Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позиции России по глобальным проблемам
Внешнеэкономическое сотрудничество Перспективы российского государства, в том числе его безопасность, будут определяться нашими успехами в социально-экономическом развитии. Эти успехи, в свою очередь, напрямую зависят от эффективного использования внешнего фактора. Россия должна в кратчайшие сроки полноправно интегрироваться в мировую хозяйственную систему, обеспечить себе надежные и устойчивые каналы получения финансовых и технологических ресурсов, рынки сбыта собственных товаров. Конкретные задачи на данном направлении в порядке приоритетности следующие: привлечение в национальную экономику иностранных инвестиций, прежде всего, в современные, наукоемкие, технологические отрасли; подключение российских компаний к крупным транснациональным проектам, в том числе по разработке и передаче энергоносителей; всемерная поддержка российского экспорта за счет создания, в частности, соответствующего федерального агентства, продвижения на мировые рынки конкурентоспособной продукции, решительного противодействия дискриминации отечественного производителя за рубежом; приостановление бегства из России капиталов и бесконтрольного вывоза ценных ресурсов; защита отечественных производителей; вступление России в ВТО и другие ведущие организации, наше участие в регулировании международных экономических отношений, в преодолении негативных побочных последствий глобализации — растущего разрыва между «богатыми» и «бедными» нациями, интернационализации локальных политических, финансово-экономических, техногенных и других кризисов и т.д. Решая упомянутые задачи, необходимо осознавать и учитывать, что никто ни на Западе, ни где бы то ни было еще не собирается «нянчиться» с Россией, никто не горит желанием «выкормить» нового супергиганта. Но по-иному и быть не может. Ни одно государство не стремится создать себе конкурента и соперника. Смешно думать, что французы не спят ночами, озабоченные тем, как бы усилить Германию. Или что испанцы трудятся в поте лица, чтобы вернуть былое величие Англии, а китайцы грезят о превращении Японии в сверхдержаву. Конкуренция — неизбежное и естественное явление. Поэтому России, как и другим странам, придется бороться за место под солнцем. При этом борьба вполне сочетается с сотрудничеством и сотрудничество может преобладать, как это происходит в послевоенной Западной Европе (несмотря на то, что на протяжении веков нынешние партнеры почти беспрерывно воевали между собой).
Формирование устойчивой системы международных отношений в XXI веке В условиях глобализации, углубляющейся взаимозависимости государств формирование устойчивой системы международных отношений является неотложной потребностью. Устойчивой же может быть лишь многополярная система, базирующаяся на равноправии, взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве, способная обеспечить всестороннюю безопасность каждого государства. Мировое сообщество должно научиться совместно, на основе кооперативных механизмов, управлять процессами глобализации и всеми другими аспектами современного бытия. Решающее значение имеет здесь ООН — это проверенный временем, закаленный в баталиях «холодной войны» универсальный институт по обеспечению мира и безопасности на нашей планете. Другого нет, и изобрести его невозможно. Именно ООН должна стать «краеугольным камнем» многополярности в международных отношениях, коренным образом отличной от прежней системы баланса сил, которые неоднократно приводили к войнам, в том числе в XX в.: ООН будет сотрудничать с региональными организациями, сливая их в многоярусные, разноцелевые механизмы обеспечения безопасности, координации усилий в политической, экономической и других областях. Насущная задача ООН — всемерно укреплять ее роль на международной арене, в частности: сохранить главную ответственность СБ ООН за поддержание мира, усиливая его контрольные функции за возникновением и урегулированием конфликтов; добиваться всеобщего признания того, что только этот орган правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру; повышать эффективность Совета безопасности за счет расширения состава, наращивания и модернизации его потенциала антикризисного реагирования, осуществления миротворческой деятельности;
отстаивать нерушимость основополагающих принципов ООН и универсальный характер их применения. Упрочение всей международно-правовой основы миропорядка, обеспечение верховенства права должны постоянно находиться в центре внимания мирового сообщества. Это предполагает: неуклонное соблюдение общепризнанных принципов международного права и международных обязательств, выработка их согласованного и целостного толкования в общечеловеческих интересах, прогрессивное развитие международного права; недопустимость военных акций в обход СБ ООН, в т. ч. для предотвращения гуманитарных катастроф, необходима выработка ясного толкования этих катастроф; мировое сообщество вправе и даже обязано реагировать на массовые нарушения прав человека, но делать это исключительно от имени СБ ООН и в строгом соответствии с нормами международного права, в адекватных размерах; следует исключить использование лозунгов самоопределения для подрыва территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств, для поощрения и поддержки сепаратистских движений; более широкое использование контрольно-имплементаци-онных и судебных механизмов и процедур для дополнительных гарантий против обхода международного права; совершенствование и активное применение методов мирного разрешения споров, включая повышение роли Международного суда, а также всемерное поощрение практики «добрых услуг» Генерального секретаря ООН, посреднических усилий его представителей. В интересах России самым энергичным образом участвовать в ООН, «большой восьмерке», других международных организациях и форумах, отстаивая там и продвигая в жизнь наше видение новой международной системы. Военная безопасность Проблема распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и обычных вооружений имеет самое непосредственное отношение к обеспечению военной безопасности России, а также глобальной и региональной стабильности. Наши усилия следует сосредоточить на целом ряде аспектов этой проблемы: всемерно укреплять режим, базирующийся на Договоре 1968 г. о нераспространении ядерного оружия и Договоре 1996 г. о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; оказывать соответствующие воздействие на все страны, ставящие своими действиями под угрозу упомянутый режим (США, Индия, Пакистан, Израиль, Ирак, КНДР и т. д.); идти дальше по пути сокращения своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США (СНВ-2, СНВ-3) и в многостороннем формате с участием других ядерных держав при условии, что стратегическая стабильность не будет нарушена; Россия должна добиваться соблюдения духа и буквы Договора по ПРО — основы такой стабильности; уделять первостепенное внимание контролю за распространением обычных вооружений, в частности, незаконных передач легкого и стрелкового оружия (ЛСО), всячески поддерживать инициативы, направленные на предотвращение этой практики; участвовать в режимах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил и мер доверия в военной области; добиваться адаптации существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к изменившимся условиям, а также разработки при необходимости новых соглашений, в первую очередь, по мерам укрепления доверия и безопасности;
содействовать созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения. Одновременно Россия должна поддерживать на высоком уровне свой оборонный потенциал, в том числе обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору. Вооруженные силы РФ обязаны обеспечить решение задач по отражению агрессии в локальной, а также крупномасштабной войнах, осуществление миротворческой деятельности. России целесообразно сохранять за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, для отражения агрессии, если все другие меры исчерпаны или оказались неэффективными. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил военно-морского флота) должно содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства. Борьба с международным терроризмом, наркомафией и организованной преступностью Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий международного сообщества, повышения эффективности борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. Основываясь на международных соглашениях, следует сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями. Необходимо создать скоординированный механизм противодействия терроризму, надежно перекрыть каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Рост угрозы России со стороны наркомафии и организованной преступности связан с открытостью границ со странами СНГ, притоком значительного числа иммигрантов, наличием в прилегающих регионах крупных очагов экстремизма. Незаконная утечка капиталов с территории нашей страны провоцируется социально-экономическим кризисом и вялостью правоохранительных органов.
Перед российской внешней политикой встает задача целенаправленного противодействия всем этим опасным явлениям в двустороннем и многостороннем форматах, прежде всего в рамках специализированных международных органов. Гуманитарные вызовы Будучи приверженной ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, Россия видит свои задачи в гуманитарной сфере международных отношений в том, чтобы: защищать интересы российских граждан и соотечественников за рубежом; выступая за урегулирование проблем на основе международного права и двусторонних соглашений, РФ готова в случае необходимости принять тех из соотечественников, кто пожелает вернуться на Родину, оказав им необходимое содействие; расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека; продолжать приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами международного права и международными обязательствами России. Информационно-технологическая безопасность Новым направлением является обеспечение информационно-технологической безопасности, прежде всего, за счет предотвращения использования достижений научно-технического прогресса и информационных технологий в военных целях. Очевидны также попытки достижения глобального информационного доминирования. В этих условиях приобретает актуальность задача сформировать эффективные российские информационно-пропагандистские средства для своевременного и точного доведения наших позиций до широких кругов мировой общественности, продвижения достижений российской культуры и науки на внешний информационный рынок. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Экологические угрозы С учетом повышения риска глобальных катастроф природного и техногенного характера Россия должна выступать за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий. К числу приоритетных направлений сотрудничества в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствия произошедших радиационных аварий и катастроф;
экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии. Региональные приоритеты У России нет ни ресурсов, ни потребности проявлять высокую активность везде и всюду. Предпочтительнее определить шкалу приоритетов и соразмерять с ней уровень нашей вовлеченности в те или иные региональные процессы. Главным для России региональным приоритетом является постсоветское пространство — в силу исторических, геополитических, экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочения наших позиций на упомянутом пространстве — СНГ, и его надо крепить, превращая в динамичное интеграционное объединение. Члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению, поэтому оправдана линия на многоуровневую и разноскоростную интеграцию. Учитывая европейский опыт, а равно интересы и позиции наших соседей на постсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбирать формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции — создающийся Союз России и Беларуси. Успех политики на постсоветском пространстве зависит от соблюдения определенных принципов и учета ряда моментов: 1. Интеграция может осуществляться исключительно на принципах добровольности и равноправия. 2. Молодые государства, переживая пору становления, озабочены упрочением своего суверенитета. Проявления менторства с нашей стороны воспринимаются ими весьма болезненно, как рецидивы имперских амбиций, отталкивают партнеров от России, побуждают их искать моральную и политическую опору на других направлениях, прежде всего у США. 3. Попытки поставить под сомнение существующие границы, муссировать территориальные вопросы и иные споры политического характера, предвзятость в конфликтах между постсоветскими государствами тем более отдаляют обиженных от России и бросают их в объятия других центров силы. 4. Проявляя взвешенность, сдержанность и гибкость в упомянутых вопросах, мы вместе с тем должны отдавать себе отчет в том, что страны ближнего зарубежья будут стремиться к диверсификации внешних связей. Это естественно для независимых молодых и испытывающих социально-экономические трудности государств, ищущих признания и надежные источники финансовых и технологических ресурсов. Да и Россия сама добивается углубления партнерства с развитыми и богатыми партнерами. 5. Наше влияние на постсоветском пространстве должно обеспечиваться следующими мерами: отчетливо выраженным пониманием стремления молодых государств к укреплению суверенитета и территориальной целостности, расширению внешних связей; преодолением наслоений и стереотипов, оставшихся в наследство от прошлого; сотрудничеством с властями и общественностью постсоветских государств в обеспечении законных прав наших диаспор; разработкой и внедрением в жизнь комплексной программы по всемирному развитию торгово-экономических контактов с ближними соседями; беспристрастностью в отношении споров между постсоветскими государствами, посредничеством в урегулировании этих споров; искренней заинтересованностью, воплощаемой в конкретных делах, в поступательном развитии и процветании всего постсоветского пространства; объединением усилий с соседями в противодействии общим вызовам: терроризм, наркомафия, техногенные катастрофы, болезни и т.д. Традиционный приоритет внешней политики России — Европа. Мы неразрывно связаны с этим континентом географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее политического и экономического реформирования. Наш стратегический, долгосрочный интерес заключается в полном интегрировании в Европу. На пути реализации этого интереса у демократической России нет непреодолимых преград, имеются лишь разного рода трудности, которые предстоит постепенно преодолевать. Жизнь континента развивается на нынешнем этапе под знаком ускоряющейся интеграции. Евросоюз продолжает расширять свои ряды, переходит к единой валюте — евро, осуществляет институциональную реформу, формирует «оборонную идентичность». Укрепление ЕС способствует миру, стабильности и процветанию на многострадальном континенте. Отношения с упомянутой организацией имеют для России ключевое значение. Надо стремиться к достижению такого уровня сближения с ЕС, чтобы можно было на равных сотрудничать в области обеспечения безопасности и экономики и действовать в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы (прежде всего — учет наших интересов в процессе расширения и реформирования ЕС) можно решать на основе одобренной в 1999 г. Стратегии развития отношений РФ с Европейским Союзом. Аналогичным образом России выгодно продолжать участвовать в Совете Европы и продвигать вперед двусторонние отношения со всеми европейскими государствами, особенно ведущими — Германией, Францией, Англией, Италией. Отдельного внимания заслуживает НАТО. Эта организация является реальностью, отражающей волю многих европейских государств, с которой необходимо считаться, как и с тем объективным фактом, что ликвидация американского военного присутствия в Европе может привести к разбалансировке взаимоотношений между европейскими державами (например, Германией и Францией). Осознавая это, Россия подписала с НАТО в 1997г. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Он должен был снять российскую озабоченность расширением альянса, заложить основы партнерских отношений. Однако балканский кризис 1999г. вновь поставил на повестку дня ряд беспокоящих Россию проблем. Во-первых, НАТО осуществило силовое вмешательство во внутреннюю жизнь суверенного государства без санкции СБ ООН, по собственному решению. Во-вторых, очевидна растущая готовность НАТО использовать военную силу на различных уровнях и в различных ситуациях. В-третьих, новая стратегическая концепция альянса предусматривает расширение географии применения силы далеко за пределы «зоны ответственности» НАТО. При этом настораживает не только усиление активности на потсоветском пространстве, но и заявки на объявление его части сферой «интересов безопасности» НАТО (в частности, бассейна Каспийского моря). Особый смысл приобретают усилия натовцев по разработке новейших, военных технологий, отработка приемов их использования в новых условиях, планы по дальнейшему расширению рядов альянса. Напрашивается вывод, что НАТО стремится утвердиться в качестве доминирующей силы во вновь выстраиваемой системе европейской и даже международной безопасности. Но альтернативы сотрудничеству с НАТО по-прежнему нет, и надо неуклонно вести дело к формированию равноправных и конструктивных взаимоотношений с альянсом в рамках упоминавшегося Основополагающего акта 1997 г. Одновременно Россия не должна отказываться от задачи создания единой общеевропейской системы безопасности. Добиться этого можно лишь на базе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющей практически все государства континента и связывающей их разветвленной системой обязательств. Следует вести дело к тесному взаимодействию ОБСЕ, с одной стороны, с ООН, а, с другой, — с ведущими европейскими союзами, включая НАТО. Здесь важно максимально использовать потенциал принятых в ноябре 1999 г. на Стамбульском саммите документов — Хартии европейской безопасности и адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. При этом необходимо всячески препятствовать попыткам подчинить ОБСЕ Североатлантическому альянсу и перепрофилировать ее исключительно на контроль за ситуацией на пространстве бывшего СССР. Не требует доказательств приоритетность отношений с США. Между нами уже нет идеологических противоречий: Россия сама желает стать демократическим государством с рыночной экономикой, и Соединенные Штаты не могут не приветствовать такой курс, но проблема заключается в том, что США, оставшись единственной сверхдержавой, увлеклись расширением зоны своего влияния и фактически ведут дело к подчинению собственному контролю остального мира, включая Россию. Нельзя не учитывать, что мир перестал быть биполярным и что у России нет ни потенциала, ни союзников для сохранения баланса сил с США. Но Москва не может согласиться и на роль младшего, послушного партнера Вашингтона: нам предпочтительно проводить маневренную политику. Необходимо крепить инфраструктуру российско-американского взаимодействия как в целом, так и по конкретным вопросам — ограничение и сокращение стратегических ядерных вооружений, безопасность в Европе, ближневосточное урегулирование, терроризм и т.д. Важно предупредить образование пауз в контактах, не допуская сбоев в переговорах на актуальные темы. Мы должны, как и прежде, доводить до американцев свои принципиальные позиции, противодействовать негативным аспектам американской политики, в том числе вместе с заинтересованными сторонами (Китай, Индия, Иран, Палестина, Франция и т.д.), не пытаясь, однако, превращать координацию в перманентный альянс. Россия не может обеспечить национальные интересы в полном объеме, не укрепив своего положения в Азии. Наши основные цели в регионе: обеспечение безопасности границ; сохранение стабильности в прилегающих к ним районах, характеризующихся достаточно высоким конфликтным потенциалом; использование экономического сотрудничества с азиатскими государствами для модернизации национальной экономики, прежде всего в восточной части России. Ситуация в АТР отличается противоречивым сочетанием партнерства и соперничества. С одной стороны, там сохраняется общая стабильность, постепенно набирают обороты интеграционные процессы. Участие России в основных региональных структурах — в Форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», в Асеановском региональном форуме по безопасности, в созданной при российской инициативной роли «Шанхайской пятерке», дает полезные инструменты в области многосторонней дипломатии. Успешно развиваются отношения с большинством государств региона. Важнейший наш ресурс — взаимопонимание с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими странами по многим вопросам мировой политики способствует региональной и глобальной стабильности. В обоих случаях задачей является подтягивание экономических контактов до уровня политического взаимодействия. Существует возможность достижения подлинного добрососедства с Японией, отвечающего интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов следует продолжать поиск взаимоприемлемого оформления государственной границы. Перспективен курс на расширение сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как один из важных центров складывающейся системы международных отношений. С другой стороны, в Азии сохраняются, а на ряде направлений усиливаются опасные тенденции. Из региональных очагов напряженности наибольшую озабоченность вызывает Корейский полуостров. Нельзя допустить развития обстановки по кризисному сценарию, усилия должны сосредоточиваться на обеспечении нашего полновесного участия в урегулировании корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами. Хроническую напряженность в Центральную Азию привносит кризис в Афганистане. Взаимодействуя с заинтересованными государствами, Россия должна прилагать усилия для политического урегулирования проблемы. Необходимо последовательно вести дело к подписанию Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединению к Договору о нераспространении ядерного оружия, поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия. Нельзя не обратить внимания и на нарастание геополитических противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе между США и КНР. Поднимающийся китайский исполин бросает вызов доминированию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и провоцирует со стороны последних все новые контрмеры. Не менее нервно реагирует на усиление Пекина Токио, который в ответ интенсифицирует оборонное сотрудничество с Вашингтоном. Параллельно у японцев растут собственные политические амбиции. Разворачивающееся соперничество гигантов подстегивает военные приготовления средних и малых стран. При этом многие из них, несмотря на всевозможные трения с Вашингтоном, предпочитают сохранение в АТР статус-кво, т.е. лидерства США. Их пугает перспектива милитаризации Китая и в несколько меньшей степени, — Японии. В наших интересах не провоцировать обострение противоречий между США, КНР и Японией, не стремиться к созданию антиамериканских военно-политических альянсов с Китаем, а также с Индией. На них никто не согласится, а если такое вдруг и произойдет, то Россия ничего не выиграет: мы станем заложниками чужих интересов, позиций и взглядов, окажемся втянуты в не относящиеся к России конфликты и подорвем всю глобальную систему взаимоотношений с США и их союзниками. Разумнее сделать акцент в АТР на созидательной работе, посредничая (в осторожном и сдержанном ключе) в распутывании «узлов» напряженности, активно добиваясь укрепления режима нераспространения ОМУ, обуздания гонки обычных вооружений, упорядочения международной торговли оружием и т.д. Особое значение следовало бы придавать формированию многоярусной сети многосторонних диалогов и форумов безопасности на региональном и субрегиональном уровнях, выработке мер доверия, механизмов превентивной дипломатии и урегулирования конфликтов. В свете растущей взаимозависимости государств, а также ограниченности наших финансовых ресурсов именно такая линия обеспечения национальной безопасности России в АТР предпочтительна (в противовес подключению к новому витку гонки вооружений). При этом нецелесообразно пытаться возглавить процессы становления коллективной системы безопасности. Лучше уступить пальму первенства средним и малым государствам и учитывать предрасположенность большинства участников международных отношений в АТР к постепенным, неспешным действиям, к неформальным договоренностям. Необходимо исходить также из того, что безотлагательное преодоление отсталости восточных районов РФ является не только первоочередной внутренней социально-экономической задачей, но и проблемой, напрямую связанной с обеспечением нашей национальной безопасности и территориальной целостности. При этом попытки закрыть Сибирь и Дальний Восток от Китая из-за опасений демографической экспансии с его стороны чреваты лишь тем, что наши восточные районы окончательно превратятся в «задворки» АТР и рано или поздно непременно станут объектом экспансии соседних держав, и, прежде всего Китая. Напротив, широкое открытие Сибири и Дальнего Востока для КНР и других зарубежных партнеров позволит преодолеть отсталость и одновременно приведет к тесной взаимозависимости стран региона, их заинтересованности в благополучии друг друга, проложит путь к глубокой интеграции наподобие той, которая имеет сейчас место в Европе или в Юго-Восточной Азии. Целесообразно добиваться разработки комплексной программы привлечения на Дальний Восток и в Сибирь китайских и других зарубежных капиталов, рабочей силы, технологий. Использовать привлекательность для Китая и всех соседних государств российской ресурсной базы (нефть, газ, уголь, лес, металлы и т.д.). Влиять на потенциальных партнеров через АТЭС и другие международные форумы, договариваться с ними на двусторонней основе. Не может Россия уйти из еще одного региона — Ближнего и Среднего Востока. Благодаря своим богатым человеческим и естественным ресурсам, а также географическому положению этот регион имеет стратегическое значение для всеобщего мира и мировой экономики и России, в частности. В сфере безопасности очевидно, что нарушение мира и стабильности на Ближнем и Среднем Востоке создаст угрозу и может втянуть Россию в разрушительные конфликты, подорвать российские экономические интересы, вывести из строя транспортные и коммуникационные артерии. Москве необходимо также следить за тем, чтобы государства, движения и граждане региона сохраняли позитивное отношение к Российской Федерации и не предпринимали действий, угрожающих нашей территориальной целостности, суверенитету и внутреннему миру в целом. В политической области Россия заинтересована в тесных контактах со всеми государствами региона в решении глобальных проблем и создании стабильной многополярной системы международных отношений. Экономический аспект нашей политики на Ближнем и Среднем Востоке должен включать в себя полновесное участие в разработке и транспортировке каспийских нефти и газа, беспрепятственный доступ к энергоресурсам Персидского залива, быстрый рост взаимной торговли, привлечение из региона инвестиций в российскую экономику, возвращение нам долгов такими государствами, как Ирак, Сирия, Ливия. В культурном плане регион важен, учитывая религиозный фактор. Необходимо способствовать контактам мусульман РФ с единоверцами на Ближнем и Среднем Востоке, следя за тем, чтобы они не приводили к негативным политическим последствиям. Ресурс нашей политики — наличие большого числа выходцев из России в Израиле. Требует внимания Африка — с учетом как исходящих с этого континента рисков для глобальной стабильности, так и его значительных резервов для наращивания сотрудничества. России следует способствовать урегулированию региональных конфликтов на африканском континенте, используя для этого свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, расширять сферу политического взаимодействия с этими странами в международных организациях. Стабильно развиваются отношения со странами Латинской Америки. Привлекательность этих стран как партнеров связана с их заинтересованностью в сотрудничестве с Россией, емкостью и динамичностью их рынков, увеличением роли Латинской Америки в международных делах. Для реализации изложенной выше внешнеполитической стратегии от России потребуются немалые усилия. Важнейший залог успехов — укрепление государства и его обороноспособности, оздоровление национальной экономики, повышение благосостояния и социальной защищенности граждан. От этого, в конечном итоге, будет зависеть упрочение международных позиций России, ее веса и влияния в мире. Литература Внешняя политика России 1991—2000 // Pro et Contra. 2001. № 1—2. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991— 1998. В 2-х томах. М., 1999. Внешняя политика Российской Федерации. 1992—1999. М., 2000. Военная доктрина России (Официальный сайт МИД России — www.mid.ru)- Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000. Концепция внешней политики России (Официальный сайт МИД России — www.mid.ru). Концепция национальной безопасности РФ (Официальный сайт МИД России — www.mid.ru). Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России — проблемы и перспективы. М., 2000. Отношения между великими державами в Восточной Азии после окончания холодной войны. М., 2000. Расстановка сил в Азии // Internationale Politik. 2001. № 4. Россия, Китай и новый миропорядок XXI века. М., 2001. Современные международные отношения / Под ред. А.В.Торкуно-ва. М., 2000.
Глава 2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.064 с.) |