Использование фильмов ужасов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование фильмов ужасов



Несмотря на спорность этого метода, я иногда применяю его в своей практике. Обязательное условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.

«Открытая война» со страхом

Приведу случай из практики. Недавно мне довелось работать с Димой, 12 лет, пострадавшим от взрыва дома в Москве (осень 1999 г.). По описанию родственников, это — тихий, уравновешенный мальчик, любимый друзьями и учителями. После случившейся трагедии он боялся оставаться дома один, ездить в лифте, боялся узких, замкнутых помещений.
Успешность лечения в подобных случаях зависит от внутренней готовности ребенка к преодолению своих проблем, к ведению с ними «открытой войны».
Во время наших занятий Дима ложился на пол и накрывал себя сверху одеялом. Постепенно мы увеличивали время его пребывания в искусственной изоляции от нескольких секунд до 15–20 минут. Так, постепенно, ребенок научился бороться со своим страхом, переживать его.
Затем я пригласила на занятия бабушку, и мы, взяв одеяло и посадив внутрь Диму, раскачивали его. Дима громко кричал: «Я ничего не боюсь! Я сильный! У меня все получится!»
На групповой терапии была придумана незатейливая игра. Дима стоял в центре круга из 10 человек. Его задачей было бороться со всеми и вырваться за пределы круга.
Применение данного психологического приема работы со страхами стимулируют в ребенке смелость, уверенность в себе и своих возможностях. Кроме этого, Дима понял, что он не одинок и все его друзья готовы оказать ему помощь и поддержку.

Использование физических упражнений

Одной из моих пациенток была пятнадцатилетняя Ира. Девочка боялась воды, не умела плавать. Все попытки школьного учителя физкультуры научить ее плавать были безуспешны, вследствие чего ей грозила неаттестация по предмету.
Я долго не могла понять, какая жизненная ситуация повлекла за собой этот навязчивый страх. Однажды я подвергла девочку легкому гипнозу, и когда она лежала на диване с закрытыми глазами, то неожиданно вспомнила, что страх закрепился в раннем дошкольном детстве, когда старший брат в шутку долго удерживал ее под водой.
Подобный страх, как и боязнь высоты, лечится с большим трудом и требует длительного времени. Я разработала ряд упражнений, направленных на физический самоконтроль тела: размеренное правильное дыхание, глубокие вдохи и т.д. Далее мы продумали, что нужно делать, если вдруг Ира окажется на большом расстоянии от берега и будет тонуть. До конца изжить страх воды нам не удалось, но болезненный комплекс утопления Ира преодолела.

Фантазирование

Как я уже говорила, не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях я прошу невротичного ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Я даю задание не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Я предлагаю ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов я слежу за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

Все описанные выше методы я рекомендую применять не в отдельности, а комплексно. Нужно импровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Это прекрасное начало для дальнейшей откровенной беседы с ребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Исходя из собственного опыта, могу заключить, что лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.

В качестве профилактики детского невроза страха я рекомендую классным руководителям и школьным психологам выяснить, в каких семьях повторные браки, кто из родителей находится в разводе. Заведите отдельную тетрадь и запишите туда свои наблюдения, для того чтобы взять «трудных» детей под свой контроль.

Избегайте давать личностную оценку детям. Задача классного руководителя и школьного психолога не ставить диагноз ребенку, а помочь ему справиться с проблемами.

На родительском собрании вы можете дать задание в течение 30 минут написать сочинение на тему «Что плохого я вижу в собственном сыне (дочери)» на одной стороне листа и «Что я вижу положительного в своем ребенке» — на другой стороне. Часто родители видят лишь негативные стороны, зацикливаются на них.

Часто родители заставляют детей делать домашние задания 6–7 часов подряд, считая, что если у ребенка будет много свободного времени, то он «разболтается», начнет хулиганить с дворовыми приятелями. Школьный психолог должен рассказать родителям об оптимальном режиме дня детей от 6 до 10 лет. Примерное распределение времени на сон, отдых и прогулки приведено ниже в таблице.

Занятия 6 - 7 лет 8 лет 9 - 10 лет
Сон Домашнее задание Прогулки 12 часов 1 час 3,5 часа 11 часов 1,5 часа 3,5 часа 10,5 часов 2 часа 3,5 часа

Такой режим дня необходим детям, страдающим заиканием, головными болями, агрессивностью и различными соматическими симптомами. Он поможет им нормализовать нарушенный психологический фон, восстановить психическое равновесие.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЯМИ

Как же обнаружить невротичных детей в классе? Тревожные дети обычно мышечно зажаты, скованны, недаром говорят, что страх парализует человека.

Для лечения детского невроза страха нужно действовать не только в психологическом направлении, но и воздействовать на последствия этого невроза, выраженные на физиологическом уровне. Детям необходимы упражнения на релаксацию и расслабление.

Школьный психолог может предложить учителям провести перед началом урока, например, такое упражнение. Дети должны представить, что они свечки на праздничном столе. Сначала они стройные, но приходят гости, и свечи зажигают. Они становятся мягкими, голова падает набок, постепенно расслабляются руки и тоже падают, затем воск окончательно размягчается и от свечи остается одна лужица. Теперь мышцы расслабились, зрачки сузились, сердечные ритмы успокоились — и можно приступать к началу урока.

Детский невроз страха — это прежде всего незрелость ребенка, отсутствие жизненного опыта, неразвитость механизмов самоуспокоения. Страх — это всегда задержка ребенка в прожитом детстве. Поэтому основную задачу школ и школьных психологов я вижу в том, чтобы научить детей жить в нашем сложном, а порой и опасном мире.

По опыту работы в школах знаю, что зачастую классные руководители и школьные психологи занимают отстраненную позицию по отношению к детям и их проблемам, проводя никому не нужные тесты на внимание и память. Они видят только ведомости с отметками детей. В этом основная ошибка педагогов. Хотелось бы напомнить, что отметки по предметам напрямую взаимосвязаны с общим психологическим настроем детей. Мы должны научиться видеть в каждом конкретном ребенке уникальную личность, неповторимую индивидуальность. Учителя часто боятся быть просто людьми, а не классными дамами. Хотелось бы верить, что в нас еще не умерло то нежное, доверчивое и доброе, что было в детстве. Желаю всем добра, любви и понимания. Успехов вам в работе и делах!

Марина КУЗЬМИНА,
психолог <

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.005 с.)