Структура информационного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура информационного процесса



Оглавление

 

Введение. 5

1. Структура информационного процесса. 9

1.1. Извлечение информации. 9

1.1.1. Сбор информации. 10

1.1.1.1. Формирование данных. 11

1.1.1.2. Регистрация данных. 13

1.1.2. Восприятие информации. 16

1.1.2.1. Первичное восприятие и измерение информации. 17

1.1.2.2. Анализ результатов первичного восприятия и измерения. 17

1.1.2.3. Распознавание символов. 18

1.2. Обмен данными. 18

1.2.1. Процедуры передачи данных. 18

1.2.1.1. Модуляция и демодуляция сигнала. 19

1.2.1.2. Уплотнение сигнала и выделение уплотненного сигнала. 23

1.2.2. Процедуры организации сети. 24

1.2.2.1. Компьютерные сети. 24

1.2.2.2. Топология сетей. 26

1.2.2.3. Методы передачи данных в сетях. 27

1.2.2.4. Организация обмена информацией в сети. 28

1.3. Обработка данных. 28

1.3.1. Виды программного обеспечения компьютера. 28

1.3.1.1. Общее программное обеспечение. 28

1.3.1.2. Пакеты прикладных программ. 28

1.3.1.3. Инструментарий технологии программирования. 28

1.3.2. Режимы обработки данных. 28

1.4. Представление данных. 28

1.4.1. Устройства вывода на электронный носитель. 28

1.4.1.1. Мониторы, использующие ЭЛТ. 28

1.4.1.2. Жидкокристаллические мониторы.. 28

1.4.1.3. Плазменные мониторы.. 28

1.4.2. Устройства вывода на бумажный носитель. 28

1.4.2.1. Технология формирования цвета. 28

1.4.2.2. Струйная технология. 28

1.4.2.3. Электрографическая технология. 28

1.5. Накопление данных. 28

2. Понятие, эволюция и классификация информационных технологий. 28

2.1. Определение информационных технологий. 28

2.2. Эволюция информационных технологий. 28

2.2.1. Поколения компьютеров. 28

2.2.2. Этапы развития ИТ. 28

2.3. Понятие платформы.. 28

2.4. Классификация ИТ. 28

2.5. Современное состояние и тенденции ИТ. 28

3. Базовые информационные технологии. 28

3.1. Мультимедийные ИТ. 28

3.2. Телекоммуникационные технологии. 28

3.2.1. Интернет. 28

3.2.2. Технологии мобильных устройств. 28

3.3. ИТ автоматизации проектирования. 28

3.4. ИТ в промышленности и экономике. 28

3.5. ИТ искусственного интеллекта. 28

3.6. ИТ защиты информации. 28

3.6.1. Управление доступом к информации. 28

3.6.2. Управление целостностью информации. 28

3.7. Геоинформационные ИТ. 28

4. Распределенные системы.. 28

4.1. Клиент-серверные технологии. 28

4.2. Сетевые ИТ. 28

4.3. Современные ИТ накопления данных. 28

4.4. Интеграция ИТ. 28

4.4.1. Технологии и средства проведения видеоконференций. 28

4.4.2. Системы коллективной работы.. 28

Заключение. 28

Список литературы.. 28


Введение

Информационная технология (ИТ) возникла на Земле несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения - нечленораздельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями, наскальными рисунками и другими сигналами наших далеких предков.

Говорят об эволюции и революциях в области ИТ.

По возможности фиксации информации на материальных носителях выделяют следующие фазы эволюции ИТ в обществе – добумажная, бумажная, безбумажная.

ИТ добумажной фазы характеризуется следующими значимыми моментами:

1) фиксация информации на камне, папирусе (с III тысячелетия до н.э.), пергаменте (с III в. до н.э.) обеспечивала обмен информацией между людьми;

2) возникновение речи около 100 тыс. лет назад дало возможность накопления информации, пока что индивидуального, в памяти человека;

3) возникновение письменности 5-6 тысячелетий назад дало человечеству уже коллективную, или общественную, память, поскольку позволила реализовать полный набор процессов преобразования информации: сбор, обмен, обработку, накопление и выдачу.

Бумажная фаза началась с Х в., когда бумага (изобретена в Китае во II в.) стала объектом промышленного производства в странах Европы. С этой фазой связаны следующие факты:

1) возникновение книгопечатания (середина XV в.), позволившего тиражировать информацию;

2) с расширением торговли и ремесел появились городскиепочты, с XV в. - частная почта (Западная Европа), в XVI—XVII вв. - централизованная королевская почта (Франция, Швеция, Англия и другие страны). Эти стабильные коммуникации позволили вовлечь в информационную деятельность большое число людей, за счет чего она охватила крупные регионы;

3) центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, затем Франции, Германии, Англии. По существу это явилось началом нового научно-технического этапа в естествознании. Главным качественным содержанием ИТ стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным – выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а также первых энциклопедий - своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе.

Рассмотренные ИТ использовали «ручной» инструментарий (перо, бумага) и безмашинные коммуникации («ручная» почта, посыльный и т.п.). ИТ были нацелены на формирование информации, т.е. представление ее в нужной форме.

4) новый этап в развитии ИТ, связанный с технической революцией конца XIX в., характеризуется:

· созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуникаций (Всеобщий почтовый союз с 1874 г. и Всемирная почтовая конвенция с 1878 г.),

· изобретением: фотографии (с 1839 г.), телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), а позднее - беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-х годов).

Данному этапу свойственны «механические» технологии с инструментарием в виде механических пишущих машинок, телефона, фонографа, более современных методов доставки почты – «механическая» почта. Здесь обеспечивались более удобные формы представления информации.

С 20-го века началась безбумажная фаза, которая характеризуется следующими факторами:

1) изобретение ЭВМ,

2) появление цифровых систем связи и компьютерных сетей,

3) создание первого персонального компьютера (ПК) и его распространение в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым, автоматизированным ИТ внедриться практически во все области человеческой деятельности.

В развитии информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы сосредоточения, хранения и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса, определило ей ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает ИТ форму интеллектуальной индустрии. Информация превращается в один из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которой становится все человечество.

Обобщая приведенные данные, можно сказать, что в истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации, следствием которых являлось приобретение человеческим обществом нового качества:

1-я революция (до н.э.) - изобретение письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

2-я революция (середина XV в.) - изобретение книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

3-я революция (конец XIX в.) - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

4-я революция (70-е гг. XX в.) - изобретение микропроцессорной технологии и появление ПК, что позволило перейти от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, миниатюризировать все узлы, устройства, приборы, машины, создать программно-управляемые устройства и процессы. Эта информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды ИТ, особенно телекоммуникации. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Параллельно с развитием техники и технологий в обществе возникала и потребность в изменении средств и инструментов для работы с информацией. Настоящее время характеризуется огромными потоками информации, циркулирующей в обществе. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно. Как результат наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

1) появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и обработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;

2) существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

3) возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Помимо того, что растут объемы информации, она становится одним из самых важных и дорогих видов ресурсов – информационным. Это проявляется в том, что основная часть трудового населения переходит из сферы производства материальных благ в сферу информационного производства, например, в настоящее время в США в области обработки информации занято до 90% населения. Отличительными особенностями информационного ресурса являются следующие:

Ø он оказывается основой развития наукоемкого производства, результаты которого проявляются в изделиях, превышающих по своим параметрам мировые образцы;

Ø он может проявляться в виде не овеществленной продукции, т.е. в лицензиях, патентах, программных продуктах, методах и моделях, типовых алгоритмах обработки информации и структурах данных, технологиях;

Ø это единственный вид ресурса, который, увеличиваясь и качественно совершенствуясь, содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, а иногда и созданию новых.

Внедрение ЭВМ в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Таким образом, начало формироваться информационное общество. Создание такого общества стало политической, экономической и культурной целью большинства субъектов экономики. Для этого разрабатываются национальные стратегические программы, международные, региональные, национальные и местные проекты.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Его характерные черты:

1) решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

2) обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

3) главной формой развития становится информационная экономика;

4) в основу общества закладываются автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

5) ИТприобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

6) формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

7) реализуются оптимальные принципы управления обществом, воздействия на окружающую среду.

Таким образом, ИТ – совокупность методов и средств получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей. ИТ осуществляют переход от рутинных методов и средств работы с информацией к промышленным, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование в соответствии с закономерностями того объекта, где развивается ИТ.


Извлечение информации

Извлечение информации – это процесс ее прохождения от ИИ к сигналу, целью которого является получение и фиксация сведений о некоторых объектах, их свойствах, структурных связях между ними, функциях, выполняемых этими объектами, над ними или для них.

Извлечение информации может производиться или человеком (наблюдателем, аналитиком, ИТ-специалистом), или с помощью технических средств и систем, т.е. аппаратно. Тогда в первом случае этот процесс называется сбором информации, во втором – восприятием информации.

Сбор информации

В силу того, что информационные ресурсы включают факты, данные и знания, схема сбора информации может иметь вид рис. 1.2:

Рис. 1.2. Схема сбора информации

 

По связи 1 наблюдаются и неформально описываются факты, имеющие место в предметной области. Поскольку ИИ безграничен, факты должны выявляться в соответствии с важностью отдельных параметров для решения требуемой задачи. Для корректной реализации этой фазы наблюдатель должен обучаться, профориентироваться и специализироваться. По связи 6 эти факты могут фиксироваться на некотором носителе для накопления, обработки или обмена (это регистрация данных – см. п. 1.1.1.2).

 

Пусть, например, разрабатывается ИТ для задачи регулирования деканатом контингента студентов после сессии, т.е. для составления списков студентов на отчисление и на перевод в следующий семестр на основании результатов сдачи сессии. Для автоматизации этой задачи ИТ-специалист выявляет в предметной области (т.е. в деканате) следующие факты:

· студент Х имеет оценку 2 по информатике – он отчисляется,

· студент Y имеет оценку 2 по физике – он отчисляется,

· студент Z не имеет оценки 2 ни по одной дисциплине – он переводится в следующий семестр.

 

По связи 2 факты обобщаются, структурируются и превращаются в данные (это формирование данных – см. п. 1.1.1.1). При этом в предметной области выделяются понятия и их свойства, устанавливаются связи между отдельными понятиями, определяются последовательности событий во времени.

 

Для нашего примера на основании обобщения фактов выделяются понятия со свойствами (т.е. происходит структурирование фактов):

Понятие свойства

студент фамилия студента

дисциплина название дисциплины

Устанавливается связь между понятиями «дисциплина» и «студент»: она формирует понятие «экзамен» со свойством «оценка»:

Формирование данных

На данном этапе возможно проведение классификации полученной информации с помощью иерархического и фасетного методов. Каждый из методов использует выделенное ранее множество свойств объектов и их значений (здесь они называются классификационными признаками).

При иерархической классификации все исходное множество объектов, соответствующих анализируемой предметной области, образует нулевой уровень классификации (он вначале является текущим). Затем выполняются шаги:

1) нулевой уровень делится на классы в зависимости от выбранного классификационного признака. Полученные группы образуют первый уровень;

2) каждый класс первого уровня делится на подклассы в соответствии со своим признаком классификации - получается второй уровень классификации (использование оригинального признака классификации при этом и каждом последующем разбиении на классы позволяет применять независимые классификационные признаки в разных ветвях иерархической структуры);

3) полученный уровень классификации становится текущим, и к нему применяется первый шаг.

Пример 1. Пусть решается задача анализа успеваемости отдельных студентов в учебных группах первого курса специальностей кафедры СУиВТ по итогам зимней сессии. Наблюдателем выявлены следующие характеристики предметной области, существенные для решаемой задачи:

1) на первом курсе по кафедре СУиВТ набраны 2 учебные группы с шифрами АС и ВС;

2) в зимнюю сессию включены экзамены по дисциплинам (условно):

· для группы АС – информатика, математика;

· для группы ВС – физика, культурология;

3) возможные оценки за экзамены – от 2 до 5.

Требуется построить классификацию студентов первого курса кафедры СУиВТ для решения задачи анализа результатов сессии, применив метод иерархической классификации.

Решение

Зададимся нулевым уровнем классификации – это все множество студентов первого курса кафедры СУиВТ (табл.. 1.1). Применим первый классификационный признак – пусть это шифр учебной группы. Получим первый уровень классификации.

Таблица 1.1

Классификатор для примера 1

студенты первого курса кафедры СУиВТ 0-й уровень
                 
  ВС       АС     1-й уровень
                 
информатика   математика   физика   культурология   2-й уровень
                 
2 3 4 5   2 3 4 5   2 3 4 5   2 3 4 5   3-й уровень
                 

К каждому классу первого уровня применим классификационный признак – дисциплина с соответствующими учебной группе значениями. Получим второй уровень классификации. К каждому классу второго уровня применим классификационный признак – оценка. Получим третий уровень классификации.

Классификатор построен.

 

При фасетной классификации признаки классификации называются фасетами и выбираются независимо друг от друга. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака.

Пример 2. Построить фасетный классификатор для задачи из примера 1.

В соответствии с выявленными классификационными признаками и их значениями имеем табл. 1.2:


 

Таблица 1.2

Классификатор для примера 2

Учебные группы Дисциплины Оценки
ВС Информатика  
АС Математика  
  Физика  
  Культурология  

 

Полученная таблица и есть классификатор. При этом данные, находящиеся в одной строке, никак не связаны.

Регистрация данных

В случае регистрации на бумажный носитель (документ) осуществляется визуальный контроль – это зрительный просмотр документа в целях проверки полноты, актуальности, наличия подписей ответственных лиц и т.д. Используются следующие виды бумажных носителей:

1) содержащие произвольный текст, т.е. текст или иллюстрации произвольного вида и содержания (примером такого носителя является конспект, который студент ведет на лекциях);

2) стилизованные, ориентированные на использование информации автоматом, например, индекс на почтовом конверте, налоговая декларация и т.п.

Часто бумажный носитель используют как промежуточное звено для последующего переноса данных на электронный носитель. В этом случае для уменьшения числа возможных ошибок при переносе данных применяют следующие приемы:

1) разрабатывают правила составления документа на бумажном носителе (это связано с унификацией и стандартизацией форм документов);

2) обеспечивают совместимость форматов исходного бумажного и электронного документов.

 

Совместное использование бумажного и электронного носителя имеет место при регистрации результатов сдачи сессии. Оценив ответ студента, преподаватель записывает оценку в экзаменационную ведомость – регистрирует ее. Переносом данных с одного носителя на другой занимается методист деканата, когда переносит экзаменационные оценки из ведомости преподавателя в электронный журнал учета. Уменьшение числа ошибок при таком переносе может достигаться следующими приемами:

· единой структурой бумажных экзаменационных ведомостей, которые заполняет преподаватель,

· регламентацией для преподавателя формы оценки в ведомости: всегда цифра (4, 3 и т.д.), а не символьное данное («хор.», «хорошо» и т.п.);

· единой структурой ведомости и самого журнала: так, если ведомость последовательно содержит графы «ФИО студента», «Дата сдачи экзамена», «Оценка», то такая же последовательность граф желательна и в электронном журнале.

 

В случае электронного носителя при регистрации применяется некоторый машинный код (построенный, например, на базе ASCII-кода), который может выполнять дополнительные функции эффективного, криптографического или помехозащитного характера. При этом используется экран монитора, который позволяет применять следующие приемы, облегчающие оператору проводить регистрацию и обрабатывать ошибки ввода:

1) начало зоны ввода данных указывается курсором;

2) на экране содержится описание значения, которое должно быть помещено в рабочую зону (своеобразная подсказка оператору);

3) используются средства визуализации для показа ошибок;

4) используются редактирующие функции: дублирование символов, пропуск нескольких позиций, стирание символов, вставка символов, дополнение нулями или удаление незначащих нулей, автозамена;

5) автоматически добавляются данные, например, дата, номера страниц, время, оглавление и т.д.

После того, как данные записаны на электронный носитель, можно организовать дополнительный контроль правильности данных. Для этого используются следующие приемы:

1) контроль формата данного (типа и числа символов);

2) контроль идентичности: введенное данное сравнивается с имеющимся в системе;

3) проверка допустимости данного: может выполняться для всего набора записанных данных или для отдельного данного путем вычислительных операций и сравнения с некоторой суммой;

4) контроль по граничным значениям (диапазон);

5) контроль сопоставлением, когда дважды вводится одно и то же данное.

Некоторые из этих приемов можно найти в прикладных пакетах Word, Excel, Access.

При регистрации возможно кодирование информации регистрационными и классификационными методами. Цель такого кодирования (замена данного на условное обозначение) - уменьшение объема регистрируемой информации и, возможно, защита от несанкционированного доступа.

Регистрационные методы кодирования не требуют предварительной классификации объектов и включают порядковое и серийно-порядковое кодирование.

При порядковом кодировании объекты обозначаются числами натурального ряда или другими символами. Применяется, когда количество объектов невелико.

Пример 3. Выполнить порядковое кодирование для названий дисциплин, шифров учебных групп и оценок из примера 1.

При решении этой задачи преследуем две цели – уменьшение объема информации (для учебных групп и дисциплин) и шифрование для защиты от несанкционированного доступа (для оценок). Примерная система кодирования будет иметь вид:

 

Шифры учебных групп Коды   Названия дисциплин Коды   Оценки Коды
ВС     Информатика       #
АС     Математика       $
      Физика       @
      Культурология       )

При серийно-порядковом кодировании предварительно выделяются группы объектов, которые составляют серию, затем в каждой серии производится порядковое кодирование. Сами серии также кодируются с помощью порядкового кодирования. Между кодами серии и кодами ее элементов ставится разделитель. Применяется, когда число объектов сравнительно велико, но классификация не применяется.

Пример 4. Выполнить серийно-порядковое кодирование для названий дисциплин, условно предположив, что их число велико.

Для кодирования упорядочим значения по алфавиту и разобьем список на две равные части - серии. Первой серии присвоим код А, второй – В. Элементы в каждой серии пронумеруем по порядку. Получим:

Серия А Серия В

1 Информатика 1 Математика

2 Культурология 2 Физика

 

Тогда получим коды:

Дисциплины Коды

Информатика А.1

Математика В.1

Физика В.2

Культурология А.2

 

Классификационные методы кодирования ориентированы на проведение предварительной классификации объектов на основе иерархического или фасетного методов. Включают последовательное и параллельное кодирование.

Последовательное кодирование используется для иерархической классификации – сначала записывается код класса первого уровня, затем – второго и т.д. Коды классов формируются способом регистрационного кодирования, между кодами разных уровней классификации возможны разделители.

Пример 5. Выполнить последовательное кодирование для вершин третьего уровня классификатора из примера 1. При этом использовать коды признаков, полученные при порядковом кодировании из примера 3.

Припишем коды из примера 3 вершинам классификатора из примера 1. Результат представлен в табл. 1.3 (коды приписаны вершинам справа и выделены жирным стилем).

Таблица 1.3

Последовательное кодирование для примера 5

студенты первого курса кафедры СУиВТ 0-й уровень
                 
  ВС       АС     1-й уровень
                 
информатика 1   математика 2   физика 3   культурология 4   2-й уровень
                 
2) 3@ 4$ 5#   2) 3@ 4$ 5#   2) 3@ 4$ 5#   2) 3@ 4$ 5#   3-й уровень
                 

Тогда, например, для класса студентов из группы ВС, получивших оценку 5 на экзамене по информатике, сформируем код: 1.1.#, где точка играет роль разделителя.

Параллельное кодирование используется для фасетной классификации. Фасеты кодируются с использованием регистрационного кода, между кодами разных уровней возможны разделители.

Пример 6. Выполнить параллельное кодирование для класса со следующими значениями классификационных признаков (при построении кода учитывается и порядок признаков): дисциплина = физика; учебная группа = АС; оценка = 3. При этом использовать коды признаков, полученные при порядковом кодировании из примера 3.

Имеем код: 3.2.@, где точка играет роль разделителя.

Восприятие информации

При восприятии информации техническим устройством выделяются следующие этапы:

1) первичное восприятие и измерение информации;

2) анализ информации;

3) распознавание введенного сигнала.

Рассмотрим, как выполняется восприятие информации сканером – устройством для ввода в компьютер двумерных изображений.

Принцип действия сканера очень прост. Поверхность с изображением просматривается (сканируется) непрерывным лучом света, испускаемым фотодиодом, в направлении, которое на рис. 1.3 изображено пунктирными линиями:

 

Рис. 1.3. Схема работы сканера

 

Отражаемый луч улавливается датчиком, который замеряет интенсивность отраженного луча с определенной частотой (получается дискретный по времени и значению сигнал). Интенсивность потока преобразуется в двоичный код (в простейшем случае - в однобитовый) по следующему правилу: если в точке падения луча на поверхность есть изображение, оно кодируется двоичной 1, если нет – двоичным 0[2].

Таким образом, после сканирования всей поверхности каждая ее точка представляется (кодируется) двоичным 0 или 1. Получается растровый формат исходного изображения. На этом работа сканера может быть закончена, если пользователь настроил сканер на ввод изображения.

Если вводится текст (настройка на ввод текста также выполняется пользователем), в растровом формате изображения начинают распознаваться отдельные символы. В результате получается текстовый формат, который может обрабатываться, например, текстовым процессором.

Распознавание символов

Рассмотрим, как решается эта задача в простейшем случае, когда сканер предварительно обучается распознавать символы того или иного шрифта.

В этом случае в сканер вводятся по каждому шрифту (с учетом стиля и размера символов) списки шаблонов символов в виде растровых решеток. Например, шаблон единицы, представленный растровой решеткой размером 10х10, изображен ниже слева, шаблон строчной латинской буквы l – справа:

 

                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

 

Полученный после анализа бинарный массив сопоставляется с шаблонами из памяти сканера. Подсчитывается число совпавших растровых элементов, равных 1. Выбирается тот символ, для которого число совпавших растровых элементов максимально.

Сравним изображение из п.1.1.2.2 с левым изображением: число совпавших элементов – 14. Сравнение того же изображения с правым изображением дает число совпавших элементов – 13. Таким образом, введенный символ – 1.

Распознанный символ кодируется, например, ASCII-кодом.

Очевидно, и в случае восприятия информации техническим устройством происходит ее регистрация. При этом, как правило, используются машинные носители информации.

Обмен данными

При обмене данными можно выделить два основных типа процедур: процедуры передачи данных по каналам связи и сетевые процедуры, позволяющие осуществить организацию компьютерной сети. Процесс обмена позволяет, с одной стороны, передавать данные между источником и получателем информации, а с другой – объединять информацию многих ее источников.

Процедуры передачи данных

Схема передачи данных представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Схема передачи данных

Расшифровка сокращений приведена ниже.

ИС – источник сообщения. Он регистрирует (фиксирует) информацию на каком-либо носителе, в результате чего образуется сигнал. Может выполнять в целом первую фазу обращения информации, а также криптографическое кодирование. В роли ИС могут выступать сканеры, факсимильные аппараты, клавиатуры, компьютеры и т.д.

КИ – кодер[3] источника. Выполняет эффективное кодирование информации в сигнале в случае необходимости. Данный элемент может отсутствовать в схеме.

КК – кодер канала. На него возложены функции помехозащитного кодирования, если передаваемый сигнал подвержен помехам.

У – уплотнитель сигнала. Способствует передаче нескольких сигналов по одной линии связи ЛС. Может отсутствовать в схеме. Уплотнение рассмотрено далее.

М – модулятор сигнала. Изменяет информационные характеристики сигнала-носителя, накладывая на него дискретный сигнал. Модуляция рассмотрена далее.

ЛС – линия связи – физическая среда (например, воздух, электрическое или магнитное поле) и технические средства в ней, которые используются для передачи сигнала на расстояние.

ДМ – демодулятор. Выполняет выделение дискретного сигнала из сигнала-носителя. Имеет место в схеме только при наличии модулятора М.

В – устройство выделения уплотненного сигнала. Имеет место в схеме только при наличии уплотнителя У.

ДК – декодер канала. Выявляет и/или исправляет ошибки, допущенные при передаче сигнала по линии связи ЛС. Присутствует в схеме только при наличии кодера канала КК.

ДИ – декодер источника. Декодирует эффективные коды. Присутствует в схеме только при наличии кодера источника КИ.

ПС – получатель сообщения. В его роли может выступать компьютер, принтер, дисплей и т.д.

КС – канал связи.

Технически блоки модулятор (М) и демодулятор (ДМ) реализованы в одном устройстве, которое называется модем (МО дулятор- ДЕМ одулятор).

Аналогично блоки кодеров (КИ и КК) и декодеров (ДИ и ДК) реализованы технически в одном устройстве, называемом кодек (КО дер- ДЕК одер).

Блоки уплотнитель У и блок выделения сигнала В образуют мультиплексор.

Процедуры организации сети

Эти процедуры связаны с использованием компьютерных сетей в качестве средств обмена данными.

Компьютерные сети



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.14 с.)