Гсэ. В. 06 Государственное регулирование экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гсэ. В. 06 Государственное регулирование экономики



ГСЭ.В.06 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

 

ПРАКТИКУМ

Направление подготовки дипломированного специалиста

140100 Теплоэнергетика
Специальность 140106 Энергообеспечение предприятий

 

УФА 2010

 

 

УДК 330

ББК 65.01

П 69

 

Рекомендован к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №5 от 28 января 2010 г.)

 

Составители:

 

к.э.н., доцент К.Б. Сметова

к.э.н., доцент М.Г. Гайниев

Рецензент: д.э.н., профессор Лукманов Д.Д.

 

 

Ответственный за выпуск:зав. кафедрой экономической теории,

д.э.н., профессор Д.Д. Лукманов

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

I ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6

Тема 1 Сущность и необходимость государственного регулирования экономики 6

Тема 2 Социальная политика государства 8

Тема 3 Государственное регулирование рынка труда 10

Тема 4 Государственное регулирование денежного рынка 12

Тема 5 Антимонопольная политика 15

Тема 6 Государственное регулирование аграрного сектора экономики 17

Тема 7 Государственное регулирование инвестиций и структурная политика 20

Тема 8 Финансовая политика государства 22

Тема 9 Государственное регулирование внешнеэкономических связей 24

II ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 28

III ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ 31

IV ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ 34

V ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ 36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

 

 

Введение

 

Практикум представляет курс «Государственное регулирование экономики», являющийся логическим завершением курса «Экономика». Практикум отражает сложившуюся российскую действительность экономического развития, базируется на опыте функционирования государств с развитой рыночной системой и составлен в соответствии с федераль­ным стандартом по дисциплине «Государственное регулирование экономики». В состав практикума входят планы практических занятий, основные термины и понятия, вопросы для самопроверки, тесты, контрольные вопросы, задачи для самостоятельного решения, задачи с решениями, темы докладов и сообщений. Библиографический список охватывает значительное число современных источников основной и дополнительной литературы, нормативно-правовые документы, периодические издания и электронные ресурсы.

Преподавание предмета «Государственное регулирование экономики» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки специалистов высшего профессионального образования. Разработанная программа и методика преподавания основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний, а также требованием стандартов сопряженных дисциплин.

Конечная цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний в области государственного регулирования, государственного образа мышления.

Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте Высшего профессионального образова­ния.

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

а) раскрыть сущность процесса государственного регулирования экономики, показав его специфику в переходной экономике;

б) рассмотреть законы и закономерности развития экономических систем, их влияние на принятие решений в области государственного управления и регулирования, определение государственной цели политики, ее стратегии и тактики;

в) вооружить знанием форм, методов и инструментов, применяемых в области государственного регулирования ведущими странами с развитой рыночной экономикой.

В результате изучения дисциплиныстуденты должны:

а) знать:

– сущность административных и экономических методов регулирования;

– основные тенденции в развитии форм и методов государственного регулирования в масштабе мирового развития;

– теоретические основы и базовые понятия изучаемого предмета;

б) уметь:

– четко ориентироваться в окружающей экономической действительности;

– просчитывать последствия принимаемых решений в области государственного регулирования и реализации программ;

– прогнозировать развитие народного хозяйства в целом и результаты этого развития с учетом интересов всех субъектов рынка;

в) иметь представление:

– об особенностях развития рыночных систем и результатах процесса государственного регулирования, определяемых конкретными историческими условиями;

– о факторах, влияющих на развитие государственного регулирования в отдельных экономических и социальных процессах.

Практикум по курсу «Государственное регулирование экономики» подготовлен для студентов, обучающихся по специальности 140106 «Энергообеспечение предприятий».

I ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Вопросы

 

1. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

2. Сущность и цели государственного регулирования экономики.

3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

1.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные задачи курса «Государственное регулирование экономики»?

2. Назовите особенности ГРЭ в переходный период.

3. Назовите прямые и косвенные методы регулирования экономики.

4. Перечислите «провалы» рынка.

5. Назовите минимальный перечень функций государства в современной экономике.

 

Задания для СРС

1.3.1. Заведите глоссарий (словарь) и впишите в него следующие термины и понятия:рынок и государство; фиаско рынка; государственное регулирование экономики; цели ГРЭ; средства ГРЭ; административные методы регулирования; экономические методы регулирования; направления ГРЭ; общественные блага; внешние эффекты.

 

1.3.2. Выполните тесты:

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена тем, что:

а) рынок привносит в экономику хаос;

б) этого требует общество;

в) рынок не способен решить всех проблем общества;

г) этого требует современный уровень производства.

 

2. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании.

 

 

3. Выбор целей государственной экономической политики зависит:

а) от воздействия на правительство страны могущественных иностранных кредиторов;

б) от остроты конкретных проблем в народном хозяйстве страны;

в) от личностей, стоящих во главе государства и принимающих политические решения;

г) всего перечисленного.

 

4. Какими, по вашему мнению, должны быть первостепенные цели государственной экономической политики России:

а) срочные меры по защите окружающей среды;

б) улучшение отраслевой структуры народного хозяйства;

в) борьба с безработицей;

г) досрочная выплата внешнего долга.

 

5. Почему для регулирования рыночного хозяйства наряду с экономическими применяются административные инструменты:

а) административные инструменты применяются в ситуациях и сферах, где экономические средства не дают необходимого эффекта;

б) административными средствами легче добиться увеличения инвестиций и внедрения результатов НИОКР;

в) органы государственной власти, обладающие определенными полномочиями, всегда стремятся их использовать;

г) нет верного ответа.

 

6. Производство и потребление частных благ может сопровождаться проявлением...

а) только внутренних эффектов;

б) только положительных внешних эффектов;

в) только отрицательных внешних эффектов;

г) как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

 

7. Формой реализации прямого метода государственного регулирования в условиях трансформируемой экономики не является...

а) предоставление налоговых льгот фирмам;

б) запрет на определенные виды хозяйственной деятельности;

в) прогнозирование и индикативное планирование;

г) установление минимального размера оплаты труда.

 

8. Какая из экономических школ обосновала необходимость государственного регулирования экономики:

а) классическая;

б) кейнсианская;

в) монетаризм;

г) маржинализм.

9. Важную роль государства в экономике подчеркивал:

а) В.Леонтьев;

б) А. Смит;

в) Д. Кейнс;

г) Ф. Кенэ.

 

10. К преимуществам рынка относится все перечисленное ниже, кроме: а) эффективного распределения и использования ресурсов;

б) свободы выбора продавцов и покупателей;

в) появления внешних эффектов;

г) относительно быстрого восстановления рыночного равновесия.

 

1.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы ГРЭ в современной России? Аргументируйте свой ответ.

2. Как сочетаются механизмы координации хозяйственной деятельности с формами собственности в реальных экономических условиях?

 

Вопросы

 

1. Денежные доходы населения, их структура.

2. Дифференциация доходов и ее измерение. Кривая Лоренца и индекс Джини.

3. Выравнивание доходов и социальная политика.

 

2.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные направления социальной политики государства?

2. Что такое прожиточный минимум?

3. Чем характеризуется бедность в России и каковы ее масштабы?

4. В чем состоит противоречие социальной справедливости и экономической эффективности?

5. Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль?

 

Задания для СРС

2.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: совокупные доходы; номинальные доходы; располагаемые доходы; реальные располагаемые доходы; номинальная и реальная заработная плата; дифференциация доходов; кривая Лоренца; децильный коэффициент; коэффициент Джини; социальные трансферты; социальная политика; прожиточный минимум; уровень жизни; бедность; проблема социальной справедливости и экономической эффективности.

 

2.3.2. Выполните тесты:

1. Социальная политика включает:

а) экономическую помощь населению;

б) социальные гарантии населению со стороны государства;

в) защиту прав человека на свободный труд;

г) все вышеперечисленное.

 

2. Кривая Лоренца выражает:

а) функциональную зависимость доли присваиваемого дохода различными группами населения страны от их численности;

б) пропорциональное распределение доходов между различными группами населения страны;

в) отклонение реального распределения доходов между различными группами населения страны от равного распределения доходов;

г) пропорции распределения первичных доходов в стране.

 

3. При изменении системы налогообложения доходов физических лиц с пропорциональной на прогрессивную дифференциация доходов населения иллюстрируется:

а) приближением кривой Лоренца к линии абсолютного неравенства;

б) перемещением точки на кривой Филипса влево;

в) перемещением точки на кривой Филипса вправо;

г) приближением кривой Лоренца к линии абсолютного равенства.

 

4. При уменьшении степени неравенства населения по доходам:

а) значение коэффициента Джини увеличивается;

б) значение коэффициента Джини уменьшается;

в) значение коэффициента Лернера увеличивается;

г) значение коэффициента Лернера уменьшается.

 

5. Какая система налогообложения доходов физических лиц приводит к наибольшему сглаживанию неравенства в распределении доходов:

а) фиксированная;

б) пропорциональная;

в) прогрессивная;

г) регрессивная.

 

6. Что в экономике измеряется коэффициентом Джини:

а) соотношение между потреблением и сбережениями;

б) степень неравенства в распределении доходов;

в) соотношение между потреблением работника со средним доходом и работника с минимальным доходом;

г) соотношение между ВНП и государственным долгом.

 

7. Если правительство вводит прогрессивное налогообложение на доходы физических лиц, то кривая Лоренца сдвигается:

а) вправо, уменьшая неравенство доходов в обществе;

б) вправо, увеличивая неравенство доходов в обществе;

в) влево, уменьшая неравенство доходов в обществе;

г) влево, увеличивая неравенство доходов в обществе.

 

8. Государственная программа социальных гарантий не предусматривает:

а) вмешательства в рыночную экономику для смягчения ситуации;

б) создание общественно-полезных благ – здравоохранение, образование, охрана окружающей среды;

в) предоставление или помощь в получении жилья малоимущим слоям населения;

г) ликвидация нищеты и социальной несправедливости.

 

9. Основным фактором, определяющим дифференциацию заработной платы в России, являются(-ется)...

а) искусственное сдерживание роста заработной платы в бюджетной сфере;

б) высокий уровень инфляции;

в) финансовые спекуляции;

г) монопольное положение отдельных отраслей и сфер занятости.

 

10. Заработная плата, земельная рента и процент обобщаются в таких
понятиях, как...

а) «первичные доходы»;

б) «доходы от собственности»;

в) «трудовые доходы»;

г) «факторные доходы».

 

2.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как Вы оцениваете социальную политику, проводимую правительством РФ?

2. Какие, на ваш взгляд, необходимо принять меры для повышения уровня жизни населения нашей страны?

 

Вопросы

 

1. Рынок труда и факторы, его определяющие.

2. Прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования рынка труда.

3.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите факторы, влияющие на состояние рынка труда.

2. Что в экономической статистике понимается под безработицей?

3. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

4. Назовите меры прямого регулирования рынка труда.

5. Каковы роль и функции малого бизнеса и общественных работ в обеспечении занятости?

Задания для СРС

3.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: рынок труда; спрос на рабочую силу; предложение рабочей силы; рабочая сила; занятые; безработные; безработица; уровень безработицы; естественная безработица; структурная безработица; фрикционная безработица; циклическая безработица; закон Оукена; государственное регулирование рынка труда; меры прямого регулирования рынка труда; меры косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика государства.

 

3.3.2. Выполните тесты:

1. Что из ниже перечисленного не является задачей государственного регулирования занятости:

а) улучшение информации о предложении рабочих мест;

б) увеличение мобильности трудовых ресурсов;

в) увеличение денежной заработной платы;

г) переподготовка работников.

 

2. Дж.М. Кейнс считал, что:

а) правительство должно использовать государственные закупки и налоги, чтобы способствовать снижению безработицы;

б) в рыночной системе имеются механизмы, способные самостоятельно в короткие сроки обеспечить высокий уровень занятости;

в) экономика должна развиваться на основе централизованного планирования;

г) необходимо уничтожить частную собственность.

 

3. Государственное вмешательство в рынок труда означает:

а) установление цен на потребительские товары;

б) подготовку и переподготовку рабочей силы;

в) государственные заказы предприятиям;

г) заботу государства о малоимущих.

 

4. Особенности марксистской модели рынка труда связаны с:

а) невозможностью активного влияния рабочей силы на свою рыночную цену;

б) одинаковостью всех рынков ресурсов, в том числе рынка труда;

в) одинаковостью всех видов ресурсов, в том числе рабочей силы;

г) принципиальным различием товара «рабочая сила» и физического капитала.

 

5. В условиях НТП:

а) значительно снижается уровень безработицы;

б) существенно увеличивается продолжительность рабочего времени;

в) снижается расход физической энергии работника;

г) снижаются затраты умственной и физической энергии.

 

6. Предпринимательство:

а) неотделимо от собственности;

б) вид деятельности, позволяющий эффективно соединить труд, землю и капитал;

в) непредсказуемая деятельность;

г) любой бизнес.

 

7. В основе неоклассического подхода функционирования рынка труда лежит:

а) анализ профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы;

б) понятие «естественного уровня» безработицы;

в) ценовое равновесие спроса и предложения рабочей силы;

г) явление постоянного и фундаментального равновесия.

 

8. Продолжительность рабочего времени определяется:

а) законодательством о труде;

б) соглашением между профсоюзами и предпринимателями;

в) указаниями руководителей предприятий;

г) возможностями наемных рабочих.

 

9. Циклическая безработица – это безработица:

а) при полном использовании материальных ресурсов;

б) в связи с болезнью работоспособного человека;

в) вызванная дефицитом спроса;

г) в зависимости от миграции людей.

 

10. Уровень безработицы определяется:

а) количеством потерявших работу;

б) числом временно нетрудоспособных;

 

в) соотношением общего количества занятых и безработных;

г) соотношением числа безработных к численности рабочей силы.

 

3.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как повлияет мировой финансово-экономический кризис на рынок труда в России?

2. На какие отрасли мировой финансово-экономический кризис окажет наибольшее влияние?

 

Вопросы

1. Денежный рынок и его равновесие.

2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.

3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики в России.

4.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каковы цели государственного регулирования денежного рынка?

2. Каковы функции Центрального банка?

3. Охарактеризуйте основные операции коммерческих банков.

4. Каковы способы и инструменты денежно-кредитного регулирования?

5. Как и когда начала формироваться двухуровневая банковская система в РФ?

Задания для СРС

4.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: спрос на деньги и факторы, его определяющие; предложение денег и факторы, его определяющие; кредитная система; центральный банк и его функции; коммерческие банки; банковские операции; денежно-кредитная политика; учетная политика; нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; банковский мультипликатор; кредитная экспансия; кредитная рестрикция; жесткая монетарная политика; гибкая монетарная политика.

 

4.3.2. Выполните тесты:

 

1. Какая из операций Центрального банка увеличивает количество денег в обращении:

а) Центральный банк повышает обязательную норму резервов;

б) Центральный банк продает государственные облигации населению и банкам;

в) Центральный банк повышает учетную ставку процента, под который он выдает ссуды банкам;

г) Центральный банк покупает государственные облигации на открытом рынке.

 

2. Центральный банк устанавливает и изменяет учетную ставку для:

а) увеличения доходов государственного бюджета;

б) ускоренной выплаты государственного долга;

в) воздействия на экономику страны;

г) привлечения иностранного капитала.

 

3. Каковы цели и механизм продажи и покупки государственных ценных бумаг центральным банком:

а) мобилизация дополнительных средств для финансирования государственных расходов;

б) увеличение доходов центрального банка;

в) защита национальной безопасности против угрозы засилья иностранного капитала;

г) воздействие на хозяйственную конъюнктуру.

 

4. Обязательные минимальные резервы устанавливаются для …:

а) регулирования количества денег в обращении и деловой активности;

б) финансирования бюджетных расходов;

в) укрепления доверия вкладчиков к частным банкам;

г) получения центральным банком дополнительных финансовых ресурсов.

 

5. Термин «учетная ставка» означает:

а) уровень снижения цены для центрального банка, когда он скупает государственные ценные бумаги;

б) степень давления, оказываемого центральным банком на коммерческие банки с целью снижения объема выдаваемых ими ссуд;

в) процентную ставку по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам;

г) все предыдущие ответы неверны.

 

6. К инструментам денежно-кредитной политики относятся:

а) изменение ставки налогов;

б) государственные расходы;

в) денежная масса;

г) регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования).

 

7. Показатель, обратный по своей величине норме обязательных резервов, является:

а) банковскими деньгами;

б) банковским мультипликатором;

в) определителем величины банковских резервов;

г) коэффициентом ликвидности банка.

 

8. Если Центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг населению, то эта мера ведет к:

а) увеличению общей суммы личных накоплений;

б) уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками;

в) увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков;

г) снижению уровня процентных ставок.

 

9. Какая из перечисленных операций сократит количество денег в обращении:

а) Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов;

б) Центральный банк покупает государственные облигации у населения и банков;

в) Центральный банк снижает учетную ставку, по которой он предоставляет ссуды коммерческим банкам;

г) Центральный банк продает государственные облигации коммерческим банкам.

 

10. Для устранения «перегрева» экономики центральный банк может использовать такой инструмент денежно-кредитной политики как...

а) снижение учетной ставки процента;

б) увеличение нормы обязательных резервов;

в) покупка государственных долговых ценных бумаг у населения;

г) снижение нормы обязательных резервов.

 

4.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как Вы оцениваете меры, принятые Центральным банком в связи с мировым финансово-экономическим кризисом?

2. Что означает рейтинг интегрированности банковской системы в реальный сектор экономики?

 

Вопросы

 

1. Монополия: «за» и «против».

2. Антимонопольное законодательство: принципы и эволюция.

3. Регулирование естественных монополий.

4. Антимонопольные законы в РФ и РБ.

 

5.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается значение и необходимость антимонопольной политики?

2. Дайте определение естественной монополии. Назовите сферы деятельности (производства), которые характеризуются такого рода монополизацией. Объясните, с чем это связано.

3. Какой орган занимается регулированием естественных монополий? Что является объектом его деятельности?

4. В чем суть и основные направления антимонопольной политики на современном этапе?

5. Каковы экономические последствия монополии?

Задания для СРС

5.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: конкуренция; совершенная конкуренция; несовершенная конкуренция; чистая монополия; естественная монополия; антимонопольное регулирование; антимонопольное законодательство; «доминирующее положение».

 

5.3.2. Выполните тесты:

1. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК – международный нефтяной картель;

б) компания IBM;

в) издательство «Аргументы и факты»;

г) городской метрополитен.

 

2. Цель антимонопольной политики:

а) увеличение поступлений в бюджет;

б) поддержка конкуренции;

в) вывод национальной промышленности на мировой уровень;

г) ликвидация крупных предприятий.

 

3. Естественные монополии возникают в результате...

а) сговора местных производителей;

б) явного положительного действия эффекта масштаба;

в) решения Всемирной торговой организации;

г) действия патентов.

 

4. Первый антимонопольный закон в России был принят в:

а) 1890 г.;

б) 1980 г.;

в) 1990 г.;

г) 1991 г.

 

5. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется...

а) Регистрационной палатой;

б) Федеральной антимонопольной службой;

в) Счетной палатой;

г) Президентом Российской Федерации.

 

6. Антимонопольное законодательство в первую очередь нацелено на обеспечение...

а) потребительского спроса;

б) экономической свободы;

в) условий конкуренции;

г) полной занятости.

 

7. В отношении каких из ниже приведенных случаев было бы целесообразно принять антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;

в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;

г) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли.

 

8. Задачи по поддержанию конкуренции и предотвращению злоупотреблений экономической властью на рынках не связаны с:

а) защитой работников от пороков рынка труда;

б) мероприятиями по отмене действий, ведущих к конкуренции;

в) отсутствием предпринимательских структур;

г) политикой, защищающей интересы потребителей.

 

9. Контроль за монопольными ценами не предполагает...

а) декларирования повышения свободных цен;

б) установления предельных уровней рентабельности;

в) установления предельного фиксированных цен;

г) получения специальных лицензий.

 

10. В Российской Федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное...

а) с анализом конъюнктуры рынка;

б) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий;

в) с формированием естественных монополий;

г) с формированием минимальных монопольных цен.

 

5.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как Вы оцениваете действенность антимонопольных мер, предпринимаемых в РФ?

 

2. Какие естественные монополии являются крупнейшими в РФ и каково их влияние на экономику?

 

Вопросы

1. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). Межотраслевой обмен в АПК.

2. Итоги аграрной реформы и перспективы развития сельского хозяйства.

3. Государственное регулирование аграрного рынка.

 

 

6.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте агропромышленный комплекс России, его структуру.

2. Назовите экономические законы и принципы межотраслевого обмена.

3. Дайте понятие паритета цен. Опишите способы его поддержания.

4. В чем необходимость государственного регулирования АПК?

5. Каковы основные направления аграрной политики?

 

Задания для СРС

6.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: агропромышленный комплекс; функциональная структура АПК; аграрный рынок; инфраструктура рынка; продовольственная программа; аграрная реформа; земельные отношения; паритет цен; крупные, средние и мелкие предприятия; система управления АПК; цены: закупочные, договорные, расчетные, тарифы, оптовые, розничные; земельная реформа.

 

6.3.2. Выполните тесты:

1. К отраслям АПК не относится:

а) торговля продовольственными товарами;

б) лесное хозяйство;

в) гражданское строительство;

г) общественное питание.

 

2. Цены на сельскохозяйственную продукцию:

а) складываются при взаимодействии спроса и предложения;

б) устанавливаются государством;

в) тяготеют к уровню среднеотраслевой цены производства;

г) тяготеют к уровню «предельной» цены производства.

 

3. Ограниченность земли определяет:

а) урожайность сельскохозяйственных культур;

б) арендная плата;

в) рентные отношения;

г) формы сельскохозяйственных предприятий.

 

4. Причиной абсолютной ренты является:

а) формы хозяйствования;

б) конкуренция производителей;

в) условия производства;

г) формы собственности на землю.

 

 

5. Дифференциальная земельная рента – это:

а) цена сельскохозяйственной продукции;

б) предельная цена производства;

в) дополнительный доход, получаемый арендатором;

г) дотация государства.

 

6. Предпосылкой абсолютной ренты является:

а) аренда земли;

б) различия в плодородии земельных участков;

в) отдаленность рынка;

г) низкое органическое строение капитала в сельском хозяйстве.

 

7. Предпосылкой дифференциальной ренты является:

а) формы хозяйствования;

б) налогообложение производителей;

в) дотация государства;

г) различия в плодородии земельных участков.

 

8. В результате аграрной реформы в России произошло:

а) увеличение сельского населения;

б) расширение посевных площадей;

в) сокращение объема производства сельскохозяйственной продукции;

г) сокращение импорта продовольствия.

 

9. Дифференциальная рента присваивается:

а) арендатором земли;

б) ипотечным банком;

в) собственником земли;

г) кооперативом производителей.

 

10. Причина возникновения дифференциальной ренты – это:

а) различия в плодородии почвы;

б) отсутствие государственного регулирования аграрного сектора;

в) монополия частной собственности на землю;

г) монополия на землю как объект хозяйствования.

 

6.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как Вы оцениваете итоги аграрной реформы в РФ?

2. Грозит ли России утрата продовольственной безопасности?

 

Вопросы

 

1. Сущность и виды инвестиций. Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат (инвестиционная политика).

Задания для СРС

7.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: инвестиции и их виды: реальные, финансовые, валовые; инвестиционная деятельность (инвестирование); источники инвестиций: собственные, заемные финансовые ресурсы, бюджетное финансирование; инвестиционный процесс; инвестиционный климат; структура экономики; структурная политика; инновационная политика; внешнеэкономическая деятельность; иностранные (зарубежные) инвестиции; предприятия с иностранными инвестициями; контрактные совместные предприятия; частные иностранные инвестиции.

7.3.2. Выполните тесты:

1. Валовое накопление это:

а) величина денежных инвестиций;

б) величина реальных инвестиций;

в) величина совокупных сбережений;

г) величина совокупного потребления.

 

 

2. Сложившаяся структура экономики России характеризуется:

а) опережающим спадом производства в обрабатывающих отраслях;

б) увеличением в ВВП доли промежуточной продукции и заказов;

в) падением производства массовых продовольственных товаров;

г) диспропорциями между натурально-вещественными и финансово-стоимостными аспектами воспроизводства.

 

3. Структурные кризисы:

а) не связаны с диспропорциями в экономике;

б) не затрагивают технологические проблемы;

в) являются порождением диспропорций между отраслями;

г) затрагивают только финансовую сферу.

 

4. Для того чтобы заинтересовать инвестора во вло­жении средств в экономику, необходимо:

а) обеспечить ему высокую прибыль;

б) обеспечить инвестиционный климат;

в) создать надлежащую правовую базу;

г) предоставить ему государственные гарантии.

 

5. Инвестиции могут осуществлять:

а) граждане;

б) юридические лица;

в) государства (в том числе иностранные);

г) все вышеперечисленные субъекты.

 

6. В современных условиях привлекательными для инвестиций являются:

а) основные фонды;

б) ценные бумаги;

в) интеллектуальные ценности;

г) научно-техническая продукция.

 

7. Взаимоотношения между субъектами инвестици­онной деятельности регулируются:

а) Конституцией;

б) договором (соглашением);

в) юридическими законами;

г) Постановлениями Правительства.

 

8. Объемы и направления инвестиций определяют:

а) сам инвестор;

б) Правительство;

в) местные органы власти;

г) законодательная власть.

 

9. Для инвестирования привлекаются:

а) собственные средства;

б) финансовые средства в виде кредитов;

в) средства, получаемые от выпуска ценных бумаг и займов;

г) все вышеперечисленные средства.

 

 

10. Если иностранцы вкладывают средства в ценные бумаги другого государства, то такие инвестиции сле­дует считать:

а) финансовыми;

б) портфельными;

в) прямыми;

г) долгосрочными.

 

7.3.3. Ответьте на следующие вопросы.

1. Какова роль государственного бюджета в проведении инвестиционной политики?

2. Повлиял ли структурный кризис на обострение финансово-экономического кризиса?

Вопросы

 

1. Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.

2. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.

3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Мультипликатор государственных расходов.

8.2 Контрольные вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность финансов? Охарактеризуйте структуру финансового рынка.

2. Государственный бюджет, его структура.

3. Что понимается под дефицитом государственного бюджета? Каковы способы его сбалансированности?

4. Налоги: понятие, виды, функции. Назовите основные принципы налогообложения.

5. Раскройте направления финансовой политики государства.

Задания для СРС

 

8.3.1. Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: финансы; финансовый рынок; финансовая система; финансовая политика; государственный бюджет; расходы и доходы государственного бюджета; дефицит и профицит бюджета; бюджетная система; бюджетная политика; местные бюджеты; федеральный бюджет; внебюджетные фонды; бюджетное финансирование; налоги; виды налогов; функции налогов; принципы налогообложения; «кривая Лаффера»; налоговый мультипликатор; фискальная политика; государственный долг; внутренний долг; внешний долг; конверсия; консолидация.

 

8.3.2. Выполните тесты:

1. Финансы это:

а) денежные отношения, связанные с обслуживанием личного потребления;

б) денежные отношения между отдельными членами общества;

в) денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств;

г) все ответы неверны.

 

2. Государственная политика в области расходов и налогообложения называется:

а) налоговой политикой;

б) монетарной политикой;

в) политикой перераспределения доходов;

г) фискальной политикой.

 

3. Государственный долг это:

а) сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета;

б) сумма предшествующих государственн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.364 с.)