Тема 5. Психологическая мысль периода Возрождения (конец XV - начало XVII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психологическая мысль периода Возрождения (конец XV - начало XVII вв. )



ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV - НАЧАЛО XVII вв.)

  • 5.1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения и их особенности
  • 5.2. Основные направления развития антропологических и психологический идей в культуре Возрождения
  • 5.3. Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо
  • 5.4. Развитие знания о душе в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци
  • 5.5. Концепция человека Леонардо-да Винчи

Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения и их особенности

  • 5.1.1. Хронологические рамки периода.
  • 5.1.2. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения.
  • 5.1.3. История понятия "Возрождение".
  • 5.1.4. Идеология культуры Возрождения.
  • 5.1.5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке

Хронологические рамки периода.

Синхронности в возникновении культуры Возрождения в разных странах мира не было: раньше всего, в середине XIV в., культура Возрождения складывается в Италии; в большинстве других стран ее зарождение относится к концу XV в. Завершающим периодом эпохи Возрождения почти повсеместно были последние десятилетия XVI - начало XVII в.

 

Идеология культуры Возрождения

Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к "первоисточникам знания", восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности - как с христианскими, так и с языческими; как с латинскими, так и с древнегреческими.
Античность стала важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения: на античном фундаменте строились разные области ренессансной культуры - от системы гуманитарного знания, образования, норм литературного творчества до архитектуры и изобразительного искусства. Проникновению идей античности в Европу способствовало изобретение в XV в. И. Гутенбергом книгопечатания. Благодаря этому стало возможным тиражирование и широкое распространение античной литературы.
Но нельзя забывать, что и культура средних веков, несмотря на ее отрицательную оценку творцами Ренессанса, оказывала существенное и непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. По сути, Возрождение впервые после патристики и в гораздо более крупных масштабах осуществило широкий и многогранный синтез двух культурных миров - языческого и христианского. В культуре Возрождения переплелись основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания.

 

Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения

  • 5.2.1. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей
  • 5.2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
  • 5.2.3. Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций

Гуманистические психологические и антропологические идеи развиваются в культуре Возрождения в разных сферах: в моральной философии, схоластике, в естественнонаучно ориентированных областях знания, в литературе и искусстве. Рассмотрим главные из них.

 

Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций

Большую роль в утверждении нового взгляда на человека внесло искусство периода Возрождения. Более того, искусство ранее, чем научная мысль, приступило к решению задач гуманистического переосмысления действительности.
Ориентиром для развития искусства этого периода становится искусство античности. В это время появляется портрет, утверждающий значение индивида; изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к миру, об интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи, героизирующие и прославляющие человека.
В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия.
Одним из пионеров культуры Возрождения, известным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого наблюдается отход от схоластической традиции и аскетических идеалов Средневековья к новой культуре, обращение к проблемам земного бытия человека, утверждение ценности его творческих сил.
Петрарка окончил университет в г. Болонья (юридический ф-т), принял духовный сан, много путешествовал Его имя обессмертила лирическая поэзия, написанная в стиле вольгары (народный итальянский язык) - "Книга песен", посвященная Лауре. В ней воспевается красота земной женщины, облагораживающая сила любви (даже, как у Петрарки, неразделенной).

  • Как без луны и солнца свод небесный,
  • Как ветра воздух, почва без растений,
  • Как человек безумный, бессловесный,
  • Как океан без рыб и без волнений,
  • Так будет все недвижно в мраке ночи
  • Когда она навек закроет очи…
  • Она живет - и жизнь зовут бесценной;
  • Она исчезнет - счастье жизни бренной
  • И мощь мою навек возьмет с собой.

Для его творчества характерны любовь к древним образцам духовности; реабилитация языческой литературы. Он собирал античные рукописи, изложил основы филологии.
Средние века он оценивал негативно, называл их "господством варваров", был противником схоластики. Главное внимание науки, по его мнению, должно быть обращено на человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики, поэзии, моральной философии.
Петрарка указывал, что овладение культурным опытом древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами добродетели (Хрестомат. 5.5).
Продолжателем начинаний Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), выходец из купеческой семьи, автор знаменитого "Декамерона". Он показывает пестроту жизни с богатством людских характеров и житейских обстоятельств.
Образы его новелл жизненны; его герои ценят земные радости, плотские удовольствия. Раскрывается возвышенная нравственная сторона любви, критикуется ханжеская мораль, реабилитируется женщина, отстаиваются ее права.
Это был новый жанр городской новеллы. Церковь роман осудила.

 

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV - НАЧАЛО XVII вв.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.005 с.)