Система индексов цен, используемая в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система индексов цен, используемая в России



Система индексов цен,рассчитываемых органами государственной статистики, включает в себя следующие индексы

1. Индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке (индекс потребительских цен) характеризуют изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

Расчет производится ежемесячно на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на товары и услуги в организациях розничной торговли и сферы услуг, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.), а также на основе данных о структуре фактических потребительских расходов домашних хозяйств за предыдущий год.

2. Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе регистрации цен на товары-представители в базовых организациях наблюдаемых отраслей промышленности. Регистрации подлежат фактические цены на произведенную продукцию, предназначенную для ее реализации на внутреннем рынке (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость). Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы соответствующих подотраслей, отраслей и промышленности в целом. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.

3. Индексы цен на приобретенные промышленными организациями топливно-энергетические ресурсы исчисляются на основании регистрации цен на их основные виды. Средние цены приобретения включают, помимо цен производителей, транспортные, сбытовые расходы, налоги и акциз и рассчитываются на основе данных о количестве и стоимости продукции, приобретенной организациями, охваченными наблюдением.

4. Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию исчисляется на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды продуктов-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п.

Цены реализации сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции, без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость, дотаций.

5. Индекс цен производителей в строительстве отражает изменение инвестиций в строительство объектов различных отраслей экономики и рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен на строительно-монтажные работы, машины и оборудование, прочие капитальные работы и затраты, взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.

6. Индекс тарифов на грузовые перевозки позволяет определить изменение тарифов на грузовые перевозки за текущий период без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: виду груза, размеру отправки, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и по другим признакам. Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки рассчитывается как агрегированный показатель из индексов тарифов на перевозку грузов разными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным, воздушным). По каждому виду транспорта регистрируются тарифы на услуги-представители. За услугу-представитель принимается перевозка одной тонны массового груза определенным видом транспорта на фиксированное расстояние. Обследование тарифов осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций. В качестве весов используются доходы данного вида транспорта от перевозок грузов за базисный период.

 

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (ИПЦ) является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д.

ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

Потребительские товары – это товары, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Потребительские услуги – услуги, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах. Потребительские услуги могут быть материальными и нематериальными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.004 с.)