График 6. Кривая «цена-потребление» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График 6. Кривая «цена-потребление»



Y

 
 


X


P

Q

Американский экономист Лейбенстаин выделяет три типичных случая влияния на полезность со стороны потребителя:

1.Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие

2.Эффект сноба – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар

3.Эффект Веблена – престижное или демонстративное потребление.

Также Лейбенстаин выделяет спекулятивный и нерациональный спрос

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление товара в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, каприза.

 

Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода

Эффект дохода – воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены товара без эффекта замещения.

Товар Гиффена – это товар, спрос на который при равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения

 

 

Р

Q

Если для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода суммируется, то для низших товаров они вычитаются

dX=dXi-dXs

Парадокс Гиффена – при увеличении цен на определенные виды товаров (в основном товаров первой необходимости) их потребление повышается за счет экономии на других товарах.

Основные понятия

1. Нормальные товары - товары, потребление которых растет вместе с ростом дохода.

2. Низшие товары - товары, потребление которых сокращается вместе с ростом дохода.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение полезности как экономической категории.

2. Какие виды полезности существуют?

3. В чем заключается сущность закона предельной полезности?

4. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?

5.Что такое кривая безразличия? Каковы свойства кривых безразличия?

6. Как определяется равновесие потребителя?

7. Что представляют собой товары Гиффена?

8. Сущность эффекта дохода и эффекта замещения.

9. Какие случая влияния на полезность со стороны потребителя выделяет американский экономист Лейбенстаин?

10. В чем отличие «эффекта сноба» и «эффекта Веблена»?

Задачи:

1. Предположим, что доход потребителя 10000 тенге в месяц. Цена продуктов питания равна 1250 тенге (Рх = 1250), цена одежды 5000 тенге (Ру = 5000). Постройте линию бюджетного ограничения.

2. Для Наташи предельная полезность от потребления каждой дополнительной порции мороженого представлены в таблице

Порция мороженого 1 2 3 4

Предельная полезность 10 8 6 3

Чему будет равна общая полезность, если Наташа купит 3 порции мороженого?

 

Тесты:

1. Какое свойство не относится к кривым безразличия:

A) кривые безразличия имеют отрицательный наклон

B) кривые безразличия никогда не пересекаются

C) чем выше расположена кривая безразличия, тем предпочтительна она

для потребителя

D)кривые безразличия имеют вид нисходящих

Е) кривые безразличия имеют положительный наклон

2. Потребительское равновесие на карте безразличия - это

А) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия

B) любая точка на самой высокой из кривых безразличия

C) точка, в которой бюджетная линия соприкасается с кривой безразличия

D) любая точка, расположенная на бюджетной линии

E) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченной бюджетной линией

3. Когда совокупная полезность находится на максимуме, предельная полезность:

А) такая же, как и совокупная

B) равна нулю

C) увеличивается

D) уменьшается

Е) не определяется

4.Товар Гиффена - это

А) товар, спрос на который падает при росте денежного дохода потребителя

B) товар, спрос на который растет при росте денежного дохода потребителя

C) товар, спрос на который не изменяется при росте денежного дохода потребителя

D) товар, спрос на который изменяется в том же направлении, что и цена

E) товар, спрос на который уменьшается, если цена товара увеличивается

5. Уравнение бюджетного ограничения

А)I = Px Y + Py X

B) I = Px X х Py Y

C) I = Px X / Py Y

D) I = Py Y / Px X

Е)I = Px X + Py У



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.011 с.)