Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составил: доцент, к.э.н. И.И. Богушевский.

Поиск

Составил: доцент, к.э.н. И.И. Богушевский.

СпбИМаш

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

Рациональное использование природных ресурсов, обеспечение устойчивого роста производственных сил, постоянное усложнение ситуаций в деятельности и др. факторы, повышают роль систем управления (СУ) в обеспечении достижения целей эффективного предпринимательства.

Научно-технический прогресс постоянно оказывает влияние на моральное старение товаров и средств производства.

Непрерывное изменение во времени внешних и внутренних условий функционирования предприятий приводят к появлению неопределенностей, которые не способны решать их действующие системы управления.

В рыночной экономике основным фактором исследования СУ является практическая, постоянно существующая проблема – выживание, в условиях обоснованного развития бизнеса.

В деятельности предпринимателей, - менеджеров все большую роль приобретают:

· предшествующие (прогнозные и плановые);

· последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования СУ.

Практическая значимость исследования СУ заключается в том, что в рыночных условиях, с целью выживания, руководство фирмы вынуждено самостоятельно проводить локальные исследования и выявить проблемы действующих СУ.

Постоянно растут число методов и объем знаний, накопленных в процессах исследований. При разработке: целей и систем управления маркетингом, производством, финансовым менеджментом и др., а также автоматизация бухгалтерского учета.

Усложнение деятельности предпринимателей приводит к тому, что возможна ситуация, когда методы и средства управления оказаться, несовместимы, а это способно привести к банкротству фирмы.

Фактически современный менеджер работает в границах автоматизированных систем управления, являясь, полифункциональным специальности, реализующим функции различных областей деятельности.

В развитых странах, исследования:

· в науке;

· социальной сфере;

· бизнесе и др.

является сферой профессиональной деятельности для значительного числа людей.

Увеличение исследований в экономике и обществе свидетельствует:

· о наличии реальной конкуренции, порождающей объективную необходимость независимых суждений и достоверных данных в практической деятельности;

· информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности информационной основы управления;

· реальной эффективности правового государства, обеспечивающего как необходимые правовые информационные условия, правила доступа и законного целевого использования этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователем – носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.


Классификация систем управления.

Существует значительное количество определений и классификаций систем управления, - объектов исследований. Это вызвано большим разнообразием: объектов, целей, методов и технологических средств управления.

Отметим, что базовой системой: приемов, знаний и понятий, определяющих облик (функции и основные параметры) системы управления, является технология управления.

Технологией управления в научных источниках называется сочетание:

· квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы;

· внесения желаемых изменений, преобразований в материалах, информации или специалистах в процессе достижения ими поставленных целей.

Выделяют технологии:

· Простые;

· Гибкие;

· Информационные;

· Интеллектуальные.

 

Виды технологии управления.

Таблица 1.

Виды технологии Позволяют получать
Простые Один заранее определенный результат
Гибкие Один из совокупности заранее определенных возможных результатов. (В зависимости от складывающихся ситуаций).
Информационные На основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов.
Интеллектуальные На основе известных знаний новые знания, позволяющие понять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения новых видов эффектов (эффективности функционирования).

 

По признаку сферы принимаемых решений в управлении выделяют:

· централизованные технологии и системы управления;

· распределительные технологии и системы управления.

Критерий определения централизованной СУ:

· решения применяются одним лицом;

· решения охватывают объект управления в целом.

 

Объект исследования.

Объектом исследования называют предмет или лицо, на которое направлено исследование.

Объектами исследования являются:

· мир;

· внешняя среда;

· системы (политические, социально-экономические, культурные, технические, организационно – производственные и др.);

· операции;

· отношения (политические, социально-экономические, производственные, личные, моральные, культурные)

Миром в системологии называют совокупность находящихся во взаимосопряженных состояниях системы и ее внешней среды.

Внешняя среда – это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.

Примечание. В маркетинге выделяют внешнюю среду субъекта рынка (организации) прямого и косвенного воздействий.

Внешней средой прямого воздействия называют все то, что организация может повлиять своими решениями (например, решения о покупке товара).

Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями.

В управлении системой называют то, что решает проблему по устранению критического рассогласования между желаемым и действительным состояниями.

Выделяют формальные и неформальные системы и среду. Источниками формальных организаций является право и предоставляемая им власть должности.

Формальная организация исследуется с использованием норм прав, официальных организационных структур, власти должности, моделей и др.

Источником неформальных организаций является власть экспертная, авторитета, лидеров.

Операции – это некоторая последовательность действий по достижению поставленной цели с использованием конкретных устройств и (или) инструментов, при расходе ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.

Отношения (политические, социальные, экономические и др.) – это устойчивые связи, взаимодействия и реакции (больше, меньше, хуже, лучше), ожидание, возникающее в процессе деятельности индивидуумов, социальных групп, общественных классов, этносов.

Внимание! Особенностью исследования СУ отношениями является то, что управлять отношениями двух и более объектов можно управлять через управление каждым из объектов.


Предмет исследования.

Предметом исследования называют:

· систему знаний;

· умений;

· навыков;

 

Отображенных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники для исследования в конкретной работе.

Например, могут исследоваться:

· методы планирования;

· мотивации;

· модели;

· процедуры и др.

При наличии классификации объектов и предметов можно использовать аналогии, подобрав подходящий метод исследования.

Внимание! Определению объекта и предмета исследования предшествует разработка гипотезы и компетенции исследования.

Диагностика СУ

Диагностика СУ выполняется с целью установления (выявления) и изучения признаков, характеризующих наличие локальных областей, отрицательно воздействующих на достижение генеральных целей предпринимательской деятельности.

Диагностика проводится на основании методов и средств обнаружения областей с последующим их изучением на основании применения:

· системного;

· факторного;

· функционального и др.,

а также экспертные:

· экономико-математической логики и др. видов исследований.

Основное назначение диагностики СУ – это на основании ее всестороннего исследования диагностировать локальную область (функцию, процедуру и др.), снижающие эффективность предпринимательской деятельности.

Все выявленные положительные и отрицательные факторы ранжируются:

· по их влиянию на соответствующие области управления;

· периодичности их появления;

· величине вероятностного воздействия на показатели и др.

При диагностике факторов применяются различные методы исследований: параметрический, математический, вероятностный и др.

 

 

Планирование процесса исследования СУ

Отметим, что планирование исследования СУ осуществляется после и на основании результатов прогнозирования. Использовавшаяся при плановой экономике классификация методов рассматривала в качестве одного из основных факторов такой классификации – календарный период.

Такой подход не учитывает высокую динамику факторов внешней (маркетинговой) среды при рыночной, а тем более переходной экономике, особенности реализации функций предпринимательства, специфичность жизненных циклов товаров, этапов и фаз рыночного цикла (или цикла проектирования товара).

Поэтому представляется естественным, что в рыночной экономике осуществлять классификацию планирования с учетом реализуемой функции предпринимательства, этапов и фаз рыночного цикла (или цикла проектирования товара).

Выделяют планирование:

· развития – стратегическое и бизнес-планирование;

· маркетинга;

· производства;

· менеджмента.

С учетом высокой динамики рыночных ситуаций деление планов по периоду упреждения – перспективное, текущее и оперативно-календарное планирование определяется степенью охвата этапов – рыночного, жизненного цикла и цикла разработки товара.

Принято называть этапом относительно самостоятельную часть одного из циклов товара, а фазой, соответственно, независимую часть этапа.

Планирование может осуществляться по аналогии эврестически на основе интуитивных знаний и накопленного опыта и/или с использованием математических методов.

Планирование по аналогии, как правило, оказывается наиболее быстрым дешевым способом решения плановых задач.

Не следует забывать, что планирование по аналогии, как и прогнозирование по аналогии, можно, применять только после установления факта этой аналогии.

При эвристическом планировании могут быть использованы те же методы экспертных оценок, что и при прогнозировании.

При использовании в планировании математических методик осуществляется соединение основных составляющих производства: капитала, технологий, средств труда, предметов труда и самого труда.

Стратегическим планированием называют внутреннюю координацию, распределение ресурсов между несколькими направлениями, а также, стратегической, перспективной, текущей и оперативной деятельностью с целью адаптации ОПС к изменениям внешней среды. Это планирование на время упреждения не менее одного из циклов (жизненного, рыночного) СУ, товаров.

Стратегическое планирование, как правило, формируется на основе программного заявления руководства фирмы, определяющие генеральные и вспомогательные цели, задачи и стратегию роста.

Программное заявление должно отвечать на следующие основные вопросы:

1) Что представляет собой организация?

2) Кто клиенты организации?

3) Что ценно для клиентов?

4) Какой будет организация в будущем?

5) Какой она должна быть в будущем и др.

Чаще всего руководство фирмы представляет программу в расширенном виде ОПС и ее развитие. Но при этом каждый этап расширенного представления предполагает открытие новых возможностей, исследования рисков и угроз предпринимательской деятельности.

Программа фирмы должна содержать перечень целей и задач для каждого иерархического уровня управления.

Такой подход называется управлением методом решения задач. Поэтому при исследовании важно оценить, как это делается при управлении организацией.

Исследование плана развития «хозяйственного портфеля». Основным объектом стратегического планирования является хозяйственная деятельность фирмы, а также всех входящих в состав фирмы производств.

Анализ деятельности прежде всего направлен на выявление низко рентабельных производств и обоснование решений по их деятельности.

При исследовании плана развития производства учитывается, что он разрабатывается на основе сравнительного анализа структур – необходимой и существующей. При этом выделяются недостающие для реализации стратегии структурные подразделения, а также устанавливаются их связи.

Исследование стратегии роста фирмы осуществляют на основании анализа на трех уровнях, проведенных по выявлению возможностей:

1) которыми фирма сможет воспользоваться при фактических масштабах деятельности (возможности интенсивности (роста))?

2) интеграции с другими элементами маркетинговой системы (возможности диверсификационного роста)?

3) открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста)?

После исследования стратегического планирования исследуют бизнес-планирование.

Отличие бизнес-планирования от стратегического состоит в том, что оно производится в отношении:

· одного из производств;

· сегмента рынка;

· определенного вида товара.

Целями бизнес-планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более детального исследования внешней среды и возможностей фирмы.

В соответствии с методикой ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в состав исследований при подготовке бизнес-плана должны включаться следующие положения:

1) Общие условия осуществления проекта и его исходные данные, в том числе приводятся данные ранее выполненных исследований и перечисляются их авторы.

2) Рынок и мощности производства. В этом разделе осуществляются: спрос, объем продаж, основные параметры производственной программы, издержки на утилизацию отходов, обеспечение требований по экологии, достаточность и возможность увеличения производственной программы.

3) Материальные факторы производства – сырье, основные материалы, топливо, энергетические ресурсы, фактическое положение с поставками сырья и др.

4) Географическое местоположение территории и стоимость ее приведения согласно проекту.

5) Проектно-конструкторская документация, включающая предварительное определение границ проекта и др.

6) Трудовые ресурсы – предполагаемая потребность в трудовых ресурсах по категориям.

7) Предполагаемые сроки осуществления проекта.

8) Финансовая и экономическая оценки включают сведения – структура капитала и предполагаемое финансирование и др., а также релевантные границы деятельности и др.

9) Риски и методы их снижения при реализации проекта.

Планы подразделений и ОПС, обобщающие множество оперативно-календарных планов также называются оперативно-календарными планами.

Для сложных процессов, развитие которых происходит при участии большого количества специализированных организаций, в концепцию «прогноз-план» вводится звено – «программа». Получается более сложное образование – «прогноз – программа - план».

Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планировании или последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Частным случаем программирования является разработка план-графиков.

План-графики разрабатываются для установления последовательности и координации отдельных мероприятий по разработке и испытаниям образцов высокотехнологических товаров.

Составил: доцент, к.э.н. И.И. Богушевский.

СпбИМаш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.247 (0.012 с.)