Относит себя, как с эталоном, определяющим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Относит себя, как с эталоном, определяющим



Понятие и виды общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры.

Шаблон межличностных отношений создает матрицу, которая накладывает ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

К особому виду общения относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

 

СОЦИОМЕТРИЯ

Выделяют три основных направления в исследова-

нии малых групп:

1) социометрическое;

2) социологическое;

3) школа ≪групповой динамики≫.

Американский психолог Д. Морено, рассматривая

совокупность эмоциональных предпочтений членов

группы, разработал теорию социометрии. Социомет-

рия - это и психологическая теория общения

и внутригрупповых отношений, и одновременно ме-

тод, применяемый для оценки межличностных отно-

шений. Д. Морено полагал, что психологическая

комфортность и психическое здоровье человека за-

висят от его положения в неформальной структуре от-

ношений в малой группе.

Социометрическая структура группы - сово-

купность соподчиненных позиций членов группы

в системе межличностных отношений. Она опреде-

ляется анализом важнейших социометрических харак-

теристик группы: социометрического статуса ее чле-

нов, взаимности эмоциональных предпочтений,

наличия устойчивых групп межличностного предпоч-

тения, характера отвержений в группе. Каждый инди-

вид в группе имеет свой социометрический статус,

который может быть определен при анализе суммы

предпочтений и отвержений, получаемых от других

членов. Совокупность всех статусов задает статус-

ную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными являются социометри-

ческие звезды - члены группы, имеющие максималь-

ное количество положительных выборов при неболь-

шом количестве отрицательных выборов. Далее идут

высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные

члены группы, определяемые по числу положитель-

ных выборов и не имеющие большого числа отрица-

тельных выборов.

На более низкой ступени межгрупповых отношений

находятся изолированные - субъекты, у которых от-

сутствуют любые выборы, как положительные, так

и отрицательные. Далее идут отверженные - такие

члены группы, которые имеют большое количество от-

рицательных выборов и малое количество предпоч-

тений. На последней ступени социальных предпочте-

ний пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не

имеющие ни одного положительного выбора при на-

личии отрицательных.

Социометрическая звезда, как правило, не являет-

ся лидером, поскольку лидерство связано с вмеша-

тельством в процесс действия, а социометрический

статус определяется чувствами. Высокостатусные,

среднестатусные и низкостатусные члены группы со-

ставляют обычно ее большинство.

К. Левин доказал, что негативное отношение

к человеку в группе является более благоприятным

социальный фактором, чем отсутствие всякого отно-

шения.

Знание социометрического статуса не дает полной

информации о положении человека в системе меж-

личностных отношений. Необходимо знать, является

ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоцио-

нальных предпочтений членов группы выступает важ-

ной качественной характеристикой самой группы. Чем

больше взаимных выборов имеет член группы, тем

более стабильным и благоприятным является его

положение в системе межличностных отношений.

Если в группе мало взаимных выборов, то можно сде-

лать вывод о неблагополучии ее интегральных пси-

хологических характеристик.

УРОВНИ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Уровни общения определяются общей культурой

взаимодействующих субъектов, их индивидуальными

и личностными характеристиками, особенностями

ситуации, социальным контролем и многими другими

факторами. Доминирующими оказываются ценностные

ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения - фатический

(от лат. fatuus - ≪глупый≫), предполагающий простой

обмен репликами для поддержания разговора в усло-

виях, когда общающиеся особенно не заинтересова-

ны во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его

примитивность заключается не в том, что реплики

просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла,

содержания. Иногда это уровень обозначают как кон-

венциональный (конвенция - ≪соглашение≫).

Следующий уровень общения - информационный.

Происходит обмен интересной для собеседников ин-

формацией, являющейся источником каких-либо ви-

дов активности человека (мыслительной, эмоцио-

нальной, поведенческой). Информационный уровень

общения носит обычно стимулирующий характер

и преобладает в условиях совместной деятельности

или при встрече старых друзей.

Личностный 0 Td0.000 Tуровень общения характеризует такое

взаимодействие, при котором субъекты способны

к самому глубокому самораскрытию и постижению

сущности другого человека. Личностный, или духов-

ный, уровень характеризует только такое общение, ко-

торое нацелено на активацию позитивного отноше-

ния самих субъектов взаимодействия к себе, другим

людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным кри-

териям: эмоциональному, информационному, социали-

зирующему, связующему, самопознания (А. В. Муд-

рик)', установления общности, инструментальному,

осознания, самоопределения (А. Б. Добрович), спло-

чения, инструментальному, трансляционному, самовыра-

жения (4. А. Брудный), контактному, информационно-

му, побудительному, координационному, понимания,

змотивному, установления отношений, оказания влияния

(Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной систе-

ме отношений, то можно выделить совокупность групп

функций.

1. Психологические функции обусловливают разви-

тие человека как индивида и личности. В условиях

общения многие психические процессы протекают

иначе, чем в условиях изолированной индивидуаль-

ной деятельности. Общение стимулирует развитие

мыслительных процессов (когнитивная деятель-

ность), волевых процессов (активность), эмоциональ-

ных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие об-

щества как социальной системы и развитие групп как

составных единиц этой системы. Интеграция общест-

ва возможна только при условии наличия общения во

всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют много-

численные связи между человеком и миром в самом

широком смысле слова; между различными социаль-

ными группами

Концептуальная идея такого деления функций ле-

жит в представлении о взаимосвязи человека с об-

ществом и миром в соответствии с простой моделью

отношений: человек - деятельность – общество

 

 

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Существование большого количества различных

социальных групп обусловило разработку различных

типологий групп. Основными критериями выделения

типологий могут выступать: количество человек

в группе, общественный статус, уровень развития

и т. д. По общественному статусу группы делятся на

формальные и неформальные, по непосредствен-

ности взаимосвязей - на реальные и номинальные,

по значимости - на референтные и группы членства.

Типологии выделяются по количеству человек и по

уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы,

малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп

включает три или два человека (соответственно, триа-

ды и диады). В социальной психологии они обычно

рассматриваются через межличностные отношения

неформальной структуры. Основными связующими

факторами данных групп являются чувства дружбы,

любви, симпатии, общее дело. Большие группы изу-

чаются с точки зрения массовидных явлений психики

и интегральных психологических феноменов, возни-

кающих в толпе,аудитории,публике.

Малая группа - такая группа, участники которой

лично знают друг друга. Все значимые в жизни чело-

века группы - малые группы. Ведущими факторами,

объединяющими группу, выступают совместная дея-

тельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, по-

скольку она является ближайшей средой формиро-

вания личности, влияющей на потребности, со-

циальную активность и психологическое состояние

человека. Значимость малой группы определяется

устремлениями индивида. Если он ориентируется на

нормы, ценности и мнения членов группы, то она

выступает как референтная, с которой индивид со-

Стям группы.

Тересов общественным.

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ

Понятие и виды общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры.

Шаблон межличностных отношений создает матрицу, которая накладывает ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

К особому виду общения относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

 

СОЦИОМЕТРИЯ

Выделяют три основных направления в исследова-

нии малых групп:

1) социометрическое;

2) социологическое;

3) школа ≪групповой динамики≫.

Американский психолог Д. Морено, рассматривая

совокупность эмоциональных предпочтений членов

группы, разработал теорию социометрии. Социомет-

рия - это и психологическая теория общения

и внутригрупповых отношений, и одновременно ме-

тод, применяемый для оценки межличностных отно-

шений. Д. Морено полагал, что психологическая

комфортность и психическое здоровье человека за-

висят от его положения в неформальной структуре от-

ношений в малой группе.

Социометрическая структура группы - сово-

купность соподчиненных позиций членов группы

в системе межличностных отношений. Она опреде-

ляется анализом важнейших социометрических харак-

теристик группы: социометрического статуса ее чле-

нов, взаимности эмоциональных предпочтений,

наличия устойчивых групп межличностного предпоч-

тения, характера отвержений в группе. Каждый инди-

вид в группе имеет свой социометрический статус,

который может быть определен при анализе суммы

предпочтений и отвержений, получаемых от других

членов. Совокупность всех статусов задает статус-

ную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными являются социометри-

ческие звезды - члены группы, имеющие максималь-

ное количество положительных выборов при неболь-

шом количестве отрицательных выборов. Далее идут

высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные

члены группы, определяемые по числу положитель-

ных выборов и не имеющие большого числа отрица-

тельных выборов.

На более низкой ступени межгрупповых отношений

находятся изолированные - субъекты, у которых от-

сутствуют любые выборы, как положительные, так

и отрицательные. Далее идут отверженные - такие

члены группы, которые имеют большое количество от-

рицательных выборов и малое количество предпоч-

тений. На последней ступени социальных предпочте-

ний пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не

имеющие ни одного положительного выбора при на-

личии отрицательных.

Социометрическая звезда, как правило, не являет-

ся лидером, поскольку лидерство связано с вмеша-

тельством в процесс действия, а социометрический

статус определяется чувствами. Высокостатусные,

среднестатусные и низкостатусные члены группы со-

ставляют обычно ее большинство.

К. Левин доказал, что негативное отношение

к человеку в группе является более благоприятным

социальный фактором, чем отсутствие всякого отно-

шения.

Знание социометрического статуса не дает полной

информации о положении человека в системе меж-

личностных отношений. Необходимо знать, является

ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоцио-

нальных предпочтений членов группы выступает важ-

ной качественной характеристикой самой группы. Чем

больше взаимных выборов имеет член группы, тем

более стабильным и благоприятным является его

положение в системе межличностных отношений.

Если в группе мало взаимных выборов, то можно сде-

лать вывод о неблагополучии ее интегральных пси-

хологических характеристик.

УРОВНИ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Уровни общения определяются общей культурой

взаимодействующих субъектов, их индивидуальными

и личностными характеристиками, особенностями

ситуации, социальным контролем и многими другими

факторами. Доминирующими оказываются ценностные

ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения - фатический

(от лат. fatuus - ≪глупый≫), предполагающий простой

обмен репликами для поддержания разговора в усло-

виях, когда общающиеся особенно не заинтересова-

ны во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его

примитивность заключается не в том, что реплики

просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла,

содержания. Иногда это уровень обозначают как кон-

венциональный (конвенция - ≪соглашение≫).

Следующий уровень общения - информационный.

Происходит обмен интересной для собеседников ин-

формацией, являющейся источником каких-либо ви-

дов активности человека (мыслительной, эмоцио-

нальной, поведенческой). Информационный уровень

общения носит обычно стимулирующий характер

и преобладает в условиях совместной деятельности

или при встрече старых друзей.

Личностный 0 Td0.000 Tуровень общения характеризует такое

взаимодействие, при котором субъекты способны

к самому глубокому самораскрытию и постижению

сущности другого человека. Личностный, или духов-

ный, уровень характеризует только такое общение, ко-

торое нацелено на активацию позитивного отноше-

ния самих субъектов взаимодействия к себе, другим

людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным кри-

териям: эмоциональному, информационному, социали-

зирующему, связующему, самопознания (А. В. Муд-

рик)', установления общности, инструментальному,

осознания, самоопределения (А. Б. Добрович), спло-

чения, инструментальному, трансляционному, самовыра-

жения (4. А. Брудный), контактному, информационно-

му, побудительному, координационному, понимания,

змотивному, установления отношений, оказания влияния

(Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной систе-

ме отношений, то можно выделить совокупность групп

функций.

1. Психологические функции обусловливают разви-

тие человека как индивида и личности. В условиях

общения многие психические процессы протекают

иначе, чем в условиях изолированной индивидуаль-

ной деятельности. Общение стимулирует развитие

мыслительных процессов (когнитивная деятель-

ность), волевых процессов (активность), эмоциональ-

ных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие об-

щества как социальной системы и развитие групп как

составных единиц этой системы. Интеграция общест-

ва возможна только при условии наличия общения во

всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют много-

численные связи между человеком и миром в самом

широком смысле слова; между различными социаль-

ными группами

Концептуальная идея такого деления функций ле-

жит в представлении о взаимосвязи человека с об-

ществом и миром в соответствии с простой моделью

отношений: человек - деятельность – общество

 

 

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Существование большого количества различных

социальных групп обусловило разработку различных

типологий групп. Основными критериями выделения

типологий могут выступать: количество человек

в группе, общественный статус, уровень развития

и т. д. По общественному статусу группы делятся на

формальные и неформальные, по непосредствен-

ности взаимосвязей - на реальные и номинальные,

по значимости - на референтные и группы членства.

Типологии выделяются по количеству человек и по

уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы,

малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп

включает три или два человека (соответственно, триа-

ды и диады). В социальной психологии они обычно

рассматриваются через межличностные отношения

неформальной структуры. Основными связующими

факторами данных групп являются чувства дружбы,

любви, симпатии, общее дело. Большие группы изу-

чаются с точки зрения массовидных явлений психики

и интегральных психологических феноменов, возни-

кающих в толпе,аудитории,публике.

Малая группа - такая группа, участники которой

лично знают друг друга. Все значимые в жизни чело-

века группы - малые группы. Ведущими факторами,

объединяющими группу, выступают совместная дея-

тельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, по-

скольку она является ближайшей средой формиро-

вания личности, влияющей на потребности, со-

циальную активность и психологическое состояние

человека. Значимость малой группы определяется

устремлениями индивида. Если он ориентируется на

нормы, ценности и мнения членов группы, то она

выступает как референтная, с которой индивид со-

относит себя, как с эталоном, определяющим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.163 с.)