Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм булочной (Bakery algorithm)

Поиск

Алгоритм Петерсона дает нам решение задачи корректной организации взаимодействия двух процессов. Давайте рассмотрим теперь соответствующий алгоритм для n взаимодействующих процессов, который получил название алгоритм булочной, хотя применительно к нашим условиям его следовало бы скорее назвать алгоритм регистратуры в поликлинике. Основная его идея выглядит так. Каждый вновь прибывающий клиент (он же процесс) получает талончик на обслуживание с номером. Клиент с наименьшим номером на талончике обслуживается следующим. К сожалению, из-за неатомарности операции вычисления следующего номера алгоритм булочной не гарантирует, что у всех процессов будут талончики с разными номерами. В случае равенства номеров на талончиках у двух или более клиентов первым обслуживается клиент с меньшим значением имени (имена можно сравнивать в лексикографическом порядке). Разделяемые структуры данных для алгоритма – это два массива

shared enum {false, true} choosing[n];

shared int number[n];

Изначально элементы этих массивов инициируются значениями false и 0 соответственно. Введем следующие обозначения

(a,b) < (c,d), если a < c

или если a == c и b < d

max(a0, a1,...., an) – это число k такое, что

k >= ai для всех i = 0,...,n

Структура процесса Pi для алгоритма булочной приведена ниже

while (some condition) {

choosing[i] = true;

number[i] = max(number[0],...,

number[n-1]) + 1;

choosing[i] = false;

for(j = 0; j < n; j++){

while(choosing[j]);

while(number[j]!= 0 && (number[j],j) <

(number[i],i));

}

critical section

number[i] = 0;

remainder section

}

Доказательство того, что этот алгоритм удовлетворяет условиям 1 – 5, выполните самостоятельно в качестве упражнения.

Аппаратная поддержка взаимоисключений

Наличие аппаратной поддержки взаимоисключений позволяет упростить алгоритмы и повысить их эффективность точно так же, как это происходит и в других областях программирования. Мы уже обращались к общепринятому hardware для решения задачи реализации взаимоисключений, когда говорили об использовании механизма запрета/разрешения прерываний.

Многие вычислительные системы помимо этого имеют специальные команды процессора, которые позволяют проверить и изменить значение машинного слова или поменять местами значения двух машинных слов в памяти, выполняя эти действия как атомарные операции. Давайте обсудим, как концепции таких команд могут использоваться для реализации взаимоисключений.

Команда Test-and-Set (проверить и присвоить 1)

О выполнении команды Test-and-Set, осуществляющей проверку значения логической переменной с одновременной установкой ее значения в 1, можно думать как о выполнении функции

int Test_and_Set (int *target){

int tmp = *target;

*target = 1;

return tmp;

}

С использованием этой атомарной команды мы можем модифицировать наш алгоритм для переменной-замка, так чтобы он обеспечивал взаимоисключения

shared int lock = 0;

 

while (some condition) {

while(Test_and_Set(&lock));

critical section

lock = 0;

remainder section

}

К сожалению, даже в таком виде полученный алгоритм не удовлетворяет условию ограниченного ожидания для алгоритмов. Подумайте, как его следует изменить для соблюдения всех условий.

Команда Swap (обменять значения)

Выполнение команды Swap, обменивающей два значения, находящихся в памяти, можно проиллюстрировать следующей функцией:

void Swap (int *a, int *b){

int tmp = *a;

*a = *b;

*b = tmp;

}

Применяя атомарную команду Swap, мы можем реализовать предыдущий алгоритм, введя дополнительную логическую переменную key, локальную для каждого процесса:

shared int lock = 0;

int key;

 

while (some condition) {

key = 1;

do Swap(&lock,&key);

while (key);

critical section

lock = 0;

remainder section

}

Заключение

Последовательное выполнение некоторых действий, направленных на достижение определенной цели, называется активностью. Активности состоят из атомарных операций, выполняемых неразрывно, как единичное целое. При исполнении нескольких активностей в псевдопараллельном режиме атомарные операции различных активностей могут перемешиваться между собой с соблюдением порядка следования внутри активностей. Это явление получило название interleaving (чередование). Если результаты выполнения нескольких активностей не зависят от варианта чередования, то такой набор активностей называется детерминированным. В противном случае он носит название недетерминированного. Существует достаточное условие Бернстайна для определения детерминированности набора активностей, но оно накладывает очень жесткие ограничения на набор, требуя практически не взаимодействующих активностей. Про недетерминированный набор активностей говорят, что он имеет race condition (условие гонки, состязания). Устранение race condition возможно при ограничении допустимых вариантов чередований атомарных операций с помощью синхронизации поведения активностей. Участки активностей, выполнение которых может привести к race condition, называют критическими участками. Необходимым условием для устранения race condition является организация взаимоисключения на критических участках: внутри соответствующих критических участков не может одновременно находиться более одной активности.

Для эффективных программных алгоритмов устранения race condition помимо условия взаимоисключения требуется выполнение следующих условий: алгоритмы не используют специальных команд процессора для организации взаимоисключений, алгоритмы ничего не знают о скоростях выполнения процессов, алгоритмы удовлетворяют условиям прогресса и ограниченного ожидания. Все эти условия выполняются в алгоритме Петерсона для двух процессов и алгоритме булочной – для нескольких процессов.

Применение специальных команд процессора, выполняющих ряд действий как атомарную операцию, – Test-and-Set, Swap – позволяет существенно упростить алгоритмы синхронизации процессов.

6. Лекция: Механизмы синхронизации: версия для печати и PDA
Для повышения производительности вычислительных систем и облегчения задачи программистов существуют специальные механизмы синхронизации. Описание некоторых из них – семафоров Дейкстры, мониторов Хора, очередей сообщений – приводится в этой лекции.

Рассмотренные в конце предыдущей лекции алгоритмы хотя и являются корректными, но достаточно громоздки и не обладают элегантностью. Более того, процедура ожидания входа в критический участок предполагает достаточно длительное вращение процесса в пустом цикле, то есть напрасную трату драгоценного времени процессора. Существуют и другие серьезные недостатки у алгоритмов, построенных средствами обычных языков программирования. Допустим, что в вычислительной системе находятся два взаимодействующих процесса: один из них – H – с высоким приоритетом, другой – L – с низким приоритетом. Пусть планировщик устроен так, что процесс с высоким приоритетом вытесняет низкоприоритетный процесс всякий раз, когда он готов к исполнению, и занимает процессор на все время своего CPU burst (если не появится процесс с еще большим приоритетом). Тогда в случае, если процесс L находится в своей критической секции, а процесс H, получив процессор, подошел ко входу в критическую область, мы получаем тупиковую ситуацию. Процесс H не может войти в критическую область, находясь в цикле, а процесс L не получает управления, чтобы покинуть критический участок.

Для того чтобы не допустить возникновения подобных проблем, были разработаны различные механизмы синхронизации более высокого уровня. Описанию ряда из них – семафоров, мониторов и сообщений – и посвящена данная лекция.

Семафоры

Одним из первых механизмов, предложенных для синхронизации поведения процессов, стали семафоры, концепцию которых описал Дейкстра (Dijkstra) в 1965 году.

Концепция семафоров

Семафор представляет собой целую переменную, принимающую неотрицательные значения, доступ любого процесса к которой, за исключением момента ее инициализации, может осуществляться только через две атомарные операции: P (от датского слова proberen – проверять) и V (от verhogen – увеличивать). Классическое определение этих операций выглядит следующим образом:

P(S): пока S == 0 процесс блокируется;

S = S – 1;

V(S): S = S + 1;

Эта запись означает следующее: при выполнении операции P над семафором S сначала проверяется его значение. Если оно больше 0, то из S вычитается 1. Если оно меньше или равно 0, то процесс блокируется до тех пор, пока S не станет больше 0, после чего из S вычитается 1. При выполнении операции V над семафором S к его значению просто прибавляется 1. В момент создания семафор может быть инициализирован любым неотрицательным значением.

Подобные переменные-семафоры могут с успехом применяться для решения различных задач организации взаимодействия процессов. В ряде языков программирования они были непосредственно введены в синтаксис языка (например, в ALGOL-68), в других случаях реализуются с помощью специальных системных вызовов. Соответствующая целая переменная располагается внутри адресного пространства ядра операционной системы. Операционная система обеспечивает атомарность операций P и V, используя, например, метод запрета прерываний на время выполнения соответствующих системных вызовов. Если при выполнении операции P заблокированными оказались несколько процессов, то порядок их разблокирования может быть произвольным, например, FIFO.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.205.159 (0.008 с.)