Замена звуков р, РЬ другими звуками (параротацизмы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замена звуков р, РЬ другими звуками (параротацизмы)



Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания образцу.

Постановка звука р при замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности:

- при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка;

- при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Автоматизация звука р проводится так же, как и при его отсутствии (в словах, фразах, стихотворениях). Однако этим этапом работа по исправлению р при параротацизмах не заканчивается.

Необходимо провести дифференциацию звука р и ее заменителя, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на л или j, ы, г, в.

Заключение

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам. Однако существует несколько причин по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», это -физиологическое строение языка, малоподвижность артикуляционного аппарата, нарушение фонематического слуха и физиологические особенности дыхания. Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными. Существует две разновидности дефекта фонем Р и Р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена). Логопедическое воздействие осуществляется в обычном порядке, поэтапно: подготовительный этап, постановка звука и автоматизация.Также разработаны приемы постановки звуков Р и Р’.

Таким образом, следует подчеркнуть, что проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Но при правильной организации логопедической работы, положительный эффект достигается при всех видах нарушений произношения звуков Р- РЬ.


Литература:

1.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис — пресс, 2005.

2.Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление звукопроизношений речи/ Н. С. Жукова; - М:Эксмо, 2015. С 108 - 127

3.Коррекция нарушений произношения сонорных звуков у дошкольников и младших школьников: пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост. Е. И. Шаблыко. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 130с.

 

4.Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115

5.Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 247с.

6.Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998.

7.Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54

8.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337

9.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2005. – 224с.

10.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. С. 105-110.

11.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2008. С. 38

12.Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86

13.Фомичева М Ф. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999. – 240 с.

14. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов поспец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.— С. 60 -63.

 

15.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных за-ведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 51-55.

16. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959. С.106

17.Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: 2007. С. 78

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.004 с.)