической, духовной и других обла­стей общественной жизни. Появившиеся в результате этого новые социальные теории рассматривают конфликты с иной точки зре­ния, как неизбежные явления новой социальной действительно­сти. Некоторые теории ставят своей задачей обоснование «вечных» причин конфликтов, из чего вытекает невозможность устранить последствия конфликтов или каким-то образом избежать.

Английский* экономист и священник Томас Мальтус (1766— 1834) рассматривал причины возникновения и усиления безра­ботицы с точки зрения биологической обусловленности приро­ды. Им был сформулирован «естественный закон», обеспечива­ющий рост численности населения на земле в геометрической прогрессии, а средств существования — в арифметической.Та­ким образом, безработица, бедственное положение трудовых клас­сов и крестьянства и иные социальные проблемы общества обус­ловлены слишком активным размножением населения, а вовсе не историческими последствиями промышленной революции и обезземеливанием крестьян.

Борьба за существование была краеугольным камнем теории английского биолога Чарльза Дарвина (1809—1882). Ученый выд­винул тезис о том, что живая природа развивается только в про­цессе борьбы за выживание в постоянно изменяющихся услови­ях внешней среды. Именно эта борьба с организмом и выступает естественным механизмом отбора, когда в результате выживают только сильные, хорошо приспособившиеся особи. Распростра­нение эволюционной теории Дарвина на механизмы обществен­ного развития нашло свое отражение в теории эволюционного дарвинизма, которая рассматривала биологические законы есте­ственного отбора как обусловливающие и социальную, обще­ственную эволюцию, когда в результате борьбы за существова­ние в обществе выживают наиболее приспособленные.

 


7. Психологические теории конфликта (психоаналитическое направление, неофрейдизм, необихевиоризм, когнитивистские теории) о природе и возможностях регулирования конфликтов.

Зигмунд Фрейд
- конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Карл Юнг
- классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.

Эрик Берн
- "ребенок", "родитель" и "взрослый". Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два "ребенка" или два "взрослых".

К. Томас предложил оригинальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации:
1) избегание или уход от конфликта;
2) соперничество или силовой метод;
3) приспособление или метод односторонних уступок;
4) компромисс или взаимные уступки;
5) сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения.

1. Изучение конфликта в рамках бихевиористского подхода.

Основой для бихевиоризма (от латинского слова behavior - поведение) послужила теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов

Классический бихевиоризм исходил из поведения:

«ситуация =» конфликтное поведение».

М. Дойч выделил два типа взаимозависимости целей и две основные формы действий индивида.

Виды взаимозависимости целей следующие:

1) способствующая взаимозависимость

2) противоположная взаимозависимость

Виды действий индивида:

• эффективные действия

• ухудшающие действия

Анализ социальных отношений, приводит М. Дойча к «закона социальных отношений», в соответствии с которыми они имеют разные Аттитюды – установки.(Коммуникации\угрозы)

М. Шериф конфликт формируется в реальных условиях человеческого взаимодействия. Но сами условия эксперимента и выводы касались в первую очередь внешней поведенческой реакции и не затрагивали мотивы, эмоции, представления.

 

2. Изучение конфликта в когнитивной психологии.

К. Левин В соответствии с теорией поля ситуация должна описываться с позиции индивида, а не с позиции наблюдателя». Левин объединил факторы регуляции поведения, придав «внешним» факторам «внутренний», субъективный характер.

Когнитивный конфликт в основе которого – столкновение несовместимых представлений.

Например – «он мой друг» и «друзья так не поступают»

Л. Фестингер. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых. Это и есть когнитивный диссонанс.

Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу.

Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем.

Все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжёлым.

 

 


8. Социологические теории конфликта XIX в. (Г. Зиммель, К.Маркс, М. Вебер) о природе и возможностях регулирования конфликтов.

К.Маркса.

Развивается общество на основе закона диалектики «о единстве и борьбе противоположностей», в данном случае – классов.

Закон характеризуются постоянным распределением материальных и духовных ресурсов общества между классами, и они не могут происходить без ущемления, поэтому в отношениях возможны конфликты.

Основные положения теории конфликта Маркса:

  • более неравномерное распределение ресурсов - более острое и глубинное противоречие;
  • знание о незаконном и неравномерном распределении ресурсов в обществе способствует объединению угнетенных и открытой борьбе с другими классами;
  • конфликт между классами будет разрешаться насильственным путем в случае большей поляризации между господствующим классом и классом угнетенных;
  • на поляризацию классов общества влияет внутренняя структура и идеологическая принадлежность руководителей классов;
  • значительные структурные изменения системы общества и системы классовых отношений происходят в результате насильственных форм конфликта;
  • более существенного перераспределения ресурсов общества между классами можно ожидать от насильственного конфликта.

Маркс считал, что основу социального конфликта в обществе составляют экономические отношения и отношения, возникающие на производстве. Исторический процесс развития общества и отношений в нем основан на единственном стремлении индивидов и социальных групп– в справедливом распределении дефицитных ресурсов между классами.

 

Кеннет Боулдинг

Он убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.

Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.

Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.

Противостоять этому могут:

  • человеческий разум;
  • нормы морали и нравственности.

Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:

  1. статистическую;
  2. динамическую.

В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:

  1. конфликтующие стороны или объекты;
  2. отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание.

В основе динамической модели конфликта - лежит принцип бихевиоризма, «стимул– реакция». Конфликт в этой модели многообразен и динамичен.

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Разрешать или предотвращать конфликты в обществе можно, производить моделирование и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации, что в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

 


10. Основные направления развития западной конфликтологии: исследования социально-трудовых конфликтов.

Понятие технологии. Содержание и функции социальных технологий. Технология и методология, методика, метод.

Технология- определенный алгоритм какого-либо вида деятельности.

Технология-способ реализации сложного процесса путем расщепления его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Характерные признаки ТЕХНОЛОГИИ:

1.расчленение процесса.

2. поэтапность действий, направленных на достижение результата.

3.однозначность выполнения операций

Функции ТЕХНОЛОГИИ:

1. направляет ход процесса в нужное русло

2. контролирует деятельность субъекта

3.гарантирует достижение заданных свойств при соблюдении условий

4.обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Термин СОЦИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ возник в 70-е гг.20-го века. Первым из исследователей являлся американский философ Карл Поппер. Он рассмотрел проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью достижения целей для получения заданного результата.

Специфика СТ:

1.субъект-субъект-сложность

2.операционализация процессов и единство процедур

3.высокое субъективное содержание СТ

МЕТОДОЛОГИЯ-система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ-общая теория метода, теория в действии.

Методологическая основа конфликтологии-комплекс философских, политологических, социологических идей, аккумул-х в теории конфликта.

1.структурно-функциональный подход(равновесие, стабильность системы. Конфликт-временное явление)

2.конфликт как естественное явление в обществе,связанное с объективными противоречиями.

МЕТОД-совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод конкретизируется в методике. МЕТОДИКА-совокупность приемов, методов деятельности.

 


2. Основные понятия дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира». Основные технологии управления конфликтом.

Технологии – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата

Методология- учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Методы – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

Средства – Прием, способ действия для осуществления, достижения чего-л.

Приемы - особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия

Конфликт-неотъемлемая часть социума.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ-целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально-значимых задач.

Управление конфликтом включает в себя(по Зенкину):

1.прогнозирование конфликтов

2.предупреждение одних и стимулирование других конфликтов

3.прекращение и подавление конфликтов

4.регулирование и разрешение

Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей.

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д.

Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным.


3. Представления о природе и способах регулирования конфликтов в древнее время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.144 с.)