Опасная зона оборудования. Устройства безопасности в машинах, механизмах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасная зона оборудования. Устройства безопасности в машинах, механизмах



Опасная зона (нокосфера) — это пространство, в котором возможно действие на работающего опасного и (или) вредного производственного фактора. Размеры опасной зоны могут быть постоянными (зона между ремнем и шкивом, зона между вальцеми и т. п.) и переменными (после прокатных станков, зона резания при изменении режима и характера обработки и т. п.).

В процессе проектирования технологического оборудования и его эксплуатации необходимо предусматривать и применять устройства исключающее возможность контакта работника с опасной зоной или снижающее риск опасности контакта.

Безопасность обеспечивается применением ограждений, предохранительных и блокирующих устройств, а также установкой сигнализации, дистанционного управления.

Оградительные устройства применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны обработки, падающих ударных элементов машин и т. д.

Эти устройства могут быть стационарными, подвижными (съемными) и переносными.

Стационарное ограждение выполняется так, что пропускает обрабатываемую деталь, но не пропускает руки рабочего из-за небольших размеров соответствующего технологического проема. Такое ограждение демонтируют только при смене режущего инструмента, смазке, контрольных измерениях, ремонте.

Подвижные съемные устройства представляют собой устройства, сблокированные с рабочими органами механизма или машины. Они закрывают доступ в рабочую зону только при наступлении опасного момента. Наиболее широко применяются в станкостроении.

Переносные ограждения выполняются чаще всего как временные. Их используют при ремонтных и наладочных работах для защиты от случайных прикосновений к токоведущим частям, а также от механических травм и ожогов.

При необходимости ограждения должны быть сблокированы с механизмом машины.

Предохранительные устройства предназначены для автоматического отключения подвижных агрегатов и машин при отклонении от нормального режима работы. К ним относятся ограничители хода, к которым относятся упоры, концевые выключатели и т. п. Эти устройства в необходимых случаях сочетаются с тормозными устройствами.

В качестве предохранительных устройств от перегрузки машин, станков в их конструкцию вводят слабое звено. Это детали и узлы, которые разрушаются при перегрузках. К ним относятся: срезные шрифты, шпонки, фрикционные муфты, плавкие предохранители, разрывные мембраны.

Блокировочные устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону или устраняют опасный фактор на время пребывания работника в этой зоне. Устройства эти могут быть механическими, электромеханическими, радиационными и других типов.

Сигнализирующие устройства дают информацию о работе технологического оборудования и об изменениях в течение работы, предупреждают об опасностях, сообщают о местах возникновения опасностей.

Дистанционное управление применяют там, где по условиям работы находиться опасно. Параметры процесса при таком управлении контролируются дистанционно с помощью датчиков, сигналы от которых об опасности поступают на пульт управления.

 

Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования

Проектирование, изготовление, монтаж (демонтаж), эксплуатация грузоподъемных кранов всех типов, электрических талей и других грузоподъемных машин, крюков, грейферов, грузоподъемных электромагнитов и других сменных грузоподъемных органов, стропов, клещей, траверс и других съемных грузозахватных приспособлений, а также тары и транспортных контейнеров, перемещаемых грузоподъемными машинами, осуществляются в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Необходимо знать, что грузоподъемная машина — это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Эти машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их в разные точки пространства. Классифицируются они в основном на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими (лифты грузовые и для подъема людей).

Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.

Краны разнообразны по назначению и конструктивному исполнению. По конструктивному исполнению краны бывают мостовые, стреловые, канатные, портальные, консольные, консольно-козловые и др.; по виду грузозахватного органа оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.; по способу передвижения — стационарные, передвижные, самоходные и др.; по ходовому устройству — рельсовые, автомобильные, гусеничные и др. и по другим признакам.

Для обеспечения безопасности нормативно-техническими документами и стандартами ССБТ регламентируются следующие меры:

– обеспечение надежности конструкции оборудования выбором материалов, запасов прочности, защитой от коррозии и тепловых воздействий и т. п.;

– обязательное применение предохранительных устройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимаемого груза, концевых выключателей механизмов передвижения, тормозов, ограничителей скорости и др.);

– регистрация грузоподъемного оборудования в органах государственного надзора и его периодическое техническое освидетельствование;

– получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин
с применением сварки.

Все элементы, узлы грузоподъемных устройств, механизмов (передачи, муфты, канатные блоки, токоведущие элементы, находящиеся под напряжением) должны быть надежно ограждены.

Руководитель предприятий, предприниматель организуют содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию.

Руководитель назначает ответственных лиц за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, за безопасное производство работ кранами, по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин приказом, имеющих соответствующую квалификацию.

Руководитель обязан грузоподъемную машину, подлежащую регистрации, зарегистрировать в соответствующем органе государственного надзора, предоставив требуемые документы (заявление, паспорт грузоподъемной машины).

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах государственного надзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в журналах учета грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений (тары).

На пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах государственного надзора, должно быть получено разрешение от этих органов как перед пуском в работу вновь зарегистрированной грузоподъемной машины, так и в других случаях, требуемых «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила, до пуска в работу подвергаются полному техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование проводится с целью установления, что грузоподъемная машина и ее установка соответствует требованиям Правил, паспортным данным и представленной для регистрации документации; грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную эксплуатацию; организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, подвергают периодическому техническому освидетельствованию:

– частичному, не реже одного раза в 12 месяцев;

– полному, не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования). Редко используемые грузоподъемные машины подвергают полному техническому освидетельствованию один раз в 5 лет. Отнесение грузоподъемной машины к этой категории согласовывается с органом государственного надзора.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается:

– осмотру;

– статическому испытанию;

– динамическому испытанию.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины осматриваются и проверяются в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса и узлы управления, освещение, сигнализация, регламентированные габариты.

Производство работ грузоподъемными машинами осуществляется предприятиями, являющимися владельцами этих машин и имеющими лицензию органа госнадзора на их эксплуатацию.

При производстве работ грузоподъемной машиной не допускается:

– нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана;

– перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;

– перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;

– подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами и т.п.;

– освобождение с помощью грузоподъемной машины защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

– выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу и другие требования, которые в большем объеме приводятся в соответствующих инструкциях по охране труда.

Эксплуатация грузоподъемных машин запрещается при следующих неисправностях:

– неисправности тормозов, канатов и их креплений, крюков, лебедок, блокировочных устройств и приборов безопасности, несоответствии электросхемы крана проекту.

Эксплуатация грузоподъемных машин запрещается при истечении срока технического освидетельствования; отсутствии подготовленных и прошедших проверку знаний по охране труда крановщиков, стропальщиков; неисправности заземления; отсутствии паспорта или сведений о регистрации грузоподъемной машины в органах госнадзора; отсутствии лиц, прошедших проверку знаний по надзору, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и ответственных за безопасное производство работ кранами; невыполнении предписаний органов госнадзора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.01 с.)