Тема 11. Профессионально-прикладная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Профессионально-прикладная



ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

 

Понятие и значение ППФП

 

Как показывают исследования, требования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу, строительному рабочему, полеводу и др.

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктуют необходимость в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП).

ППФП – подраздел (подсистема) физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающий формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Установлено, что в процессе ППФП успешно формируется комплекс психофизических и личностных качеств, необходимых работнику в его профессиональной деятельности:

– психическая устойчивость, волевые качества;

– приобретаются знания и умения в области производственной гимнастики;

– развиваются сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки;

– обеспечивается высокий уровень функционирования систем организма;

Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов позволяет сократить срок профессиональной адаптации, повысить профессиональное мастерство, увеличить производительность труда, профессиональную работоспособность и экономичность работы организма.

ППФП, как и процесс физического воспитания в целом, способствует укреплению здоровья, повышению устойчивости организма к заболеваниям (в т.ч. и профессиональным).

Данные экспериментального анализа показывают, что:

– 24% всех ошибок, задержек в работе, аварий, остановок оборудования происходит из-за недостаточного уровня развития физических качеств;

– 37% ошибок – из-за недостаточного развития психических качеств.

Внедрение ППФП в учебный процесс физического воспитания студентов технических вузов страны с целью повышения уровня подготовки кадров является государственной задачей.

ППФП является составной частью (подсистемой) учебного процесса по физическому воспитанию, в котором используются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания.

 

Структура ППФП


ППФП в процессе учебы в университете

Для успешного решения задач ППФП необходимо иметь:

– материально-техническую базу (залы, площадки, стадион, тренажеры, инвентарь);

– наличие учебно-методической литературы;

– теоретически и методически подготовленных специалистов – руководителей ППФП;

– хороший уровень организации физического воспитания в коллективе;

– просветительская работа среди студентов.

Таким образом, ППФП студентов технических вузов – это сложный системный процесс, связанный с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой, проводимой на кафедрах физического воспитания.

Без сомнения ППФП имеет важное народнохозяйственное значение.

 

3. Факторы, определяющие содержание ППФП

 

1. Сфера деятельности, т.е. вид труда, важнейшие производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др.

Пример 1. Так работа, связанная с управлениями автоматами в технических системах (операторская, диспетчерская деятельность) требует высокого уровня различных двигательных реакций, наблюдательности, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.

Пример 2. Работа, основанная на наблюдении и контроле (чтение показаний приборов, слежение за показаниями и пр.), предъявляет высокие требования к объему, распределению и устойчивости внимания, общей ловкости и координации пальцев рук, специальной мышечной выносливости.

2. Условия труда: место работы (в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой); микроклимат, режим труда и отдыха; характер рабочих поз; границы зон рабочего места; виды профессиональных вредностей. Условия труда в различных профессиях резко отличаются.

Пример 1. Работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре и ее колебании требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температуры, хорошего состояния ССС, системы терморегуляции, общей выносливости.

Пример 2. При работе на ограниченной опоре, на высоте необходим навык сохранять статическое и динамическое равновесие, хорошее состояние вестибулярного аппарата.

Пример 3. Длительная работа в вынужденной позе (сидя, стоя) требует статической выносливости мышц туловища, в особенности спины, устойчивости к гиподинамии.

Пример 4. В работе, где присутствует перемещение по протяженной рабочей зоне, необходима общая выносливость, хорошее состояние опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.

Профессиональные вредности, как составная часть условий труда (гиподинамия, загазованность воздуха вредными химическими веществами, воздействие радиации и пр.), являются основанием для формирования специальных физических качеств, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

3. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности: прием, хранение и переработка производственной информации, моторные действия, нагрузка на отдельные органы, эмоциональное состояние, утомляемость и динамика работоспособности, тяжесть работы (исходящая из условий труда).

Пример 1. Если производственная информация поступает в большом объеме в виде зрительных, слуховых и тактильных сигналов, то можно сделать вывод, что для успешной трудовой деятельности требуется высокий уровень развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Пример 2. Если моторные действия в профессиональной деятельности производятся преимущественно руками, то необходима ловкость и координация движений рук.

Пример 3. Работа, характеризующаяся разнообразными двигательными действиями почти всего мышечного аппарата, требует от работника хорошей общефизической подготовленности.

Все вышеназванные факторы в своей совокупности и определяют характер ППФП, по которым составляются специальные профессиограммы.

 

 

4. Направленность ППФП (общие и специальные требования)

 

Общие требования

– Различные сенсорные (основанные на органах чувств), умственные, двигательные, волевые, педагогические, организаторские умения и навыки. Каждому инженеру, например, требуются умения быстро разобраться в сложной производственной ситуации, снять излишнее эмоциональное напряжение и пр. Развитию этих навыков и качеств во многом содействуют занятия физической культурой.

– Высокий уровень профессиональной работоспособности инженера, т.е. выносливости и восстанавливаемости его организма. Доказано, что недостаточный уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению (а то и переутомлению) человека, к возникновению ошибок, срывов в работе, аварий.

– Хорошее состояние ССС и ЦНС. Исследованиями показано, что от 43 до 80%инженеров, занимающихся управленческой деятельностью, страдают заболеваниями ССС.

– Умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения (при управлении различными кнопками, переключателями, рычагами, маховичками и др.); количество таких движений за смену достигает нескольких тысяч. Отсутствие таких способностей ведет к большому расходованию энергии, перенапряжению нервно-мышечного аппарата, что нередко приводит к различным заболеваниям.

– Для многих профессий, характеризующихся малоподвижным состоянием (гиподинамией), принципиально важно иметь высокий уровень статической выносливости мышц спины. К примеру, среди инженеров-экономистов в течение года на 15,4% болеет больше лиц, чем среди инженеров-электриков (у которых работа отличается достаточно высокой двигательной активностью).

Устойчивость (специальная выносливость) к чередованию незначительной физической нагрузки и периодов достаточно высокой двигательной активности.

– Сенсомоторная координация для способности быстро перестраивать двигательные действия во внезапно меняющейся обстановке.

– Важное значение имеет простая двигательная реакция – быстрый ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (пуск, остановка оборудования); реакция различения – быстрый ответ на один из сигналов; реакция выбора – быстрый выбор нужного двигательного действия на ряд возможных сигналов; реакция на движущийся предмет (работа со стрелочными приборами…). Высокая реакция является одним из показателей высокой квалификации специалиста, причем значение ее с ростом автоматизации все возрастает.

Внимание: способность воспринимать одновременно несколько объектов (объем внимания); выполнять несколько действий (распределение внимания), скажем, удерживать информацию с монитора и одновременно работать с клавиатурой; быстро переносить внимание с одного объекта на другой (перераспределение внимания); способность удерживать внимание длительное время (устойчивость внимания).

Оперативное мышление – быстро анализировать поступающую информацию и выбирать правильное решение для последующей реализации.

Оперативная и долговременная память на поступающую и возрастающую информацию.

Моциональная устойчивость – способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без ущерба для своего здоровья.

Выдержка и самообладание – необходимые качества для обеспечения нормального микроклимата в коллективе.

Коммуникабельность – способность к общению, взаимодействию, нахождению общего языка в процессе трудовой деятельности.

 

Производственная гимнастика

Производственная гимнастика – использование физических упражнений как до, так и в режиме рабочего дня с целью сокращения периода врабатывания организма в трудовую деятельность, повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

Гимнастика на производстве отнимает всего несколько минут рабочего времени, но приносит неоценимую пользу трудящимся и самому производственному процессу. Проводится она непосредственно на рабочем месте (в лаборатории, цехе, отделе и т.п.).

Формы занятий производственной гимнастикой:

Вводная гимнастика

Цель вводной гимнастики – ускорить протекание физиологических процессов в организме, повысить функциональную готовность к работе, сократить период врабатываемости организма в трудовую деятельность (обычно он продолжается 1,5-2часа). Продолжительность вводной гимнастики 7-10мин.

Физкультурная пауза

С помощью физкультурной паузы осуществляется активный отдых, достигается устойчивая и высокая работоспособность ЦНС, снижается профессиональное утомление. Проводится она за2часа до окончания рабочего дня (при обеденном перерыве в 1-ой половине рабочего дня).

Физкультминутки

Это малые формы активного отдыха, практикующиеся там, где нет возможности проводить физкультурные паузы. Состоят они из 2-3-х упражнений и имеют целью усиление деятельности функциональных систем организма.

Микропаузы

Проводятся они в течение 20-30сек. непосредственно на рабочем месте в виде 2-3-х упражнений для снятия утомления мышц, доминирующих в данной трудовой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.015 с.)