Экономическое учение А.Маршалла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое учение А.Маршалла.



 

Альфред Маршалл (1842—1924) — один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «Кембриджской школы» маржинализма. В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время — шахматы.

Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Последняя стала основным занятием его жизни. Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по I; 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием «экономикс», и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж. С.Милля.

Главный труд А.Маршалла — шестикнижие «Принципы экономики» — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

Предмет изучения. Термин «экономикс» А. Маршалл ввел в первой же главе книги 1 «Принципов экономики», которая начинается со следующего определения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния». Маршалл полагал, что политэкономия должна быть строгой наукой и не приобретать социальную окраску. Экономическая теория – наука о создании, распределении богатства, с одной стороны, а с другой -–о повседневной хозяйственной деятельности людей.

Метод изучения. С точки зрения преемственности методологических идей «классиков» А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им «кембриджской школы», так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в.

Экономическая теория – эволюционная наука (часто обращается к биологическим понятиям роста и распада). В своем исследовании она должна использовать исторический метод познания.

Теория стоимости (ценности) и ценообразования. Центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, т.е. как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Маршалл полагал, что не следует уделять большого внимания меной стоимости. Поскольку она в конечном итоге определяется денежными издержками производства, за которыми скрыты реальные издержки (сумма жертв труда и капитала). Жертвы труда - это отрицательные эмоции в процессе труда. Жертвы капитала – это воздержание капиталиста от немедленного потребления капитала. В издержки также входит и предпринимательский доход.

Теория «потребительского избытка». Как видим А.Маршалл фактически сохранил заимствованную у «классиков», исходную позицию о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием. При этом, полагая, что каждый человек, приобретая вещь, исходит «из представляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки, или... из конъюнктуры», он вводит понятие «потребительский избыток». Последнее, на его взгляд, — это «разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», т.е. «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».

Теория «цены равновесия». Одной из важных заслуг А.Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спро с растет, а с ростом цены — снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой или равновесной А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла). Отсюда, как полагает А.Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.

Теория доходов. Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как «вознаграждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает «будущего удовлетворения» от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать «вознаграждением за труд». Он решительно не согласен с тем, «что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда.

Теория процентной ставки. Актуальна и весьма важная теория автора «Принципов» об уровне процентной ставки. На его взгляд, «хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжать делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свой извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае».

Концепция «эластичности спроса». В развитие теории «Цены спроса» А.Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности спроса». Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал подобное почему-то относительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует особая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену ), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства (предложения ) на стоимость».

Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы. Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А.Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он, в частности, отмечает, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода оборудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.

Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие «репрезентативная фирма» как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.

Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономических законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала... дает пропорционально более высокую отдачу... По второму закону «увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции». Причем по убеждению исследователя, «в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу».

Как видим, по мысли А.Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А.Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, — это превышение ее издержек над уровнем рыночной цены.

Главным предметом анализа у Маршала была теория ценообразования. Он не признает трудовую теорию стоимости и в анализе ценообразование опирается на взгляды австрийской школы и в первую очередь на теорию предельной полезности. Если проблема спроса австрийцами объясняется достаточно логично, то предложение и в частности анализ издержек менее логичен. Маршал предложил свою трактовку величины издержек. Он считает, что издержки на ресурсы определяются страданием рабочих, которые они несут в процессе производства и воздерживают предпринимателя. Это получило название теории воздержания для предпринимателя и страдания для работников. С помощью этих приемов Маршал пытается определить стоимость ресурсов через стоимость потребительских благ.

1. Следующей заслугой Маршала явился анализ вне ценового фактора влияющего на спрос и предложение, в том числе математический анализ изменение графического спроса и предложения.

2. Формулировка понятий эластичного спроса и предложения по цене и других факторов.

3. Анализ эластичного предложения во временном аспекте.

4. Формирует понятие рента потребления. С его точки зрения это избыток конкретных товаров для конкретного потребителя на заплачивание за этот товар суммы (Например, спички для курящих большая ценность, чем для не курящих). Такой потребитель получает добавочную полезность.

5. Создание теории монополизации экономики. Он первый анализирует те новые моменты в экономике, которые появились в 90-х годах. В данном случае речь идет о монополиях. Анализирует их еще функционирование в общей массе отраслей свободной конкуренции. Такая ситуация называется рынком монопольной конкуренции и рынком олигополии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.007 с.)