Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика: Учебник. По ред. Л. П. Крившенко. - М. : тк велби, изд-во проспект, 2004. - 432 С.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика: Учебник. по ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с. РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) глава 1?. сущность ПРОЦЕССА ОбуЧЕНИЯ Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо — человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения... но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их. Я. А. Коменский Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории. Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы и закономерности процесса обучения. Функции и структура учебного процесса. Базовые понятия: обучение, процесс обучения, функции обучения, закономерности процесса обучения, структура учебного процесса. Общее понятие о дидактике Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didakti-kos» — поучающий и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»). В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания. Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагогики, а ее предмет — воспитывающее обучение — трактовал как важнейший фактор воспитания. Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспитания детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения. В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм1. Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «дидактика». Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах1. Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и' обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в последние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводится мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики. Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения^. Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — зако-, номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она • изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных це- . лей и задач. Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. ' ' Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пид- касистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. ' 2 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. |Кн. 1. М.:ВЛАДОС, 1999, 3 Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета). Как наука дидактика занимается разработкой проблем: • Для чего учить? (цели образования, обучения). • Кого учить? (субъекты обучения). • Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения). • Чему учить? (содержание образования, обучения). • Как учить? (методы обучения). • Как организовать обучение? (формы организации обучения). • Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.). • Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения). • Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения). Вопросы для самоконтроля 1. Какую цель и задачи решают в процессе обучения? 2. В чем взаимосвязь учения и преподавания? 3. Назовите основные противоречия процесса обучения. 4. Дайте характеристику функций обучения. 5. Дайте характеристики преподавания как деятельности учителя и учения как познавательной деятельности ученика в процессе обучения. Основная литература 1. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. 2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2001. 3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998. Дополнительная литература 1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1987. 2. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. 3. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2001. 4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 5. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лерне-ра, И. К. Журавлева. СА., 1995. глава 14. законы, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И принципы ОбуЧЕНИЯ У кого не уяснены принципы во всей их полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха. Н. Г. Чернышевский Принцип научности Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; |цаучность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образо-|вания. 4 Правила реализации требований принципа научности: ,' • использование логики и языка изучаемой науки; к • изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой; !" i • использование методов конкретной науки; ; • изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления; Ц^ • обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе ^выделения их существенных сторон; ti, • использование в обучении научных методов познания природных и |: общественных явлений. д. Принцип доступности Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и ^.методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нрав-| ственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить || предлагаемый материал. Р При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся | понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые Ц, усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Л;' Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обуче-i|;ii ния должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и I; практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес К к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит |'i' желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения сла-^ бо реализуется его развивающая функция. |ii В связи с этим Л. В. Занков в качестве одного из принципов развиваю-i:, щего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности. г Но при этом важно умело использовать его на практике, чтобы обучение,; оставаясь доступным, в то же время требовало определенных усилий и вело | к развитию личности. Для этого содержание заданий для учащихся должно;| не просто соответствовать реальным учебным возможностям обучаемых, а находиться в зоне их ближайшего о развития, т. е. требовать от них размышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить под руководством обучающего. Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил: • в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; • объяснять простым, доступным языком; • управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший — учит ее находить, делая доступным процесс нахождения; • учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников; • использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы; • введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения; * • доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Принцип наглядности Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно- образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др. Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам». И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности. Средствами наглядности служат: • натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; • объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.; • изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки; • символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.; • аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; • самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др. Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности: • наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить; • лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; • то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается; • наглядность использовать не как цель, а как средство обучения; • учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников; • использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы; • введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения; ' • доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Принцип наглядности Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно- образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он -'усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти- ; ческом принципе наглядности. ' Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через \ моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др. Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам». И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд- 1 ности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности. Средствами наглядности служат: • натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; • объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.; • изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки; • символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.; . • аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; • самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др. Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности: • наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить; • лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; • то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается; • наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;
• не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление; • наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний; • по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной; • использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного; • наглядность должна эстетически воспитывать; • учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности. Принцип прочности Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал. Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил: ' • обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную актив-' ность; • подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся; • новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются); • используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения; • активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.; • процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством. •.. Вопросы для самоконтроля 1. В чем отличие закона обучения от дидактической закономерности? 2. Что такое принцип обучения? <•• 3. Как вы объясните наличие большого количества положений, претендующих на статус дидактических принципов? 4. Охарактеризуйте основные принципы обучения. 5. Приведите несколько правил реализации принципа доступности. Основная литература 1. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер,2001. 2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М„ 2002. 3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1999. Дополнительная литература 1. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. 2. Подласый И. П. Исследование закономерностей дидактического процесса. Киев,1991. 3. Александров Г. Н. О закономерностях процесса обучения // Советская педагогика. 1986. № 3. 4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 5. Снегуров А. В. Педагогика от А до Я: Полезная занимательная книга для детей и взрослых. М., 1999. глава 19. содержание ОбрАЗОВАНИЯ Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. Л. Н. Толстой
Педагогика: Учебник. по ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с. РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) глава 1?. сущность ПРОЦЕССА ОбуЧЕНИЯ Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо — человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения... но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их. Я. А. Коменский Общее понятие о дидактике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.014 с.) |