Понятие конституционного права зарубежных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционного права зарубежных стран



Виды конституций

Современная конституция обычно имеет форму основ­ного закона, т.е. является консолидированным, системати­зированным актом, обладающим высшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других за­конов.

Многообразие существующих в мире государств предо­пределяет большое количество конституций, которые мож­но условно классифицировать по различным признакам.

По времени происхождения конституционные акты раз­личаются по поколениям:

• первого поколения — это первые в истории человечест­ва и ныне действующие конституции (США — 1787 г., Нор­вегия — 1814 г., Бельгия — 1831 г., Люксембург — 1868 г.);

• второго поколения — конституции, принятые до и во время Второй мировой войны (Мексика — 1917 г.; Ливан — 1926 г., Ирландия — 1937 г., Исландия — 1944 г.);

• третьего поколения — конституции послевоенного пе­риода (Япония - 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Франция - 1958 г.);

• четвертого поколения — конституции постсоциа­листические (Болгария, Македония — 1991 г.; Чехия, Сло­вакия — 1992 г.; Польша — 1997 г.).

Самостоятельное значение имеют новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Фин­ляндия, принятые соответственно в 1999 г. и 2000 г.

По сроку действия конституции могут быть временны­ми и постоянными. Временные конституции принимают­ся на установленный срок. В их тексте указывается пери­од действия или определяются условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты подготавливались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Гаити, Боливия, Ирак). В 1993 г. после краха авторитарного ре­жима апартеида^ и перехода к многорасовому демократи­ческому обществу была принята временная Конституция Южно-Африканской Республики, а через три года — постоянная.

Абсолютное большинство конституций — постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутст­вие указания на временной период действия конституций не означает их вечности, а лишь свидетельствует о намере­ниях законодателя.

В зависимости от формы различаются два вида консти­туций: писаные и неписаные. Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве ос­новного закона государства (в некоторых случаях она мо­жет состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему — Швеция, Израиль). Неписаные конституции — редкое явление в политической практике за­рубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Своеобразием характеризуется Конституция Австрийской Республики. Она не кодифицирована, ее важнейшей основой является Федеральный конституционный закон от 10 но­ября 1920 г., однако фундаментальные нормы содержатся в многочисленных обычных законах. Этот акт стал первой Конституцией Австрии, принятой после распада монархи­ческой Австро-Венгерской империи и провозглашения рес­публики в 1918 г. Он не действовал с 1934 по 1945 г. из-за установления в стране фашистской диктатуры.

Юридически и фактически неписаная конституция — это совокупность основополагающих законов, судебных преце­дентов и обычаев. Так же, как писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, госу­дарственное устройство, систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т.д. Однако эти базовые положения содержатся не в каком-ли­бо едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия. Это осложняет их толкование и примене­ние.

В зависимости от происхождения различаются ори­гинальные и заимствованные конституции. К числу пер­вых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). За­имствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в послевоенный период. Фор­мально, основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституций их бывших метрополий.

Можно также подразделять эти базовые документы в зависимости от формы правления (конституции респуб­ликанских или монархических государств) и формы госу­дарственного устройства (основные законы унитарных или федеративных государств).

Партийные системы и их виды

В зависимости от положения партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих партий складывается партийная система. Выбор партий­ной системы обусловлен уровнем политической и Право­вой культуры граждан, историческими традициями, этни­ческим составом населения, конфессиональным спектром и расстановкой классовых сил. Правовой основой партий­ ных систем являются конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях (ассо­циациях) и политических партиях конкретной страну.

Партийная система — это система взаимоотношении политических партий между собой, с государством, с дру­гими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется ко­личеством партий, которые Существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система, сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятель­ность ее подчинена следующим правилам:

— в обществе идет легальная борьба за класть;

— власть осуществляет партия или группа партий, ко­торые обеспечивают себе поддержку парламентского боль­шинства;

- постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в парламенте;

- между политическими объединениями внутри Партий­ной системы существует согласие (некий консенсус, от лат. consensus — согласие, единодушие) относительно соблюде­ния ранее установленных «правил игры».

В XX веке в результате кризиса демократических и авто­ритарных систем управления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими пара­метрами:

— действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических организаций — «демократических», «союзнических» при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии);

— правящая партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата и находится в привиле­гированном положении.

Авторитарная партийная система существует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не пар­тия, которая играет отнюдь не главную роль в процессе осуществления власти и принятии решений. При этом до­пускается существование других партий.

Другая типология партийных систем основана на коли­чественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпар­тийная система, однопартийная система.

При классической многопартийной системе в изби­рательной борьбе участвует большое количество (всегда более двух) политических партий, и все они могут при­нимать участие в формировании правительства (Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Поэтому в этих странах по итогам парламентских выборов обычно создаются коалиционные правительства, в которых участвуют представители из чис­ла наиболее влиятельных трех-четырех или даже пяти пар­тий. Некоторые влиятельные партии не участвуют в фор­мировании правительства, представляя собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики (Бразилия с 1979 г. по настоящее время).

Выделяют многопартийные системы с одной домини­рующей партией, когда в парламенте преобладает одна пар­тия, формирующая правительство. Другие существующие в стране партии выступают как сотрудничающие или оп­позиционные. Многопартийная система с одной домини­рующей партией не предполагает законодательного закре­пления монопольного господства доминирующей партии. Такую разновидность многопартийной системы зачастую называют «латиноамериканской моделью» из-за длитель­ного ее использования в странах Центральной и Южной Америки. Наиболее показательный пример — Мексика, где президентом на протяжении 70 лет (с 1930 г. по 2000 г.) регулярно избирался представитель Институционно-рево­люционной партии. И только в 2000 г. на президентских выборах смог победить кандидат от Национальной партии действия (создана в 1939 г.). Случаи таких систем не редки и в других частях света: Италия со второй половины 40-х гг. \Х в. до 1963 г., где господствующей была Христианско-де­мократическая партия; Япония, где с середины 50-х гг. XX в.1 части стоит Либерально-демократическая партия; Шве­ция, где практически без перерывов с 1932 г. правительство формирует Социал-демократическая рабочая партия.

Система фиксированного законом числа партий имеет (место в ряде развивающихся стран, где разрешается дея тельность только тех партий, которые упомянуты в зако­не (например, двухпартийность в ряде государств Тропи­ческой Африки). В последней трети XX в. цель подобной Системы — обеспечить приоритет сложившейся партийно-критической элите, а также рационализировать работу Парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Своеобразие двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппо­зиции, критикует ее, после чего в результате выборов они.юстоянно меняются местами. Мелкие партии могут иметь небольшое представительство в парламенте, выдвигать кан­дидатов в мэры городов и региональные органы власти (Ве­ликобритания). Тогда как в США только Республиканская и Демократическая партии были представлены в конгрессе за его более чем 200-летнюю историю.

Применение двухпартийной системы обеспечивает глав­ным образом стабильность власти и очень высокую степень управляемости всеми процессами. При многопартийной системе органам власти приходится считаться с необходи­мостью согласования политических и экономических ин­тересов многих активных политических акторов и групп. Кроме того, многопартийная система также предполагает необходимость учета интересов контрэлиты и населения в равной степени.

Однопартийные системы характерны для стран с неде­мократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, факти­чески государственной партии, пришедшей к власти революционным путем. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в конституции ведущей роли одной партии (Куба на пер­вом этапе социалистического развития, КНР, КНДР), т.е. недопустимостью реальной оппозиции.

В двух десятках зарубежных стран легальные полити­ческие партии отсутствуют — это преимущественно раз­вивающиеся афро-азиатские государства (например, Сау­довская Аравия, Бруней).

Понятие формы государства

В мире насчитывается около 200 государств, каждое изкоторых существенно отличается друг от друга по своей внутренней организации, что выражается в понятии «фор­ма государства».

Под формой государства принято понимать совокуп­ность основных, структурообразующих внешних призна­ков организации и деятельности государственной власти. Эта категория отвечает на вопросы: кто и как правит в об­ществе? как устроены и действуют в нем государственно-политические институты? как объединено население на данной территории? каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государст­вом в целом? как, с помощью каких методов и приемов осу­ществляется политическая власть?

Форма государства предполагает единство трех основ­ных сторон организации государственной власти:

• формы правления;

• формы государственного устройства;

• политического режима.

Историческая практика показывает, что в пределах одно­го типа государства встречается многообразие его форм, что обусловливается влиянием исторических, экономических, национальных, географических, религиозных и других факторов. От формы государства в значительной степени Зависит общественно-политическая жизнь, устойчивость институтов государственной власти.

Существует научная классификация формы государства по его внешним признакам:

• по форме правления — монархия и республика;

• по форме государственного устройства — унитарное и федеративное;

• по политическому режиму — демократическое и неде­мократическое (авторитарное).

Нередко возникают смешанные формы государства. На­пример, выборная монархия, полупрезидентская республи­ка.

 

Тоталитаризм и фашизм

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот в начале XX в. идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле (1875-1944). В 1925 г. данное поня­тие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883—1945). С 20-х гг. XX в. начался период становления и укрепления антидемократического тоталитарного строя на Апеннинском полуострове.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфи­ку. Вместе с тем можно отметить и общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть-тоталитарный режим характеризуется абсолютным контро­лем государства над всеми областями общественной жизни» полным подчинением человека политической власти и гос­подствующей идеологии.

Основные характеристики тоталитарного политическо­го режима:

• государство стремится к глобальному господств над всеми сферами общественной жизни, к всеохваты­вающей власти;

• общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом созна­нии формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

• монопольный государственный контроль над эконо­микой, средствами массовой информации, культурой, ре­лигией и т.д., вплоть до личной жизни;

• государственная власть формируется бюрократи­ческим способом, по закрытым каналам, окружена «орео­лом тайны» и недоступна для контроля со стороны граж­дан;

• доминирующим методом управления становится на­силие, принуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет на ле­гальную деятельность оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декла­ративный, формальный характер, отсутствуют четкие гаран­тии их реализации; фактически устраняется плюрализм:

• централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; полная бесконтрольность репрессивных государственных органов.

При тоталитарном режиме не могут развиваться инсти­туты гражданского общества, частная жизнь граждан нахо­дится под жесточайшим контролем государства, сто орга­нов, спецслужб, чиновников. Особой разновидностью тоталитарного режима высту­пает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Гер­мании утвердился в 1933 г., его целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая. Способствовали распространению фашисткой идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.

Тоталитарный режим фашистского типа характеризу­ется воинственным антидемократизмом, антипарламента­ризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Всё в го­сударстве, ничто — вне государства, ничего — против го­сударства», — утверждал Б. Муссолини, один из основопо­ложников фашизма.

Фашизм не только уничтожает демократию, но и теоре­тически «обосновывает» необходимость установления то­талитаризма. Вместо либерально-демократической концеп­ции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Отличительной чертой фашизма является социальная демагогия, которая становится государственной идеологией.

Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коа­лиции во Второй мировой войне.

 

Статус монарха

В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монар­ха заключаются в единоличном, наследственном и пожиз­ненном характере принадлежащей ему власти. Как прави­ло, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.

В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:

• салическая: престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия, Япония);

• австрийская: престол передается мужчинам по стар­шинству при возможности предоставления его женщинам в случае пресечения мужской линии;

• кастильская: женщины полностью из круга престоло­наследников не исключаются, однако преимущество отда­ется мужчинам по прямой восходящей линии (Великобри­тания, Дания, Испания, Нидерланды);

• скандинавская: женщины наследуют престол на рав­ных основаниях с мужчинами (Швеция);

• мусульманская: трон наследуется не определенным ли­цом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родст­венников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);

• племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

В том случае, когда престол по каким-либо причинам монарх временно занимать не может (длительное отсутствие, несовершеннолетие, болезнь), на данный период назна­чается регент или регентский совет, который осуществляет управление государством вместо монарха и от его имени.

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т.д.) и использование особых регалий верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулам и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает Kait арбитр общества, а также его принадлежность к определен­ной религии (в Великобритании — к англиканской церкви; в Швеции — к евангелической; в мусульманских странах --к исламу; в Таиланде - к буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.

Реальный объем его полномочий зависит от разновид­ности монархической формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, приближа­ется к нему по статусу монарх при дуалистической монар­хии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключи­тельное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже тристолетия его не использует. В послевоенных конституци­ях Японии и Испании такое право не предусматривается вообще. Королевской прерогативой является использо­вание так называемых «спящих полномочий» — роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение воен­ного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и ре­лигиозные обычаи и традиции. Несмотря на то, что в на­циональных конституциях закрепляются разнообразные полномочия монарха, они, как правило, носят декоратив­ный характер.

Монарх — абсолютно неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую и юридическую ответственность несут правительство и ми­нистры. Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, в этих целях парламентом ежегодно выделяются оп­ределенные денежные средства (цивильный лист).

 

Полномочия правительства

Полномочия правительства широки и разнообразны и в принципе устанавливаются конституционными и законо­дательными нормами, а в некоторых странах также правовыми обычаями. Вместе с тем в большинстве стран этот Центральный орган исполнительной власти фактически осуществляет полномочия, предоставленные главе госу­дарства, главе правительства и отдельным министрам, что вытекает из особого места этого института в системе госу­дарственного аппарата, его политической значимости.

В условиях парламентских форм правления правительст­во при осуществлении своих полномочий руководствуется программой деятельности, одобренной представительным (законодательным) органом государственной власти.

Исходя из предметных и функциональных направлений деятельности данного органа, можно выделить следующие группы полномочий:

1) по осуществлению текущего государственного управ­ления: проводит государственную политику в социально-экономической сфере; формирует целевые общенациональ­ные программы развития регионов, отраслей производства; управляет через правительственные органы (министерства, комитеты, комиссии, агентства) объектами государственной собственности; осуществляет кадровые назначения в систе­ме исполнительной власти;

2) организационно-правотворческие. Правительство — наиболее активный субъект права законодательной ини­циативы в парламенте, при его непосредственном участии разрабатываются многие крупные законопроекты, которые принимаются в соответствии с парламентскими процеду­рами. Правительство издает постановления, декреты, ордо­нансы, распоряжения, которые могут подменять законы, а также обеспечивает их реализацию;

3) в сфере обороны, безопасности, внешней политики и внешнеэкономической деятельности: вырабатывает со­вместно с другими государственными институтами внеш­неполитический курс, осуществляет меры по обеспечению обороны и национальной безопасности, назначает отдель­ных дипломатов и военачальников;

4) финансово-бюджетные: вырабатывает проект госу­дарственного бюджета и финансовых планов; добивается их принятия парламентом; исполняет государственный бюд­жет и финансовые планы; обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики.

В ряде стран действует законодательно закрепленный принцип презумпции полномочий правительства. Так, если таили иная группа вопросов (предметов ведения) прямо не закреплена за конкретными ветвями государственной власти или органами местного самоуправления, то они при­надлежат исполнительной власти.

В условиях введения чрезвычайного осадного и военно­го положения прерогативы правительства резко возраста­ют. Оно может принимать акты, ограничивающие права, свободы граждан, депортировать нежелательных иностран­цев, вводить дополнительные обязанности для физических и юридических лиц. Однако особые типы управления (пра­вовые режимы) могут устанавливаться только на законных основаниях (при наличии реальной внешней угрозы акта агрессии со стороны иностранного государства или коали­ции государств, крупных массовых беспорядках, экологи­ческих или техногенных катастрофах большого масштаба) на ограниченный срок, как правило, на 60—90 дней.

В ведении правительства находятся вооруженные силы, спецслужбы, военизированные формирования типа «нацио­нальной гвардии». По Конституции Франции правительст­во во главе с премьер-министром несет ответственность за национальную оборону (ст. 21), но на практике крупные военно-стратегические вопросы решаются им по согласо­ванию с президентом.

Правительство для осуществления текущего, оператив­ного управления может образовывать рабочий исполни­тельный орган - президиум, бюро. Заседания последнего проводятся по мере необходимости, во многих странах еже­недельно, в строго определенное время. Председательствует на них глава правительства, присутствует узкий круг долж­ностных лиц — заместители главы правительства, минист­ры иностранных дел, финансов, юстиции, руководители спецслужб, отдельные крупные чиновники.

За свою работу правительство несет политическую от­ветственность, которая выражается в отставке всего каби­нета, реже — отдельных его членов по инициативе парла­мента, самого правительства или главы государства.

 

Система судебной власти США

В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как фе­деральных судов, так и судов данного штата.

Конституция США заложила основы единой централи­зованной федеральной судебной системы, которая состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Вер­ховного суда. Судьи этих судов назначаются президентом США с одобрения сената. Кроме того, в систему федераль­ных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесе­ния приговоров и решений (налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд по таможенным и патентным делам, претензионный суд).

Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (ок­ружные) суды осуществляют проверку решения районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда ад­министративных (квазисудебных) органов (например, На­ционального управления трудовых отношений).

Верховный суд, состоящий из девяти судей, является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции су­дьи назначаются президентом с совета и согласия сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Вер­ховного суда характерна письменная процедура рассмотре­ния дела, не требующая присутствия сторон, свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд широко использует свои дискреционные функции — право принимать к производству по собствен­ному усмотрению дела, содержащие «федеральный вопрос». Кроме того, Верховный суд является высшей апелляцион­ной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более шта­тами, между Союзом и штатом, по делам, возбуждаемым одним штатом против граждан другого или иностранцев. Верховный суд внес крупный вклад в дело защиты граж­данских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система членов Федерации чрезвычайно раз­нообразна, поскольку в каждом штате она определяется на основе собственной конституции и местных законов. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.

Как правило, судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

• низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т.д.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела;

• суды первой инстанции (суды графств, округов, го­родские суды и др.) рассматривают подавляющее боль­шинство гражданских и уголовных дел;

• апелляционные суды осуществляют надзорную функ­цию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер;

• высшие {верховные) суды, являющиеся высшей су­дебной инстанцией штата, обладают апелляционной юрис­дикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.

Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке,

по семейным делам).

Франции

Франция, наряду с Великобританией, является родиной современных политических партий и имеет вековые тради­ции плюрализма и свободомыслия.

В послевоенный период в политической жизни страны конкурировали две основные политические доктрины — голлистская и социалистическая, институциональными проводниками которых соответственно были правоцен­тристские политические организации и социалистическая партия.

Продолжателем голлистких традиций, а именно осно­ванного Шарлем де Голлем в 1947 г. общественного дви­жения «Объединение французского народа», стал создан­ный ближайшими соратниками генерала в 1958 г. «Союз демократов в защиту Республики» (название организации неоднократно менялось). Перед инициаторами стояла зада­ча создания массовой и авторитетной политической орга­низации, имеющей поддержку в различных слоях общест­ва под лозунгом «Быть везде». Партией последовательно отстаивалась идеология «великой и независимой Франции» и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности.

Идеологическим и политическим наследником «Сою­за демократов в защиту Республики» считается основан­ное Жаком Шираком в 1976 г. «Объединение в поддержку Республики» (ОПР). Эта авторитетная правоцентристская политическая партия в своей политической деятельности исходила из традиционных либеральных ценностей, высту­пала за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. Последовательно отстаивалась идеология величия Франции и ее культуры, а также идея силь­ной президентской власти и политической стабильности. Члены партии ОПР отличались активным политическим поведением и вели работу среди различных слоев избирате­лей. В 1995 г. лидер неоголлистов Жак Ширак был избран на высшую должность Пятой республики — президента, а в 2002 г. переизбран, но уже как лидер новой правой партии «Союз за народное движение».

Учредительный съезд «Союза за народное движение» состоялся в период подготовки к очередным президентским выборам 2002 г. Создание новой мощной правой и цен­тристской партии, в которую объединились партии ли­берально-консервативного толка — «Объединение в под­держку Республики», «Либеральная демократия», а также значительная часть членов правоцентристского «Союза за французскую демократию», имело ключевое значение для общественно-политической жизни Франции. Впервые в политической истории Республики произошло реаль­ное слияние трех крупных партий, что обеспечило побе­ду на выборах и соответственно статус правящей партии. Официальная политическая программа: активная внешняя политика, консерватизм, стимулирование развития регио­нов, интеграция в Европейский союз при обязательном уче­те национальных интересов.

В настоящее время кандидат от этой правой партии Николя Саркози исполняет обязанности президента Рес­публики. Отрыв Н. Саркози от Сеголен Руаяль, кандида­та от социалистической партии, на президентских выборах 2007 г. был минимален. Его кандидатуру во втором туре поддержали 53,06% французских граждан, а за С. Руаяль отдали голоса 46,94% избирателей. Явка избирателей соста­вила 83,97%.

Программа «Союза за народное движение» предусмат­ривает последовательное осуществление неолиберальных мер: приватизации, преобразования сектора общественных услуг, реформ пенсионной системы, системы социальных пособий, системы образования и научных исследований и т.д. По мнению экспертов, речь может идти о радикаль­ном ограничении элементов социального государства.

Социалистическая партия является одной из старей­ших политических партий, она ведет свое происхождение от Французской секции Рабочего Интернационала. В по­слевоенный период практически до конца 1950-х гг. социалистические организации играли заметную роль в жизни страны. Традиционно партия выступает с левых позиций за социалистическое и демократическое преобразование об­щества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов. Обновленная Французская социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объедине­ния ряда небольших социал-демократических организа­ций под руководством Франсуа Миттерана (1916—1996). ФСП выступает под лозунгами демократического социа­лизма, за справедливое распределение под контролем госу­дарства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. партия переживает серьезный идейно-полити­ческий кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на президентских и парламентских выбо­рах в 2002 г. На президентских выборах 2002 г. уже в пер­вом туре лидер ФСП Лионель Жоспен проиграл руководи­телю ультраправого «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пену. Однако ситуация меняется: в 2007 г. кандидат на пост президента, представительница Социалистической партии С. Руаяль во втором туре набрала 46,94%. Разрыв между ней и победителем Н. Саркози, представителем пра­вых партий, составил немногим более 2 млн голосов изби­рателей.

После победы популярного политика социалиста Ф. Миттерана на президентских выборах в 1981 г. и его пе­реизбранием на второй срок (1988—1995 гг.) безусловное доминирование правых партий было прервано социалиста­ми, победившими в 1997 г. на выборах в Национальное собрание. В 2002 г. на парламентских и президентских вы­борах победу одержали правые — «Союз за народное дви­жение», на сегодняшний день это правящая партия. Однако на местном уровне ситуация противоположная. На прошед­ших в марте 2004 г. региональных выборах правые смогли одержать победу только в двух из 22 регионов страны, а в остальных регионах победили социалисты. Тем не менее на президентских выборах 2007 г. победу снова одержал представитель правых сил.

Через месяц после президентской кампании проходи­ли парламентские выборы 2007 г. В президентское боль­шинство входили «Союз за народное движение» Н. Сар­кози и «Новый центр», образовавшийся из бывших членов «Союза за французскую демократию». Результаты парламентской кампании 2007 г. подтвердили статус правящей партии: «Союз за народное движение» — 313 мест; Социа­листическая партия — 186 мест; «Новый центр» — 22 места; Французская коммунистическая партия — 15 мест; Партия левых радикалов — 7 мест; «зеленые» — 4 места; Демокра­тическое движение — 3 места.

На левом фланге действует Французская коммунисти­ческая партия (ФКП), основанная в 1920 г. В 30—50-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индуст­риальным или отчасти сельскохозяйственным производст­вом, но и в среде интеллектуалов. Весома роль коммунистов и в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В послед­ние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве. ФКП теряет свой традиционный элек­торат и былое влияние, уменьшается членская масса. В це­лом коммунисты солидаризуются полностью или частично со многими социал-демократическими лозунгами.

В стране существует несколько активных буржуазных партий, блоков и движений — «Центр социальных демо­кратов», Республиканская партия, Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, «Союз за французскую демократию». На крайне правых позициях стоит группи­ровка «Национальный фронт», широко эксплуатирующая внешне привлекательный, но политически опасный лозунг «Франция только для французов».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.06 с.)