Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение»



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Л. И. Малахова

 

 

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса Ю. В. Астафьев

Правоведение: краткий курс лекций / сост. Л. И. Малахова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - с.

 

Рекомендована для студентов всех форм обучения экономического факультета.

 

 

Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Управление персоналом», а также другим неюридическим специальностям.

Содержание

Список сокращений ________________________________________________6

Предисловие _____________________________________________________7

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» _______________8

1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»______8

1.2. Государство и право, их роль в жизни общества______________9

Глава 2. Соотношение права с обществом и государством _____________12

2.1. Понятие, сущность и функции государства___________________12

2.2. Теории происхождения государства__________________________16

2.3. Форма государства________________________________________18

2.4. Правовое государство и гражданское общество________________25

Глава 3. Структура права __________________________________________27

3.1. Понятие, принципы и функции права_________________________27

3.2. Понятие, виды и структура нормы права______________________30

3.3. Источники права__________________________________________34

3.4. Понятие и виды законов____________________________________36

3.5. Система права____________________________________________39

3.6. Толкование правовых норм_________________________________40

3.7. Понятие и принципы законности____________________________42

3.8. Понятие и стадии законотворчества__________________________43

3.9. Понятие, состав, признаки и виды правонарушений_____________45

3.10. Понятие и виды юридической ответственности_____________47

Глава 4. Основы конституционного права РФ. Сущность и значение Конституции РФ. Конституционно-правовой статус личности _________48

4.1. Понятие, предмет и система конституционного права___________48

4.2. Источники конституционного права_________________________54

4.3.Общая характеристика Конституции РФ. Принципы конституционного строя___________________________________________56

4.4. Правовой статус человека и гражданина. Институт гражданства__62

4.5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ_____________________________________________________________69

Глава 5. Основы административного права_______________________ 74

5.1.Предмет, метод и источники административного права_________74

5.2. Административно-правовые нормы и отношения______________79

5.3. Субъекты административного права_________________________84

5.4. Административная ответственность и административное наказание_____________________________________________________86

5.5. Административное принуждение___________________________89

Глава 6. Основы уголовного права_________________________________ _90

6.1. Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона_________________________________________________90

6.2. Понятие и признаки преступления__________________________94

6.3. Состав преступления______________________________________95

6.4. Стадии совершения преступления__________________________103

6.5. Соучастие в преступлении_______________________________107

6.6. Понятие и виды наказаний________________________________109

6.7. Обстоятельства, исключающие преступность деяния___________111

Глава 7. Основы экологического права_____________________________ 116

7.1. Понятие, предмет и принципы экологического права___________116

7.2. Право природопользования_______________________________120

7.3. Экологическое нормирование_____________________________123

7.4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды_____125

7.5. Экологический контроль__________________________________127

Глава 8. Основы семейного права_________________________________ 128

8.1 Предмет и метод семейного права __________________________ 128

8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака__________132

8.3. Права и обязанности супругов______________________________142

8. 4. Правоотношения родителей и детей________________________160

Глава 9. Основы гражданского права______________________________ 165

9.1. Предмет, метод и принципы гражданского права______________165

9.2. Граждане (физические лица)_______________________________168

9.3. Юридические лица_______________________________________175

9.4. Объекты гражданских прав________________________________180

9.5. Сделки________________________________________________185

9.6. Право собственности_____________________________________190

9.7. Обязательства___________________________________________199

9.8. Общие положения о договоре______________________________205

9.9. Понятие и основания наследования________________________212

Глава 10. Основы трудового права _________________________________215

10.1. Предмет, метод и источники трудового права______________215

10.2. Трудовые правоотношения______________________________218

10.3. Коллективные договоры и соглашения____________________219

10.4. Трудовой договор: порядок заключения и расторжения________221

10.5. Правовое регулирование существенных условий труда________228

10.6. Дисциплина труда_____________________________________231

10.7. Оплата труда__________________________________________232

10.8. Материальная ответственность___________________________234

10.9. Порядок разрешения трудовых споров_____________________236

Глава 11. Основы финансового, банковского права РФ и законодательства, регулирующего бухгалтерскую и аудиторскую деятельность________________________________________________ _242

11.1 Понятие, предмет и метод финансового права______________242

11.2. Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты___244

11.3. Система финансового права_______________________________248

11.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ___248

11.5. Правовое регулирование бухгалтерского учета_______________251

11.6 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности_____253

Глава 12. Основы налогового и страхового права ________________256

12.1. Понятие и предмет налогового права_______________________256

12.2. Налоги и их функции__________________________________258

12.3. Предмет и система страхового права______________________259

12.4. Понятие и виды страхования____________________________260

12.5 Правовые основы защиты информации__________________262

12.6. Правовые основы защиты государственной тайны_________264

12.7. Коммерческая и служебная тайна________________________267

Список использованной литературы ______________________________269

 

 

Список сокращений

АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БК РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации

Банк России Центральный банк российской Федерации

ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЕС Европейский союз

ЖК РФ Жилищный кодекс Российской Федерации

ЗАГС Орган записи актов гражданского состояния

ЗК РФ Земельный кодекс российской Федерации

КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных

Правонарушениях

МИД России Министерство иностранных дел Российской Федерации

МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации

МРОТ Минимальный размер оплаты труда

Минфин России Министерство финансов Российской Федерации

МЧС России Министерство по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации

Росреестр Федеральная служба государственной регистрации, кадастра

и картографии

Рособрнадзор Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Росимущество Федеральное агентство по управлению государственным

имуществом

СК РФ Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации

УИК РФ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ФМС России Федеральная миграционная служба

ФНС России Федеральная налоговая служба

ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний

ФТС России Федеральная таможенная служба

ФСО России Федеральная служба охраны Российской Федерации

Предисловие

 

Современные тенденции развития российского общества предъявляют новые требования к содержанию подготовки выпускников высших учебных заведений. В условиях рыночных отношений, сопровождающихся уходом государства от прямого регулирования многих отраслей национальной экономики, развитием институтов саморегулируемых участников отраслевого рынка и судебной защиты их прав, повышается значимость юридических знаний студентов неюридических вузов и факультетов.

Учебная дисциплина «Правоведение» входит в программы обучения студентов всех неюридических специальностей. Актуальность и практическая значимость данной дисциплины определяется происходящими в России общественно-политическими процессами, которые вызывают необходимость приобретения правовых знаний, изучения основ юридической науки. Для лиц, работающих в государственных структурах, кредитных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью, знание правовых вопросов, умение грамотно использовать нормативные акты, соответствующая правовая подготовка жизненно необходимы.

Главная цель изучения указанной данной дисциплины – формирование у студентов целостного представления о государственно-правовых явлениях, основных отраслях и институтах современного российского права, механизме реализации правовых норм. Основные задачи курса состоят в том, чтобы дать студенту прочные знания основ российского права, обеспечить уяснение основных положений действующих нормативных правовых актов, особенностей их реализации в современных условиях.

Курс «Правоведение» является основной из учебных дисциплин, формирующих у студентов теоретические знания и практические навыки в области публичного и частного права, необходимых им в профессиональной деятельности, а также правосознания как совокупности взглядов, идей, чувств, выражающих отношение людей, социальных групп, всего общества к праву, законности, правосудию, их представлению о том, что правомерно или неправомерно в общественных отношениях.

Данный курс базируется на определенных знаниях по истории, основам права, полученных в учебных заведениях среднего образования.

Особенности изучаемого учебного курса состоят в том, что студенты экономического факультета должны изучить большое количество нормативных правовых актов, в том числе регулирующих экономическую деятельность.

Учебное пособие нацелено на оказание помощи студентам в глубоком освоении дисциплины, на повышение качества подготовки работников экономических специальностей.

 

 

Форма государства

 

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

1. Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии. Вспомним хотя бы, что правление династии Романовых в России начиналось с избрания на престол царя Михаила. Монархия как форма правления возникает вместе с появлением государства и отражает специфику разных исторических эпох. Поэтому классификация монархий представляет известную сложность. С точки зрения объема полномочий монарха, монархии можно разделить на неограниченные и ограниченные. При этом ограниченные монархии - это явление европейское и неизвестное Востоку, где органы при монархе, например исламский совет (шура) имели обычно лишь совещательный характер.

- Неограниченная монархия. В условиях неограниченной монархии власть монарха абсолютна. Есть две разновидности таких монархий:

- Древневосточная деспотия, возникающая при значительном сохранении общинных институтов и соответствующих форм собственности, сочетающихся с обожествлением монарха.

- Абсолютная монархия, существовавшая в Европе в XVII - XVIII в.в. Здесь такая форма правления складывается в период временного равновесия сил между феодальной аристократией и молодой буржуазией. Королевская власть как бы возвышалась над борьбой этих классов.

Ограниченные монархии. Ограниченные монархии в Европе можно разделить на добуржуазные и буржуазные.

- Добуржуазной ограниченной монархией является, например, сословно-представительная монархия, возникшая в период создания крупных централизованных государств. Монархия, опиравшаяся в борьбе с феодальной раздробленностью на поддержку городов, вынуждена была платить «по векселям», допуская представителей горожан в сословно-представительные органы (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России и т.д.). Такие органы ограничивали власть монарха в некоторых существенных вопросах, например связанных с введением новых налогов.

В период капитализма полномочия монарха ограничиваются посредством конституции. Поэтому применительно к буржуазным монархиям вполне применим термин «конституционная монархия». Существуют две их разновидности: дуалистическая монархия и парламентская (или парламентарная) монархия. Первая из них отражает начальный этап развития капитализма и относительно слабые позиции буржуазии в политической области. Поэтому дуализм власти, исходящий из деления ее на законодательную и исполнительную, отражает известный перевес полномочий монарха над полномочиями выборной (нижней) палаты парламента, представленного буржуазией. Верхняя палата обычно была назначаемой. Правительство здесь формировалось монархом и перед ним же было ответственно. Монарх обладал правом абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом, и правом неограниченного роспуска парламента. Из полномочий последнего следует отметить право вотировать бюджет. Такая форма правления существовала в Пруссии, Австрии, Италии в конце ХIХ-ХХ в.

Парламентская, или парламентарная, монархия отражает более высокий уровень развития капитализма и, соответственно, более прочные позиции буржуазии. Полномочия монарха здесь во многом номинальны. Правительство формируется лидером партии, победившей на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Акты короля приобретают юридическую силу лишь при условии их контрассигнации соответствующим министром. В ряде стран монарх обладает правом отлагательного вето, а также правом роспуска парламента. Такая форма правления существует сегодня в Англии, Бельгии, Норвегии, Швеции и т.д.

2. Республика - это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Республика - столь же древняя форма правления, как и монархия. Поэтому при их классификации, республики можно также разделить на добуржуазные и буржуазные.

- Республики добуржуазной эпохи можно, в свою очередь, разделить на демократические и аристократические. В демократической республике власть принадлежала народу в его конкретно-историческом понимании (Древние Афины). В аристократических республиках ее осуществляли представители аристократии (Спарта, Рим в период республики, аристократические города - республики средневековья - Венеция, Генуя, Псков, Новгород).

- Буржуазные республики могут быть президентскими (или дуалистическими), парламентскими и смешанными. В президентской республике президент избирается либо коллегией выборщиков (США), либо прямым голосованием избирателей (Мексика, Колумбия и т.д.). Он является главой государства и главой правительства (поэтому здесь нет поста премьер-министра), с участием парламента формирует ответственное перед ним правительство, обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом. Однако вето президента может быть преодолено повторным одобрением отвергнутого законопроекта квалифицированным большинством голосов. В президентской республике президент является ключевой фигурой политического механизма. В парламентской республике такой фигурой является премьер-министр, а президент, избираемый парламентом, играет скромную роль в системе органов государства, хотя формально полномочия его могут быть довольно широкими. Ответственное перед парламентом правительство обычно формируется лидером партии (либо блока партий), победившей на выборах. Вотум недоверия правительству, как и в условиях парламентской монархии, влечет либо уход его в отставку, либо роспуск парламента и назначение новых выборов. Смешанная республиканская форма правления предполагает сочетание элементов парламентской и президентской республик. Так, в Российской Федерации институт президента, непосредственно избираемого народом и наделенного широкими полномочиями, сочетается с институтом премьер-министра и парламентской ответственности правительства. «Смешанная» форма правления имеет место также во Франции, Финляндии и т.д.

Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.

1. Унитарные. Большинство современных государств являются унитарными. Причем унитарными государствами являются как небольшие скандинавские государства, так и такие крупные государства, как Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и т.д. После распада Советского Союза все образовавшиеся на его основе независимые государства, кроме России, приняли унитарную форму территориально-государственного устройства. Унитарное государство обычно характеризуется следующими признаками:

- единая конституция и единая правовая система;

- единая система органов государственной власти и управления;

- единое гражданство;

- единство судебной системы и осуществление правосудия на основе единых норм;

- деление государства на административно-территориальные единицы (провинции, департаменты, области, округа, районы и другие), органы управления которых регулируются общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления.

Территория унитарного государства подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, районы, графства и т.д.), не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. При этом в рамках такого государства возможно существование районов, обладающих административной автономией (например Синцзянь-уйгурский автономный район в Китае). Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах значительная часть вопросов местной жизни решается центральной властью. В децентрализованных государствах их решение передается на места. Исторически унитаризм явился прогрессивной формой территориально-государственного устройства, поскольку он активно способствовал созданию единого капиталистического рынка, сильной и независимой центральной власти взамен феодальной раздробленности с ее слабой территориальной системой управления.

2. Федеративные. В отличие от унитарного государства федерация является сложным государством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации.

Таким образом, в условиях федерации на одной и той же территории одновременно и параллельно функционируют две власти - федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компетенцию. Федерации могут строиться:

- по национальному признаку (как в свое время СССР, Чехословакия, Югославия и т.д.);

- по национально-территориальному признаку (Российская Федерация);

- по территориальному признаку (США, Мексика, Бразилия и подавляющее большинство современных федераций).

Обычно наряду с общефедеральной конституцией и федеральными законами действуют законы субъектов федерации, а в ряде федераций их субъекты имеют собственные конституции. При этом, предполагается довольно четкое обеспечение верховенства федеральной конституции и других федеральных законов, которым должно соответствовать законодательство членов федерации. Как правило, в верхней палате парламента - сенате - обеспечивается особое представительство субъектов федерации. Причем в одних федерациях в верхней палате устанавливается равное представительство субъектов федерации. Например, в США избираются по два сенатора от каждого штата, вне зависимости от численности проживающего в штате населения, а в других федерациях (Канада, ФРГ, Индия и т.д.) представительство субъектов федерации в верхней палате общефедерального парламента находится в прямой зависимости от численности населения соответствующего субъекта.

В настоящее время федерации встречаются более чем в 20 государствах, в которых проживает 1/3 населения земного шара. Обычно она преобладает в крупных государствах (США, Россия, Индия, Бразилия), хотя возможна и в небольших по размеру государствах (Австрия, Объединенные Арабские Эмираты).

3. Конфедерация. В некоторых учебниках и юридических словарях к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Подобная нечеткость в понимании конфедерации объясняется прежде всего недостаточной ее изученностью. Поэтому в учебниках в качестве примера конфедерации обычно приводятся союз североамериканских штатов (1781-1787 гг.), Швейцарский союз в ХIХ в. и т.д. Между тем остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств. В центральные органы конфедерации обычно входят представители всех государств-членов. Решения этих органов принимаются единогласно или квалифицированным большинством и вступают в обязательную силу лишь после ратификации соответствующими государствами - членами конфедерации.

Традиционно создание конфедерации исторически предшествовало ее перерастанию в федерацию или ее распаду на отдельные самостоятельные государства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте бывших английских колоний. В конфедеративных отношениях находились кантоны Швейцарии до 1848 г. Принятие в 1787 г. конституции США и в 1848 г.

В настоящее время остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств.

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти.

Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана с социально-классовой природой государства.

Существует несколько оснований для классификации политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.
1. Демократический режим. Демократия - понятие исторически изменчивое, и поэтому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либерально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из перечисленных элементов.
2. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д. Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим характеризуют антидемократические методы осуществления власти, сосредоточение ее в руках главы государства или главы правительства, ограничение прав и свобод граждан. Такой режим обычно существует в странах с недостаточно развитым гражданским обществом. При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, «беспартийными», т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий (например, Саудовская Аравия).

Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократические. Военные режимы устанавливаются путем военного переворота и обычно свидетельствуют о глубоком кризисе в обществе. Такие режимы существовали в ряде стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока в 50-70-х гг. ХХ в. Примером теократических режимов могут быть Ватикан, Саудовская Аравия, Иран по Конституции 1978 г. и т.д.

В демократических государствах существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

1. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей. Представительные органы подразделяются на:

- высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;

- местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.

В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации.

2. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти. Они подразделяются на:

- высшие (правительство, министерства и ведомства);

- местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Российской Федерации не входят. По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (правительства, администрация тех или иных административно-территориальных единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах).

3. Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.

 

Глава 3. Структура права

Источники права

 

Источники права - это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например «общее право»Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

 

Понятие и виды законов

 

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.095 с.)