Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из русского музыкального прошлого↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СТАРЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР
Печатается по авторскому машинописному и рукописному недатированному оригиналу. В нем перед названием обозначена рубрика: «Из прошлого».
[061] Представление о Гофмане как пианисте «всегда одинаковом» справедливо лишь в том отношении, что по сравнению со многими другими исполнителями начала XX в. его искусство выглядело менее спонтанным. Однако по сравнению с сегодняшними пианистами Гофман в гораздо большей степени был подвержен влиянию минуты. [062] Видимо, в конце XIX в. эта старомодная манера свидетельствовала о неприятии вагнеровских новаций — как известно, первым дирижером, повернувшимся спиной к публике, был Вагнер. [063] Имеется в виду соперничество между Московским отделением Русского музыкального общества, основанного Н. Рубинштейном, и Московским филармоническим обществом, основанным в 1883 г. П. А. Шостаковским. Филармоническое общество проводило в Москве многочисленные симфонические и камерные концерты, на которых блистали крупнейшие зарубежные и русские музыканты. Здание весьма авторитетного тогда Музыкально-драматического училища при Филармоническом обществе располагалось напротив консерватории на Большой Никитской. [064] Интересно, что подобное состояние во многом сохраняется и по сей день.
АБИССИНСКИЙ МАЭСТРО АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ
Печатается по авторской машинописи.
[065] См.. например, брошюру: Лазарев А.Лазарев и Бетховен. Творения их и музыкальные заслуги. СПб., 1860.
В. САФОНОВ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 13 сентября. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».
[066]Поводом послужило распоряжение Сафонова об увеличении до 40 человек числа учеников в классе специальной инструментовки (его вел в консерватории Г. Э. Конюс). См. об этом в кн.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Танееве. М., 2003. С. 141-143, 183-184. [067]Этот эпизод так описан С. В. Смоленским (речь идет о репетиции оперного консерваторского спектакля, проходившей «при полной публикою зале Большого театра»: «Уставшие ученицы рискнули попросить трудный и высокий ля-мажорный хор полутоном ниже и услыхали: "Хорошо, послушаем вас, дур" <...>. Обиднее всего было то, что нашлись между ученицами такие, которым каламбур показался забавным, и из давно обезличенных барышень не нашлось ни одной возмутившейся грубостью публичного оскорбления, хотя две-три заплакали» (Смоленский С. В. Воспоминания. М., 2002. С. 224). [068] Имеется в виду оригинальная система технических упражнений, опубликованная Сафоновым в брошюре: Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. Лондон, 1915. (Целиком переиздана в Приложении к кн.: Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., 1959.) [069]Ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже. Анализ этой партитуры см.: Томпакова О. О вновь найденной партитуре «Прометея» // Ученые записки Музея А. Н. Скрябина. Вып. 3. М., 1998.
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР А. ЭРАРСКОГО
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 29 сентября. В оригинале обозначена рубрика: «Из прошлого».
[070] Оркестр был создан в 1891 г. [071] Эрарский преподавал в Синодальном училище до 1895 г. и умер в 1897 г. [072] В наследии Кастальского есть ряд произведений «революционной тематики»: «В. И. Ленину (у гроба)», «Красная Русь» и т. д., однако композитор не был членом партии.
ПЕРВЫЙ ФОНОГРАФ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 25 ноября. В оригинале обозначена рубрика: «Из воспоминаний».
[073] А.Н. И. Чайковский в разные годы служил вице-губернатором в Ревеле и Нижнем Новгороде. [074] На самом деле фонограф был привезен Ю. И. Блоком в Россию в 1889 г. (См.: Блок Ю. И. Воспоминания о Чайковском // П. И. Чайковский. Забытое и новое. Воспоминания современников, новые материалы и документы. М., 1995).
О писателях и поэтах
ТОЛСТОЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ
Печатается по авторской машинописи. Опубликовано: «Современные записки», 1939,№ 69.
[075] Девичья фамилия Софьи Андреевны Толстой — Берс. [076] Ср. впечатление Шаляпина о доме Толстых: «Как раз против меня сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за ременный пояс своей блузы. Нечаянно бросая на него время от времени взгляд, я заметил, что он с интересом следил за моими лицом, глазами и ртом» (Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Т. 1. М., 1958. С. 322). [077] Об отношении Скрябина к Толстому см.: Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2003. С.185-186. [078] Ср. высказывание Толстого, приведенное его сыном С. Л. Толстым: «Музыка не действует ни на ум, ни на воображение. В то время, как я слушаю музыку, я ни об чем не думаю и ничего не воображаю, но какое-то сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство — воспоминание» (Толстой С. Л. Очерки былого. 2-е изд. М., 1955. С. 376). [079] Характерно, что после того как в апреле 1904 г. такая «неловкость» все-таки обнаружилась (имеется в виду «нелепое», по выражению Танеева, письмо С. А. Толстой), он стал реже с ней видеться. (См. об этом там же, с. 360-361.) [080] Имеются в виду сложные драматические отношения в семье Толстых, связанные с духовным переворотом в жизни Л. Н. Толстого, приведшим его к разладу с большинством родных и к уходу из Ясной Поляны в 1910г. Подробнее см. об этом в очерке Т. Л. Толстой «О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода» в кн.: Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1980. С. 357-414.
«ДЕКАДЕНТЫ»
Печатается с небольшими сокращениями по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1953, 5 июля, 19 июля. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».
[081] На самом деле «нежный как мимоза Поляков» значится в ряду тех, кому посвящена книга К. Бальмонта «Будем как солнце» (1903); Полякову посвящены также стихотворения Ю. Балтрушайтиса «Рассветные волны качают ладью», «Возврат», «Поклонение земле», «Молитва». [082] Поляковы владели «Фабрично-торговым товариществом Знаменской мануфактуры». Балансы этого предприятия в начале 1900-х годов колебались между 3 и 4 миллионами рублей. В специально посвященном Полякову мемуарном очерке Сабанеев сообщает некоторые подробности о его родных: «Семья была в известном смысле старозаветная, еще не вполне изжившая традиции "быта Островского". <...> Дед его был — "рабочий порохового завода", неграмотный человек. При большевиках С. А., который, как и все буржуи, "пострадал" в качестве буржуя, отнесся к этому своему разорению с философским спокойствием, но был обижен, что его признали за буржуя. "Я самый пролетарский из пролетариев, — говорил он, — на пороховые заводы набирали самую последнюю сволочь"» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября). [083] «Общество свободной эстетики» существовало в Москве в 1906-1917 гг. [084] К. Д. Бальмонт — автор брошюры «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (М., 1917). [085] Вот примеры некоторых «политически небезопасных» шуток Полякова. Так, он «пытался развивать тогдашние большевисткие мечты о "новой породе людей", о "человеководстве", высказывал мнение, что при построении коммунизма надо брать примеры с насекомых — с муравьев. Сам же лично предпочитал пчелиное устройство — "единую Женщину" — во главе, всеобщую жену. <...> Когда Ленин обмолвился своей знаменитой фразой, что "всякая кухарка должна уметь управлять государством", — он добродушно сказал: "Вот он и управляет как кухарка". Во время всеобщей переписи в начале большевизма он в анкете написал, что родился две тысячи лет до Рождества Христова, что он — женского пола и имеет в квартире три тысячи окон на улицу (там была такая графа). Когда я ему сказал, что подавать такую анкету небезопасно, он успокоительно сказал: "Ничего подобного — все равно никто ее читать не будет". И кажется оказался прав» (Сабанеев Л. Л. О прошлом. Серебряный век русской литературы // «Русская мысль», 1959, 5 ноября). В 30-е годы Поляков снова жил в Москве, умер в 1943 г. в Новосибирске — в эвакуации. [086] Здесь и ниже цитируется стихотворение А. Блока «Вячеславу Иванову (1912). [087] Выражение из стихотворения Андрея Белого «Маг» (1903), посвященного Брюсову. [088] «Фармацевтами» в кругах художественно-литературной богемы называли состоятельных завсегдатаев артистических клубов и кафе, не принадлежавших к артистическому миру, но желавших быть причастными к таковому. [089]Сабанеев ошибается: стихотворение Брюсова «Два голоса», откуда он цитирует строчку, написано задолго до революции и не имеет никакого отношения к политическим событиям. [090] Вероятно, имеется в виду старший сын Каменева, Александр, осужденный впоследствии по делу «троцкистско-зиновьевского блока».
БАЛТРУШАЙТИС
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 8 декабря. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы»
[091] На самом деле Балтрушайтис родился в 1873 г. [092] Стихи Балтрушайтиса на литовском языке публиковались с 1930 г. [093] Балтрушайтис был послом Литвы в СССР до 1939 г. [094] Балтрушайтис умер в Париже в 1944 г.
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959. В оригинале обозначение рубрики: «О прошлом. Серебряный век русской литературы».
[095] Драматическая поема «Человек» была издана в Париже в 1939 г. [096] Имеется в виду литературный салон в петербургской квартире Иванова на Таврической улице, 25. [097]На самом деле Иванов не был совсем чужд политической «злобе дня». Вместе с Бальмонтом он написал текст «Гимна Свободной России», положенный на музыку Гречаниновым (см. прим. 3 к статье «О Гречанинове» в настоящем издании). Перу Иванова принадлежит цикл стихов «Песни смутного времени». [098] Разрешение на выезд Иванов получил в 1924 г. после четырех лет, проведенных в Баку; до 1936 г. он сохранял советское гражданство. [099] Pudenda (лот.) — внешние половые органы. [100] Среди них П. Я. Чаадаев, 3. Н. Волконская, В. С. Соловьев.
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1955, 13 ноября. В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи».
[101]К числу таких скандалов можно отнести, например, лекцию Соловьева, прочитанную им вскоре после убийства Александра II (в ней он публично призвал нового императора простить цареубийц), труды Соловьева, посвященные проблемам единства православной и католической церквей. [102] Имеется в виду книга Соловьева «Оправдание добра» (1897).
О СВЯЩЕННИКЕ ПАВЛЕ ФЛОРЕНСКОМ
Печатается по недатированной авторской машинописи.
[103] В противовес Сабанееву, многие мемуаристы утверждают, что в советские учреждения Флоренский приходил в рясе. [104] Эти идеи развиты в книге Флоренского «Мнимости в геометрии» (1922). [105] Флоренский был армянином по материнской линии. [106]Умное делание», или «исихазм» — в православной аскетике особые приемы для приведения души в состояние религиозного экстаза. [107] Флоренский был расстрелян в 1937 г.
Мои встречи
«ЧУДАКИ»
Печатается по тексту трех публикаций в газете «Новое русское слово», 1953, 1954. В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».
[108] На самом деле С. И. Танеев после смерти матери получил соответствующую до. о наследства. Так. Ю. И. Сабанеева в письме к С. И. Танееву от 17 декабря 1903 г. пишет: «Вы говорили как-то, что у Вас есть капитал в десять тысяч в конторе Волкова.... Вы говорили, что не берете проценты и на капитал нарастают проценты на проценты...» (РГАЛИ, ф. 880, on. 1, ед. хр. 440, л. 47 об.). При этом между С. И. Танеевым и братом не было столь решительного охлаждения, как пишет Сабанеев. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания о встречах с ним в «Дневни-I.TX» С. И. Танеева. [109] Такое отношение В. И. Танеева к музыке было вызвано, несомненно, давлением отца: «Постоянно принуждая меня играть, притесняя, насилуя, он внушил мне к музыке отвращение» [Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем. М., 1959. С. 81). [110] Весь этот эпизод передан Сабанеевым в стиле, характерном для эмигрантской печати 20-х-ЗО-х годов (ср. рассказы М. Аверченко, Тэффи и др.). На самом деле «толстой кипы писем», разумеется, не было. По воспоминаниям П. В. Танеева, «у отца был особый бумажник из красного сафьяна, который лежал отдельно от всех других бумаг. В нем лежала фотография Карла Маркса с автографом Владимиру Ивановичу и длинное письмо К. Маркса профессору М. М. Ковалевскому на французском языке с отзывом о Владимире Ивановиче» (Танеев П. В. Из воспоминаний о Владимире Ивановиче Танееве // Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем. С. 705). [111] См.: Андрей Белый. На рубеже двух столетий. М., 1989. [112] Лугинин происходил из семьи уральских заводчиков. Помимо химии, он занимался также теорией и практикой сельского кооперативного движения, опубликовав несколько трудов по этому вопросу, однако об участии его в революционной народнической организации «Черный передел» не известно. [113] Лугинин широко занимался благотворительностью, построив на принадлежавших ему землях, школы, больницы и т. д.
СЫН РИХАРДА ВАГНЕРА И ВНУК ФРАНЦА ЛИСТА
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».
[114] Приведенная фраза может быть истолкована двояко: «Зигфрид фон Вагнер лучше, чем Зигфрид Вагнер» и "Зигфрид" Вагнера лучше, чем Зигфрид Вагнер».
КЛУБ.АЛАТР.
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 10 апреля. В оригинале обозначена рубрика: «Из прошлого».
[115] От lancer (фр.} — запускать. [116] Тангистами называли исполнителей танго. [117] Имеется в виду Николай Романович Бакалейников, флейтист, композитор, брат альтиста Владимира Бакалейникова.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». Заголовок в оригинале: «Мои встречи. Московские артистические клубы».
[118] В доме размещался Московский комитет РКП(б), ныне — Прокуратура РФ. Литературно-художественный кружок был основан в 1899 г., с 1905 г. он арендовал здание на Большой Дмитровке. [119] «Железка» — под этим названием в России приобрела широкую популярность азартная карточная игра «шмен-де-фер».
ГИМНАЗИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи».
[120] Лобковский пер., 5 (ныне ул. Макаренко). Теперь в этом здании находится НИИ теории и истории педагогики. [121] Бест (перс. best) — неприкосновенное убежище; сесть в бест — укрыться от преследований, выжидать изменения неблагоприятных обстоятельств. [122] На самом деле литературовед В. М. Фриче короткое время занимал пост помощника наркома иностранных дел». [123] В. П. Потемкин в 1934—1937 гг. был послом СССР во Франции, потом заместителем наркома иностранных дел. С 1940 г. — нарком просвещения. [124] Имеется в виду составленный Н. Д. Соколовым Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов от 1 марта 1917 г., которым отменялась старая система воинской дисциплины и воинские части переподчинялись Советам. [125] От «Ame slave» (фр.) — «славянская душа».
АЙСЕДОРА ДУНКАН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1962, 17 марта. В оригинале обозначение рубрики: «Из прошлого».
[126] В этом доме (Пречистенка, 20) ныне находится Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. [127] В литературе о Есенине обычно говорится, что Дункан познакомилась с ним на вечере у художника Г. Якулова (См., например: Шнейдер И. И. Есенин за границей // Воспоминания о С. Есенине. М., 1965). [128] А. Дункан покинула Москву в 1924 г. [129] Выступление Дункан в Большом театре состоялось 7 ноября 1921 г. [130] Студия Дункан прекратила свое существование через много лет после отъезда Сабанеева — в 1949 г.
ТУХАЧЕВСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ И ТУХАЧЕВСКИЙ МИФИЧЕСКИЙ
Печатается по недатированной авторской машинописи. Статья написана, вероятно, вскоре после реабилитации Тухачевского в 1957 г.
В САНАТОРИИ «УЗКОЕ»
Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 3 июня. В оригинале обозначение рубрики: «Мои встречи».
[131] Дом ученых поныне располагается в том же здании на ул. Пречистенка, 16. [132] Санаторий «Узкое» сохранился по сей день. Теперь он оказался на территории Москвы (ул. Профсоюзная, 123а).
Miscellanea
ПИСЬМА О МУЗЫКЕ
Печатается по газетной публикации: «Русская мысль», 1956,13 ноября.
[133] См. прим. 2 к статье «Н. К. Метнер». [134] Закон Бойля-Мариотта определяет обратно пропорциональную зависимость между объемом данной массы газа и его давлением.
МЫСЛИ О МУЗЫКЕ. НЕМНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Печатается по газетной публикации: «Русская мысль», 1958, 19 августа.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ
Печатается по тексту журнальной публикации: «Современные записки», 1937,№ 64.
[135] От avion [фр.] — самолет. [136] Мистическая оратория «Книга жизни» так и не была закончена композитором. В данном случае печь идет об исполнении фрагмента — «Вступления к Книге жизни» для четырех солистов и оркестра под управлением С. А. Кусевицкого 3 июня 1926 г. [137] Кроме Вышнеградского, четвертитоновую систему разрабатывали Р. Штайн и В. Мёллендорф в Германии, А. Хаба в Чехословакии и др.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ, В ИСКУССТВЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959, 15 декабря.
[138] См.: Сабанеев Л. Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. Опыт позитивного обоснования законов формы // «Искусство», 1925, № 2.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абельман — петербургский врач Авенариус, Рихард (1843-1896) — философ, основоположник эмпириокритицизма Авербах, Софья Михайловна (1882-1951) — врач, сестра Я. М. Свердлова Адамович, Георгий Владимирович (1892-1972) — поэт и литературный критик; с 1923 г. жил во Франции Акименко, Федор Степанович (1876-1945) — композитор и пианист; с 1923 жил за границей Алданов, Марк Александрович (1886-1957) — писатель, химик. С 1919 г. в эмиграции. Один из близких друзей Л. Л. Сабанеева в зарубежные годы Александр III (1845-1894) — российский император Александр II (1818-1881) — российский император Александра Федоровна. (1872-1918) — императрица, жена императора Николая II Александров. Анатолий Николаевич (1888-1982) — композитор и педагог Алексеев, Александр Дмитриевич (1913-1996) — музыковед, автор трудов по истории фортепианного искусства Алин, Жура — танцовщица, актриса немого кино Альберт I (1848-1922) — принц Монакский, основатель Океанографического института Андреев, Леонид Николаевич (1871-1919) — писатель Апухтин, Алексей Николаевич (1840-1894) — поэт Аренский, Антоний Степанович (1861-1906) — композитор Арцыбашев, Михаил Петрович (1878-1927) — писатель Арцыбушев, Николай Васильевич (1858-1937) — композитор, член «Беляевского кружка»; с 1920 г. жил в Париже Асафьев, Борис Владимирович (1884-1949) — музыковед, композитор Ауэр, Леопольд Семенович (1845-1930) — австрийский скрипач, педагог; в 1867-1917 гг. жил в России Ахрон, Иосиф Юльевич (1886-1943) — композитор и скрипач, один из основоположников «еврейской национальной школы» в музыке. С 1922 г. за границей Ахшарумов, Дмитрий Иванович (1785-1837) — генерал, участник Войны 1812 года Баженов, Николай Николаевич (1857-1923) — московский врач-психиатр и общественный деятель Бакалейников, Николай Романович (1881-1957) — флейтист, дирижер и композитор Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876) — философ и революционный деятель Балакирев, Милий Алексеевич (1836/1837-1910) — композитор и пианист Балтрушайтис, Юргис Казимирович (1873-1944) — поэт, дипломат Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867-1942) — поэт и переводчик Боратынский, Евгений Абрамович (1800-1844) — поэт Баренбойм, Лев Аронович (1906-1985) — музыковед, педагог Бартенев, Сергей Петрович (1863-1930)—пианист, композитор, историк Батюшков, Константин Николаевич (1787- 1857) — поэт Бах, Иоганн Себастьян (1685-1750) — композитор, органист Белый, Андрей (Бугаев, Борис Николаевич; 1880-1934) — поэт, писатель, теоретик символизма Беляев, Митрофан Петрович (1836-1903/1904) — музыкальный деятель, лесопромышленник-меценат Бенедиктов, Владимир Григорьевич (1807-1873) — поэт — Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) — философ, публицист Берлиоз, Гектор (1803-1869) — композитор, дирижер Вертело, Пьер Эжен Марселен (1827-1907) — французский химик — 167 Бессель, Василий Васильевич (1843-1907) — петербургский музыкальный издатель Бетховен, Людвиг ван (1770-1827) — композитор, пианист Бисмарк, Отто фон (1815-1898) — немецкий политический деятель, канцлер Германии — 23 Блаватская, Елена Александровна (1831-1891)—писатель и общественный деятель, основоположник мистического учения «теософии» Блок, Александр Александрович (1880-1921) — поэт Блок, Юлий Иванович (1858-1931) — предприниматель, музыкант-любитель, входил в дружеский круг Танеева, Чайковского и др. Боборыкин, Петр Дмитриевич (1836-1921) — писатель Бодлер, Шарль (1821-1867) — поэт Бородин, Александр Порфирьевич (1833-1887) — композитор, химик Брамс, Иоганнес (1833-1897) — композитор, пианист Брондуков, Анатолий Андреевич (1856-1930) — виолончелист, музыкальный деятель Броссен, Луи (1840-1884) — французский пианист, профессор Петербургской консерватории Брюсов, Валерий Яковлевич (1873-1924) — поэт, переводчик, литературный деятель Брюсова, Надежда Яковлевна (1881-1951) — музыковед, музыкально-общественный деятель Брянчанинов, Александр Николаевич (1874-1918?) — общественный деятель, входил в дружеский круг Скрябина Бугаев, Николай Васильевич (1837-1903) — математик, профессор и декан физико-математического факультета Московского университета Бутлеров. Александр Михайлович (1828-1886) — химик, профессор Петербургского университета Буюкли, Всеволод Иванович (1873-1921) — пианист Вагнер, Зигфрид (1869-1930) — композитор, дирижер, сын Рихарда Вагнера Вагнер, Рихард (1813-1883) — композитор, дирижер Вахмейстер — шведский композитор — 226 Венявский, Генрик (1835-1880) — польский скрипач, композитор Вересаев, Викентий Викентьевич (1867-1945) — писатель Верлен, Поль (1844-1896) — французский поэт Вертинский, Александр Николаевич (1889-1957) — русский артист эстрады, поэт; в 1920-1943 гг. в эмиграции Верхарн. Эмиль (1855-1916) — бельгийский поэт и драматург Вигом, Гануш (1855-1920) — чешский виолончелист, организатор «Чешского квартета» Видор, Шарль Мари (1844-1937) — французский органист, композитор, педагог Вильгельм II (1859-1941) — германский император Винклер, Александр Адольфович (1865-1935) — русский композитор, член «Беляевского кружка»; с 1925 г. жил за рубежом Виноградова, Вера Павловна (1892-?) — композитор и пианист, выпускница Петроградской консерватории; с начала 20-х гг. жила за рубежом Виточек, Евгений Францевич (1880-1946) — русский скрипичный мастер Витте, Сергей Юльевич (1849-1915) — русский государственный деятель Волконский, Сергей Михайлович (1860-1937) — театральный деятель, критик; с 1917 г. в эмиграции Волошин, Максимилиан Александрович (1877-1932) — поэт Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) — художник Вышнеградский. Иван Александрович (1893-1979) — композитор, и теоретик; один из создателей «четвертитоновой музыки»; с 1920 г. в эмиграции Вышнеградский, Иван Алексеевич (1830-1895) — экономист, министр финансов России при Александре III Гайдн, Йозеф (1732-1809) — композитор Ганслик, Эдуард (1825-1904) – австрийский музыкальный критик Голом, Георгий Аполлонович (1870-1906) — священник, агент охранки Гарбузов, Николай Александрович (1880-1955) — музыковед, специалист по акустике Гартман, Фома Александрович (1885-1956) — композитор, ученик Танеева; с 1921 г. в эмиграции Гедианов, Лука Степанович (1774-1843) — князь, отец А. П. Бородина Гедике, Александр Федорович (1877-1957) — органист, композитор и педагог Гендель, Георг Фридрих (1685-1759) — композитор, органист Генрих IV (1050-1106) — германский император Герцен, Александр Иванович (1812-1870) — писатель, деятель революционного движения Герцен, Наталия Александровна — дочь А. И. Герцена Гёте. Иоганн Вольфганг (1749-1832) — поэт, естествоиспытатель Гилелъс, Эмиль Григорьевич (1916-1985) — пианист Гиляровский, Владимир Алексеевич (1853-1935) — журналист, писатель Главач, Войцех Иванович (1849-1911) — дирижер, композитор чешского происхождения; с 1871 г. работал в России Глазунов, Александр Константинович (1865-1936) — композитор Глен, Альфред (Константин) Эдмундович (1858-1827) фон — виолончелист, и педагог; с 1921 г. жил в эмиграции Глинка, Михаил Иванович (1804-1857) — композитор Глиэр, Рейнгольд Морицевич (1874/1875-1956) — композитор, педагог Гоголь, Николай Васильевич (1809-1852) — писатель Гольденвейзер. Александр Борисович (1875-1960) — пианист, педагог, профессор Московской консерватории Городецкий, Сергей Митрофанович (1884-1967) — поэт Горожанкин, Иван Николаевич (1844-1904) — ботаник, профессор Московского университета, дед Л. Л. Сабанеева Горчаков, Григорий Николаевич (1903-199?) —русский композитор, ученик и секретарь С. С. Прокофьева Горький, Максим (Пешков, Алексей Максимович; 1868-1936) — писатель, общественный деятель Гофман, Йозеф (1876-1957) —польский пианист Гофман, Карел (1872-1936) — скрипач, возглавлял «Чешский квартет» Гречанинов, Александр Тихонович (1864-1956) — композитор; с 1925 г. жил за рубежом Гречанинова, Мария Григорьевна — жена А. Т. Гречанинова Гржимали, Иван Войцехович (1844-1915) — скрипач, педагог чешского происхождения, с 1869 г. жил в Москве Григорий VII (между 1015 и 1020-1085) — папа римский Губерман, Бронислав (1882-1947) — польский скрипач Губерт, Александра Ивановна (1850-1937) — пианистка, педагог, инспектор Московской консерватории Гумпердинк, Энгельберт (1854-1921) — немецкий композитор, дирижер, педагог Гунст, Евгений Оттович (1877-1938) — композитор и музыкальный критик, организатор «Московского общества распространения камерной музыки»; с 1922 г. жил за границей Давыдов, Владимир Николаевич (1849-1925) — актер петербургского Александрийского театра Данилов — путешественник, друг Л. П. Сабанеева Дарвин, Чарльз (1809-1882) — биолог, естествоиспытатель Даргомыжский, Александр Сергеевич (1813-1869) — композитор Дебюсси, Клод Ашиль (1862-1918) — композитор Дельсаль, см. Сабанеева Ю. И. Деляков, Иван Давыдович (1818-1897) — государственный деятель, министр народного просвещения при Александре III Дервиз фон — русский дворянский род немецкого происхождения, известный широкой благотворительностью Державин, Гаврила Романович (1743-1816) — поэт Дидерихс — династия фортепианных мастеров, выходцев из Германии; фортепианная фабрика Дидерихса в Петербурге существовала в 1810-1914 гг. Дорошевич, Влас Михайлович (1864-1922) — журналист, театральный критик Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881) — писатель Дункан, Айседора (1877-1927) — американская танцовщица Дюбюк, Александр Иванович (1812-1897/1898) — пианист, композитор, педагог Дютш, Отто Иванович (1825-1863) — русский композитор датского происхождения Дягилев, Сергей Павлович (1872-1929) — театральный деятель Евреинов, Николай Николаевич (1879-1957) — русский режиссер, драматург, театральный деятель; с 1925 г. жил за рубежом Екатерина II (1729-1896) — российская императрица Есенин, Сергей Александрович (1895-1925) — поэт Есипова, Анна Николаевна (1851-1914) — пианистка, педагог, профессор Петербургской консерватории Ж иляев, Николай Сергеевич (1881-1938) — музыковед, композитор, педагог Жуковский, Василий Андреевич (1883-1852) — поэт Жуковский, Николай Егорович (1847-1921) — профессор Московского университета, основоположник современной аэродинамики Захарьин, Григорий Антонович (1829-1897) — врач-терапевт Зверев, Николай Сергеевич (1832-1893) — пианист, педагог, профессор Московской консерватории Зилоти, Александр Ильич (1863-1945) — пианист, дирижер, музыкальный деятель; с 1919 г. жил за рубежом Иванов, Вячеслав Иванович (1866-1949) — поэт, теоретик символизма; с 1925 г. жил за рубежом Иванов, П. (Мак) — популярный в 1910-е гг. художник-карикатурист, исполнитель танго, выступал в дуэте с Эльзой Крюгер Игумнов, Константин Николаевич (1873-1948) — пианист, педагог, профессор Московской консерватории Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич; 1829-1908) — православный священник, в 1990 г. был причислен к лику святых Погашен, Юлий Иванович (1826-1904) — музыкальный теоретик, педагог и композитор; родом из Дании, с 1848 г. жил в России Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович (1859-1935) — композитор, педагог, музыкальный деятель Каблуков, Иван Алексеевич (1857-1942) — химик, профессор Московского университета Кавос, Катарино Альбертович (1775-1840) — композитор и дирижер итальянского происхождения; с 1799 г. работал в Петербурге Козин — один из основателей артистического клуба «Алатр» Каменев, Александр Львович — советский офицер, сын Л. Б. Каменева Каменев, Лев Борисович (1883-1936) — советский государственный и партийный деятель Каменева, Ольга Давыдовна (1883-1941) — жена Л. Б. Каменева, в первые годы советской власти руководила культурными учреждениями Карсавина, Тамара Платоновна (1885-1978) — балерина; с 1919 г. жила за границей Кастальский, Александр Дмитриевич (1856-1926) — композитор и хоровой дирижер, фольклорист Катуар, Георгий Львович (1861-1926) — композитор, музыковед, педагог Кошкин, Николай Дмитриевич (1839-1920) — музыкальный критик, педагог Керженцев, Платон Михайлович (1881-1940) — советский партийный и государственный деятель Киркегард (Кьеркегор), Серен (1813-1855) — датский теолог и философ Китцнер — посетитель артистического клуба «Алатр», агент охранки Ключевский, Василий Осипович (1841-1911) — историк Ковалев, П. — русский композитор в эмиграции Ковалевский, Максим Максимович (1851-1916) — историк, юрист и социолог либерального направления Коган, Петр Семенович (1872-1932) — историк литературы, критик, президент Государственной академии художественных наук Константинов — русский композитор; жил за рубежом Константинович — заведующий домом отдыха ученых Конюс, Георгий Эдуардович (1862-1933) — композитор, теоретик, педагог, профессор Московской консерватории Конюсы — семья русских музыкантов французского происхождения Карелин, Михаил Сергеевич (1855-1899) — историк-медиевист, профессор Московского университета Корещенко, Арсений Николаевич (1870-1921) — композитор, пианист и музыкальный критик Коровин, Константин Александрович (1861-1939) — живописец; с 1923 г. жил во Франции Кошиц, Нина Павловна (1894-1965) — певица, с 1921 г. жила за рубежом Красин, Борис Борисович (1886-1936) — композитор, возглавлял в 1920-е гг. МУЗО Наркомпроса, брат Л. Б. Красина Красин, Леонид Борисович (1870-1926) — советский государственный и партийный деятель Крашенинников, Федор Николаевич (1869-1938) — ботаник, профессор Московского университета Крашенинниковы — семья текстильных фабрикантов, финансировала артистический клуб «Алатр» Крейн, Александр Абрамович (1883-1951) — композитор; во многих произведениях разрабатывал еврейский музыкальный фольклор — 181 Крейны — композиторы, братья Александр и Григорий (1879-1955) Крейслер, Фриц (1875-1962) — австрийский скрипач Крюгер, Эльза — танцовщица, артистка театра и кабаре, актриса кино, с 1920 г. в эмиграции в Берлине, инициатор «Русского романтического театра* (1922) Кузнецова, Тамара Герасимовна (1895-1980) — пианистка, выпускница Петербургской консерватории, жена Л. Л. Сабанеева Кузнецовы — текстильные фабриканты; финансировали Московское филармоническое общество — 104 Кукольник, Нестор Васильевич (1809-1868) — писатель и поэт Купер, Эмиль Альбертович (1877-1960) — дирижер, с 1924 г. жил за рубежом Куприн, Александр Иванович (1870-1938) — писатель; в 1919-1937 гг. жил в эмиграции Кусевицкая (урожд. Ушкова), Наталья Константиновна (1881-1941) — жена С. А. Кусевицкого, совладелица крупной чаеторговой фирмы Кусевицкий, Сергей Александрович (1874-1951) — контрабасист-виртуоз, дирижер, музыкально-общественный деятель; с 1921 г. за рубежом Кюи, Цезарь Антонович (1835-1918) — композитор, музыкальный критик Лазарев, Александр Васильевич (1819-?) — композитор и дирижер Лазарев, Петр Петрович (1878-1942) — физик Лапшин, Иван Иванович (1870-1952) — философ, автор трудов о Скрябине и Римском-Корсакове: в 1922 г. был выслан из РСФСР Лоунис, Армас Эмануэль (1884-1959) — финский-композитор Лебедев, Алексей Петрович (1845-1908) — историк церкви, профессор Московской духовной академии и Московского университета Левин, Иосиф Аркадьевич (1874-1944) — пианист, выпускник Московской консерватории; с 1906 г. жил за рубежом Левин — композитор русского происхождения, писал музыку для кино Ленин, Владимир Ильич (1870-1924) Леопольд П (1835-1909) — бельгийский король Лесков, Николай Семенович (1831-1895) —писатель Лешетицюш, Теодор (Федор Осипович; 1830-1915) — польский пианист, создатель всемирно известной пианистической школы; в 1852-1878 гг. жил в Петербурге Лист, Ференц (1811-1886) — композитор, пианист и педагог Лобачевский, Николай Иванович (1793-1856).— математик Ломброэо, Чезаре (1836-1909) — итальянский психиатр и криминалист, автор книги «Гений и безумие» Лопатин, Лев Михайлович (1855-1920) — философ, профессор Московского университета Лугинин, Владимир Федорович (1834-1912) — химик, профессор Московского университета Лузин, Николай Николаевич (1883-1950) — математик, коллега Сабанеева по Московскому университету Луначарская-Розенелъ (урожд. Сац), Наталья Александровна (1900-1962) — актриса Малого театра, жена А. В. Луначарского Луначарский. Анатолий Васильевич (1875-1933) —литератор, критик, публицист, нарком просвещения (1917-1929) Лурье, Артур Сергеевич (892-1966) — композитор и музыкальный деятель; заведовал музыкальным отделом Наркомпроса в 1918-1920 гг. С 1922 г. жил за рубежом Лядов, Анатолий Константинович (1855-1914) — композитор, педагог Ляпунов, Сергей Михайлович (1859-1924) — композитор, пианист и педагог Мак — см. Иванов П. Максимов, Леонид Александрович (1873-1904) — пианист, педагог, музыкальный критик; ученик Зверева и Пабста Малер, Густав (1860-1911) — австрийский композитор и дирижер Малиновская, Екатерина Константиновна (1875-1945) — театральный деятель, с 1917 г. комиссар, позднее управляющий московских государственных театров Маркович, Игорь Борисович (1912-1983) — композитор и дирижер; с 1913г. жил в Европе Мословы, сестры — Анна Иван
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.012 с.) |