Зороастризм, сикхизм и джайнизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зороастризм, сикхизм и джайнизм



Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее. Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения ислама, в VII веке н. э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники — индийские парсы. 200 000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни.

Сикхизм — направление, основанное гуру Нанаком (1469—1538),— интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений сикхизма не возводит вегетарианства в принцип. Тем не менее, по словам исследователя сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времен гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни. Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать» 8. Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены секты Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна.

Джайнизм — восточная религия, в которой ахимса является главным принципом. В отличие от зороастрийцев и сикхов, джайны оставались верны ахимсе на протяжении всей своей истории. Со времен основоположника джайнизма Махавиры (599—527 до н. э.) религия разрослась и укрепилась; сегодня в мире насчитывается 4 миллиона джайнов, все — убеждённые вегетарианцы. В Индии они славятся своими больницами для животных; монах-джайн Хиравиджайя-Сури убедил мусульманского императора Акбара (1556—1605) запретить убийство животных в определённые дни 9. Сам Ак-бар прекратил охотиться и полностью принял вегетарианскую диету, хотя иногда говорят, что он не был последователен в своём отказе от мяса 10.

 


ВСЕЛЕНСКАЯ АХИМСА

«Веды» учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело — только внешняя оболочка для духа, заключённого в нем. Это философское представление красной нитью проходит через большинство религий Востока. Тем не менее, Веды признают, что одни тела стоят на более высокой ступени развития, чем другие, как описано в следующих стихах:

Одушевлённые создания (jiva) лучше, чем неодушевлённые (ajiva), из одушевлённых лучше те, что наделены дыханием (prana-bhrit), среди дышащих лучшие те, у кого есть разум (sa-chitta). Среди наделённых разумом лучше всех те создания, которые могут чувствовать (indriyavritti). Те, что чувствуют вкус (rasa-vedin), лучше тех, что чувствуют только прикосновения (sparsa-vedin). Те, что улавливают запахи (gandha-vid), лучше обоих предыдущих. Те, что слышат звуки (shabda-vid), лучше трёх последних. Те, кто различает цвета (rupa-veda-vid), лучше всех вышеназванных. Ещё лучше те, у кого зубы по обеим сторонам рта. Из них лучше те, у кого много ног (bahu-pada). Четвероногие ещё лучше. Двуногие лучше четвероногих. Существа, принадлежащие к четырём кастам (chatur-vama) [то есть человеческие существа] — лучшие из двуногих. Среди четырёх каст лучшие — учёные и жрецы (bramanas). Из жрецов лучшие те, кто хорошо знает Веды. Среди этих лучшие те, кто понимает тайный смысл (artha) Вед. Ещё лучше те, что могут разъяснять спорные места (samshaya-ccheta). Среди этих лучшие те, что исполняют свои обязанности. Но наилучшие — те, что свободны от привязанностей (mukta-sanga) и не жаждут вкусить плодов от своих добрых дел (bhakta). Эти и есть истинные служители Бога (Бхаг., 3.29.28—32).

Согласно ведическим текстам на санскрите, существует 8 400 000 различных форм жизни, и хотя одни создания, несомненно, более развиты, чем другие, все же непочтительное или жестокое обращение с любым из них означает нарушение ахимсы.


ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Unto Tahtinen, Ahimsa: Nonviolence in Indian Tradition (London, Rider and Co., 1976), p. 11.
  2. Ibid.
  3. Ibid.
  4. Ibid.
  5. Ibid.
  6. Manusmriti 5.48.
  7. Ibid., 5.51.
  8. Swaran Singh Sanehi, Vegetarianism in Sikhism (Madras, The Vegetarian Way, 1977), p. 34.
  9. Padmanabh S. Jaini, Thejain Path of Purification (Berkeley, University of California Press, 1979), p. 284.
  10. Christopher Chappie, «Noninjury to Animals: Jain and Buddhist Perspectives», in Animal Sacrifices: Religious Perspectives on the Use of Animals in Science, ed. Tom Regan (Philadelphia, PA, Temple Univ. Press, 1986), p. 217.

ГЛАВА 6 БУДДИЗМ

Тот, кто ест мясо, губит
семя великого сострадания.
Махапаринирвана Сутра

Современный буддизм — система воззрений и обрядов, выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563—483 до н. э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «знать», «осознавать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветлённый».

Нынешние буддисты нередко занимают разные позиции по отношению к учениям Будды; как и Христос, он ничего не записывал сам. Но ученики запоминали его слова и передавали другим людям. Многие аспекты его учения все еще вызывают споры в сообществе буддистов, но есть два постулата, безоговорочно принятых всеми: Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа.

Покойный Д. Т. Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность буддизма» пояснил: «грандиозное здание буддизма покоится на двух столпах: «великой мудрости» (маха-праджна) и «великом сострадании» (маха-каруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание — из мудрости, ибо они двое едины» 1. Вероятно, именно это доктор Судзуки имел в виду, когда писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям — сострадание есть основа их религии...» 2. Сама жизнь Будды служит олицетворённым примером этого великого сострадания, и вегетарианский образ жизни был существенной частью той мудрости, которой учил Будда.


ПРОСТВЕТЛЕНИЕ

Как гласят буддистские тексты, Сиддхартха Гаутама, ещё не ставший Буддой, был сыном великого царя, который держал его в уединении и оберегал от соблазнов внешнего мира. В юности Сиддхартха вёл волшебную жизнь за высокими стенами отцовского дворца, не ведая тягот земного существования.

Однако, достигнув двадцати девяти лет, Сиддхартха впервые отважился выйти за пределы царских хором и увидел старика, больного, мертвеца и, наконец, санньяси (монаха-аскета), который объяснил царевичу, что старость, болезнь и смерть — не редкостное зрелище, а обычный скорбный удел всех живых существ в этом мире. Сиддхартха огорчился и погрузился в думы. Он решил найти способ победить человеческие страдания.

Сначала он стал поститься и умерщвлять плоть. От недостатка пищи он заболел так тяжело, что едва не умер. Он пришёл к выводу, что самоистязание не приводит к искомому совершенству. Отчаявшись, Сиддхартха сделался странствующим нищим.

Согласно буддистской традиции, однажды вечером (вероятно, около 531 г. до н. э.), медитируя в лесу в Будх Гайя, Сиддхартха достиг порога просветления. Это значит, что теперь он, наконец, увидел, что материальная жизнь иллюзорна и что все в этом мире непостоянно. Там же, в Будх Гайя, под знаменитым Древом Бодхи, Сиддхартха поклялся добиться полного просветления.

Он шесть лет практиковал садхану (упражнения для духа) и достиг своей цели. Тогда он открыл Четыре Благородных Истины материальной жизни: в этом изменчивом мире неизменно лишь страдание; страдание рождается из прихоти; уничтожить прихоть — значит уничтожить страдание; чтобы уничтожить прихоть, нужно следовать Восьмеричному Пути. Этот Путь включает в себя верное понимание, верную цель, верную речь, верное поведение, верные дела, верные усилия и верное созерцание. Он известен также как Срединный Путь (между крайней привязанностью к миру и полным отречением от него); путь должен вывести человека из царства страданий и привести в «пустоту» (shunyata)- Философия Будды была направлена на избавление от страданий для всех живых существ, что, естественно, подразумевает, особенно в раннем буддизме, и страдания животных.

Таково, в упрощённом виде, учение Будды; тем не менее, это все, что достоверно известно о его пути к просветлению. Есть также ещё одно учение, которое считается основополагающим в доктрине буддизма и до сих пор признается его Первым Принципом: «Не убивай, но сохраняй и оберегай все живое».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.008 с.)