Психология. Наименование разделов и тем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология. Наименование разделов и тем.



1. Общую психологию

§ Введение в психологию (вопросы 1–2)

§ Психология деятельности и познавательных процессов (вопросы 3, 9–15)

§ Психология личности (вопросы 4–8)

2. Возрастная психология

§ Общие вопросы возрастной психологии (вопросы 16–17)

§ Возрастные особенности развития детей (вопросы 18–25)

3. Педагогическая психология

§ Психология обучения

§ Психология воспитания

§ Психология педагогической деятельности

§ Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения

 

В соответствии с предлагаемой Программой составлены теоретические вопросы и практические задания-задачи. Соответствие вопросов и разделов 1 и 2 блока указано в скобках. 3-ий блок курса отражен в практических заданиях-задачах.

Психология. Перечень теоретических вопросов с программой подготовки

1. Предмет, задачи и методы психологии. Методы психологического познания. Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Классификация методов.

2. Сознание как высшая форма психики. Сознание и его сущность. Структура сознания и бессознательного в психике человека. Самосознание.

3. Понятие деятельности. Определение деятельности. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Основные виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.

4. Понятие о личности в психологии. Структура личности. Направленность личности. Формирование «я-концепции». Самооценка и уровень притязаний. Личность в группе.

5. Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Теория происхождения темперамента, свойства темперамента. Типы темперамента.

6. Индивидуальные особенности человека. Характер. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера.

7. Индивидуальные особенности человека. Способности. Понятие о способностях. Задатки. Уровни способностей. Общие и специальные способности. Условия развития способностей.

8. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства, функции эмоций. Формы переживания чувств: настроение, аффект, стресс. Высшие чувства - моральные, интеллектуальные, эстетические, пракcические - как результат общественного развития.

9. Характеристика воли. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества человека.

10. Общая характеристика внимания. Понятие внимания. Виды внимания. Основные особенности внимания: сосредоточенность, объём, колебания, переключаемость, распределение, рассеянность.

11. Ощущение как психический процесс. Понятие об ощущениях. Анализатор. Классификация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Адаптация. Взаимодействия ощущений: сенсибилизация, синестезия.

12. Восприятие как психический процесс. Понятие восприятия. Основные особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Классификация восприятий.

13. Память как психический процесс. Понятие памяти. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации. Виды памяти.

14. Мышление как высшая форма деятельности. Мышление и чувственное познание. Мыслительные операции. Виды мышления. Мышление и речь. Виды и функции речи.

15. Воображение как психический процесс. Понятие о воображении. Его виды. Мечта как особый вид воображения. Приемы создания творческих образов.

16. Предмет и задачи возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии. Специфика методов исследования в возрастной и педагогической психологии. Возрастные кризисы.

17. Общие закономерности психического развития. Сензитивные периоды. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б, Эльконин, А.В. Петровский).

18. Психическое развитие младенца. Социальная ситуация развития. Кризис рождения. Период новорожденности. Рефлексы новорожденного. Комплекс оживления.

19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Основные характеристики раннего детства: прямохождение, предметная деятельность, речевое общение. Эмоциональное развитие. Кризис 3-х лет. Предпосылки развития игровой деятельности.

20. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность. Развитие личности дошкольника. Развитие психических функций дошкольника.

21. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению. Проблема обучения детей с 6 лет. Диагностика готовности к обучению в школе.

22. Кризис 7 лет. Учебная деятельность как ведущая. Рождение социального «я» ребёнка. Структура учебной деятельности: мотивы учения, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка. Проблема адаптации к школе.

23. Младший школьник. Развитие познавательной сферы. Восприятие, память, внимание в младшем школьном возрасте. Особенности мышления младшего школьника. Развитие речи и воображения. Начало развития произвольности и опосредованности познавательных процессов. Внутренний план действий как новообразование возраста.

24. Младший школьник. Личностное развитие. Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Развитие рефлексии. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников.

25. Психологические особенности развития подростка. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и её отражение в психологических особенностях возраста. Социальная ситуация развития. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность. Качественные изменения в познавательной сфере подростков.

 

Практические задания, рекомендуемые для подготовки к экзамену

Пример задачи по психологии обучения:

Первоклашке предложили задание:

– В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это не простая задача, ноя уверен, – сказал учитель, – что ты сможешь решить её сам.

– Моей бабушке сейчас 50 лет.

– Сколько ей было, когда она пошла в первый класс?

– Столько же, сколько и мне, 7 лет.

– Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

– В школу она пошла в 7 лет, значит, – рассуждает малыш, – она пошла в первый класс – от 50 отнять 7 – 43 года назад. От 1998 отнять 43 получиться 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс – в 1955 году.

Вопросы:

- Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми?

- Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке?

- Что можно сказать об атмосфере на уроке?

- На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель?

Обоснуйте свой ответ.

Пример задачи по психологии воспитания:

Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь – после окончания уборки. Значит тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы – самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса.

Вопросы:

- В чем ценность данного приема организации деятельности?

- Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации?

- Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию.

- Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе более эффективна?

Пример задачи по психологии педагогической деятельности:

Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившись чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредственен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили её на ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, она обнаружила. что его спичка сломана.

– Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.

– Я её поломал, чтобы не росла.

Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

Вопросы:

- Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи.

- Как бы Вы поступили на месте педагога в подобных обстоятельствах?

Предложите свой вариант решения задачи.

Пример задачи по психологии учебно-познавательной деятельности и проблемам развивающего обучения:

Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряет активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, – он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда – радостный вскрик: «Я понял! Можно ещё и так решить…!»

Вопросы:

- Каков стиль обучения на уроке?

- Что служит критерием успеха на уроке?

- Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?

- Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?

- Что педагог делает, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

Критерии оценки

«ОТЛИЧНО»

1. Студент понимает суть вопроса, точно знает его место в системе понятий.

2. Логика и полнота изложения, выразительность, культура речи.

3. Ссылки на авторов, связь теории с практикой.

4. Аргументированно отвечает на поставленные вопросы.

 

«ХОРОШО»

1. Студент понимает суть вопроса, знает его место в системе понятий.

2. Незначительные нарушения логики изложения материала, отдельные неточности при обосновании ответа на вопрос.

 

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1. Студент понимает суть вопроса.

2. Достаточный минимальный уровень (50%).

3. Воспроизводит и усваивает точку зрения источника информации без изложения своих мыслей и личного отношения.

4. Испытывает затруднения при ответе на вопросы.

 

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1. Студент не понимает сути вопроса, не знает его места в системе понятий, лекций и статей учебника.

2. Отсутствует минимальный базовый уровень.

Литература по педагогике

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983.

2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1998.

3. Государственный образовательный стандарт 2002 года.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

5. Добсон Дж. Непослушный ребенок. М., 1992.

6. Закон РФ «Об образовании» 1992, 1996 года

7. Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

8. Лернер И. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

9. Лернер И. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978.

10. Лийметс Х. Групповые формы работы на уроке. М., 1875.

11. Маркова А. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1997.

13. Макаренко А.С. Книга для родителей (любое издание).

14. Онищук В. Урок в современной школе. М., 1977.

15. Основы дидактики. М., 1964.

16. Пидкасистый П.И. Педагогика начальной школы. М., 1991.

17. Подласый И.П. Педагогика. М., Начальная школа, 2007.

18. Педагогический поиск. 1987.

19. Педагогическое мастерство. М., 1993.

20. Роботова А.С. Профессия – учитель, М., 2005 г.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика, «Академ», 2004.

22. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

23. Смирнов С.Д. Гуманистические традиции образования. М., 1996.

24. Соловейчик С.Л. Вечная радость. М., 1986.

25. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1986.

26. Сухомлинский В.А. (Различные произведения).

27. Учебные стандарты школ России. М., 1995.

28. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

29. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьника. М., 1990.

30. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

31. Щуркова Н.Е. Воспитание - новый взгляд с позиции культуры. М., 1996.

32. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 1998.

33. Якиманская Е. Личностно-ориентированное обучение. М., 1994.

34. Маленкова Л.И. Классный руководитель: практический материал, М., 2007

35. Маленкова Л.И. Классный руководитель: теоретический материал, М., 2007

36. Коджаспирова Т.М. Педагогика. М., 2004г.

37. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, П., 2003 г.

 

Литература по психологии

1. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1982.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М., 1986.

3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.Н. «Психология» М. Академия 2003.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2008.

5. Грановская Р.М, Элементы практической психологии. ИЛУ. 1988.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию./Под ред. А.В. Петровского. М.: Академия 2004

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. УРАО. 1997.

8. Леонтьев А.Н., Избранные психологические произведения в 2-х т. М., 1983.

9. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Владос. 1998.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия. 1999.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии М., 1994.

12. Под ред. Петровского А.В. Введение в психологию. М.: Академия 1996.

13. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Академия 1998.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос 1996.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение 1989.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры М., 1986.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.048 с.)