Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие конституционного права зарубежных странСтр 1 из 64Следующая ⇒
Виды конституций Современная конституция обычно имеет форму основного закона, т.е. является консолидированным, систематизированным актом, обладающим высшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов. Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам. По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям: • первого поколения — это первые в истории человечества и ныне действующие конституции (США — 1787 г., Норвегия — 1814 г., Бельгия — 1831 г., Люксембург — 1868 г.); • второго поколения — конституции, принятые до и во время Второй мировой войны (Мексика — 1917 г.; Ливан — 1926 г., Ирландия — 1937 г., Исландия — 1944 г.); • третьего поколения — конституции послевоенного периода (Япония - 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Франция - 1958 г.); • четвертого поколения — конституции постсоциалистические (Болгария, Македония — 1991 г.; Чехия, Словакия — 1992 г.; Польша — 1997 г.). Самостоятельное значение имеют новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 г. и 2000 г. По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции принимаются на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определяются условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты подготавливались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Гаити, Боливия, Ирак). В 1993 г. после краха авторитарного режима апартеида^ и перехода к многорасовому демократическому обществу была принята временная Конституция Южно-Африканской Республики, а через три года — постоянная. Абсолютное большинство конституций — постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутствие указания на временной период действия конституций не означает их вечности, а лишь свидетельствует о намерениях законодателя. В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему — Швеция, Израиль). Неписаные конституции — редкое явление в политической практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Своеобразием характеризуется Конституция Австрийской Республики. Она не кодифицирована, ее важнейшей основой является Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г., однако фундаментальные нормы содержатся в многочисленных обычных законах. Этот акт стал первой Конституцией Австрии, принятой после распада монархической Австро-Венгерской империи и провозглашения республики в 1918 г. Он не действовал с 1934 по 1945 г. из-за установления в стране фашистской диктатуры.
Юридически и фактически неписаная конституция — это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Так же, как писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, государственное устройство, систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т.д. Однако эти базовые положения содержатся не в каком-либо едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия. Это осложняет их толкование и применение. В зависимости от происхождения различаются оригинальные и заимствованные конституции. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в послевоенный период. Формально, основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституций их бывших метрополий. Можно также подразделять эти базовые документы в зависимости от формы правления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (основные законы унитарных или федеративных государств). Партийные системы и их виды
В зависимости от положения партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих партий складывается партийная система. Выбор партийной системы обусловлен уровнем политической и Правовой культуры граждан, историческими традициями, этническим составом населения, конфессиональным спектром и расстановкой классовых сил. Правовой основой партий ных систем являются конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях (ассоциациях) и политических партиях конкретной страну. Партийная система — это система взаимоотношении политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые Существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти. Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система, сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятельность ее подчинена следующим правилам: — в обществе идет легальная борьба за класть; — власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечивают себе поддержку парламентского большинства; - постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в парламенте; - между политическими объединениями внутри Партийной системы существует согласие (некий консенсус, от лат. consensus — согласие, единодушие) относительно соблюдения ранее установленных «правил игры». В XX веке в результате кризиса демократических и авторитарных систем управления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими параметрами: — действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических организаций — «демократических», «союзнических» при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии); — правящая партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата и находится в привилегированном положении. Авторитарная партийная система существует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет отнюдь не главную роль в процессе осуществления власти и принятии решений. При этом допускается существование других партий. Другая типология партийных систем основана на количественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпартийная система, однопартийная система. При классической многопартийной системе в избирательной борьбе участвует большое количество (всегда более двух) политических партий, и все они могут принимать участие в формировании правительства (Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Поэтому в этих странах по итогам парламентских выборов обычно создаются коалиционные правительства, в которых участвуют представители из числа наиболее влиятельных трех-четырех или даже пяти партий. Некоторые влиятельные партии не участвуют в формировании правительства, представляя собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики (Бразилия с 1979 г. по настоящее время).
Выделяют многопартийные системы с одной доминирующей партией, когда в парламенте преобладает одна партия, формирующая правительство. Другие существующие в стране партии выступают как сотрудничающие или оппозиционные. Многопартийная система с одной доминирующей партией не предполагает законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии. Такую разновидность многопартийной системы зачастую называют «латиноамериканской моделью» из-за длительного ее использования в странах Центральной и Южной Америки. Наиболее показательный пример — Мексика, где президентом на протяжении 70 лет (с 1930 г. по 2000 г.) регулярно избирался представитель Институционно-революционной партии. И только в 2000 г. на президентских выборах смог победить кандидат от Национальной партии действия (создана в 1939 г.). Случаи таких систем не редки и в других частях света: Италия со второй половины 40-х гг. \Х в. до 1963 г., где господствующей была Христианско-демократическая партия; Япония, где с середины 50-х гг. XX в.1 части стоит Либерально-демократическая партия; Швеция, где практически без перерывов с 1932 г. правительство формирует Социал-демократическая рабочая партия. Система фиксированного законом числа партий имеет (место в ряде развивающихся стран, где разрешается дея тельность только тех партий, которые упомянуты в законе (например, двухпартийность в ряде государств Тропической Африки). В последней трети XX в. цель подобной Системы — обеспечить приоритет сложившейся партийно-критической элите, а также рационализировать работу Парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов. Своеобразие двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее, после чего в результате выборов они.юстоянно меняются местами. Мелкие партии могут иметь небольшое представительство в парламенте, выдвигать кандидатов в мэры городов и региональные органы власти (Великобритания). Тогда как в США только Республиканская и Демократическая партии были представлены в конгрессе за его более чем 200-летнюю историю. Применение двухпартийной системы обеспечивает главным образом стабильность власти и очень высокую степень управляемости всеми процессами. При многопартийной системе органам власти приходится считаться с необходимостью согласования политических и экономических интересов многих активных политических акторов и групп. Кроме того, многопартийная система также предполагает необходимость учета интересов контрэлиты и населения в равной степени.
Однопартийные системы характерны для стран с недемократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, фактически государственной партии, пришедшей к власти революционным путем. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в конституции ведущей роли одной партии (Куба на первом этапе социалистического развития, КНР, КНДР), т.е. недопустимостью реальной оппозиции. В двух десятках зарубежных стран легальные политические партии отсутствуют — это преимущественно развивающиеся афро-азиатские государства (например, Саудовская Аравия, Бруней). Понятие формы государства В мире насчитывается около 200 государств, каждое изкоторых существенно отличается друг от друга по своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Под формой государства принято понимать совокупность основных, структурообразующих внешних признаков организации и деятельности государственной власти. Эта категория отвечает на вопросы: кто и как правит в обществе? как устроены и действуют в нем государственно-политические институты? как объединено население на данной территории? каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом? как, с помощью каких методов и приемов осуществляется политическая власть? Форма государства предполагает единство трех основных сторон организации государственной власти: • формы правления; • формы государственного устройства; • политического режима. Историческая практика показывает, что в пределах одного типа государства встречается многообразие его форм, что обусловливается влиянием исторических, экономических, национальных, географических, религиозных и других факторов. От формы государства в значительной степени Зависит общественно-политическая жизнь, устойчивость институтов государственной власти. Существует научная классификация формы государства по его внешним признакам: • по форме правления — монархия и республика; • по форме государственного устройства — унитарное и федеративное; • по политическому режиму — демократическое и недемократическое (авторитарное). Нередко возникают смешанные формы государства. Например, выборная монархия, полупрезидентская республика.
Тоталитаризм и фашизм Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот в начале XX в. идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле (1875-1944). В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883—1945). С 20-х гг. XX в. начался период становления и укрепления антидемократического тоталитарного строя на Апеннинском полуострове.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем можно отметить и общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть-тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни» полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные характеристики тоталитарного политического режима: • государство стремится к глобальному господств над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; • общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни; • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны граждан; • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет на легальную деятельность оппозиционно настроенных сил; • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм: • централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; полная бесконтрольность репрессивных государственных органов. При тоталитарном режиме не могут развиваться институты гражданского общества, частная жизнь граждан находится под жесточайшим контролем государства, сто органов, спецслужб, чиновников. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., его целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая. Способствовали распространению фашисткой идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм. Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Всё в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников фашизма. Фашизм не только уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Отличительной чертой фашизма является социальная демагогия, которая становится государственной идеологией. Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
Статус монарха В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения. В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования: • салическая: престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия, Япония); • австрийская: престол передается мужчинам по старшинству при возможности предоставления его женщинам в случае пресечения мужской линии; • кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды); • скандинавская: женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами (Швеция); • мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия); • племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд). В том случае, когда престол по каким-либо причинам монарх временно занимать не может (длительное отсутствие, несовершеннолетие, болезнь), на данный период назначается регент или регентский совет, который осуществляет управление государством вместо монарха и от его имени. Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т.д.) и использование особых регалий верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулам и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает Kait арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобритании — к англиканской церкви; в Швеции — к евангелической; в мусульманских странах --к исламу; в Таиланде - к буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере. Реальный объем его полномочий зависит от разновидности монархической формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, приближается к нему по статусу монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключительное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже тристолетия его не использует. В послевоенных конституциях Японии и Испании такое право не предусматривается вообще. Королевской прерогативой является использование так называемых «спящих полномочий» — роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение военного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и религиозные обычаи и традиции. Несмотря на то, что в национальных конституциях закрепляются разнообразные полномочия монарха, они, как правило, носят декоративный характер. Монарх — абсолютно неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую и юридическую ответственность несут правительство и министры. Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, в этих целях парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).
Полномочия правительства Полномочия правительства широки и разнообразны и в принципе устанавливаются конституционными и законодательными нормами, а в некоторых странах также правовыми обычаями. Вместе с тем в большинстве стран этот Центральный орган исполнительной власти фактически осуществляет полномочия, предоставленные главе государства, главе правительства и отдельным министрам, что вытекает из особого места этого института в системе государственного аппарата, его политической значимости. В условиях парламентских форм правления правительство при осуществлении своих полномочий руководствуется программой деятельности, одобренной представительным (законодательным) органом государственной власти. Исходя из предметных и функциональных направлений деятельности данного органа, можно выделить следующие группы полномочий: 1) по осуществлению текущего государственного управления: проводит государственную политику в социально-экономической сфере; формирует целевые общенациональные программы развития регионов, отраслей производства; управляет через правительственные органы (министерства, комитеты, комиссии, агентства) объектами государственной собственности; осуществляет кадровые назначения в системе исполнительной власти; 2) организационно-правотворческие. Правительство — наиболее активный субъект права законодательной инициативы в парламенте, при его непосредственном участии разрабатываются многие крупные законопроекты, которые принимаются в соответствии с парламентскими процедурами. Правительство издает постановления, декреты, ордонансы, распоряжения, которые могут подменять законы, а также обеспечивает их реализацию; 3) в сфере обороны, безопасности, внешней политики и внешнеэкономической деятельности: вырабатывает совместно с другими государственными институтами внешнеполитический курс, осуществляет меры по обеспечению обороны и национальной безопасности, назначает отдельных дипломатов и военачальников; 4) финансово-бюджетные: вырабатывает проект государственного бюджета и финансовых планов; добивается их принятия парламентом; исполняет государственный бюджет и финансовые планы; обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики. В ряде стран действует законодательно закрепленный принцип презумпции полномочий правительства. Так, если таили иная группа вопросов (предметов ведения) прямо не закреплена за конкретными ветвями государственной власти или органами местного самоуправления, то они принадлежат исполнительной власти. В условиях введения чрезвычайного осадного и военного положения прерогативы правительства резко возрастают. Оно может принимать акты, ограничивающие права, свободы граждан, депортировать нежелательных иностранцев, вводить дополнительные обязанности для физических и юридических лиц. Однако особые типы управления (правовые режимы) могут устанавливаться только на законных основаниях (при наличии реальной внешней угрозы акта агрессии со стороны иностранного государства или коалиции государств, крупных массовых беспорядках, экологических или техногенных катастрофах большого масштаба) на ограниченный срок, как правило, на 60—90 дней. В ведении правительства находятся вооруженные силы, спецслужбы, военизированные формирования типа «национальной гвардии». По Конституции Франции правительство во главе с премьер-министром несет ответственность за национальную оборону (ст. 21), но на практике крупные военно-стратегические вопросы решаются им по согласованию с президентом. Правительство для осуществления текущего, оперативного управления может образовывать рабочий исполнительный орган - президиум, бюро. Заседания последнего проводятся по мере необходимости, во многих странах еженедельно, в строго определенное время. Председательствует на них глава правительства, присутствует узкий круг должностных лиц — заместители главы правительства, министры иностранных дел, финансов, юстиции, руководители спецслужб, отдельные крупные чиновники. За свою работу правительство несет политическую ответственность, которая выражается в отставке всего кабинета, реже — отдельных его членов по инициативе парламента, самого правительства или главы государства.
Система судебной власти США В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов данного штата. Конституция США заложила основы единой централизованной федеральной судебной системы, которая состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного суда. Судьи этих судов назначаются президентом США с одобрения сената. Кроме того, в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений (налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд по таможенным и патентным делам, претензионный суд). Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (окружные) суды осуществляют проверку решения районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда административных (квазисудебных) органов (например, Национального управления трудовых отношений). Верховный суд, состоящий из девяти судей, является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции судьи назначаются президентом с совета и согласия сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Верховного суда характерна письменная процедура рассмотрения дела, не требующая присутствия сторон, свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд широко использует свои дискреционные функции — право принимать к производству по собственному усмотрению дела, содержащие «федеральный вопрос». Кроме того, Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, по делам, возбуждаемым одним штатом против граждан другого или иностранцев. Верховный суд внес крупный вклад в дело защиты гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации. Судебная система членов Федерации чрезвычайно разнообразна, поскольку в каждом штате она определяется на основе собственной конституции и местных законов. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов. Как правило, судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций: • низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т.д.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела; • суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают подавляющее большинство гражданских и уголовных дел; • апелляционные суды осуществляют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер; • высшие {верховные) суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата, обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор. Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке, по семейным делам). Франции Франция, наряду с Великобританией, является родиной современных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия. В послевоенный период в политической жизни страны конкурировали две основные политические доктрины — голлистская и социалистическая, институциональными проводниками которых соответственно были правоцентристские политические организации и социалистическая партия. Продолжателем голлистких традиций, а именно основанного Шарлем де Голлем в 1947 г. общественного движения «Объединение французского народа», стал созданный ближайшими соратниками генерала в 1958 г. «Союз демократов в защиту Республики» (название организации неоднократно менялось). Перед инициаторами стояла задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества под лозунгом «Быть везде». Партией последовательно отстаивалась идеология «великой и независимой Франции» и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности. Идеологическим и политическим наследником «Союза демократов в защиту Республики» считается основанное Жаком Шираком в 1976 г. «Объединение в поддержку Республики» (ОПР). Эта авторитетная правоцентристская политическая партия в своей политической деятельности исходила из традиционных либеральных ценностей, выступала за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. Последовательно отстаивалась идеология величия Франции и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности. Члены партии ОПР отличались активным политическим поведением и вели работу среди различных слоев избирателей. В 1995 г. лидер неоголлистов Жак Ширак был избран на высшую должность Пятой республики — президента, а в 2002 г. переизбран, но уже как лидер новой правой партии «Союз за народное движение». Учредительный съезд «Союза за народное движение» состоялся в период подготовки к очередным президентским выборам 2002 г. Создание новой мощной правой и центристской партии, в которую объединились партии либерально-консервативного толка — «Объединение в поддержку Республики», «Либеральная демократия», а также значительная часть членов правоцентристского «Союза за французскую демократию», имело ключевое значение для общественно-политической жизни Франции. Впервые в политической истории Республики произошло реальное слияние трех крупных партий, что обеспечило победу на выборах и соответственно статус правящей партии. Официальная политическая программа: активная внешняя политика, консерватизм, стимулирование развития регионов, интеграция в Европейский союз при обязательном учете национальных интересов. В настоящее время кандидат от этой правой партии Николя Саркози исполняет обязанности президента Республики. Отрыв Н. Саркози от Сеголен Руаяль, кандидата от социалистической партии, на президентских выборах 2007 г. был минимален. Его кандидатуру во втором туре поддержали 53,06% французских граждан, а за С. Руаяль отдали голоса 46,94% избирателей. Явка избирателей составила 83,97%. Программа «Союза за народное движение» предусматривает последовательное осуществление неолиберальных мер: приватизации, преобразования сектора общественных услуг, реформ пенсионной системы, системы социальных пособий, системы образования и научных исследований и т.д. По мнению экспертов, речь может идти о радикальном ограничении элементов социального государства. Социалистическая партия является одной из старейших политических партий, она ведет свое происхождение от Французской секции Рабочего Интернационала. В послевоенный период практически до конца 1950-х гг. социалистические организации играли заметную роль в жизни страны. Традиционно партия выступает с левых позиций за социалистическое и демократическое преобразование общества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов. Обновленная Французская социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством Франсуа Миттерана (1916—1996). ФСП выступает под лозунгами демократического социализма, за справедливое распределение под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. партия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на президентских и парламентских выборах в 2002 г. На президентских выборах 2002 г. уже в первом туре лидер ФСП Лионель Жоспен проиграл руководителю ультраправого «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пену. Однако ситуация меняется: в 2007 г. кандидат на пост президента, представительница Социалистической партии С. Руаяль во втором туре набрала 46,94%. Разрыв между ней и победителем Н. Саркози, представителем правых партий, составил немногим более 2 млн голосов избирателей. После победы популярного политика социалиста Ф. Миттерана на президентских выборах в 1981 г. и его переизбранием на второй срок (1988—1995 гг.) безусловное доминирование правых партий было прервано социалистами, победившими в 1997 г. на выборах в Национальное собрание. В 2002 г. на парламентских и президентских выборах победу одержали правые — «Союз за народное движение», на сегодняшний день это правящая партия. Однако на местном уровне ситуация противоположная. На прошедших в марте 2004 г. региональных выборах правые смогли одержать победу только в двух из 22 регионов страны, а в остальных регионах победили социалисты. Тем не менее на президентских выборах 2007 г. победу снова одержал представитель правых сил. Через месяц после президентской кампании проходили парламентские выборы 2007 г. В президентское большинство входили «Союз за народное движение» Н. Саркози и «Новый центр», образовавшийся из бывших членов «Союза за французскую демократию». Результаты парламентской кампании 2007 г. подтвердили статус правящей партии: «Союз за народное движение» — 313 мест; Социалистическая партия — 186 мест; «Новый центр» — 22 места; Французская коммунистическая партия — 15 мест; Партия левых радикалов — 7 мест; «зеленые» — 4 места; Демократическое движение — 3 места. На левом фланге действует Французская коммунистическая партия (ФКП), основанная в 1920 г. В 30—50-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Весома роль коммунистов и в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве. ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влияние, уменьшается членская масса. В целом коммунисты солидаризуются полностью или частично со многими социал-демократическими лозунгами. В стране существует несколько активных буржуазных партий, блоков и движений — «Центр социальных демократов», Республиканская партия, Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, «Союз за французскую демократию». На крайне правых позициях стоит группировка «Национальный фронт», широко эксплуатирующая внешне привлекательный, но политически опасный лозунг «Франция только для французов».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.06 с.) |