Учебно-методический комплекс 60920 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс 60920



Учебно-методический комплекс 60920

УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ЧАСТЬ ОБЩАЯ)

Направление 030900.62 Юриспруденция

профиль Уголовное право

степень бакалавр

срок обучения 4 года

 

 


Согласовано:

Учебно-метод. управление

«_____» __________ 2012 г.

________________________

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № _____

«____» __________ 2012 г.

Зав. кафедрой ____________


 

 

Пермь 2012


Автор-составитель:

Чудин Николай Михайлович, кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора,

Боровых Любовь Витальевна, кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора

 

Учебно-методический комплекс «Уголовное право (часть общая)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 (степень бакалавр).

Дисциплина является базовой частью профессионального цикла дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

 
 

 

 


Согласование с деканом обучающего факультета:

 

 

Декан юридического факультета

профессор С.Г. Михайлов

 

 

Директор библиотеки Н.В. Яшина

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

I. Рабочая программа дисциплины………………….……..

1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы……………

4. Содержание курса…………………………………………………………

5. Темы практических и семинарских занятий…………………..…………

6. Тематика курсовых работ и рефератов…………………..………………

7. Учебно-методическое обеспечение………………………………………

7.1 Литература……………………………………………………………..

7.2 Информационное обеспечение дисциплины…………………..……

7.3 Методические указания студентам………………………………….

7.4 Методические рекомендации для преподавателя………………….

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………

 

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Целью изучения курса – Уголовное право Российской Федерации является привитие студентам фундаментальных знаний в области науки, приобретение первичных навыков практики применения уголовного закона в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров.

Задачи курса:

1) передать студентам и закрепить у них прочные знания уголовного законодательства,

2) научить применять нормы общей части Уголовного кодекса при решении конкретных ситуаций,

3) выработать навыки работы с разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ

2.Требования к уровню освоения дисциплины

 

Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому студент не может ограничиться изучением только учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой.

Работу по изучению курса Общей части уголовного права следует проводить систематически в течение семестра, а не только в период экзаменационной сессии, и в строгом соответствии с программой. Изучая ту или иную тему, студент должен сначала обратиться к методическим указаниям, к записям лекций, после этого изучить законодательный материал, другие нормативные акты и соответствующий раздел учебника. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой и материалами судебной практики. Изучаемые литературу и материалы рекомендуется конспектировать, что будет способствовать лучшему усвоению курса.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная заочная
Номера семестров    
Аудиторные занятия:    
лекции    
семинарские занятия    
лабораторная работа    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Текущий контроль    
Виды промежуточного контроля    

 

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Наименование темы Всего (час.) Виды учебных занятий
аудиторные занятия Самостоятель ная работа
Лекции Семинары
Уголовное право (часть общая). Первый семестр.
1. Понятие, задачи и система уголовного права РФ     -  
2. Уголовный закон   -    
2.1. Понятие уголовного закона. Структура уголовного закона. Толкование уголовного закона.   -    
2.2. Действие уголовного закона во времени   -    
2.3. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц   -    
  Уголовная ответственность и её основания.     -  
  Понятие преступления. Признаки преступления.        
4.1. Понятие преступления и его признаки        
4.2 Малозначительное деяние   -    
  Состав преступления. Понятие, виды.   -    
  Объект преступления        
  Объективная сторона преступления        
7.1. Понятие объективной стороны. Значение. Обязательные и факультативные признаки        
7.2. Понятие общественно опасного деяния и его форм. Условия уголовной ответственности за бездействие   -    
7.3. Факультативные признаки объективной стороны   -    
8. Субъект преступления        
8.1. Понятие субъекта преступления и его признаки. Специальный субъект преступления        
8.2. Понятие и признаки невменяемости. Правовые последствия признания лица невменяемым.   -    
  Субъективная сторона преступления        
9.1. Понятие субъективной стороны. Понятие вины. Умышленная форма вины.        
9.2. Неосторожная форма вины. Двойная форма вины. Факультативные признаки субъективной стороны   -    
9.3. Ошибка в уголовном праве        
  Множественность преступлений. Понятие, виды. Конкуренция уголовно-правовых норм.   -    
10.1. Понятие и признаки множественности. Формы и виды множественности   -    
10.2. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Способы преодоления конкуренции.   -    
11. Подготовка к экзамену   - -  
Уголовное право (часть общая). Второй семестр.
1. Неоконченное преступление        
1.1. Понятие и виды стадий совершения преступления        
1.2. Добровольный отказ от преступления и условия и условия его правомерности        
  Соучастие в преступлении        
2.1. Понятие и признаки соучастия в преступлении. Виды соучастников преступления        
2.2. Формы и виды соучастия. Ответственность соучастников.        
3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния        
3.1. Понятие необходимой обороны и условия ее правомерности        
3.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления. Крайняя необходимость.   -    
3.3. Иные обстоятельства, исключающие преступность деяния   - -  
4. Понятие и признаки наказания. Цели наказания   - -  
5. Система и виды наказаний. Характеристика видов наказаний.        
5.1. Понятие системы наказаний, принципы ее построения. Классификация видов наказаний по различным основаниям.     -  
5.2. Характеристика различных видов наказаний.   -    
6. Общие начала назначения наказания. Правила назначения наказания.        
6.1. Общие начала назначения наказания. Понятие и основные требования.        
6.2. Правила назначения наказания по совокупности преступлений и по нескольким приговорам   -    
7. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие, модели, виды.        
8. Освобождение от наказания. Понятие и виды.   -    
9. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних   -    
10. Иные меры уголовно-правового характера   -    
10.1. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, виды, порядок применения.   -    
10.2. Конфискация имущества. Понятие и порядок применения.   -    
11. Подготовка к экзамену   - -  
ИТОГО:        

 

Форма обучения заочная

Наименование темы Всего (час.) Виды учебных занятий
аудиторные занятия Самостоятель ная работа
Лекции Семинары
Уголовное право (часть общая). Первый семестр.
1. Понятие, задачи и система уголовного права РФ   - -  
2. Уголовный закон   - -  
2.1. Понятие уголовного закона. Структура уголовного закона. Толкование уголовного закона.   - -  
2.2. Действие уголовного закона во времени   - -  
2.3. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц   - -  
  Уголовная ответственность и её основания.   - -  
  Понятие преступления. Признаки преступления.   - -  
4.1. Понятие преступления и его признаки   - -  
4.2 Малозначительное деяние   - -  
  Состав преступления. Понятие, виды.   - -  
  Объект преступления   - -  
  Объективная сторона преступления   - -  
7.1. Понятие объективной стороны. Значение. Обязательные и факультативные признаки   - -  
7.2. Понятие общественно опасного деяния и его форм. Условия уголовной ответственности за бездействие   - -  
7.3. Факультативные признаки объективной стороны   - -  
8. Субъект преступления   - -  
8.1. Понятие субъекта преступления и его признаки. Специальный субъект преступления   - -  
8.2. Понятие и признаки невменяемости. Правовые последствия признания лица невменяемым.   - -  
  Субъективная сторона преступления   - -  
9.1. Понятие субъективной стороны. Понятие вины. Умышленная форма вины.   - -  
9.2. Неосторожная форма вины. Двойная форма вины. Факультативные признаки субъективной стороны   - -  
9.3. Ошибка в уголовном праве   - -  
  Множественность преступлений. Понятие, виды. Конкуренция уголовно-правовых норм.   - -  
10.1. Понятие и признаки множественности. Формы и виды множественности   - -  
10.2. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Способы преодоления конкуренции.   - -  
11. Подготовка к экзамену   - -  
Уголовное право (часть общая). Второй семестр.
1. Неоконченное преступление       -
1.1. Понятие и виды стадий совершения преступления     - -
1.2. Добровольный отказ от преступления и условия и условия его правомерности   -   -
  Соучастие в преступлении       -
2.1. Понятие и признаки соучастия в преступлении. Виды соучастников преступления       -
2.2. Формы и виды соучастия. Ответственность соучастников.   -   -
3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния       -
3.1. Понятие необходимой обороны и условия ее правомерности       -
3.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления. Крайняя необходимость.   -    
3.3. Иные обстоятельства, исключающие преступность деяния   -   -
4. Понятие и признаки наказания. Цели наказания   - -  
5. Система и виды наказаний. Характеристика видов наказаний.        
5.1. Понятие системы наказаний, принципы ее построения. Классификация видов наказаний по различным основаниям.     - -
5.2. Характеристика различных видов наказаний.   -   -
6. Общие начала назначения наказания. Правила назначения наказания.        
6.1. Общие начала назначения наказания. Понятие и основные требования.   -   -
6.2. Правила назначения наказания по совокупности преступлений и по нескольким приговорам   -   -
7. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие, модели, виды.   - -  
8. Освобождение от наказания. Понятие и виды.   - -  
9. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних     - -
10. Иные меры уголовно-правового характера     -  
10.1. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, виды, порядок применения.   -    
10.2. Конфискация имущества. Понятие и порядок применения.   -    
11. Подготовка к экзамену   - -  
ИТОГО:        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 2. Уголовный закон

Малозначительное деяние

Эволюция понятия преступления в дореволюционном, советском и действующем Российском уголовном законодательстве. Этапы развития.

Определение понятие преступления и его признаки.

Материальная характеристика – общественная опасность деяния. Характер и степень общественной опасности, её объективная оценка. Элементы содержания.

Обязательность определения признака уголовной противоправности. Правовая характеристика аналогии. Возможность существование прецедента. Законность и уголовная противоправность. Единство признаков.

Виновность и основания уголовной ответственности.

Наказуемость как признак преступления.

Непреступное поведение, малозначительность.

Отграничение преступлений от иных видов правонарушений.

Классификация преступлений, категории преступлений.

 

 

Тема 6. Объект преступления

Понятие и значение объекта преступления в уголовном праве, его влияние на определение характера и степени общественной опасности преступления. Личность как объект преступного посягательства.

Проблема классификации объекта: общий, видовой, родовой, непосредственный; основной, дополнительный, факультативный.

Значение родового и видового объекта для построения структуры особенной части УК РФ, изменения её систематизации. Зависимость квалификации от непосредственного объекта преступления. Предмет преступления и его связь с объектом, отличие от орудий и средств совершения преступления. Уголовно-правовая оценка потерпевшего от преступления.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Уголовный закон

1. Понятие уголовного закона, его значение и основные черты.

2. Задачи действующего уголовного законодательства.

3. Структура УК РФ. Структура уголовно-правовой нормы. Виды диспозиций.

4. Толкование уголовного закона, правовая природа постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

5. Аналогия закона в отраслях права.

6. Уголовно-правовые принципы.

7. Действие уголовного закона во времени. Порядок вступления закона в силу, прекращение действия. Обратная сила уголовного закона. Время совершения преступления.

8. Действие уголовного закона в пространстве. Понятие места совершения преступления.

9. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступления на территории РФ; в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов РФ.

10. Выдача преступников.

Основная литература:

1) Уголовный кодекс Российской Федерации по сост. на 1 октября 2010 г.

2) Уголовное право. Общая часть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/М. И. Ковалев, И. Я. Козаченко, Т. В. Кондрашова; под ред. И. Я. Козаченко.-4-е изд., перераб. и доп..-М.:НОРМА,2009. С.56-107.

 

Дополнительная литература:

1) Епифанова, Е. В.Понятие преступления и современная уголовно-правовая политика России / Е. В. Епифанова.-Краснодар:Изд-во Кубан. гос. ун-та,2008.

2) Иногамова-Хегай, Л. В.Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений:Учеб. пособие/Л. В. Иногамова-Хегай.-М.:ИНФРА-М,2002.

3) Наумов, А. В.Российское уголовное право. Курс лекций.в 3 томах Т. 1.Общая часть/А. В. Наумов.-4-е изд., перераб. и доп..-Москва:Волтерс Клувер,2010.

4) Российское уголовное право.В 2 т.: учебник/под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай и др..Т. 1.Общая часть.-М.: Проспект,2009.

 

Тема 4. Объект преступления

1. Понятие объекта и его значение для квалификации преступления.

2. Структура объектов по УК РФ. Личность как объект преступления.

3. Соотношение понятий объекта и предмета преступления.

4. Тенденции развития объекта преступления в истории уголовного права.

Основная литература:

1) Уголовный кодекс Российской Федерации по сост. на 1 октября 2010 г.

2) Уголовное право. Общая часть:учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/ М. И. Ковалев, И. Я. Козаченко, Т. В. Кондрашова; под ред. И. Я. Козаченко.-4-е изд., перераб. и доп..-М.:НОРМА,2009. С. 201-222.

Дополнительная литература:

 

 

Литература

Основная

1. Уголовный кодекс Российской Федерации:по сост. на 1 октября 2010 г..-,2010

2. Уголовное право. Общая часть:учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/М. И. Ковалев, И. Я. Козаченко, Т. В. Кондрашова; под ред. И. Я. Козаченко.-4-е изд., перераб. и доп..-М.:НОРМА,2009.

Дополнительная

1. Российское уголовное право: учебник. Общая часть. В 2-х т. / Борзенков Г.Н., Иногамова-Хегай Л.В., Комиссаров В.С. и др.; Моск. гос. юрид. акад., МГУ. Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. – 2-е, 2-е, 3-е изд, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2008, 2009, 2010.

2. Гришко А.Я. Помилование осужденных в России. М., 2006.

3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

4. Корнеев А.В. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2007.

5. Наумова А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3-х т. Т.: Общая часть. – 4-е изд.. перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010.

6. Российское уголовное право: учебник. Общая часть. В 2-х т. Т.1. / Борзенков Г.Н., Иногамова-Хегай Л.В., Комиссаров В.С. и др.; Моск. гос. юрид. акад., МГУ. Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. – 2-е, 2-е, 3-е изд, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2007, 2008, 2009, 2010.

7. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. М., 2006.

8. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. Сост. Хохлова Н.Н. М, 2006.

9. Уголовное право России. Общая часть. Под ред. Лунеева В.В., Наумова А.В. М.2006.

10. Уголовное право России. Общая часть: Сб. задач / сост. Л.В. Боровых, Г.М. Билык, В.Г. Шумихин, С.А. Рожков и др. Пермь, 2006.

Рекомендуемая

1. Андреева Т.А. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 2007.

2. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. М., 2006.

3. Антонов В.Ф. Крайняя необходимость в уголовном праве. М., 2005.

4. Бикмурзин М.П. Предмет преступления: теоретико-правовой анализ. М., 2006.

5. Долгова А.И. Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. М., 2004.

6. Кадников Н.Г. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности. М., 2005.

7. Курс уголовного права (в пяти томах). Московский государственный университет. М., 1999-2002.

8. Лунеев В.В. Субъективное вменение. М., 2000.

9. Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменитель­ной деятельности. М., 2004.

10. Мелешко Н.П. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. М., 2006.

11. Пионтковский А.А. Учение о преступлении по Советскому уголовному праву. М, 1961.

12. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 01.02.2011г. №1. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

13. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.06.2010г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)».

14. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.10.2009г. №20 «О некоторые вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания».

15. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.04.2009г. №8 «О судебной практике уголовно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

16. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.01.2007 г. №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (с изм., внесенными постановлением Пленума от 03.04.2008г №5 и от 29.10.2009г. №21).

17. Преступность в России в начале XXI века и реагирование на нее. М., 2004.

18. Проблемы юридической ответственности (история и современность). Тюмень. Гос. ун-т., 2004.

19. Савельева B.C. Основы квалификации преступлений. М., 2007.

20. Ситникова А.И. Приготовление к преступлению и покушение на преступление. М., 2006.

21. Станская А.А. Преступления несовершеннолетних - социальная и правовая про­блемы общества. М., 2005.

22. Толкаченко А.А. проблемы субъективной стороны преступления. М., 2005.

 

Информационное обеспечение

На кафедре уголовного права и прокурорского надзора ПГУ имеется данная программа на электронных носителях.

При подготовке к занятиям студенты могут воспользоваться информационными ресурсами КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс в компьютерном классе и библиотеке юридического факультета ПГУ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

При изучении курса уголовного права ч. Общая студенты должны обратить внимание не только на нормы уголовного законодательства, но и на их толкование, даваемое в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Изучив тему, при подготовке к семинарским занятиям обязательно письменно решить предложенные преподавателем задачи и мотивировать свою позицию с применением норм УК РФ, провести сравнение изучаемого состава со смежными и обосновать их разграничение.

Студент должен следить за состоянием законодательства и учитывать его изменения при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам.

Студентам можно порекомендовать составление конспектов (опорных и развернутых) при подготовке к экзамену. Особенно по вопросам, Которые отводились на самостоятельное изучение.

Тем студентам, кто желает углубленно познакомиться с проблемами уголовного права, можно обратиться к периодическим изданиям: «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение».

Данные рекомендации преследуют цель помочь студентам полученные знания уголовного права применять практически, т.е. к тем жизнен­ным ситуациям, которые будут возникать, когда выпускник юриди­ческого вуза будет работать по специальности. Условиям задач, сфор­мулированных по каждой теме, предшествуют краткие рекомендации о том, на что следует обратить внимание при изучении данной темы и, соответственно, при решении задач.

Надо исходить из того, что обстоятельства, изложенные в задачах, оспаривать не нужно, в них специально могут быть оставлены неяс­ности (недоговоренности), чтобы решающий задачу мог указать, что именно нужно выявить, чтобы прийти к тому или иному решению — о наличии состава преступления и какого именно либо, наоборот, о его отсутствии.

Если усматривается состав преступления, то вначале надо указать, какой статьей УК (ее частью, пунктом) он предусмотрен. После этого дать обоснование сделанного вывода. Рекомендуется следующая схема решения задач:

1) определить место данного состава преступления в структуре Особенной части УК, т.е. в каком разделе и в какой главе УК он пред­усмотрен;

2) дать определение понятия данного преступления в соответствии с уголовным законом;

3) дать юридический анализ состава преступления, а именно:

а) объектов — родового, видового (если он есть), непосредственно­го, дополнительных объектов — обязательного и факультативного (если они есть), предмета преступления и потерпевшего (если они вы­ступают обязательным или квалифицирующим признаком состава преступления).

б) объективной стороны. Определить вид состава по конструкции объективной стороны, соответственно раскрыть ее обязательные при­знаки. Указать, в каком качестве (учитывая троякое уголовно-право­вое значение) выступают факультативные признаки объективной сто­роны данного состава;

в) субъективной стороны. Определить форму и вид вины. Рас­крыть содержание интеллектуального и волевого моментов вины в данном преступлении. Указать, в каком качестве в данном виде соста­ва выступают мотив, цель, эмоции.

г) субъекта преступления. Определить вид субъекта — общий или специальный. Указать общие признаки субъекта — возраст, вменяе­мость. Если субъект специальный, раскрыть его содержание;

4) указать виды данного состава преступления: основной (про­стой), квалифицированный, особо квалифицированный; раскрыть со­держание квалифицирующих признаков;

5) отграничить анализируемый состав преступления от смежных (сходных).

Определение места данного состава преступления в структуре Особенной части УК предполагает умение отыскивать норму, которая его предусматривает. Одновременно место данного состава «содержит подсказку» относительно родового и видового объектов преступле­ния, ибо они названы соответственно в названии раздела и главы УК.

Дать определение понятия данного преступления — значит ука­зать, какое общественно опасное деяние (повлекшее какие последст­вия — если они обязательны) является преступлением.

Как показывает практика работы со студентами, особое внимание нужно обратить на юридический анализ состава преступления. Имен­но здесь допускается наибольшее количество ошибок. К наиболее рас­пространенным ошибкам относятся:

1) При характеристике объекта студенты допускают смешение родового или видового объекта с непосредственным, а непосредственного объ­екта с предметом преступления. Не обращается внимание на наличие дополнительных объектов и, в связи с этим, на решение вопроса, как квалифицировать содеянное — как единичное преступление (по одной норме УК) или по совокупности преступлений (по двум или более нормам УК).

2) При анализе объективной стороны не учитывается, каким явля­ется состав преступления — формальным или материальным. В связи с этим неправильно определяется значение преступных последствий и, соответственно, причинной связи. Они неверно объявляются обяза­тельным признаком объективной стороны, хотя состав является фор­мальным, и, наоборот, не учитываются при анализе состава матери­ального. Нередко допускается неточность, выражающаяся в том, что формальным или материальным называется преступление, а не состав преступления.

Не указывается, в каком именно качестве для данного состава преступления выступают факультативные признаки объективной стороны.

3) Анализ субъективной стороны ограничивается тем, что просто называется форма вины — умысел и (или) неосторожность. Вовсе не раскрывается содержание интеллектуального и волевого момента вины применительно к данному преступлению либо только воспроиз­водится законодательная формулировка умысла и неосторожности, содержащаяся в ст. 25 и 26 УК, без «привязки» к анализируемому со­ставу преступления. Не учитывается также конструкция состава пре­ступления (формальный или материальный), и вина в преступлениях с формальным составом раскрывается как в преступлении с составом материальным. Этому «способствует» то, что УК не знает законода­тельного определения вины в преступлениях с формальным составом. Оно дано в ст. 25 и 26 УК только применительно к преступлениям с материальным составом. Вина — это психическое (психологическое) отношение лица, нарушающего уголовно-правовой запрет, к тому, что закон объявил преступлением. А преступлением с формальным соста­вом является само действие или бездействие независимо от наступле­ния последствий. Например, разбой (ст. 162 УК) — само нападение на человека с целью хищения имущества, соединенное с насилием, опас­ным для жизни или здоровья либо с угрозой такого насилия. Следова­тельно, и вина в таких преступлениях — это отношение к самому дей­ствию или бездействию и выражается только в прямом умысле. Лицо сознает фактическую сторону деяния в форме действия или бездейст­вия, его общественную опасность (интеллектуальный момент умысла) и желает его совершить (волевой момент умысла).

Нередко не обращается внимание на особенности преступлений с двумя формами вины. В соответствии со ст. 27 УК такие преступле­ния в целом считаются умышленными (например, преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 111 УК, п. «а» ч. 3 ст. 131 УК).

Не раскрывается содержание мотива и цели либо не определяется, в каком качестве для данного состава преступления они выступают.

4) При анализе субъекта преступления не указывается (либо ука­зывается неправильно) возраст, которого надо достичь. Смешивают достижение 16-летнего возраста с достижением совершеннолетия. Не раскрываются признаки специального субъекта.

5) При раскрытии содержания признаков основного и квалифици­рованных составов преступления не используются соответствующие руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Надо иметь в виду, что постановления Пленума Верховного Суда, принятые в период действия УК РСФСР 1960 г., должны применять­ся лишь тогда, когда они не противоречат действующему законода­тельству — Конституции РФ, УК РФ и другим законам.

Это касается и выводов, сделанных в работах, написанных на базе предыдущего законодательства.

6) Не учитывается, как анализируемый состав преступления от­граничить от смежных (например, разбой (ст. 162 УК) от грабежа (ст. 161 УК), вымогательства (ст. 163 УК) и бандитизма (ст. 209 УК).

7) Затруднение вызывает так называемая конкуренция уголовно-правовых норм, когда содеянное подпадает под признаки двух или более норм Особенной части УК. Например, убийство работника пра­воохранительного органа предусмотрено ст. 317 УК. Но оно одновре­менно подпадает и под признаки убийства, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 105 УК. Часть 3 ст. 17 УК указывает, что содеянное в таких случаях должно быть квалифицировано только по специальной норме, т.е. по ст. 317 УК.

Если преступление совершено несколькими лицами, следует ква­лифицировать содеянное каждым из них. И оценить ситуацию с точки зрения признаков соучастия. Определить роль каждого в совершении преступления и решить вопрос о форме и виде соучастия в данном случае.

Если преступление не окончено, нужно определить стадию его со­вершения и учесть ее при квалификации.

При множественности деяний необходимо определить, имеет ли место, совокупность преступлений и как это отра­зится на квалификации действия (бездействия). Обратить внимание на наличие или отсутствие признаков рецидива. Если позволяют условия задачи определить его вид.

При изучении предполагаемого учебного курса студент должен обращать внимание на классические работы в данной области, вносимые в законодательство изменения, сопровождающие материалы.

Важное значение для понимания норм уголовного права, законодательства имеют разъяснения, содержащиеся в руководящих постановлениях пленума Верховного Суда СССР и Росси, которые необходимо знать. Кроме того, студент должен активно пользоваться постатейными материалами к общей части уголовного кодекса, в которых применительно к статьям УК даются извлечения из других нормативных материалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.142 с.)