Социология – наука о социальных отношениях и социальных взаимодействиях, базирующаяся на изучении конкретного социологического материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология – наука о социальных отношениях и социальных взаимодействиях, базирующаяся на изучении конкретного социологического материала.



Социология как наука

Задачи социологии – найти законы действующие в обществе и обосновать их

1848 год – год появления социологии как отдельной науки (Огюст Конт закончил свою работу «курс позитивной философии»)

Социология – наука о социальных отношениях и социальных взаимодействиях, базирующаяся на изучении конкретного социологического материала.

 

Причины появления социологии:

- т.к. 17-18 столетия прошли под знаменем просвещения (разум – главное)

- начало и середина 19 века – это период развития идей эволюционизма (теория

Дарвина)

- социология возникла как реакция на социальные революции в Европе. По этой

причине Конт считал, что знание об обществе должно отмежеваться от философии и

быть точным, естественно-научным. Такой подход носит название позитивным.

Конт считал, что в обществе существуют и действуют объективные законы и социология может и должна их изучать.

 

2 основных закона по Конту

1. порядок – симметричность всех процессов, возможность управлять и регулировать их.

2. процесс – постепенное возрастание солидарности и альтруизма (альтруизм – готовность к жертвам).

Основатели социологии:

Огюст Конт – основоположник эмпирического подхода к социологии.

Карл Маркс – основатель конфликтологического направления в социологии.

Эмиль Дюркгейм – вторая половина 19 века – ставит самую главную задачу в социологии: изучение социологии в виде изучения отдельных социологических факторов.

Макс Вебер - основатель «понимающей социологии». В основе социология знания должно лежать понимание мотивов поведения людей, их верований, убеждений, психологической ориентации (Для того, что бы понять по каким принципам поступает человек, мы должны соединить его личностный и социологический уровень).

Выводы: в современной социологии существуют 3 основных школы

1. контовско-марксистская

2. дюрхгеймовская

3. веберовская (понимающая)

структура социологического знания (снизу в верх):

  1. эмпирическая (практическая)
  2. социология среднего звена (например, социология города, моды, семьи)
  3. теоретическая социология

 

16.02.04

Социология личности

1. понятие социализации

Социализация – процесс превращения индивида в личность

Личность – совокупности в человеке развитой системы самоконтроля, иерархизации социальных ценностей и системы деятельности, ответственности за свои поступки.

Основы социализации:

1.биологичесие предпосылки

2.факторы среды

3.конкретные обстоятельства жизни

4.самосоциализация

 

Направления социализации:

1) проблема общения

- расширение общения (социальных контактов), к старости наступает сужение

- углубление общения (концентрация общения не на себе, а на окружающих)

2) деятельность

- отделения себе от окружающего мира

- отделение людей от предметов

- нахождения разницы между людьми, отделение знакомого лица

- овладение предметной деятельностью

- овладение инструментальной деятельностью

- выделения главных сфер деятельности

3) самопознание

 

итоги социализации:

- нормативный механизм: человек должен овладеть социальными (минимум умений), культурными, нравственными нормами.

- формирование социальных установок: Установка – это готовность к восприятию чего-либо, окрашенное в эмоциональные тона и вызывающие определенные действия.

- совладение социальными ролями: Соц. роль – поведение в какой-либо ситуации.

- человек должен овладеть системой ценностей и оценок, и отличать одно от другого.

2. механизмы социализации

1) механизм подражания кому-то значимому.

2) механизм «научения»

3) механизм соц. контроля (воспитание в человеке требуемых обществом образцов поведения и мышления).

 

 

01.03.04

Теория социализации

1.теория социализации Эрика Эриксона

Смысл теории в том что, жизнь человека делится на 8 стадий.


 


  1. от 0 до 18 месяцев – базовое доверие или не доверие миру (происходит через семью: сверх строгость, недостаток любви или сверх забота)
  2. от 18 месяцев до 2 - 4 лет – уверенность или не уверенность(страх потерять контроль над собственным телом) в себе.
  3. от 4 до 6 лет (период Эдипова комплекса) – уверенность в том, что достоин любви или враждебность к одному из родителей. Этот период двухплановый, т.к. формируется взаимоотношения с противоположным полом. Также формируются многообразные ролевые установки (игровая деятельность)
  4. от 6 до 11 лет – в этот период нужно научится учится, т.е. адаптированность, взаимозаменяемость ролей, гибкость установок, учет опыта прошлых ошибок.
  5. от 11 до 20 лет – возраст обретения идентичности (понимания того, кто я есть на самом деле)
  6. от 20 до 25 лет – это сложный период обретения способности к партнерским отношениям, близким отношениям.
  7. от 25 до 50 (60) – потеря способности к развитию.
  8. от 60 старше: «период обретения мудрости»

- обретение идентификации, более широкой, чем профессия.

- потеря самоозабоченности

- расширение круга интересующих вопросов

- принятие факта грядущей смерти

продолжение теории Э. Эриксона было сделано Элизабет Кюблер-Росс, «теория стадии социализации смерти»

Выделение этапов по Элизабет Кюблер-Росс для людей сознательно уходящих из жизни:

  1. отрицание (все умирают кроме меня)
  2. гнев
  3. торг со смертью
  4. спокойное принятие смерти

2. теория социализации Эдвина Кольберга

1. от 0 до 6 лет – человек судит по последствиям, а не по намерениям

2. от 6 до 13 лет – человек вырабатывает свои оценки согласно соц. нормам. Но часто эти нормы бывают неудовлетворительными.

3. от 13 до смерти - человек судит и поступает исходя не из общепринятых моралей, а из более совестливых моральных побуждений, высоких нравственных критериев.

 

3.теория женской социализации Маргарет Гиллиган

1. самоозабоченность (женщина до замужества)

2. период самопожертвования

3. нужно состоятся как личность

15.03.04

Механизм контроля

  1. через действия соц. норм
  2. через санкции, т.е. через те воздействия, которым подвергаются люди, нарушившие нормы соц. контроля.

Цель: добиться усредненного поведения в обществе, достижение конформизма.

Конформизм – это реакция некритического восприятия соц. давления, которая завершается иди внешним приспособлением или принятием новых соц. норм. Бывает внешний (одобрение) и внутренний (уступчивость) конформизм. Причины конформизма: нормативная и информационная.

Факторы:

  1. чем больше группа, тем сильнее проявляется конформизм
  2. противостоять в одиночки труднее
  3. женщины более конформичны, чем мужчины
  4. люди конформично воспринимают культуру
  5. люди с низким уровнем образования более конформичны, чем люди с высшим образованием
  6. маленькие поселения стимулируют конформичтость более, чем большие города.

 

Черты «Я – концепция»

  1. ложный консенсус (мнение о том, что собственные недостатки являются общераспространенными)
  2. ложная уникальность (стремление считать свои достоинства редко распространенными)
  3. человек недооценивающий самого себя, склонен недооценивать других.
  4. если мы симпатизируем кому-то, то склонны считать, что и нам симпатизируют
  5. человек рассматривает все происходящее сквозь призму своих интересов.
  6. стремясь оправдать свои неудачи, люди создают себе препятствия

Социальные статусы и роли

Соц.статус – это позиция в системе соц. отношений, связанная с другими позициями через взаимные права и обязанности.

Все статусы делятся на:

  1. социальные – определенная принадлежности к большой соц. группе
  2. личные – определенная принадлежность к малой соц. группе

Виды статусов:

  1. аскрипция - человек получает при рождении.
  2. достигаемые статусы

Социальные действия

Аффективное и традиционное (то, которое выполняется по привычке) действия не являются социальными, т.е. те действия, которые не ориентированы на других людей, и социология их не изучает.

Признаки социального действия:

  1. ориентация на другого человека (в положительную или отрицательную сторону)
  2. цель – обязательная причина действия
  3. мотив (как внутренняя причина действия)

Классификация социальных действий по М.Веберу

  1. целерациональное действие (то, которое осуществляется ради цели)
  2. ценностнорациональное действие (осуществляется ради удовлетворения моральных позиций)

Социальные взаимодействия

- кооперация

признаком является то, что предполагается изменение позиций каждого участника

кооперации. Наличие общей цели объединяет.

- конкуренция

сравнение с другими в происходит в активной форме

Виды:

1. соревнование

2. соперничество

3. конфронтация (целью может быть уничтожение конкурента)

- конфликт

Это осознанная несовместимость позиций и целей.

Причины социальных конфликтов:

1. не совместимость общего и частного интереса

2. недостаток ресурсов

3. несбалансированность отношений.

- и особая форма взаимодействия – альтруизм

теорией альтруизма является то, что всё считается социальным капиталом и может

использоваться для своего рода обмена. Покровительство слабым называется

условным альтруизмом.

Теория социальных норм, способствующих альтруистическому поведению

- теория обмена (ты поможешь мне, я помогу тебе)

- норма ответственности (мы гораздо охотнее помогаем людям, если знаем, что в

беду он попал из-за неудачно сложившихся обстоятельств)

Эволюционная теория образования альтруизма

Одни считают, что эволюция никак не стимулирует альтруистическое поведение; но

с другой стороны сторонники этой теории считают, что ген альтруизма

способствовал развитию общества, т.к. кто-то должен был жертвовать собой.

12.04.04

Виды соц. стратификаций:

Кастовая система

Юридическое и религиозное закрепление

Сословная система

Все слои связаны взаимными павами и обязанностями

Класс – открытое общество

Закрытое общество – соц. мобильность невозможна или ограничена

Открытое соц. общество – соц. мобильность хорошо развита

Социология как наука

Задачи социологии – найти законы действующие в обществе и обосновать их

1848 год – год появления социологии как отдельной науки (Огюст Конт закончил свою работу «курс позитивной философии»)

Социология – наука о социальных отношениях и социальных взаимодействиях, базирующаяся на изучении конкретного социологического материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.028 с.)